Диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений молодого педагога
методическая разработка
Ценность применения диагностики в процессе самосовершенствования личности и деятельности педагога состоит в том, что она способствует выявлению недостатков, помогает наметить конкретные пути к их устранению, а также выявляет сильные стороны педагога, на которые он может опираться в дальнейшей работе. Диагностика вносит конкретность в деятельность каждого педагога, нацеливает его на решение практических задач, ориентированных на оптимизацию учебно-воспитательного процесса.
Цель: психолого-педагогическое изучение уровня профессиональной компетентности и профессиональных затруднений молодого педагога ДОУ.
Ожидаемый результат: определение уровня профессиональной компетентности и профессиональных затруднений молодого педагога ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_no_1.docx | 27.98 КБ |
prilozhenie_no_1.docx | 46.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 1
Анкета № 1 – «Анкета молодого специалиста»
- Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?
____________________________________________________________
- Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?
_____________________________________________________________
- С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?
_____________________________________________________________
- Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?
_____________________________________________________________
- Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?
_____________________________________________________________
- Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?
_____________________________________________________________
- Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?_______________________
- Что Вас привлекает в работе коллектива (нужное подчеркнуть)
- новизна деятельности; условия работы;
- возможность экспериментирования;
- пример и влияние коллег и руководителя;
- доверие;
- возможность профессионального роста.
Другое_______________________________________________________
- Что Вам хотелось бы изменить?
_____________________________________________________________
Спасибо!
Анкета № 2 «Диагностика проблем педагога»
1. При проведении каких видов образовательной деятельности вы испытываете трудности?
_________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Каковы причины, по вашему мнению, этих трудностей?
• Материальные условия
• Большое количество детей в группе
• Недостаточная методическая помощь со стороны руководства
• Недостаток педагогического опыта
• Нехватка методической литературы
3. Испытываете ли Вы затруднения в общении с: родителями, детьми, руководством?
• Да
• Нет
• Не знаю
4. Какие методы и приемы вы используете для активизации познавательной деятельности дошкольников?
_________________________________________________________________________________________________________________________________
5. В какой методической помощи вы нуждаетесь?
• В прослушивании лекций по психологии, педагогике, методикам
• В методических консультациях по отдельным разделам
• Просмотре открытых занятий у опытных воспитателей
• В знакомстве с передовым педагогическим опытом
Анкета № 3 - для выявления способностей педагогов к развитию
Оцените по 5-балльной шкале приведенные ниже утверждения:
1 – не соответствует действительности; 2 – скорее не соответствует;
3 – и да, и нет; 4 – скорее соответствует, чем нет; 5 – если данное утверждение полностью соответствует Вашему мнению.
Утверждения | Оценка |
Я стремлюсь изучить себя | |
Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами | |
Возникающие препятствия стимулируют мою активность | |
Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя | |
Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время | |
Я анализирую свои чувства и опыт | |
Я много читаю | |
Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам на разного рода методических мероприятий внутри образовательного учреждения и за его пределами | |
Постоянно самостоятельно изучаю новинки методической литературы | |
Я стремлюсь быть более открытым человеком | |
Я верю в свои возможности | |
Стремлюсь быть более открытым человеком | |
Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди | |
Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты | |
Я получаю удовольствие от освоения нового | |
Возрастающая ответственность при внедрении инноваций не пугает меня | |
Возрастающая ответственность при внедрении инноваций помогает мне мобилизоваться |
Интерпретация результатов
Подсчитайте общее количество баллов:
От 15 до 35 – Вы находитесь в стадии остановившегося развития;
От 36 до 54 – у Вас отсутствует сложившаяся система развития;
- и более – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
Анкета № 4 - «Анкета для выявления уровня компьютерной грамотности»
- Как часто Вы используете информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть)
- ежедневно;
- 1 раз в неделю;
- 1-2 раза в месяц;
- 1-2 раза в квартал;
- другое (укажите)
- Владеете ли Вы навыками работы в программе Microsoft Office Word?
не владею | |
начинающий пользователь | |
уверенный пользователь | |
продвинутый пользователь |
- Владеете ли Вы навыками работы в данной программе? (нужное подчеркнуть)
- размер, шрифт;
- создание и редактирование текстового документа;
- набор и редактирование текстового документа;
- абзацные отступы и интервалы;
- создание и форматирование таблиц;
- вставка рисунка;
- заливка, фон, рамки;
- нумерация страниц, печать готового документа.
- Другое
- Владеете ли Вы навыками работы в программе Microsoft Office Excel?
не владею | |
начинающий пользователь | |
уверенный пользователь | |
продвинутый пользователь |
5.Владеете ли Вы навыками работы в данной программе? (нужное подчеркнуть)
- диаграммы;
- таблицы;
- кроссворды;
- другое.
6.Владеете ли вы навыками работы в программе Microsoft Office Power Point?
не владею | |
начинающий пользователь | |
уверенный пользователь | |
продвинутый пользователь |
7. С какой целью используете данную программу? Для презентации, наглядности и др.
_____________________________________________________________
8. Данную программу применяете для работы
с детьми | |
с педагогами | |
с родителями | |
другое |
9. Владеете ли вы навыками работы в данной программе? (нужное подчеркнуть)
- создание слайда с диаграммой и таблицей;
- вставка в слайд рисунков и анимации при демонстрации;
- создание управляющих кнопок;
- сохранение и подготовка презентации к демонстрации;
- вставка видео;
- накладывание звуков
- другое
10.Как часто Вы пользуетесь интернетом?
- ежедневно;
- 1 раз в неделю;
- 1-2 раза в месяц;
- 1-2 раза в квартал;
- другое (укажите).
11.Для чего используете интернет?
- для получения информации (новости, гороскоп, прогноз погоды и др.)
- для педагогической деятельности;
- для общения в социальных сетях;
- для развлечений;
- другое.
12. Есть ли электронная почта?
Ваша личная |
13. Умеете ли Вы создавать электронную почту? (e-mail)
Да; Нет
14.Есть ли опыт создания сайта?
Да; Нет
15. имеете ли Вы свой личный сайт?
Да; Нет
- Хотите ли Вы научиться самостоятельно создавать сайт?
Да; Нет
- Имеете ли Вы опыт участия в on-line конференциях?
Да; Нет
Анкета № 5 - Самооценка воспитателем своих профессиональных умений и навыков.
Обозначения: балл «5» ставится, если знания и умения проявляются постоянно, имеют высокий уровень развития; «4» - знания и умения проявляются не постоянно, не всегда применяются; «3» - знания и умения достигают минимально необходимого уровня, не представляют из себя систему; «2» - знания и умения выражены слабо; «1» - знания и умения отсутствуют.
1. Умение правильно ставить перед собой цель
2. Способность к состраданию, сопереживанию
3. Педагогический такт выдержка, терпение
4. Артистичность, эмоциональность
5. Умения художественного творчества: пение, танец, рисование
6. Умение технического творчества: конструирование и моделирование
7. Умение быстро реагировать на неожиданно возникшую ситуацию
8. Умение организовывать работу с родителями
9. Стремление к самосовершенствованию и самообразованию
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Диагностические материалы для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста.
«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное - воспитание в человеке человеческого». Антуан де Сент-Экзюпери
В настоящее время сохраняет свою актуальность проблема эмоциональных нагрузок в педагогических коллективах, что зачастую выступает причиной возникновения стресса у педагогов. Работа воспитателя не из легких, может произойти любая ситуация, которая может выбить из колеи. Именно поэтому человек, который выбрал профессию «воспитатель», должен быть устойчив к стрессу.
Представленные ниже тесты, составленные мною для молодого специалиста детского сада, наставником которого я являюсь, помогли мне понять насколько ему подходит данная профессия, умеет ли он ладить с детьми, родителями, какого стиля воспитания придерживается педагог, способен ли он развиваться, какой у него уровень стрессоустойчивости. С помощью тестирования я смогла выбрать тактику наставничества, чтобы она была приемлема для молодого педагога.
ТЕСТ 1 « Вы воспитатель?»
- Если бы вам навсегда запретили заниматься нашей нынешней работой, какую профессию вы бы выбрали?
- Хотели бы вы подружиться с таким человек, как вы? Почему?
- Если у вас была бы возможность навсегда остаться в каком – то возрасте, какой бы вы возраст выбрали?
- Дошкольный возраст;
- Школьный возраст;
- 17-25 лет;
- Не хочу оставаться ни в каком возрасте, пусть все идет своим чередом.
- Вы видите плачущего ребенка, первые мысли, которые родятся в вашей голове?
- Как надоел этот крик.
- Вечно он хныкает, поплачет-перестанет.
- Может что-то случилось, дай спрошу.
- Маленький ты мой.
- Если бы вам представилась возможность вернуться в годы выбора профессии, вы бы изменили свой выбор?
- Да;
- Нет;
- не могу сказать точно
- Какую сверх способность вы хотели бы иметь?_____________
- Если нужно выбрать только один вариант, вы бы хотели, чтобы ваш ребенок вырос: умным или добрым?
- Зачем вы работаете воспитателем, ведь много работы, где денег получают больше и работа не требует напряжения?
- Я училась на это 5 лет
- Нужно же где-то работать
- Я люблю детей
- Хорошая работа для женщины
- Часто ли вы просматриваете работу в других организациях?
- Чаще, чем раз в полгода
- Раз в полгода
- Очень редко или никогда
- Каковы ваши отношения с коллегами?
- Терпеть их всех не могу
- Ну такооооое!
- Они для меня не только коллеги, но и друзья
- В конце трудового дня вы понимаете, что кое-что не доделали. Как поступите?
- Пойдёте домой, а работу закончите утром
- Доделаете работу, но потребуете сверхурочные
- Безусловно, не уйдёте, пока не доделаете
- Как вы чувствуете себя после рабочего дня?
- Вы рады, что на сегодня всё!
- Вы измождены физически и морально
- Вы рады, что сегодня удалось выполнить намеченный план
- Что больше всего беспокоит вас в вашей работе?
- Вопрос её стабильности
- Большое количество обязанностей
- Вы беспокоитесь о том, как бы поскорее стать настоящим гуру своего дела...
- Продолжите фразу «Если бы у меня была волшебная палочка, я бы…………»
- Продолжите фразу « Самое страшное, что может случиться на работе это…….»
- Вы хотите поговорить с родителем. С чего вы начнете свою речь? (на выявление знаний о правилах построения эффективного общения)
- По вашему мнению, вашим недостатком является:
- неумение находить компромисс;
- недоверие к людям;
- немотивированность поступков;
- неумение четко следовать инструкциям.
- Выразите в процентах возможный вклад педагога-наставника в Ваше профессиональное становление «проводник», «защитник интересов», «кумир», «тьютор», «консультант» или «контролер». (Этот вопрос особенно важен для выбора роли педагога-наставника)
ТЕСТ № 2 «Определение стрессоустойчивости личности».
Отметьте утверждение подходящим символом.
Символы: – редко, – иногда, - часто
1. я думаю, что меня недооценивают в коллективе
2. я стараюсь работать, не беру больничный лист, даже если чувствую себя плохо или болею
3. я переживаю за качество своей работы
4. я бываю раздражительной
5. я не терплю критики в свой адрес
6. я стараюсь быть лидером там, где это возможно
7. меня считают человеком настойчивым и напористым
8. я плохо сплю и не высыпаюсь
9. я эмоционально и болезненно переживаю неприятность
10. я проигрываю уже произошедшую ситуацию, ищу другое решение
11. у меня возникают конфликтные ситуации
12. мне недостает власти, чтобы реализовать себя
13. у меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом
14. я все делаю быстро
15. я испытываю страх, что у меня что-то не получится
16. я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки.
17. я что-то не успеваю сделать в срок, я испытываю панику.
Далее необходимо подсчитать количество фигур и определить суммарное число баллов, рассчитывая, что: – 1, – 2, -3, рассмотрев таблицу, определяется уровень стрессоустойчивости
1 уровень | 51-49 баллов | очень низкий |
2 уровень | 48-42 баллов | низкий |
3 уровень | 41-35 баллов | ниже среднего |
4 уровень | 34-27 баллов | средний |
5 уровень | 26-22 баллов | выше среднего |
6 уровень | 21-18 баллов | высокий |
7 уровень | 17 баллов | очень высокий |
После проведения и получения результатов данного теста, проводится обработка данных и при необходимости работа с психологом (тренинги, релаксации).
В своей работе использую один необычный эксперимент, который помогает всегда повысить уровень стрессоустойчивости, хочу с вами им поделиться.
Беру книгу (или любой другой предмет) и держу ее над головой на вытянутой руке "Сколько, по-вашему, весит эта книга?"
- "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" – предполагает педагог.
- Я и сама не знаю, если честно. Чтобы узнать это, нужно её взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так книгу в течение нескольких минут?
- Ничего, - отвечает педагог.
- Хорошо. А что будет, если я подержу книгу в течение часа? - снова спрашиваю я.
- У вас заболит рука, - отвечает педагог.
- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу книгу целый день?
- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - высказывает мнение педагог.
- Очень хорошо, - продолжаю я, - однако изменился ли вес книги в течение этого времени?
- Нет, - был ответ.
- Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах? (вопрос вызывает недоумение у педагога)
- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? – спрашиваю я
- Опустить книгу, - последовал ответ.
- Вот, точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами. Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, понять причину, почему это произошло, и постараться не допускать этой ситуации больше, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими, бодрыми, и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями.
Кроме тестирования, в качестве диагностического материала, я применяю перечень сложных педагогических ситуаций, представляющих собой совокупность условий и обстоятельств, которые требуют от воспитателя быстрого принятия педагогически верного решения.
Каждая педагогическая ситуация решается с использованием определенного алгоритма, которому мы следуем.
• Исследование причин возникновения проблемы (исследовательская задача, что произошло, кто участвовал в событии, где оно произошло и т.д.). Вычленение проблемы.
• Построение прогноза дальнейшего развития ситуации (прогнозная задача, что нужно сделать, чтобы проблему решить).
• Поиск решения, выхода из затруднительной ситуации в конкретных условиях (изобретательская задача).
• Идеальный конечный результат. (определение критериев, по которым возможно судить о достигнутых результатах).
Примеры педагогических ситуаций:
Педагогическая ситуация № 1. Наступает тихий час. Все дети готовятся ко сну. А один ребенок не хочет идти в спальню, он хочет играть. Как поступить в такой ситуации?
Педагогическая ситуация № 2. У ребенка пропала игрушка. Обнаруживается, что она находится в шкафчике одного из детей. Сама она туда попасть не могла, как вы поступите?
Педагогическая ситуация № 3. В группе есть ребенок, с которым никто из детей не хочет играть и общаться. Когда он подходит к детям и пытается включиться в их игру, они его отвергают или уходят в другую сторону. Объяснить своего поведения они не могут. Мальчик тихий, спокойный, в конфликты не вступает. Найдите способ помочь отвергнутому ребенку.
Педагогическая ситуация № 4. В группе есть гиперактивный мальчик, ему ничего не интересно, внимание его можно занять лишь на несколько минут, он все время шумит, отвлекается сам и мешает другим детям.
Педагогическая ситуация № 5. В группе детского сада ежедневно большое количество детей (25-30 человек). Это не позволяет во время образовательной деятельности уделить достаточно внимания каждому ребенку, что влияет на качество воспитательно-образовательного процесса. Организовать подгрупповую работу не позволяет режим и специфика работы детского сада. Как быть?
Есть ряд ситуаций, они сейчас не редки, которые связаны с родителем и педагогом. Молодой педагог сталкивается с трудностью в общении с родителями. Некоторые родители, особенно старшего поколения не воспринимают всерьез молодого педагога, не прислушиваются к его советам и часто высказывают претензии. Никогда не стоит обижаться и пасовать перед родителями. Поэтому педагог должен стремиться к взаимопониманию, единомыслию с мамами и папами. Для этого существуют различные формы работы с ними. Родители должны стать полноправными участниками всего педагогического процесса. А так же многим из них необходимо понять, что педагоги детского сада – это только помощники в воспитании их чада и перекладывать на них всю ответственность за ребенка нельзя. Рассмотрим некоторые ситуации.
Педагогическая ситуация № 1. За Олей в детский сад пришла мама раньше обычного времени. Оля радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!» Мама: «А почему у тебя вся одежда в клею. Как мы в гости теперь пойдем (начинает кричать мама). Вот и пойдешь теперь, знаешь сама, как кто». Оля села тихо одеваться. Как вы поступите в такой ситуации. Будете ли вы в нее вмешиваться? В чём мама допускает ошибку? Как бы Вы поступили на её месте?
Педагогическая ситуация № 2. Мама одного из детей подготовительной группы постоянно высказывает претензии воспитателю, что она плохо смотрит за детьми, ее ребенок постоянно потеет во время прогулки или замерзает. От этого он часто болеет. Как организовать работу с родителем?
Педагогическая ситуация № 3. Каждое утро, когда папа приводит мальчика (5 лет) в детский сад, ребёнок устраивает истерику "на пустом месте", прячется в уличный шкафчик для одежды и сидит там, не желая выходить. Папа относится к этому факту, как к проявлению характера, и попросту уходит, оставляя ребёнка в шкафу, часто не предупредив воспитателя. Как поступить в данной ситуации?
Педагогическая ситуация № 4. В процессе одевания на вечернюю прогулку во второй младшей группе детского сада один ребёнок начинает сильно капризничать и топать ногами, не желая одеваться, на эти действия помощник воспитателя берёт ребёнка за руку, сажает на скамейку и строго говорит: «Одевайся, а не плачь!». Утром мама этого ребёнка обращается к воспитательнице с вопросом: «Мне мой ребёнок сказал, что его няня вчера побила, это правда?». Ваша реакция?
Педагогическая ситуация № 5. У ребенка пьющая мама, девочка стесняется этого и говорит воспитателю, как бы она хотела, чтобы ее мамой была именно воспитательница. « А можно я вас буду мамой называть?» - спрашивает девочка. Как поступить воспитателю?
После каждой рассмотренной ситуации мы применяем алгоритм, при помощи которого анализируем и приходим к выводу: правильно ли решена ситуация или она требовала другого решения? К чему может привести ее неправильное решение?
По мере решения педагогической ситуации, возникающим затруднениям молодого педагога, я прихожу к выводу, на что необходимо обратить внимание молодого педагога, какие методические пособия почитать, какие примеры из жизни привести. Не спорю - все индивидуально, шаблонов нет, и в одной и той же ситуации с разными детьми надо поступать соответственно причинам, темпераменту ребенка и т.д. Сама учусь вместе с ним. Наверняка, каждый новичок согласится с мнением А.С.Макаренко, который говорил, что как бы хорошо студент не окончил учебное заведение, каким бы талантом и способностями к профессии он не обладал, если он не будет учиться у более опытных коллег, он никогда не станет настоящим специалистом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ДО
Уважаемый, педагог! Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты в связи с тем, что наше образовательное учреждение переходит на ФГОС нового поколения. Внимательно прочитайте и ответьте на вопро...
Диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ДО
Диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ДО 1 Какие нормативно-правовые документы Федерального уровни регулируют деятельность ДО...
Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста
Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста.(разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)...
Диагностический инструментарий для выявления умений детей игре в шахматы
Диагностический инструментарий предназначен для педагогов обучающих воспитанников игре в шахматы. Диагностический инструментарий для детей 6-7 лет жизни...
Пакет диагностического инструментария для выявления индивидуальных особенностей первого года жизни ребенка с учетом педагогических, психологических и правовых аспектов.
Особенностью детей первого года жизни является большая зависимость от воздействия взрослого человека. Общение со взрослым - необходимая потребность детей уже в первые месяцы жизни. Именно в процессе э...
Диагностический материал для выявления профессиональных затруднений педагогов
Диагностический материал для выявления профессиональных затруднений педагогов...
Диагностический инструментарий по выявлению уровня навыков экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью...