Мастер - класс «Использование технологии сотрудничества в социально-личностном развитии дошкольников с особыми образовательными потребностями»
учебно-методический материал
Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в стенах нашего дошкольного образовательного учреждения. Вы выбрали не простую профессию - воспитатель. Профессия эта не только сложная, но и ответственная, многофункциональная и всеобъемлющая. В будущем вам предстоит не просто обучать и воспитывать детей, а ежедневно, ежечасно, разрешать их трудности и помогать им в преодолении их проблем. В ваши руки попадёт самый хрупкий материал всех времен и народов - душа ребенка. Относитесь к ней бережно, со всем уважением и любовью, ведь только так можно вырастить ЧЕЛОВЕКА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_studentov.docx | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс
«Использование технологии сотрудничества в социально-личностном развитии дошкольников с особыми образовательными потребностями»
Ход мастер - класса
Теоретическая часть
- Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в стенах нашего дошкольного образовательного учреждения. Вы выбрали не простую профессию - воспитатель. Профессия эта не только сложная, но и ответственная, многофункциональная и всеобъемлющая. В будущем вам предстоит не просто обучать и воспитывать детей, а ежедневно, ежечасно, разрешать их трудности и помогать им в преодолении их проблем. В ваши руки попадёт самый хрупкий материал всех времен и народов - душа ребенка. Относитесь к ней бережно, со всем уважением и любовью, ведь только так можно вырастить ЧЕЛОВЕКА.
- Проблема, которая станет предметом нашего сегодняшнего обсуждения, весьма актуальна – это включение и сопровождение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и здоровья (с особыми образовательными потребностями) в группу обычного детского сада.
- Каждому из вас мы предлагаем шаблон человека. На основе этого шаблона вы должны нарисовать себя, добавляя свои индивидуальные особенности. (1минута). А теперь, посмотрите, что общего у всех ваших человечков? (ответы: голова, руки, ноги). А чем они отличаются? (ответы: одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз). А теперь посмотрите, какой
человек получился у нас (на доске изображение человека в очках, без пальчиков на руке и т.д.).
- Этот человечек – ребенок с особыми образовательными потребностями, т.е. ребенок с ОВЗ. Давайте, с вами определим, кто же такие дети с ОВЗ. Дети с ОВЗ — это дети, которые имеют временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждаются в создании специальных условий для обучения и воспитания.
В настоящее время выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:
- дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие)
- дети с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие)
- дети с тяжелыми нарушениями речи
-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
-дети с задержкой психического развития
- дети с умственной отсталостью
- дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом).
- Мы должны быть готовы к приему и оказанию коррекционной помощи таким детям. В настоящее время у нас получают специализированную коррекционную помощь 40 детей с ОВЗ, из них 5 детей с ОНР, 1 ребенок с ЗПР и 1 ребенок-инвалид. Функционируют 2 группы комбинированной направленности, где наряду с обычными детками, обучаются и воспитываются детки с ОВЗ (с нарушениями речи), это организовано для того, чтобы дети с ОВЗ не были оторваны от общества своих сверстников, а имели возможность развиваться, дружить, играть как обычные дети, реализовывать свои способности и достигать успехов к подготовке к школе. Весь коррекционный процесс сложный, многогранный и успех возможен только тогда, когда в нем взаимодействуют все участники образовательного пространства: это воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физическому развитию, музыкальный руководитель, администрация ОУ, и, конечно же, родители.
- Для того, чтобы почувствовать, как же тяжело быть таким «особенным ребенком», мы предлагаем вам на короткое время побыть ребенком с ОВЗ и по группам выполнить, на первый взгляд, простые задания. Для участия нам понадобятся 6 человек, разделитесь на 3 пары. Представитель от каждой пары, должен подойти выбрать на доске одно сердечко (сердечки на доске с № стола).
Практическая часть
1-й стол (нарушение зрения)
Игра «Слепой и поводырь» Один из пары участников будет играть роль незрячего, а другой – помощника.
Задание «незрячему». «Закрой, пожалуйста, глаза, глаза и ни в коем случае не подглядывай. Ты должен будешь встать с места, подойти к доске, написать на ней своё имя, положить мел на стол и вернуться на своё место».
Задание помощнику. «Ты – помощник. Твоя задача сделать всё, чтобы незрячий не упал, не нанёс себе травму, не столкнулся с чем-нибудь или с кем-нибудь. И ещё следи, чтобы твой товарищ не подглядывал.
Вопросы к «незрячему»:
- Что ты чувствовал?
- Что ты делал?
- Трудно ли было? Если трудно, то когда?
- Что для тебя было самым трудным?
Вопросы к помощнику:
- Хотелось ли тебе помочь?
- Если хотелось, то когда?
Вопросы ко всей аудитории:
- Что вы видели?
- Где ему было трудно?
- Когда ему больше всего требовалась помощь?
- Угадал ли помощник тот момент, когда его помощь была нужна?
- С какими трудностями сталкиваются дети, у которых есть проблемы со зрением?
2-й стол (тяжелое нарушение речи)
Игра «Узнай новость». Дать листок со словосочетанием или предложением, обсудить 3 минуты и показать без помощи слов написанное.
Человеку плохо на улице. Вы понимаете, что он не говорящий. Ваши действия.
Один из пары участников будет играть роль не говорящего, а другой – прохожего.
Задание «не говорящему». «Изобразите, что вам на улице стало плохо. И вы просите о помощи»
Задание прохожему. «Вы – прохожий. Наблюдаете, что человеку плохо на улице. Вы понимаете, что он немой. Ваша задача сделать всё, чтобы помочь ему. Ваши действия»
Вопросы к «не говорящему»:
- Что вы делали?
- Сложно ли было передать предложение, не пользуясь речью?
Вопросы к помощнику:
- Что вы делали?
- Как вы поняли, что хотел сказать «не говорящий»?
- Сложно ли было понять, что хотел сказать «не говорящий»?
Вопросы ко всей аудитории:
- Что вы видели?
- Где ему было трудно?
- Когда ему больше всего требовалась помощь?
- Угадал ли помощник тот момент, когда его помощь была нужна?
- С какими трудностями сталкиваются дети, у которых есть проблемы со зрением.
3-й стол (нарушение ОДА)
Игра «Собери портфель». Один из пары участников будет играть роль ребёнка с нарушениями ОДА (опорно-двигательного аппарата), а другой – помощника.
Задание «ребёнку с нарушениями ОДА».
-Встаньте. Правую руку уберите за спину. Левой рукой снимите с крючка и откройте ранец. Достаньте линейку, учебник.
- Теперь попросите помощника помочь вам присесть на одной ноге.
Задание помощнику. «Ты – помощник. Твоя задача сделать всё, чтобы ребёнок с ОДА не упал, не нанёс себе травму, не столкнулся с чем-нибудь или с кем-нибудь».
- Теперь помогите ребёнку с ОДА присесть на одной ноге.
Вопросы к «ребёнку с ОДА»:
- Удобно ли вам было выполнять команды?
- Трудно ли было?
- Когда задание «присесть» вам было легче выполнить?
Вопросы к помощнику:
- Хотелось ли помочь?
- Если хотелось, то когда?
Вопросы ко всей аудитории:
- Что вы видели?
- Где ему было трудно?
- Когда ему больше всего требовалась помощь?
- Угадал ли помощник тот момент, когда его помощь была нужна?
Вопросы ко всей аудитории:
-Что вы видели?
-Где ему было трудно?
-Когда ему больше всего требовалась помощь?
-Угадал ли помощник тот момент, когда его помощь была нужна?
-С какими трудностями сталкиваются дети, у которых есть проблемы со зрением, с речью, с ОДА?
-Какой из этого можно сделать вывод? (ответы: детям с ОВЗ необходимо помогать).
- Сейчас вы почувствовали на себе как трудно таким детям сделать то, что для нас не составляет труда. И, нам, педагогам, в чьих руках находится детство, очень важно помочь таким детям социализироваться в современном обществе.
- Мы с вами увидели на наглядном примере, что проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве ДОУ требует деликатного, гибкого подхода. И сегодня педагоги нашего образовательного учреждения готовы поделиться своим опытом в данной области и мы приглашаем вас на мастер-классы.
- Первый мастер-класс пройдет в группе №8 «Муравьишки». Эта группа комбинированной направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи. Мастер-класс проведут: воспитатель первой квалификационной категории – Бесперстова С.В. и учитель-логопед высшей квалификационной категории – Карнаухова О.В.
- Второй мастер-класс пройдет в группе №9 «Капельки». Эта группа общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет, где также есть дети с нарушениями речи, которые обучаются на логопункте. Мастер-класс проведет: воспитатель первой квалификационной категории – Чагаева Н.П.
Возвращение в музыкальный зал
Подведение итогов:
- Какие впечатления на вас произвели данные мастер-классы?
- Что нового вы сегодня узнали для себя?
(Обмен мнениями и впечатлениями)
- Подвести итог нашего семинара мы хотели бы притчей:
Притча:
В один прекрасный день маленький мальчик, вернувшись из школы, передал маме записку от учителя. Женщина взяла лист бумаги, начала читать и расплакалась. Потом зачитала содержание письма своему сыну. Там говорилось, что ребенок является настоящим гением, что в школе нет таких учителей, которые могли бы помочь развивать его талант. Поэтому мальчику предоставлялось домашнее обучение. Прошло много лет. После смерти женщины уже взрослый сын перебирал семейные архивы и увидел письмо. Прочитав его, он прорыдал несколько дней. Там было написано, что мальчика признали умственно отсталым. И рекомендовали забрать своего ребенка подальше от школы. Этим ребенком был Томас Эдисон и ко времени прочтения письма, они уже был известным изобретателем.
- Действительно, «особенные дети» - это особые дети, с выдающимся многогранным талантом! И наша задача, как педагогов, не отвергать таких детей, а принять и помочь им в их жизненном становлении. Ведь все люди на земле хотят, чтобы их понимали и принимали в обществе.
- В нашем современном обществе существует такое красивое слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Напишите на лепестках цветка, как вы понимаете это слово, лепестки – ваши ответы, мы прикрепим на доску и получим вот такой чудесный цветок (обобщение).
Толерантность – это …………………..
Видеоролик «Мы такие разные, но мы – вместе!»
- Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План практикума - тренинга для родителей «Сенсорное развитие дошкольников с особыми образовательными потребностями в условиях семьи»
План практикума - тренинга для родителей«Сенсорное развитие дошкольниковс особыми образовательными потребностями в условиях семьи»...
Мастер-класс для педагогов района «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями».
Презентация, содержание мастер-класса, описание игр и упражнений в песочнице, на световом столе, с кинетическим песком....
Мастер-класс «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями"
Мастер-класс «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями"...
Мастер – класс «Использование технологии СИНКВЕЙН в работе по развитию речи дошкольников»
Предложенный материал дает представление об инновационной технологии развития речи «Синквейн», о значении этого метода в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательны...
Использование элементов арт-терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями
Детская арт-терапия – это простой, эффективный и безопасный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Арт-терапия основана на спонтанном самовыражении. Здесь важен процесс творч...
Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»
Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»...
Сенсорика - фундамент интеллектуального развития дошкольника с особыми образовательными потребностями.
В статье изложено, что в себя включает сенсомоторное развитие ребёнка. Предложены практические способы формирования сенсорного восприятия и особенности коррекционной работы с дошкольниками с особыми о...