Мастер - класс «Использование технологии сотрудничества в социально-личностном развитии дошкольников с особыми образовательными потребностями»
учебно-методический материал

Бесперстова Светлана Викторовна

Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в стенах нашего дошкольного образовательного учреждения. Вы выбрали не простую профессию - воспитатель. Профессия эта не только сложная, но и ответственная, многофункциональная и всеобъемлющая. В будущем вам предстоит не просто обучать и воспитывать детей, а ежедневно, ежечасно, разрешать их трудности и помогать им в преодолении их проблем.  В ваши руки попадёт самый хрупкий материал всех времен и народов - душа ребенка. Относитесь к ней бережно, со всем уважением и любовью, ведь только так можно вырастить ЧЕЛОВЕКА. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_studentov.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс

 «Использование технологии сотрудничества в социально-личностном развитии дошкольников с особыми образовательными потребностями»

Ход мастер - класса

Теоретическая часть

      - Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в стенах нашего дошкольного образовательного учреждения. Вы выбрали не простую профессию - воспитатель. Профессия эта не только сложная, но и ответственная, многофункциональная и всеобъемлющая. В будущем вам предстоит не просто обучать и воспитывать детей, а ежедневно, ежечасно, разрешать их трудности и помогать им в преодолении их проблем.  В ваши руки попадёт самый хрупкий материал всех времен и народов - душа ребенка. Относитесь к ней бережно, со всем уважением и любовью, ведь только так можно вырастить ЧЕЛОВЕКА.

       - Проблема, которая станет предметом нашего сегодняшнего обсуждения, весьма актуальна – это включение и сопровождение  детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и здоровья (с особыми образовательными потребностями) в группу обычного детского сада.

      - Каждому из вас мы предлагаем шаблон человека. На основе этого шаблона вы должны нарисовать себя, добавляя свои индивидуальные особенности. (1минута). А теперь, посмотрите, что общего у всех ваших человечков? (ответы: голова, руки, ноги). А чем они отличаются? (ответы: одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз). А теперь посмотрите, какой

человек получился у нас (на доске изображение человека в очках, без пальчиков на руке и т.д.).

     -  Этот человечек – ребенок с особыми образовательными потребностями, т.е. ребенок с ОВЗ.  Давайте, с вами определим, кто же такие дети с ОВЗ.            Дети с ОВЗ — это дети, которые имеют временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждаются в создании специальных условий для обучения и воспитания.

      В настоящее время выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:

- дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие)

- дети с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие)

- дети с тяжелыми нарушениями речи

-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

-дети с задержкой психического развития

- дети с умственной отсталостью

- дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом).

       - Мы должны быть готовы к приему и оказанию коррекционной помощи таким детям. В настоящее время у нас получают специализированную коррекционную помощь 40 детей с ОВЗ, из них 5 детей с ОНР, 1 ребенок с ЗПР и 1 ребенок-инвалид. Функционируют 2 группы комбинированной направленности, где наряду с обычными детками, обучаются и воспитываются детки с ОВЗ (с нарушениями речи), это организовано для того, чтобы дети с ОВЗ не были оторваны от общества своих сверстников, а имели возможность развиваться, дружить, играть как обычные дети, реализовывать свои способности и достигать успехов к подготовке к школе. Весь коррекционный процесс сложный, многогранный и успех возможен только тогда, когда в нем взаимодействуют все участники образовательного пространства: это воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физическому развитию, музыкальный руководитель, администрация ОУ, и, конечно же, родители.

- Для того, чтобы почувствовать, как же тяжело быть таким «особенным ребенком», мы предлагаем вам на короткое время побыть ребенком с ОВЗ  и по группам выполнить, на первый взгляд, простые задания. Для участия нам понадобятся 6 человек, разделитесь на 3 пары. Представитель от каждой пары, должен подойти выбрать на доске одно сердечко (сердечки на доске с № стола).

Практическая часть

1-й стол (нарушение зрения)

Игра «Слепой и поводырь» Один из пары участников будет играть роль незрячего, а другой – помощника.

Задание «незрячему». «Закрой, пожалуйста, глаза, глаза и ни в коем случае не подглядывай. Ты должен будешь встать с места, подойти к доске, написать на ней своё имя, положить мел на стол  и вернуться на своё место».

Задание помощнику. «Ты – помощник. Твоя задача сделать всё, чтобы незрячий не упал, не нанёс себе травму, не столкнулся с чем-нибудь или с кем-нибудь. И ещё следи, чтобы твой товарищ не подглядывал.

Вопросы к «незрячему»:

  • Что ты чувствовал?
  • Что ты делал?
  • Трудно ли было? Если трудно, то когда?
  • Что для тебя было самым трудным?

Вопросы к помощнику:

  • Хотелось ли тебе помочь?
  • Если хотелось, то когда?

Вопросы ко всей аудитории:

  • Что вы видели?
  • Где ему было трудно?
  • Когда ему больше всего требовалась помощь?
  • Угадал ли помощник тот момент, когда его помощь была нужна?
  • С какими трудностями сталкиваются дети, у которых есть проблемы со зрением?

2-й стол (тяжелое нарушение речи)

Игра «Узнай новость». Дать листок со словосочетанием или предложением, обсудить 3 минуты и показать без помощи слов написанное.

Человеку плохо на улице. Вы понимаете, что он не говорящий. Ваши действия.

Один из пары участников будет играть роль не говорящего, а другой – прохожего.

Задание «не говорящему». «Изобразите, что вам на улице стало плохо. И вы просите о помощи»

Задание прохожему. «Вы – прохожий. Наблюдаете, что человеку плохо на улице. Вы понимаете, что он немой. Ваша задача сделать всё, чтобы помочь ему. Ваши действия»

Вопросы к «не говорящему»:

  • Что вы делали?
  • Сложно ли было передать предложение, не пользуясь речью?

Вопросы к помощнику:

  • Что вы делали?
  • Как вы поняли, что хотел сказать «не говорящий»?
  • Сложно ли было понять, что хотел сказать «не говорящий»?

Вопросы ко всей аудитории:

  • Что вы видели?
  • Где ему было трудно?
  • Когда ему больше всего требовалась помощь?
  • Угадал ли помощник тот момент, когда его помощь была нужна?
  • С какими трудностями сталкиваются дети, у которых есть проблемы со зрением.

3-й стол (нарушение ОДА)

Игра «Собери портфель». Один из пары участников будет играть роль ребёнка с нарушениями ОДА (опорно-двигательного аппарата), а другой – помощника.

Задание «ребёнку с нарушениями ОДА».

-Встаньте. Правую руку уберите за спину. Левой рукой снимите с крючка и откройте ранец. Достаньте линейку, учебник.

- Теперь попросите помощника помочь вам присесть на одной ноге.

Задание помощнику. «Ты – помощник. Твоя задача сделать всё, чтобы ребёнок с ОДА не упал, не нанёс себе травму, не столкнулся с чем-нибудь или с кем-нибудь».

- Теперь помогите ребёнку с ОДА присесть на одной ноге.

Вопросы к «ребёнку с ОДА»:

  • Удобно ли вам было выполнять команды?
  • Трудно ли было?
  • Когда задание «присесть» вам было легче выполнить?

Вопросы к помощнику:

  • Хотелось ли помочь?
  • Если хотелось, то когда?

Вопросы ко всей аудитории:

  • Что вы видели?
  • Где ему было трудно?
  • Когда ему больше всего требовалась помощь?
  • Угадал ли помощник тот момент, когда его помощь была нужна?

Вопросы ко всей аудитории:

-Что вы видели?

-Где ему было трудно?

-Когда ему больше всего требовалась помощь?

-Угадал ли помощник тот момент, когда его помощь была нужна?

-С какими трудностями сталкиваются дети, у которых есть проблемы со зрением, с речью, с ОДА?

-Какой из этого можно сделать вывод? (ответы: детям с ОВЗ необходимо помогать).

      - Сейчас вы почувствовали на себе как трудно таким детям сделать то, что для нас не составляет труда. И, нам, педагогам, в чьих руках находится детство, очень важно помочь таким детям социализироваться в современном обществе.

       - Мы с вами увидели на наглядном примере, что проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве ДОУ требует деликатного, гибкого подхода. И сегодня педагоги нашего образовательного учреждения готовы поделиться своим опытом в данной области и мы приглашаем вас на мастер-классы.

- Первый мастер-класс пройдет в группе №8 «Муравьишки». Эта группа комбинированной направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи. Мастер-класс проведут: воспитатель первой квалификационной категории – Бесперстова С.В. и учитель-логопед высшей квалификационной категории – Карнаухова О.В.

- Второй мастер-класс пройдет в группе №9 «Капельки». Эта группа общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет, где также есть дети с нарушениями речи, которые обучаются на логопункте. Мастер-класс проведет: воспитатель первой квалификационной категории – Чагаева Н.П.

Возвращение в музыкальный зал

Подведение итогов:

- Какие впечатления на вас произвели данные мастер-классы?

- Что нового вы сегодня узнали  для себя?

(Обмен мнениями и впечатлениями)

- Подвести итог нашего семинара мы хотели бы притчей:

Притча:

В один прекрасный день маленький мальчик, вернувшись из школы, передал маме записку от учителя. Женщина взяла лист бумаги, начала читать и расплакалась. Потом зачитала содержание письма своему сыну. Там говорилось, что ребенок является настоящим гением, что в школе нет таких учителей, которые могли бы помочь развивать его талант. Поэтому мальчику предоставлялось домашнее обучение. Прошло много лет. После смерти женщины уже взрослый сын перебирал семейные архивы и увидел письмо. Прочитав его, он прорыдал несколько дней. Там было написано, что мальчика признали умственно отсталым. И рекомендовали забрать своего ребенка подальше от школы. Этим ребенком был Томас Эдисон и ко времени прочтения письма, они уже был известным изобретателем.

- Действительно, «особенные дети» - это особые дети, с выдающимся многогранным талантом! И наша задача, как педагогов, не отвергать таких детей, а принять и помочь им в их жизненном становлении. Ведь все люди на земле хотят, чтобы их  понимали  и принимали в обществе.

- В нашем современном обществе существует такое красивое слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Напишите на лепестках цветка, как вы понимаете это слово, лепестки – ваши ответы, мы прикрепим на доску и получим вот такой чудесный цветок (обобщение).

Толерантность – это …………………..

Видеоролик «Мы такие разные, но мы – вместе!»

- Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План практикума - тренинга для родителей «Сенсорное развитие дошкольников с особыми образовательными потребностями в условиях семьи»

План практикума - тренинга для родителей«Сенсорное развитие дошкольниковс особыми образовательными потребностями в условиях семьи»...

Мастер-класс для педагогов района «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями».

Презентация, содержание мастер-класса, описание игр и упражнений в песочнице, на световом столе, с кинетическим песком....

Мастер-класс «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями"

Мастер-класс «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями"...

Мастер – класс «Использование технологии СИНКВЕЙН в работе по развитию речи дошкольников»

Предложенный материал дает представление об инновационной технологии развития речи «Синквейн», о значении этого метода в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательны...

Использование элементов арт-терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями

Детская арт-терапия – это простой, эффективный и безопасный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Арт-терапия основана на спонтанном самовыражении. Здесь важен процесс творч...

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»...

Сенсорика - фундамент интеллектуального развития дошкольника с особыми образовательными потребностями.

В статье изложено, что в себя включает сенсомоторное развитие ребёнка. Предложены практические способы формирования сенсорного восприятия и особенности коррекционной работы с дошкольниками с особыми о...