Мастер – класс «Использование технологии СИНКВЕЙН в работе по развитию речи дошкольников»
материал по развитию речи

Иванова Людмила Геннадьевна

Предложенный материал дает представление об инновационной технологии развития речи «Синквейн», о значении этого метода в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления. Показывает значимость данной технологии и в других видах деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_sinkveynu.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Использование технологии СИНКВЕЙН

в работе по развитию речи дошкольников»

Цель: дать представление об инновационной технологии развития речи «Синквейн», о значении этого метода в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления. Показать значимость данной технологии и в других видах деятельности.

 

План проведения мастер-класса

I.       Теоретическая часть:

         Что такое «Синквейн».

          Актуальность «Синквейна»;

           Научная концепция и правила составления «Синквейна».

II.       Практическая часть:

         Совместная работа с педагогами с показом на экране.

         Обсуждение полученных результатов.

III.         Подведение итогов.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что наше мероприятие будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций.

1 слайд

Я хотела бы задать вам загадку:

Творческий, активизирующий.

 Развивает, обогащает, уточняет.

 Помогает учиться.

  Метод.

Это синквейн. И я вам предлагаю поиграть в синквейн, как в детстве. Для этого я приглашаю сидящих на первом ряду коллег.

На листе заготовлены вопросы. Каждый игрок пишет, любой ответ, затем заворачивает и игроки меняются листочками (чтобы не запутаться, передают по кругу). По окончании игры каждый разворачивают листок, оказавшийся у него и по очереди зачитывают.

Вопросы, которые предварительно написанные на листочке.

- Кто?

- С кем?

— Где?

— Когда?

— Что делали?

— Что им сказали?

— Чем все закончилось?

(зачитывается «чепуха» которая получилась в процессе игры).

Я благодарю за помощь коллег. Проходите на свои места.

I. Теоретическая часть.

Уважаемые коллеги и я хочу познакомить вас с методикой синквейн. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.

2 слайд

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:

- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;

- способствует обогащению и актуализации словаря;

- является диагностическим инструментом и проводится в рамках прохождения определённой лексической темы;

- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)

 - используется для закрепления изученной темы;

- является игровым приемом;

- составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

3 слайд

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками, как увлекательная игра - ведь сочинять весело, полезно и легко. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Самое главное: Синквейн – получается у всех!

Когда же начинать знакомство с этим приемом?

- С детьми старшего возраста.

4 слайд

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк».
Синквейн – нерифмованная  пятистрочная стихотворная форма, написанное в соответствии с определёнными правилами.

      В начале XX века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси, опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году.

5 слайд

Правила составления синквейна таковы: синквейн состоит из пяти строк и его форма напоминает ёлочку.

1. строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею (Кто, что?);

2. строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль (Какой, какая, какое, какие?);

3. строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы (Что делает, что делают?);

4. строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;

5. строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово). Вывод, итог, ассоциация.

Итак, чтобы применить эту методику на практике, мы должны научиться этому сами. Приступим к составлению совместного синквейна, и вы легко запомните это правило.  Давайте поговорим о личном. Что волнует каждую женщину? Фигура, вес……

(тему и ответы записываю на доске)

Зачитываю весь сиквейн.

II. Практическая часть.

Уважаемые коллеги, я предлагаю использовать приобретённые знания на конкретных примерах.

(Приглашаю 6 человек за столы). Я вам предлагаю составить синквейны по рисункам, которые нарисовали наши дети.

Пока участники углубились в творчество, я попрошу вас - уважаемые зрители отгадать загадки-синквейны.

А наше компетентное жюри составит загадку- синквейн, которую мы с вами должны будем все отгадать.

Я надеюсь, наши коллеги готовы. Пожалуйста, проходите.

Давайте поблагодарим наших коллег, за такие замечательные синквейны.

Все синквейны зачитываются.

Уважаемые коллеги, сейчас мы находимся на заключительном этапе нашего мастер-класса, и я предлагаю оценить результаты совместной работы.

 Как было сказано ранее одним из самых распространенных приемов рефлексии является синквейн.

Давайте подведем итог нашей сегодняшней работы, и составим синквейн на тему: «Мастер-класс» (на доске нарисованная заранее схема синквейна. Вписываю лучшие ответы и зачитываю, что получилось).

Мастер-класс

Актуальный, творческий

Волнует, объединяет, дисциплинирует

На других посмотреть, да себя показать

Опыт работы

Я истинно благодарю вас за нашу совместную работу, думаю, что используемый сегодня в мастер-классе метод поможет вам в дальнейшем, добиться желаемых результатов во всех видах деятельности и станет изюминкой в работе с детьми.  Итак, дерзайте, уважаемые педагоги. Успехов в Вашем творчестве. Может быть, мы воспитаем с Вами не одного поэта.

Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер -класс " Использование интерактивных дидактических игр в развитии речи детей дошкольников."

Применение интерактивных дидактических игр с использованием компьютерных технологий позволяют стимулировать непроизвольное внимание детей, позволяют сделать процесс обучения интересным....

Мастер класс «Использование технологии «Пуговичная терапия» для развития речи у детей дошкольного возраста».

Дать представление об инновационном методе развития речи «пуговичная терапия»....

Мастер-класс на тему: «Этапы работы по развитию речи дошкольников» для молодых педагогов

МАСТЕР - КЛАССна тему:«Этапы работы по развитию речи дошкольников»для молодых педагогов...

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Пои...

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

laquo;Речь — великая сила: она убеждает, обращает, принуждает» Р. Эмерсон...

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Мастер-класс«Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»...

мастер - класс "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии дошкольников

Мастер-класс на тему: «Использование технологии  «Синквейн» в речевом развитии дошкольников».Цель:Научить педагогов составлению синквейнов и ...