Мастер-класс для педагогов района «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями».
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)
Презентация, содержание мастер-класса, описание игр и упражнений в песочнице, на световом столе, с кинетическим песком.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети с ОВЗ Это лица в возрасте до 18 лет, имеющие различные хронические заболевания (органов чувств, соматические, в том числе заболевания опорно-двигательного аппарата и нервной системы) и стойкие проблемы со здоровьем. К этой же категории относятся дети-инвалиды.
Группы обучающихся с ОВЗ Глухие, слабослышащие; Слепые, слабовидящие, имеющие функциональные нарушения зрения; Дети с тяжелыми нарушениями речи; Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; Дети с задержкой психического развития; Дети с расстройством аутистического спектра; Дети с нарушениями интеллекта; Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития.
В нашем детском саду 9 детей с ОВЗ. Это дети из следующих категорий: С тяжелыми нарушениями речи – 8 детей; С нарушениями опорно-двигательного аппарата – 1 ребенок; С задержкой психического развития – 7 детей; С расстройством аутистического спектра – 1 ребенок.
Метод песочной терапии Песок – это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребенка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. А как известно, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира.
Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Общение с песком дает толчок полету творческой фантазии детей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать все заново. Песок действует на детей как магнит… Он обладает уникальным свойством – заземлять негативные эмоции, которые словно «уходят сквозь песок », тем самым гармонизируется состояние ребенка и активизируются ресурсы самоисцеления . Это особенно важно для детей с ОВЗ.
Цель песочной терапии: Развитие эмоционально-личностной, познавательной и речевой сферы ребенка. Задачи: 1. Способствовать обеспечению психического благополучия и здоровья детей, снижению психофизического напряжения, стабилизации эмоционального состояния. 2. Развивать психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление), используя нестандартные методы, приемы и средства обучения. 3. Побуждать к речевой активности, делиться своими впечатлениями и переживаниями, обогащать словарный запас. 4. Развивать фантазию и воображение, творческие способности. 5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации, сотрудничества, умения ребенка вступать в разговор и поддерживать беседу. 6. Коррекция нежелательных форм поведения (агрессивность, гиперактивность , замкнутость и др.)
Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в детство не пропала. Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка Туда вольется дивной сказкой. Игрушек маленьких набор Возьмем в игру… Подобно Богу Мы создадим свой мир чудес, Пройдя познания дорогу.
1. Игры в песочнице Задачи: Создание позитивной мотивации к занятиям; Развитие тактильных ощущений; Активизация речевой деятельности; Соотнесение речи с движениями; Развитие мелкой моторики; Снятие психоэмоционального напряжения.
2. Игры с песком на световом столе. Задачи: Развитие наглядно-образного мышления, мелкой моторики, внимания, воображения; Развитие умения действовать по образцу; Развитие коммуникативных навыков работы в группе; Снятие психоэмоционального напряжения; Активизация речи детей.
3. Игры с кинетическим песком Задачи: Развитие речи детей, закрепление правильного использования предлогов, умения отвечать на вопросы полным ответом; Учить детей ориентироваться в пространстве; Развитие мелкой моторики; Развитие элементарных математических навыков; Снятие психоэмоционального напряжения; Обучение грамоте: закрепление зрительного образа буквы, развитие звукового анализа, умение подбирать слова на заданный звук.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями».
Задачи:
- Познакомить педагогов района с методами и приемами работы с различными видами песка (сухой песок, песок на световом столе, кинетический песок);
- Побуждать педагогов использовать в совместной деятельности с детьми песочную терапию.
Оборудование: ящик с песком, световой стол с песком, кинетический песок, различные формочки, игрушки (камни, рыбки, шарики, ракушки и т. д.), лейка с водой, веселая музыка, шум прибоя, мультимидийный аппарат.
Ход:
I. Теоретическая часть. Презентация.
- Дети с ОВЗ
- Категории детей с ОВЗ
II. Практическая часть.
1. Игры в песочнице.
Чувствительные ладошки. (Звучит тихая музыка)
Задачи:
- Создание позитивной мотивации к занятиям;
- Развитие тактильных ощущений;
- Активизация речевой деятельности.
Инструкция: положите ладони на песок, погладьте внутренней затем тыльной стороной ладони. Пропустите песок между пальцами, теперь между ладонями. Погрузите руки в песок, сожмите, поднимите и отпустите.
Активизация речи:
- Расскажите, какие ощущения ассоциации вызывает у вас песок.
- Что тебе особенно нравиться делать с песком.
- Продолжи предложение: Мне приятно… Для меня песок…
Песочку понравились ваши ладошки, он хочет с вами еще поиграть и познакомить вас со своими друзьями, давайте поищем их в песочке.
(Ищут в песочке и находят двух осьминогов и мишку)
Пальчиковая гимнастика на песке.
Задачи:
- Активизация речи детей;
- Соотнесение речи с движениями;
- Развитие мелкой моторики;
- Снятие психоэмоционального напряжения.
Ой, пошел дождь! (Полить песок из лейки)
Дождик, дождик – Водолей,
Лей из тучки веселей!
Какой песок? Давайте его перемешаем.
Пальчиковая гимнастика «Осьминог».
Восемь пальчиков для ног-
Получился осьминог.
-Сколько ног у осьминога
-Много, много!
Пальчиковая гимнастика «Мишка».
Мишка топает ногой,
Мишка топает другой.
Ух, как веселиться
В доме половица!
2. Игры с песком на световом столе. «Рисование морского дна».
Задачи:
- Развитие наглядно-образного мышления, мелкой моторики, внимания, воображения;
- Развитие умения действовать по образцу;
-Развитие коммуникативных навыков, работы в группе;
-Снятие психоэмоционального напряжения;
- Активизация речи детей.
Вы любите рисовать. Сейчас мы будем рисовать с помощью песка. А кого мы будем рисовать отгадайте загадку.
Загадка про рыбку.
Не хожу и не летаю,
А попробуй догони!
Я бываю золотая,
Ну-ка в сказку загляни. Рыбка.
Показываю картинки. Сейчас мы с вами будем рисовать песком рыбок (работа с трафаретом по образцу) и украшать их камешками. Посмотрите как.
(Показ и рассказ педагога)
А теперь нарисуем морское дно с помощью песка и украсим его камнями, ракушками, рыбками… (свободная деятельность детей)
Отправим рыбок в путешествие (включается световой стол и музыка прибоя)
3. Игры с кинетическим песком.
Задачи:
- Развитие речи детей, закрепление правильного использования предлогов, умение отвечать на вопрос полным ответом;
- Учить детей ориентироваться в пространстве;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие элементарных математических навыков;
- Снятие психоэмоционального напряжения;
-Обучение грамоте: закрепление зрительного образа буквы, развитие звукового анализа, умение подбирать слова на заданный звук.
Презентация готовых детских работ по темам:
«Звук и буква С». Выкладывание из песочных звездочек буквы С, придумывание слов на заданный звук, угадывание слов по отдельным звукам, придумывание имен детям со звуком С в различных позициях (начало, конец, середина слова).
«Путешествие веселого человечка». Составление из песка сюжетной картины, закрепление ориентировке в пространстве, умение отвечать на вопросы полным ответом, придумывание рассказа с использованием в речи предлогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Возможности арт-терапии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями»
В данной работе говорится о целесообразности и высоком потенциалетехнологий арт-терапии и возможностей их использования в работе с детьми с особыми образовательными потребностями....
Мастер-класс для педагогов "Использование методов арт-терапии в работе с дошкольниками"
В настоящее время в дошкольных учреждениях очень остро стоит вопрос профилактики и коррекции детской агрессивности, о поиске интересных и продуктивных методов, способов и направлений, которые мо...
Мастер-класс «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями"
Мастер-класс «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями"...
«Бизиборд как метод сенсорной интеграции в работе с детьми с особыми образовательными потребностями» (из опыта работы)
Сeнcoрнaя интeгрaция для дoшкoльникoв – взаимодействие пяти органов чувств – необходима для движения, игры и говорения, а также это фундaмeнт бoлee сложной интеграции, сопровождающей чтeни...
Использование элементов арт-терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями
Детская арт-терапия – это простой, эффективный и безопасный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Арт-терапия основана на спонтанном самовыражении. Здесь важен процесс творч...
Мастер - класс «Использование технологии сотрудничества в социально-личностном развитии дошкольников с особыми образовательными потребностями»
Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в стенах нашего дошкольного образовательного учреждения. Вы выбрали не простую профессию - воспитатель. Профессия эта не только сложная, но и ответственная, ...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позво...