Сенсорика - фундамент интеллектуального развития дошкольника с особыми образовательными потребностями.
методическая разработка по коррекционной педагогике
В статье изложено, что в себя включает сенсомоторное развитие ребёнка. Предложены практические способы формирования сенсорного восприятия и особенности коррекционной работы с дошкольниками с особыми образовательными потребностями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сенсорика - фундамент интеллектуального развития дошкольника с особыми образовательными потребностями.
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.
Выделяют три периода сенсомоторного развития: 1-й в младенчестве, 2-й-раннее детство, 3-й дошкольный возраст. Каждый характеризуется своими особенностями. Задача взрослого - это обеспечить наиболее полное развитие ребёнка с учетом возрастных и физиологических особенностей на этапе завершения дошкольного образования, подготовить его к обучению в школе. Уровень развития сенсомоторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития сенсомоторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Так же в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком сенсорного, двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность - сенсорно-моторное поведение, лежащее в основе развития интеллектуальной деятельности и речи. Таким образом, сенсорное развитие следует осуществлять в тесном единстве с психомоторным развитием.
Развитие восприятий и представлений ребёнка, усвоение знаний и формирование умений происходит в ходе интересных игровых действий. Игра - это универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Она приносит в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. Почему акцент в выборе игр для детей стоит делать на сенсорные и моторные игры? Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.
Давайте рассмотрим способы развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста:
* Сенсорные игры. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности.
• «Осязательные ванны»
• тактильные панно
• игры с водой, песком
• сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, крупы, ракушки), разных по величине, форме, материалу. Такие дидактические игры как «угадай по запаху», «угадай по вкусу»
*Моторные игры (бег, прыжки, лазание).
Задача взрослого заключается в организации игрового места для детей, насыщении его такими предметами, игрушками, играя с которыми малыш развивает движения, учится понимать их свойства – величину, форму, а затем цвет, так как правильно подобранный дидактический материал, игрушки привлекают внимание малыша к свойствам предметов. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.
• «Сенсорная тропа для ног»
• самомассаж
• подвижные игры
• использование массажных мячей
• «Шариковые» ванны» - Физкультминутки
*«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Трехлетние малыши осваивают игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
* Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, сочетающаяся в том числе с навыками самообслуживания, которая также способствует развитию мелкой моторики:
• рисование пальцами, кистью, кусочком ваты и т.д.;
• лепка из глины, пластилина, теста;
• игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором;
• застёгивание и расстегивание пуговиц;
• всевозможные шнуровки;
• нанизывание колец на тесьму;
• вырезание
• аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
• конструирование из бумаги (оригами);
• собирание пазлов;
• игры с прищепками
* Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрёшки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребёнок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И всё это своеобразное обучение элементарным знаниями и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку.
Сенсомоторное развитие ребёнка происходит в ходе специальных игр-занятий, в процессе дидактических игр и упражнений, в продуктивных видах деятельности а так же повседневной жизни детей. Таким образом, можно сделать вывод, что для полноценного сенсомоторного развития необходимо руководство со стороны взрослого, который включает ребенка в деятельность и формирует действие и восприятие:
• выделяет эталоны словом; слово обобщает, т. е. вносит то, что дает
чувственный опыт, и что сам ребенок не может выделить в предмете, явлении.
• учит обследовать объект по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств.
Осваивая под руководством взрослых эталонные значения качеств на основе предшествующего собственного сенсорного опыта, ребенок поднимается на новый, более высокий уровень знаний — обобщенных, систематизированных.
Знание эталонов позволяет ребенку анализировать действительность, самостоятельно видеть знакомое в незнакомом и выделять особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный и двигательный опыт. Ребенок становится более самостоятельным в познании и деятельности.
Планируя свою работу по формированию сенсомоторных навыков с детьми имеющими особые образовательные потребности, взрослый должен работать в двух направлениях. Первое работа с ребёнком строиться как бы на "опережение". На занятиях отрабатываються необходимые навыки и умения, которые пригодятся ему в групповой работе, чтобы ребёнок с особыми образовательными потребностями чувствовал себя более уверенно и успешно в среде нормотипично развивающихся сверстников. Второе в ходе занятий отрабатываются навыки с которыми ребёнок не справился во время групповых занятий, т.е осуществляется формирование и закрепление полученных на групповых занятиях знаний и навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИИ, РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
В статье представлен опыт по организации совместной деятельности дефектолога и родителей детей с ОВЗ....
План практикума - тренинга для родителей «Сенсорное развитие дошкольников с особыми образовательными потребностями в условиях семьи»
План практикума - тренинга для родителей«Сенсорное развитие дошкольниковс особыми образовательными потребностями в условиях семьи»...
План реализации проекта "Использование русского фольклора в развитии речи старших дошкольников с особыми образовательными потребностями в группе компенсирующей направленности "Солнышко"
Актуальность проекта: В современном образовании Российской Федерации одним из основных направлений является инклюзия.Это способствует формированию культуры толерантности в детском коллективе. Как нала...
Мастер - класс «Использование технологии сотрудничества в социально-личностном развитии дошкольников с особыми образовательными потребностями»
Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в стенах нашего дошкольного образовательного учреждения. Вы выбрали не простую профессию - воспитатель. Профессия эта не только сложная, но и ответственная, ...
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА " Развитие мелкой моторики дошкольников с особыми образовательными потребностями"
ГБУ ДПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ...
«Развитие социального интеллекта у дошкольников с особыми образовательными потребностями»
Ребенок дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (ООП) воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые, и это понятно в сил...
Доклад "Речевое развитие старших дошкольников с особыми образовательными потребностями средствами сказок (с элементами Smart Table)"
Речевое развитие старших дошкольников с особыми образовательными потребностями средствами сказок (с элементами Smart Table)...