Методическая разработка проект "Эта удивительная соль"
методическая разработка (старшая группа)

Титова Яна Александровна

Методическая разработка. Проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_eta_udivitelnaya_sol.docx41.9 КБ

Предварительный просмотр:

Районный  конкурс профессионального мастерства педагогических работников дошкольного образования

«Методическая разработка - 2021»

ПРОЕКТ

Тема: «Эта удивительная соль»

Автор: _Титова Яна Александровна__________

                                                            Ф.И.О

                                                                __воспитатель______________________

                                                                                                 (должность)

__Муниципальное казённое дошкольное

образовательное учреждение__________

 «Детский сад № 26»_________________

                                                                                                (ДОУ в соответствии с уставом )

                                             2021

Актуальность.

Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта.

Почему соль? Интересное и необычное всегда рядом, не требует особых усилий и затрат. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известна и знакомая, непознанная и таинственная.

При исследовании соли, расширить представления дошкольников о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском изобразительном творчестве.

1. Целевая группа -  дети среднего возраста

2. Тип проекта:

- По доминирующему методу – комплексный (познавательно-исследовательский, творческий);

- по характеру содержания – дети и родители;

- по характеру участия ребенка в проекте – участники;

- по характеру контактов – в контакте с семьёй;

- по количеству участников – коллективный;

- по продолжительности – краткосрочный.

3. Цель проекта: Создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности.  Познакомить с необычными свойствами соли с используя приемы экспериментальной деятельности, как она попадает к нам на стол. Выяснить области применения соли.

4. Задачи:

- вызвать интерес к исследованию соли, используя её свойства и качества;

- исследовать свойства соли опытным путём;

- расширить представления о добыче соли;

- развивать у детей стремление к поисково-познавательной деятельности;

- развивать мыслительную активность и творческие способности детей;

- развивать любознательность, уверенность в своих силах;

- развиваем тактильные ощущения;

- формируем навык сотрудничества.

5. Основные содержания проекта:

 5.1 Ресурсы

5.2 Временный: 10 дней

5.3 Информационный: иллюстрации, фотографии по теме проекта, презентация.

5.4 Кадровые: Воспитатель, дети, родители.

5.5 Материально-технические: Ноутбук, магнитофон, проектор, фартуки для детей, соль пищевая, вода, лед, яйцо, лук, гуашь, пищевой краситель, кисть, нить, клей ПВА, альбомные листы, картон, лупа, прозрачные баночки с крышкой, ложки, стаканчики непроливайки,цветная соль, игрушки транспорта.

План реализации проекта.

1. Подготовительный этап.

  • Определение цели и задач
  • Сбор информации, материала, создание условий для организации работы.
  • Составление плана мероприятий по организации детской деятельности (разработка дидактических игр, подготовка фотографий, иллюстраций, презентаций)

2. Практический этап

Дата проведения мероприятий

Совместная деятельность с детьми

01.02.2021

02.02.2021

03.02.2021

04.02.2021

05.02.2021

Беседа «Знакомство с полезным ископаемым - соль»

Беседа «Какую пользу приносит соль человеку?»

Беседа «Как добывают соль?»

Чтение  народной сказки «Соль дороже золота»

Игры для пальцев рук «Угадай-ка»

Творческая мастерская Рисование декоративное «Солнышко»

Лото «Угадай вкус»

Демонстрация презентации «Добыча соли и её применение»

Просмотр мультфильма «Откуда берется соль» (из серии «Приключения Адибу»)

Творческая мастерская Лепка «Баранок»

Опытно-эксперимен-тальная деятельность на тему «Исследование соли»

Пальчиковые упражнения с солью

Конструирование макета «Добычи соли»

Опытно-эксперемен-тальная деятельность на тему «Цветная соль»

Чтение чешской народной сказки «Соль»

Изучение с детьми познавательной и научной литературы.

Опытно-эксперимен-тальная деятельность на тему «Соль растворима»

Опытно-эксперимен-тальная деятельность кристаллизация соли «Выращивание кристаллов соли»

Опытно-эксперимен-тальная деятельность на тему «Как соль влияет на рост растений»

Опытно-эксперимен-тальная деятельность на тему «Рисование на льду»

08.02.2021

09.02.2021

10.02.2021

11.02.2021

12.02.2021

Подвижная игра «Море волнуется»

Беседа «Какую пользу приносит соль человеку?»

Творческая мастерская Рисование «Салют»

Познавательное занятие «Эта удивительная соль»

Создание паспорта «Полезное ископаемое соль»

Опытно-эксперемен-тальная деятельность на тему «Подводная лодка из яйца»

Дидактическая игра «Соленый- несоленый»

Пальчиковая игра «Художники»

Творческая мастерская «Декорирование цветной солью»

Выставка детских работ «В соленом царстве»

Опытно-эксперемен-тальная деятельность на тему «Ледяная рыбалка»

Творческая мастерская раскрашивание «Баранок»

Самостоятельная творческая деятельность из соленого теста

Пальчиковые упражнения с солью

Создание картотеки опытов и экспериментов

«Свойства и качества соли»

Совместная деятельность с родителями

Мастер класс по изготовлению «Соленого теста для лепки»

Консультация «Удивительные истории о соли»

Создание буклета «Поразительных развивающих опытов для детей в домашних условиях».

3. Заключительный этап.

  • Продуктом нашего проекта стало рисование картин при помощи соли.
  • Изготовление картотеки проведённых опытов с солью.
  • Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.
  • Выставка детских работ «В царстве Соляной королевы»;
  • Создание паспорта «Полезное ископаемое соль»;

Результат.

В процессе проведённой работы дети обобщили знания о соли, расширили знания о том, какие виды соли бывают, как её добывают и где используют. Также увлекательным была творческая деятельность с использованием соли, которая способствует развитию художественно-эстетическому развитию, формирует воображение, креативность, а также развивает терпеливость. Также оказывает оздоровительный эффект влияя на здоровье детей, на мелкую моторику и служит ионизатором воздуха. А также убедились, что неизведанное рядом и самые простые и знакомые вещи могут быть необычными и очень интересными.

Ожидаемые результаты:

Расширить представление о соли.

Пополнить словарный запас словами (морская соль, каменная соль, поваренная соль, растворяется в воде, кристаллизуется);

Проявление познавательного интереса;

Приобретение у детей знаний о свойствах соли;

Активное участие родителей в реализации проекта;

Активное участие детей в совместных работах, играх, проявление творческого интереса.

- Перспективы дальнейшего развития проекта:

Реализация проектной деятельности в рамках других тем (Сладкие кристаллы, Волшебный песок, Глиняное волшебство) c целью формирования у детей представления о свойствах других полезных ископаемых, их свойствах.

-Презентация проекта.

Литература:

1. А. Ликум Детская энциклопедия "Все обо всем" - 1997.

2. Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008.

3. Песков В.К. Окно в природу: Щепотка соли –М., -2000.

4. Пословицы и поговорки. Ростов - на- Дону: «Феникс», 2002.

5. Лыкова И.А., Грушина Л.В. «Лепим с мамой из соленого теста» – М.: 2013

6. Савенков А. И. «Маленький исследователь». – М.: 2015.

7. Использование интернет ресурсов сайт «МААМ».

8. Использование интернет ресурсов сайт «Дошколёнок.ру» в разработке Шмырева Е.А.


Мероприятия осуществления проекта

Воспитатель: Титова Я.А

Познавательное развитие (формирование целостной картины)

1.Познавательное развитие «Эта удивительная соль»

Задачи:

 - Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком.

 - Расширить представления о добычи соли.

 - Способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания.

2. Беседа «Знакомство с полезным ископаемым-соль?»

Задачи:

- Активизировать словарь детей, обогащать его понятиями о свойствах соли.

- Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного о соли.

3. Беседа «Какую пользу и вред приносит соль человеку».

Задачи:

- Развиваем представление о пользе и вреде соли;

- Активизация словаря

4. Беседа «Как добывают соль».

Задачи:

- Развивать мышление, любознательность, наблюдательность, познавательные способности детей.

- Формируем представление о добычи соли как полезного ископаемого.

Художественное творчество.

  1. Лепка из соленого теста «Баранки».

Задачи:

- Продолжать знакомить с приемами лепки из соленого теста.

- Закреплять умение скреплять детали между собой.

- Воспитывать аккуратность и самостоятельность.

2. Рисование «Салют» с помощью клея ПВА и соли.

Задачи:

- Продолжать учить детей задумывать сюжет рисунка, закреплять умение пользоваться клеем и красками.

- Развивать творческие способности при выборе материала.

- Воспитывать самостоятельность.

3.  Рисование декоративное «Солнышко».

Задачи:

-Познакомить с новым способом рисования - по соли

- Продолжать закреплять правильное держание кисти

- Развитие композиционных умений в расположении форм.

4. Раскрашивание «Баранки»

Задачи:

 - Закреплять умение пользоваться красками и кистью.

- Развивать самостоятельность при выборе материала.

- Воспитывать аккуратность.

5. Декорирование баночки из цветной соли

Задачи:

- Познакомить детей декорирования соли с помощью краски или пищевых красителей, продолжать закреплять умение работать в парах.

- Развивать интерес к дизайнерской деятельности

- Воспитывать трудолюбие

Трудовая деятельность.

1. Конструирование: Макета добычи соли (из бросового материала)

Задачи:

- Продолжать развивать конструкторские способности, самостоятельность при распределении действий между собой.

- Продолжать учить обыгрывать свои постройки.

- Воспитывать коллективизм.

Речевое развитие.

1.Чтение чешской народной сказки «Соль»

Задачи:

- Продолжать учить детей слушать произведения, сопереживать героям, отвечать на вопросы по прочитанному.

- Воспитывать бережное отношение к полезным ископаемым.

2. Чтение познавательной и научной литературы.

Задачи:

- Способствовать развитию познавательного интереса к полезному ископаемому – соли;

- Формировать знания детей о свойствах соли, вредных и полезных ее качествах;

- Поддерживать у детей желание давать развернутое объяснение, делать самостоятельные выводы на основе наблюдений и обобщения.

3. Чтение народной сказки «Соль дороже золота»

Задачи:

- Продолжать учить детей слушать произведения, сопереживать героям, отвечать на вопросы по прочитанному.

- Воспитывать бережное отношение к книгам.

4. Просмотр мультфильма «Откуда берется соль (из серии «Приключения Адибу»)

Задачи:

- Развитие у детей интерес к просмотру познавательного мультфильма;

- Формируем коммуникативные навыки.

5. Демонстрация презентации «Добыча соли и ее применение»

Задачи:

- Расширить представления о добычи соли.

- Способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания.

Игровая деятельность.

1. Дидактическая игра «Соленое - несоленое».

Задачи:

- Формируем представление что можно солить, а что нет.

- Расширение и активизация словаря.

2. Подвижная игра «Море волнуется».

Задачи:

- Учить детей ходить и бегать змейкой по кругу;

- Уметь ориентироваться в пространстве.

3. Игры для пальцев рук «Угадай-ка».

Задачи:

- Формируем координацию движений, воображение, внимание;

- Учим выбирать предметы по образцу на ощупь;

- Формируем эмоционально-положительное отношение.

4. Пальчиковые упражнения с солью

Задачи:

- Формируем мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

5.  Лото «Угадай вкус»

Задачи:

- Формируем представления что едят соленое, а что нет;

- Формируем эмоционально-положительное отношение во время игры;

6.  Пальчиковая игра «Художник»

Задачи:

- Формируем пластичность, воображение, координацию движений;

- Развиваем и обогащаем сенсомоторную деятельность, мелкую моторику.

- Формируем пространственное воображение, зрительную и двигательную память, речь.

Опытно-экспериментальная деятельность

1. Опыт. «Исследование соли»

Цель: познакомить детей со свойствами соли: сыпучая, хрустит, бывает разных размеров (крупная, мелкая, средней фракции).

2. Опыт. «Соль растворима»

Цель: показать детям, что соль растворяется в воде; цветная соль может окрасить воду.

3. Опыт. «Как соль влияет на рост растений»

Цель: создать условия для роста и развития луковицы; подвести к пониманию влияния качества почвы на рост и развитие растений.

4. Опыт. Кристаллизация соли «Выращивание кристаллов соли»

Цель: подвести детей к пониманию, что соль кристаллизуется.

5. Опыт. «Подводная лодка из яйца»

Цель: подвести детей к пониманию, что соленая вода тяжелее пресной и за счет этого яйцо не тонет.

6. Опыт. «Рисование на льду»

Цель: подвести детей к пониманию, что соль топит лед и впитывает цветную воду.

7. Опыт. «Цветная соль»

Цель: подвести детей к понимаю, что соль можно быть не только белого цвета, но можно окрасить с помощью краски.

8. Опыт. «Ледяная рыбалка»

Цель: подвести детей к пониманию о некоторых свойствах соли.

Беседа с детьми

средней группы дошкольного возраста на тему:

«Знакомство с полезным ископаемым – соль»

                Воспитатель: Титова Я.А

Цель: познакомить детей с русскими народными обычаем «Встреча гостей»; формировать познавательный интерес к полезному ископаемому- соли.

По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей. «Хлеба кушать!»– непременно отвечают ему.

Воспитатель: с радостью гостей встречаем, хлебом - солью угощаем.

(Подходят к гостям с поклоном. Подают хлеб.)

Воспитатель: Садитесь удобнее, мы начинаем наше путешествие.

(Дети рассаживаются на стулья за столы)

Все расселись по местам?

Никому не тесно?

По секрету вам скажу:

"Будет интересно!”

Ребята, вы любите путешествовать? Но, чтобы узнать куда мы с вами отправимся, нужно отгадать, что спрятано в моем чудесном мешочке.

Без нее, ребята, повар, просто как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет- испытаешь боль

Вы, конечно догадались. Ну конечно это (Соль)

Воспитатель: ребята, а что такое соль? Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»

Соль - это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт. Наши предки верили, что соль защищает их от злых духов и вражеских сил. У кого была соль на столе, тот считался самым богатым человеком. К соли относились очень уважительно. В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Из-за соли разгорались войны. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.

Воспитатель; Скажите, какого цвета соль? (Соль белого цвета);

Имеет ли соль запах? (Соль не имеет запаха)

Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее? (Соль сыпучее вещество)

А кто из вас знает, где и как добывают соль? (Соль добывают в соляных шахтах)

А сейчас мы с вами продолжим путешествие по следам соли, и отправимся в нашу лабораторию, чтобы узнать о ней ещё больше.

Дидактические и подвижные игры с детьми

средней группы дошкольного возраста

                        Воспитатель Титова Я.А.

1. Дидактическая игра «Солёный – несоленый»

Цель: закрепление знаний о том, какие продукты можно солить.

Ход игры: дети должны разложить овощи и фрукты по корзинкам который можно солить, а которые нет (банан, капуста, редис, клубника, помидор, виноград, морковь, грибы, яблоко).

2. Лото «Угадай вкус»

Цель: развитие зрительного внимания, логического мышления, мелкой моторики рук, развитие связной речи, закрепление знание о продуктах.

Ход игры: игрокам предлагаются большие карты и маленькие соответствующие им карточки. Кто быстрее закроет все окошки, тот и выиграл и рассказывает о тот, что на его карточке изображено, какие продукты используются с солью или сахаром.

3. Подвижная игра «Море волнуется»

Цель: формировать навыки двигательной активности детей, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью, с учетом безопасности жизнедеятельности детей; выполнять имитационные движения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность, пластичность движений.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбирается ведущий, он стоит в центре. Все произносят слова и произвольно двигаются, стараясь создать необычную фигуру: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри», по окончании все замирают, ведущий выбирает лучшую фигуру, тот становится ведущим.

Картотека опытов и экспериментов

«Свойства и качества соли»

Воспитатель: Титова Я.А

Опыт 1 «Свойства соли».

Цель: создать условия для ознакомления со свойствами соли.

Ход опыта: воспитатель предлагает детям рассмотреть объект, лежащий на столе, определить его свойства. Сообщает детям, что объект безопасен для здоровья человека, если его применять в пищу в малых количествах. Дети обследуют объект, нюхают, пробуют на вкус, рассматривают в микроскоп.

Вывод: неизвестный объект – соль, без запаха, белого цвета, соленый на вкус, имеет кристаллическую структуру.

Опыт 2 «Соль растворима».

Цели: способствовать осмыслению детьми некоторых свойств соли; обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как соль, таит в себе много неизвестного.

Ход опыта: перед детьми стоят три стакана: один с водой, второй с молоком, третий с лимонадом. В каждый стакан положить по одной чайной ложке соли и посмотреть, растворится ли соль. И если растворится, то где быстрее?

Вывод: соль растворяется во всех перечисленных жидкостях. В лимонаде соль растворилась быстрее всего, образовав пену.

Опыт 3 «Как соль влияет на рост растений».

Цели: создать условия для роста и развития луковицы; подвести к пониманию влияния качества почвы на рост и развитие растений.

Ход опыта: для посадки луковицы дети готовят разную почву: в одном горшке чернозем, в другом – смесь чернозема с солью. Дети сажают две одинаковые луковицы в разную почву и наблюдают за ростом при одинаковом уходе в течение месяца.

Вывод: соль неблагоприятно влияет на рост и развитие растений.

Опыт 4 «Выращивание кристаллов соли».

Цель: подвести детей к пониманию, что соль кристаллизуется.

Ход опыта: взрослый предлагает детям постепенно растворить соль в воде, нагревая воду на слабом огне.

Дети определяют, что при нагревании соль растворяется лучше и быстрее. Продолжая нагревать раствор, дети подсыпают соль. Насыпают до тех пор, пока соль не перестанет растворяться. В среднем необходимо на 100 г воды 250 г соли. После этого дети опускают в стакан веревочку, на которой будут образовываться кристаллы.

Взрослый сообщает детям: если раствор охлаждать быстро, то кристаллы тоже будут расти быстро, но их форма может оказаться неправильной. Если же раствор охлаждать медленно, то форма кристаллов будет правильной.

Вывод: соль имеет свойство превращаться в кристаллы (кристаллизоваться).

Опыт 5 «Подводная лодка из яйца».

Цель: подвести детей к пониманию, что соленая вода тяжелее пресной.

Ход опыта: воспитатель предлагает детям взять 2 банки: одну пол-литровую и одну литровую. Одну банку наполнить чистой водой и опустить в нее сырое яйцо. Дети определяют, что в пресной воде яйцо тонет.

Во вторую банку наливают крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 литра воды). Опускают туда второе яйцо и определяют, что в соленой воде оно плавает.

Воспитатель подводит детей к осмыслению, почему в соленой воде легче плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

Воспитатель предлагает положить на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться как подвешенное, посредине раствора.

Когда опыт будет проведен, можно показать фокус. Подливается соленая вода – яйцо всплывает. Подливается пресная вода – яйцо тонет. Внешне соленая и пресная вода не отличаются друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Вывод: в соленой воде легче плавать, чем больше соли в воде, тем сложнее утонуть.

Опыт 6. «Рисование на льду»

Цель: подвести детей к пониманию, что лед впитывает воду.

Ход опыта: воспитатель предлагает детям рисование по льду, для этого понадобится: лед, глубокая посудина, на которой будете рисовать (противень), соль, краски: гуашь или акварель, кисточки. Замороженную ледяную форму выложите на противень или другую основу с бортиками, что бы не растекалась вода. Дети выбирают краску и начинают рисовать на льду. Лед гладкий — краска плавно течет по его поверхности. Посыпаем лед солью — от этого он начнет таять, образовывая тонкие глубокие туннели в глыбе льда, и издавая еле слышное треск. Покрываем лед краской дальше — теперь она проникает в туннели, от чего возникают необычные линии и рисунки в толще лед. Лед стал шершавым, поверхность его — не ровной. Внутри куска замороженной воды — благодаря краске, видны извивистые ходы, проделанные солью.

Вывод: соль разрушает лед, и краска попадает во внутрь льда.

Опыт 7. «Цветная соль»

Цель: подвести детей к понимаю, что соль можно окрасить с помощью краски.

Ход опыта: воспитатель предлагает детям окрасить соль краской или пищевым красителем. Дети насыпаем соль в полиэтиленовый мешок и добавляют краску. После завязываем мешок и все это начинаем мять в руках, пока соль не покрасится.

Вывод: если смешать соль с краской, она окрасится.

Опыт 8. «Ледяная рыбалка»

Цель: подвести детей к пониманию о некоторых свойствах соли.

Ход опыта: Наполняем удобную неглубокую ёмкость холодной водой и поместите туда кубики льда. Они будут всплывать и расположатся на поверхности воды. Возьмем верёвочку и смочим её в воде. Разложим верёвочку поверх кубиков, оставив «хвостики», за которые можно будет взяться, в воде. Густо посыпаем льдинки солью, следя за тем, чтобы она попадала на верёвочку, и подождите 30 секунд для надёжного примерзания. Через полминуты можно взяться за края верёвочки и поднять её. 

Вывод: лёд примёрз к верёвочке с помощью соли и крепко держится на ней.


Консультация для родителей

«Удивительные истории о соли»

Воспитатель: Титова Я.А

Белое золото земли.

Белое золото земли – поваренная соль – с незапамятных времен является неизменным спутником человека, так как без соли жизнь невозможна. Этот ценный природный минерал, обладание которым приносило богатство и власть, долгое время был предметом ссор, раздоров, государственных конфликтов и даже войн.

Соль жизненно необходима человеку, как и всем прочим живым существам. Она участвует в поддержании и регулировании водного баланса в организме. При хронической нехватке соли в организме возможен смертельный исход. С другой стороны, смертельный исход неизбежен и при разовом переедании соли.

До появления консервов, пастеризации и холодильников соль давала возможность сохранять продукты. Поэтому она стала символом долговечности. Тысячелетия назад соль была настолько дорога, что из-за нее устраивали войны. В частности, в России в XVII веке произошел Соляной бунт, вызванный непомерно высокими ценами на соль. В отдельные исторические периоды соль ценилась наравне с золотом. Не случайно соледобыча стала одним из самых первых промыслов в Древней Руси. Сейчас соль является самой дешевой из всех известных пищевых добавок, если не считать воду.

Крупнейшим в мире солончаком является солончак Уюни в Боливии. Здесь же, на солончаке Уюни, строят отели из соли.

В настоящее время в Украине в городе Соледар Донецкой области существует уникальная возможность посетить настоящую шахту. Эта украинская шахта не опасна для людей. Главное ее отличие от большинства шахт Донбасса в том, что добывают тут... соль. Жителям Украины требовалась соль. Ее получали многие века выпариванием из соленой воды. Но выпаривание соли – дорогостоящее дело, для этого требуется много деревьев. Долгое время ученые думали, как решить эту проблему, а 200 лет тому назад нашли месторождение соли на территории, где сейчас расположен город Соледар. Когда-то миллионы лет назад здесь находилось древнее море, которое по каким-то причинам исчезло, а запасы соли на глубине 300 метров под землей остались. Для добычи соли здесь была вырыта шахта, которая действует и в настоящее время. Сейчас на месте выработанных рудников проводят экскурсии.

Экскурсия начинается с краткой беседы о технике безопасности. Маршрут состоит примерно из 700 м, включая обратный путь к стволу шахты. Спуск осуществляется в клети (лифте) на глубину до 300 м. Время экскурсии составляет примерно полтора-два часа.

Стены, потолок, фигуры и деревья – здесь всё из соли. Вся экскурсия проходит по дну древнего моря. Под землей держится постоянная температура воздуха +15 °С; даже летом в шахте во время экскурсии не обойтись без теплой одежды. В октябре 2004 года там же, в шахте, состоялся концерт Донбасского симфонического оркестра «Соляная симфо-ния» под руководством австрийского дирижера Курта Шмидта и при участии солистки Венской оперы Виктории Лукьянец. О звучании оркестра в соляной шахте австрийский композитор и дирижер сказал: «Я был просто поражен! Ноты взлетали к потолку пещеры, а затем медленно – будто облака – спускались вниз». По мнению дирижера, в мире существует всего 2–3 театра, которые могут сравниться с акустикой соляных шахт.

На территории России для получения поваренной (пищевой) соли используются следующие способы добычи: шахтный способ; озерный способ; способ добычи из моря; способ выпаривания. Для этого разрабатывают рудники, шахты; строят солепредприятия с использованием техники – солекомбайнов.

Использование соли в лечебных целях.

Самое известное соленое озеро Алтайского края – Большое Яровое. Люди со всей России приезжают сюда за здоровьем, которое помогает возвращать целебная вода озера, его уникальная лечебная грязь и воздух, пропитанный соляными испарениями. Озеро окружает плоская равнина, на которой практически нет деревьев. Богато озеро целебной рапой (водоросль) и иловой грязью. Соль используется для лечения людей с заболеваниями легких. Лечение солью называется спелеолечение. Есть специальные спелеосанатории, которые находятся в соляной шахте. В Алтайском крае созданы для лечения больных спелеокомнаты, в которых человек дышит специальным микроклиматом соли в течение 30 минут. После такого лечения практически все больные выздоравливают. Конечно, лечение проходит не за один сеанс, а в течение нескольких месяцев.

В лечебных целях используют соляные лампы, которые изготовлены из кристалла каменной соли, созданной природой на протяжении сотен миллионов лет.

Компьютеры, телевизоры, радиоприборы, электрообогреватели, микроволновые печи и многое, что вас окружает и без чего вы не мыслите свою жизнь в XXI веке, да и вредная привычка курение – это те факторы, от которых страдает здоровье человека. Электрический свет нагревает соль, в результате чего соль излучает вещества, которые очищают воздух и нормализуют микроклимат в помещениях. Соляная лампа (солевая лампа) благотворно влияет на здоровье, укрепляет иммунитет и повышает жизненный тонус.

Паспорт «Полезное ископаемое соль»

        Воспитатель: Титова Я.А

Основные признаки

Соль

Разновидности

Каменная соль, поваренная соль

Твердость

Твердые кристаллы

Цвет

Белый. Розоватый. Светло-серый (оттенки разных цветов придают примеси)

Блеск

Имеет блеск

Месторасположение:

•  каменная соль

•  поваренная соль

Залегает обычно большими слоями, образуя горную породу.

Соленые озера и моря

Добыча:

•  каменная соль

•  поваренная соль

Прорывание глубоких шахт-копей, соединенных подземными коридорами.

Отсасывание машинами воды, выпаривание

Использование

Употребление в пищу. Использование в химической промышленности.

Использование в медицине.

Использование в жилищно-коммунальной сфере.

Использование в животноводческой отросли.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Этот удивительный мир книги..."

Одной из главных проблем нашего времени является приобщение ребёнка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации, интерес  к чтению стал падать. И уже в дошкольном возрасте дети предпочит...

ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Удивительный мир космоса»

Пояснительная запискаВозрастные особенности воспитанников группы:     На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-лич...

Методическая разработка занятия "Удивительная бумага"

Программные задачи:Расширять представления детей о свойствах предметов окружающего мира. Способствовать реализации потребностей ребенка в овладении действий с предметами.Стимулировать использование в ...

Методическая разработка "Эта удивительная соль"

Материал занятия можно использовать для проведения познавательно-исследовательской деятельсти с детьми старшего дошкольного возраста. Занятие сопровождается показом слайдов (презентация "Эта удив...

Методическая разработка " Этот удивительный мир"

Прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение....

Методическая разработка "Эти удивительные пчёлы"

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение...

Методическая разработка Этот удивительный космос.

laquo;Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом ипространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затемзавоюет себе все околосолнечное пространство».К. Циол...