Методическая разработка проект "Эта удивительная соль"
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Районный конкурс профессионального мастерства педагогических работников дошкольного образования
«Методическая разработка - 2021»
ПРОЕКТ
Тема: «Эта удивительная соль»
Автор: _Титова Яна Александровна__________
Ф.И.О
__воспитатель______________________
(должность)
__Муниципальное казённое дошкольное
образовательное учреждение__________
«Детский сад № 26»_________________
(ДОУ в соответствии с уставом )
2021
Актуальность.
Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта.
Почему соль? Интересное и необычное всегда рядом, не требует особых усилий и затрат. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известна и знакомая, непознанная и таинственная.
При исследовании соли, расширить представления дошкольников о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском изобразительном творчестве.
1. Целевая группа - дети среднего возраста
2. Тип проекта:
- По доминирующему методу – комплексный (познавательно-исследовательский, творческий);
- по характеру содержания – дети и родители;
- по характеру участия ребенка в проекте – участники;
- по характеру контактов – в контакте с семьёй;
- по количеству участников – коллективный;
- по продолжительности – краткосрочный.
3. Цель проекта: Создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности. Познакомить с необычными свойствами соли с используя приемы экспериментальной деятельности, как она попадает к нам на стол. Выяснить области применения соли.
4. Задачи:
- вызвать интерес к исследованию соли, используя её свойства и качества;
- исследовать свойства соли опытным путём;
- расширить представления о добыче соли;
- развивать у детей стремление к поисково-познавательной деятельности;
- развивать мыслительную активность и творческие способности детей;
- развивать любознательность, уверенность в своих силах;
- развиваем тактильные ощущения;
- формируем навык сотрудничества.
5. Основные содержания проекта:
5.1 Ресурсы
5.2 Временный: 10 дней
5.3 Информационный: иллюстрации, фотографии по теме проекта, презентация.
5.4 Кадровые: Воспитатель, дети, родители.
5.5 Материально-технические: Ноутбук, магнитофон, проектор, фартуки для детей, соль пищевая, вода, лед, яйцо, лук, гуашь, пищевой краситель, кисть, нить, клей ПВА, альбомные листы, картон, лупа, прозрачные баночки с крышкой, ложки, стаканчики непроливайки,цветная соль, игрушки транспорта.
План реализации проекта.
1. Подготовительный этап.
- Определение цели и задач
- Сбор информации, материала, создание условий для организации работы.
- Составление плана мероприятий по организации детской деятельности (разработка дидактических игр, подготовка фотографий, иллюстраций, презентаций)
2. Практический этап
Дата проведения мероприятий | |||||
Совместная деятельность с детьми | |||||
01.02.2021 | 02.02.2021 | 03.02.2021 | 04.02.2021 | 05.02.2021 | |
Беседа «Знакомство с полезным ископаемым - соль» | Беседа «Какую пользу приносит соль человеку?» | Беседа «Как добывают соль?» | Чтение народной сказки «Соль дороже золота» | Игры для пальцев рук «Угадай-ка» | |
Творческая мастерская Рисование декоративное «Солнышко» | Лото «Угадай вкус» | Демонстрация презентации «Добыча соли и её применение» | Просмотр мультфильма «Откуда берется соль» (из серии «Приключения Адибу») | Творческая мастерская Лепка «Баранок» | |
Опытно-эксперимен-тальная деятельность на тему «Исследование соли» | Пальчиковые упражнения с солью | Конструирование макета «Добычи соли» | Опытно-эксперемен-тальная деятельность на тему «Цветная соль» | Чтение чешской народной сказки «Соль» | |
Изучение с детьми познавательной и научной литературы. | Опытно-эксперимен-тальная деятельность на тему «Соль растворима» | Опытно-эксперимен-тальная деятельность кристаллизация соли «Выращивание кристаллов соли» | Опытно-эксперимен-тальная деятельность на тему «Как соль влияет на рост растений» | Опытно-эксперимен-тальная деятельность на тему «Рисование на льду» | |
08.02.2021 | 09.02.2021 | 10.02.2021 | 11.02.2021 | 12.02.2021 | |
Подвижная игра «Море волнуется» | Беседа «Какую пользу приносит соль человеку?» | Творческая мастерская Рисование «Салют» | Познавательное занятие «Эта удивительная соль» | Создание паспорта «Полезное ископаемое соль» | |
Опытно-эксперемен-тальная деятельность на тему «Подводная лодка из яйца» | Дидактическая игра «Соленый- несоленый» | Пальчиковая игра «Художники» | Творческая мастерская «Декорирование цветной солью» | Выставка детских работ «В соленом царстве» | |
Опытно-эксперемен-тальная деятельность на тему «Ледяная рыбалка» | Творческая мастерская раскрашивание «Баранок» | Самостоятельная творческая деятельность из соленого теста | Пальчиковые упражнения с солью | Создание картотеки опытов и экспериментов «Свойства и качества соли» | |
Совместная деятельность с родителями | |||||
Мастер класс по изготовлению «Соленого теста для лепки» | Консультация «Удивительные истории о соли» | Создание буклета «Поразительных развивающих опытов для детей в домашних условиях». |
3. Заключительный этап.
- Продуктом нашего проекта стало рисование картин при помощи соли.
- Изготовление картотеки проведённых опытов с солью.
- Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.
- Выставка детских работ «В царстве Соляной королевы»;
- Создание паспорта «Полезное ископаемое соль»;
Результат.
В процессе проведённой работы дети обобщили знания о соли, расширили знания о том, какие виды соли бывают, как её добывают и где используют. Также увлекательным была творческая деятельность с использованием соли, которая способствует развитию художественно-эстетическому развитию, формирует воображение, креативность, а также развивает терпеливость. Также оказывает оздоровительный эффект влияя на здоровье детей, на мелкую моторику и служит ионизатором воздуха. А также убедились, что неизведанное рядом и самые простые и знакомые вещи могут быть необычными и очень интересными.
Ожидаемые результаты:
Расширить представление о соли.
Пополнить словарный запас словами (морская соль, каменная соль, поваренная соль, растворяется в воде, кристаллизуется);
Проявление познавательного интереса;
Приобретение у детей знаний о свойствах соли;
Активное участие родителей в реализации проекта;
Активное участие детей в совместных работах, играх, проявление творческого интереса.
- Перспективы дальнейшего развития проекта:
Реализация проектной деятельности в рамках других тем (Сладкие кристаллы, Волшебный песок, Глиняное волшебство) c целью формирования у детей представления о свойствах других полезных ископаемых, их свойствах.
-Презентация проекта.
Литература:
1. А. Ликум Детская энциклопедия "Все обо всем" - 1997.
2. Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008.
3. Песков В.К. Окно в природу: Щепотка соли –М., -2000.
4. Пословицы и поговорки. Ростов - на- Дону: «Феникс», 2002.
5. Лыкова И.А., Грушина Л.В. «Лепим с мамой из соленого теста» – М.: 2013
6. Савенков А. И. «Маленький исследователь». – М.: 2015.
7. Использование интернет ресурсов сайт «МААМ».
8. Использование интернет ресурсов сайт «Дошколёнок.ру» в разработке Шмырева Е.А.
Мероприятия осуществления проекта
Воспитатель: Титова Я.А
Познавательное развитие (формирование целостной картины)
1.Познавательное развитие «Эта удивительная соль»
Задачи:
- Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком.
- Расширить представления о добычи соли.
- Способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания.
2. Беседа «Знакомство с полезным ископаемым-соль?»
Задачи:
- Активизировать словарь детей, обогащать его понятиями о свойствах соли.
- Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного о соли.
3. Беседа «Какую пользу и вред приносит соль человеку».
Задачи:
- Развиваем представление о пользе и вреде соли;
- Активизация словаря
4. Беседа «Как добывают соль».
Задачи:
- Развивать мышление, любознательность, наблюдательность, познавательные способности детей.
- Формируем представление о добычи соли как полезного ископаемого.
Художественное творчество.
- Лепка из соленого теста «Баранки».
Задачи:
- Продолжать знакомить с приемами лепки из соленого теста.
- Закреплять умение скреплять детали между собой.
- Воспитывать аккуратность и самостоятельность.
2. Рисование «Салют» с помощью клея ПВА и соли.
Задачи:
- Продолжать учить детей задумывать сюжет рисунка, закреплять умение пользоваться клеем и красками.
- Развивать творческие способности при выборе материала.
- Воспитывать самостоятельность.
3. Рисование декоративное «Солнышко».
Задачи:
-Познакомить с новым способом рисования - по соли
- Продолжать закреплять правильное держание кисти
- Развитие композиционных умений в расположении форм.
4. Раскрашивание «Баранки»
Задачи:
- Закреплять умение пользоваться красками и кистью.
- Развивать самостоятельность при выборе материала.
- Воспитывать аккуратность.
5. Декорирование баночки из цветной соли
Задачи:
- Познакомить детей декорирования соли с помощью краски или пищевых красителей, продолжать закреплять умение работать в парах.
- Развивать интерес к дизайнерской деятельности
- Воспитывать трудолюбие
Трудовая деятельность.
1. Конструирование: Макета добычи соли (из бросового материала)
Задачи:
- Продолжать развивать конструкторские способности, самостоятельность при распределении действий между собой.
- Продолжать учить обыгрывать свои постройки.
- Воспитывать коллективизм.
Речевое развитие.
1.Чтение чешской народной сказки «Соль»
Задачи:
- Продолжать учить детей слушать произведения, сопереживать героям, отвечать на вопросы по прочитанному.
- Воспитывать бережное отношение к полезным ископаемым.
2. Чтение познавательной и научной литературы.
Задачи:
- Способствовать развитию познавательного интереса к полезному ископаемому – соли;
- Формировать знания детей о свойствах соли, вредных и полезных ее качествах;
- Поддерживать у детей желание давать развернутое объяснение, делать самостоятельные выводы на основе наблюдений и обобщения.
3. Чтение народной сказки «Соль дороже золота»
Задачи:
- Продолжать учить детей слушать произведения, сопереживать героям, отвечать на вопросы по прочитанному.
- Воспитывать бережное отношение к книгам.
4. Просмотр мультфильма «Откуда берется соль (из серии «Приключения Адибу»)
Задачи:
- Развитие у детей интерес к просмотру познавательного мультфильма;
- Формируем коммуникативные навыки.
5. Демонстрация презентации «Добыча соли и ее применение»
Задачи:
- Расширить представления о добычи соли.
- Способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания.
Игровая деятельность.
1. Дидактическая игра «Соленое - несоленое».
Задачи:
- Формируем представление что можно солить, а что нет.
- Расширение и активизация словаря.
2. Подвижная игра «Море волнуется».
Задачи:
- Учить детей ходить и бегать змейкой по кругу;
- Уметь ориентироваться в пространстве.
3. Игры для пальцев рук «Угадай-ка».
Задачи:
- Формируем координацию движений, воображение, внимание;
- Учим выбирать предметы по образцу на ощупь;
- Формируем эмоционально-положительное отношение.
4. Пальчиковые упражнения с солью
Задачи:
- Формируем мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
5. Лото «Угадай вкус»
Задачи:
- Формируем представления что едят соленое, а что нет;
- Формируем эмоционально-положительное отношение во время игры;
6. Пальчиковая игра «Художник»
Задачи:
- Формируем пластичность, воображение, координацию движений;
- Развиваем и обогащаем сенсомоторную деятельность, мелкую моторику.
- Формируем пространственное воображение, зрительную и двигательную память, речь.
Опытно-экспериментальная деятельность
1. Опыт. «Исследование соли»
Цель: познакомить детей со свойствами соли: сыпучая, хрустит, бывает разных размеров (крупная, мелкая, средней фракции).
2. Опыт. «Соль растворима»
Цель: показать детям, что соль растворяется в воде; цветная соль может окрасить воду.
3. Опыт. «Как соль влияет на рост растений»
Цель: создать условия для роста и развития луковицы; подвести к пониманию влияния качества почвы на рост и развитие растений.
4. Опыт. Кристаллизация соли «Выращивание кристаллов соли»
Цель: подвести детей к пониманию, что соль кристаллизуется.
5. Опыт. «Подводная лодка из яйца»
Цель: подвести детей к пониманию, что соленая вода тяжелее пресной и за счет этого яйцо не тонет.
6. Опыт. «Рисование на льду»
Цель: подвести детей к пониманию, что соль топит лед и впитывает цветную воду.
7. Опыт. «Цветная соль»
Цель: подвести детей к понимаю, что соль можно быть не только белого цвета, но можно окрасить с помощью краски.
8. Опыт. «Ледяная рыбалка»
Цель: подвести детей к пониманию о некоторых свойствах соли.
Беседа с детьми
средней группы дошкольного возраста на тему:
«Знакомство с полезным ископаемым – соль»
Воспитатель: Титова Я.А
Цель: познакомить детей с русскими народными обычаем «Встреча гостей»; формировать познавательный интерес к полезному ископаемому- соли.
По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей. «Хлеба кушать!»– непременно отвечают ему.
Воспитатель: с радостью гостей встречаем, хлебом - солью угощаем.
(Подходят к гостям с поклоном. Подают хлеб.)
Воспитатель: Садитесь удобнее, мы начинаем наше путешествие.
(Дети рассаживаются на стулья за столы)
Все расселись по местам?
Никому не тесно?
По секрету вам скажу:
"Будет интересно!”
Ребята, вы любите путешествовать? Но, чтобы узнать куда мы с вами отправимся, нужно отгадать, что спрятано в моем чудесном мешочке.
Без нее, ребята, повар, просто как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет- испытаешь боль
Вы, конечно догадались. Ну конечно это (Соль)
Воспитатель: ребята, а что такое соль? Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»
Соль - это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт. Наши предки верили, что соль защищает их от злых духов и вражеских сил. У кого была соль на столе, тот считался самым богатым человеком. К соли относились очень уважительно. В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Из-за соли разгорались войны. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.
Воспитатель; Скажите, какого цвета соль? (Соль белого цвета);
Имеет ли соль запах? (Соль не имеет запаха)
Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее? (Соль сыпучее вещество)
А кто из вас знает, где и как добывают соль? (Соль добывают в соляных шахтах)
А сейчас мы с вами продолжим путешествие по следам соли, и отправимся в нашу лабораторию, чтобы узнать о ней ещё больше.
Дидактические и подвижные игры с детьми
средней группы дошкольного возраста
Воспитатель Титова Я.А.
1. Дидактическая игра «Солёный – несоленый»
Цель: закрепление знаний о том, какие продукты можно солить.
Ход игры: дети должны разложить овощи и фрукты по корзинкам который можно солить, а которые нет (банан, капуста, редис, клубника, помидор, виноград, морковь, грибы, яблоко).
2. Лото «Угадай вкус»
Цель: развитие зрительного внимания, логического мышления, мелкой моторики рук, развитие связной речи, закрепление знание о продуктах.
Ход игры: игрокам предлагаются большие карты и маленькие соответствующие им карточки. Кто быстрее закроет все окошки, тот и выиграл и рассказывает о тот, что на его карточке изображено, какие продукты используются с солью или сахаром.
3. Подвижная игра «Море волнуется»
Цель: формировать навыки двигательной активности детей, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью, с учетом безопасности жизнедеятельности детей; выполнять имитационные движения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность, пластичность движений.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбирается ведущий, он стоит в центре. Все произносят слова и произвольно двигаются, стараясь создать необычную фигуру: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри», по окончании все замирают, ведущий выбирает лучшую фигуру, тот становится ведущим.
Картотека опытов и экспериментов
«Свойства и качества соли»
Воспитатель: Титова Я.А
Опыт 1 «Свойства соли».
Цель: создать условия для ознакомления со свойствами соли.
Ход опыта: воспитатель предлагает детям рассмотреть объект, лежащий на столе, определить его свойства. Сообщает детям, что объект безопасен для здоровья человека, если его применять в пищу в малых количествах. Дети обследуют объект, нюхают, пробуют на вкус, рассматривают в микроскоп.
Вывод: неизвестный объект – соль, без запаха, белого цвета, соленый на вкус, имеет кристаллическую структуру.
Опыт 2 «Соль растворима».
Цели: способствовать осмыслению детьми некоторых свойств соли; обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как соль, таит в себе много неизвестного.
Ход опыта: перед детьми стоят три стакана: один с водой, второй с молоком, третий с лимонадом. В каждый стакан положить по одной чайной ложке соли и посмотреть, растворится ли соль. И если растворится, то где быстрее?
Вывод: соль растворяется во всех перечисленных жидкостях. В лимонаде соль растворилась быстрее всего, образовав пену.
Опыт 3 «Как соль влияет на рост растений».
Цели: создать условия для роста и развития луковицы; подвести к пониманию влияния качества почвы на рост и развитие растений.
Ход опыта: для посадки луковицы дети готовят разную почву: в одном горшке чернозем, в другом – смесь чернозема с солью. Дети сажают две одинаковые луковицы в разную почву и наблюдают за ростом при одинаковом уходе в течение месяца.
Вывод: соль неблагоприятно влияет на рост и развитие растений.
Опыт 4 «Выращивание кристаллов соли».
Цель: подвести детей к пониманию, что соль кристаллизуется.
Ход опыта: взрослый предлагает детям постепенно растворить соль в воде, нагревая воду на слабом огне.
Дети определяют, что при нагревании соль растворяется лучше и быстрее. Продолжая нагревать раствор, дети подсыпают соль. Насыпают до тех пор, пока соль не перестанет растворяться. В среднем необходимо на 100 г воды 250 г соли. После этого дети опускают в стакан веревочку, на которой будут образовываться кристаллы.
Взрослый сообщает детям: если раствор охлаждать быстро, то кристаллы тоже будут расти быстро, но их форма может оказаться неправильной. Если же раствор охлаждать медленно, то форма кристаллов будет правильной.
Вывод: соль имеет свойство превращаться в кристаллы (кристаллизоваться).
Опыт 5 «Подводная лодка из яйца».
Цель: подвести детей к пониманию, что соленая вода тяжелее пресной.
Ход опыта: воспитатель предлагает детям взять 2 банки: одну пол-литровую и одну литровую. Одну банку наполнить чистой водой и опустить в нее сырое яйцо. Дети определяют, что в пресной воде яйцо тонет.
Во вторую банку наливают крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 литра воды). Опускают туда второе яйцо и определяют, что в соленой воде оно плавает.
Воспитатель подводит детей к осмыслению, почему в соленой воде легче плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
Воспитатель предлагает положить на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться как подвешенное, посредине раствора.
Когда опыт будет проведен, можно показать фокус. Подливается соленая вода – яйцо всплывает. Подливается пресная вода – яйцо тонет. Внешне соленая и пресная вода не отличаются друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.
Вывод: в соленой воде легче плавать, чем больше соли в воде, тем сложнее утонуть.
Опыт 6. «Рисование на льду»
Цель: подвести детей к пониманию, что лед впитывает воду.
Ход опыта: воспитатель предлагает детям рисование по льду, для этого понадобится: лед, глубокая посудина, на которой будете рисовать (противень), соль, краски: гуашь или акварель, кисточки. Замороженную ледяную форму выложите на противень или другую основу с бортиками, что бы не растекалась вода. Дети выбирают краску и начинают рисовать на льду. Лед гладкий — краска плавно течет по его поверхности. Посыпаем лед солью — от этого он начнет таять, образовывая тонкие глубокие туннели в глыбе льда, и издавая еле слышное треск. Покрываем лед краской дальше — теперь она проникает в туннели, от чего возникают необычные линии и рисунки в толще лед. Лед стал шершавым, поверхность его — не ровной. Внутри куска замороженной воды — благодаря краске, видны извивистые ходы, проделанные солью.
Вывод: соль разрушает лед, и краска попадает во внутрь льда.
Опыт 7. «Цветная соль»
Цель: подвести детей к понимаю, что соль можно окрасить с помощью краски.
Ход опыта: воспитатель предлагает детям окрасить соль краской или пищевым красителем. Дети насыпаем соль в полиэтиленовый мешок и добавляют краску. После завязываем мешок и все это начинаем мять в руках, пока соль не покрасится.
Вывод: если смешать соль с краской, она окрасится.
Опыт 8. «Ледяная рыбалка»
Цель: подвести детей к пониманию о некоторых свойствах соли.
Ход опыта: Наполняем удобную неглубокую ёмкость холодной водой и поместите туда кубики льда. Они будут всплывать и расположатся на поверхности воды. Возьмем верёвочку и смочим её в воде. Разложим верёвочку поверх кубиков, оставив «хвостики», за которые можно будет взяться, в воде. Густо посыпаем льдинки солью, следя за тем, чтобы она попадала на верёвочку, и подождите 30 секунд для надёжного примерзания. Через полминуты можно взяться за края верёвочки и поднять её.
Вывод: лёд примёрз к верёвочке с помощью соли и крепко держится на ней.
Консультация для родителей
«Удивительные истории о соли»
Воспитатель: Титова Я.А
Белое золото земли.
Белое золото земли – поваренная соль – с незапамятных времен является неизменным спутником человека, так как без соли жизнь невозможна. Этот ценный природный минерал, обладание которым приносило богатство и власть, долгое время был предметом ссор, раздоров, государственных конфликтов и даже войн.
Соль жизненно необходима человеку, как и всем прочим живым существам. Она участвует в поддержании и регулировании водного баланса в организме. При хронической нехватке соли в организме возможен смертельный исход. С другой стороны, смертельный исход неизбежен и при разовом переедании соли.
До появления консервов, пастеризации и холодильников соль давала возможность сохранять продукты. Поэтому она стала символом долговечности. Тысячелетия назад соль была настолько дорога, что из-за нее устраивали войны. В частности, в России в XVII веке произошел Соляной бунт, вызванный непомерно высокими ценами на соль. В отдельные исторические периоды соль ценилась наравне с золотом. Не случайно соледобыча стала одним из самых первых промыслов в Древней Руси. Сейчас соль является самой дешевой из всех известных пищевых добавок, если не считать воду.
Крупнейшим в мире солончаком является солончак Уюни в Боливии. Здесь же, на солончаке Уюни, строят отели из соли.
В настоящее время в Украине в городе Соледар Донецкой области существует уникальная возможность посетить настоящую шахту. Эта украинская шахта не опасна для людей. Главное ее отличие от большинства шахт Донбасса в том, что добывают тут... соль. Жителям Украины требовалась соль. Ее получали многие века выпариванием из соленой воды. Но выпаривание соли – дорогостоящее дело, для этого требуется много деревьев. Долгое время ученые думали, как решить эту проблему, а 200 лет тому назад нашли месторождение соли на территории, где сейчас расположен город Соледар. Когда-то миллионы лет назад здесь находилось древнее море, которое по каким-то причинам исчезло, а запасы соли на глубине 300 метров под землей остались. Для добычи соли здесь была вырыта шахта, которая действует и в настоящее время. Сейчас на месте выработанных рудников проводят экскурсии.
Экскурсия начинается с краткой беседы о технике безопасности. Маршрут состоит примерно из 700 м, включая обратный путь к стволу шахты. Спуск осуществляется в клети (лифте) на глубину до 300 м. Время экскурсии составляет примерно полтора-два часа.
Стены, потолок, фигуры и деревья – здесь всё из соли. Вся экскурсия проходит по дну древнего моря. Под землей держится постоянная температура воздуха +15 °С; даже летом в шахте во время экскурсии не обойтись без теплой одежды. В октябре 2004 года там же, в шахте, состоялся концерт Донбасского симфонического оркестра «Соляная симфо-ния» под руководством австрийского дирижера Курта Шмидта и при участии солистки Венской оперы Виктории Лукьянец. О звучании оркестра в соляной шахте австрийский композитор и дирижер сказал: «Я был просто поражен! Ноты взлетали к потолку пещеры, а затем медленно – будто облака – спускались вниз». По мнению дирижера, в мире существует всего 2–3 театра, которые могут сравниться с акустикой соляных шахт.
На территории России для получения поваренной (пищевой) соли используются следующие способы добычи: шахтный способ; озерный способ; способ добычи из моря; способ выпаривания. Для этого разрабатывают рудники, шахты; строят солепредприятия с использованием техники – солекомбайнов.
Использование соли в лечебных целях.
Самое известное соленое озеро Алтайского края – Большое Яровое. Люди со всей России приезжают сюда за здоровьем, которое помогает возвращать целебная вода озера, его уникальная лечебная грязь и воздух, пропитанный соляными испарениями. Озеро окружает плоская равнина, на которой практически нет деревьев. Богато озеро целебной рапой (водоросль) и иловой грязью. Соль используется для лечения людей с заболеваниями легких. Лечение солью называется спелеолечение. Есть специальные спелеосанатории, которые находятся в соляной шахте. В Алтайском крае созданы для лечения больных спелеокомнаты, в которых человек дышит специальным микроклиматом соли в течение 30 минут. После такого лечения практически все больные выздоравливают. Конечно, лечение проходит не за один сеанс, а в течение нескольких месяцев.
В лечебных целях используют соляные лампы, которые изготовлены из кристалла каменной соли, созданной природой на протяжении сотен миллионов лет.
Компьютеры, телевизоры, радиоприборы, электрообогреватели, микроволновые печи и многое, что вас окружает и без чего вы не мыслите свою жизнь в XXI веке, да и вредная привычка курение – это те факторы, от которых страдает здоровье человека. Электрический свет нагревает соль, в результате чего соль излучает вещества, которые очищают воздух и нормализуют микроклимат в помещениях. Соляная лампа (солевая лампа) благотворно влияет на здоровье, укрепляет иммунитет и повышает жизненный тонус.
Паспорт «Полезное ископаемое соль»
Воспитатель: Титова Я.А
Основные признаки | Соль |
Разновидности | Каменная соль, поваренная соль |
Твердость | Твердые кристаллы |
Цвет | Белый. Розоватый. Светло-серый (оттенки разных цветов придают примеси) |
Блеск | Имеет блеск |
Месторасположение: • каменная соль • поваренная соль | Залегает обычно большими слоями, образуя горную породу. Соленые озера и моря |
Добыча: • каменная соль • поваренная соль | Прорывание глубоких шахт-копей, соединенных подземными коридорами. Отсасывание машинами воды, выпаривание |
Использование | Употребление в пищу. Использование в химической промышленности. Использование в медицине. Использование в жилищно-коммунальной сфере. Использование в животноводческой отросли. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Этот удивительный мир книги..."
Одной из главных проблем нашего времени является приобщение ребёнка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации, интерес к чтению стал падать. И уже в дошкольном возрасте дети предпочит...
ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Удивительный мир космоса»
Пояснительная запискаВозрастные особенности воспитанников группы: На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-лич...
Методическая разработка занятия "Удивительная бумага"
Программные задачи:Расширять представления детей о свойствах предметов окружающего мира. Способствовать реализации потребностей ребенка в овладении действий с предметами.Стимулировать использование в ...
Методическая разработка "Эта удивительная соль"
Материал занятия можно использовать для проведения познавательно-исследовательской деятельсти с детьми старшего дошкольного возраста. Занятие сопровождается показом слайдов (презентация "Эта удив...
Методическая разработка " Этот удивительный мир"
Прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение....
Методическая разработка "Эти удивительные пчёлы"
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение...
Методическая разработка Этот удивительный космос.
laquo;Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом ипространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затемзавоюет себе все околосолнечное пространство».К. Циол...