Методическая разработка "Эта удивительная соль"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Материал занятия можно использовать для проведения познавательно-исследовательской деятельсти с детьми старшего дошкольного возраста. Занятие сопровождается показом слайдов (презентация "Эта удивительная соль")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия "Эта удивительная соль" | 24.97 КБ |
Презентация к занятию "Эта удивительная соль" | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Эта удивительная соль»
старший дошкольный возраст
Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами соли.
Задачи:
Обучающие
- актуализировать знания детей об использовании свойств соли человеком;
- формировать представление о свойствах соли и способах ее добычи;
- формировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов;
Развивающие
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- развивать логическое мышление, творческое воображение, умение делать выводы;
- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- вызывать радость открытий, полученных из опытов;
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать внимательность, усидчивость.
Оборудование для мультимедийной презентации:
проектор
компьютер или ноутбук
экран
Оборудование для опытно-экспериментальной деятельности:
крупные кристаллы или куски соли для демонстрации; сосуд с водой; чайные ложки по количеству детей; блюдца по количеству детей.
Оборудование для мини-музея:
Образцы соли различного вида, окраски, способа помола; столы или полки для экспозиции.
Ход занятия
Организационный момент: «Круг общения» (дети желают друг другу доброго дня, передавая каждому лучик солнышка в ладошке)
Воспитатель: - Мне сегодня один мальчик задал вопрос – что будет, если камень бросить в воду?
Ответ детей: - Он утонет.
Воспитатель: - А мы будем его видеть?
Ответ детей: - Да
Воспитатель: - А как вы думаете, есть такой камень, который мы положим в воду, и он исчезнет? Оказывается, есть такой камен, вот он.
Воспитатель показывает детям крупные кристаллы соли.
Воспитатель: - Как вы думаете, что это?
Ответ детей: - Соль.
Воспитатель: - Да, действительно – это соль. Чтобы в этом убедиться один из вас может ее попробовать сейчас, а остальные позже.
Ребенок пробует на вкус и подтверждает, что это соль.
Воспитатель: - Соль действительно камень, ее даже называют так – каменная соль. Так что же будет, если ее положить в воду?
Ответ детей: - Она растворится.
Воспитатель: - Давайте же проверим.
Предлагает одному из детей положить куски соли в сосуд с водой.
Воспитатель: - Что вы видите?
Ответ детей: - Соль опустилась на дно и там лежит. Мы ее видим.
Воспитатель: - Хорошо. Мы оставим нашу соль на какое-то время, а пока я хочу пригласить вас в музей. Вы знаете, что такое музей? Какие бывают музеи?
Ответы детей: - Музей живописи, музей оружия, краеведческий музей…
Воспитатель: - Да, музеев очень много разновидностей. Но сегодня я хочу пригласить вас в необычный музей. Это музей соли.
Дети проходят в импровизированный мини-музей соли, где представлены образцы соли разного вида: морская, каменная, пищевая соль экстра, ароматизированная, серая, красная и т.д. Дети с помощью воспитателя рассматривают разные виды соли и сравнивают ее по цвету, размеру крупинок, запаху.
Воспитатель: - А как вы думаете, почему соль поместили в музей?
Дети выдвигают свои гипотезы.
Воспитатель: - Чтобы узнать почему же все-таки соль заслужила чтобы ее пометили в музей, я приглашаю вас пройти к нашему волшебному экрану.
Дети проходят к экрану для показа мультимедиапрезентации, рассаживаются на стулья.
Слайд 2.
Слайд 3, 4, 5.
Воспитатель: - Соль – это один из главнейших и драгоценных камней планеты Земля. С самых давних времен соль ценилась человеком дороже любого раскрасавца-самоцвета. Без драгоценностей можно прожить, а без соли – нет. Соль помогает нашему организму перерабатывать пищу. Без соли человек может погибнуть.
Слайд 6.
Из каменной соли даже делали монеты. Ими можно было расплачиваться за любые ценные товары.
О том, что соль когда-то была деньгами, говорит нам и хорошо знакомое слово «солдат». Вслушайтесь в него.
Дети несколько раз произносят слово «солдат» и приходят к выводу, что оно похоже на слово «соль». Выдвигают гипотезу, что солдатами когда-то называли добытчиков соли.
Слайд 7.
Воспитатель: - Оказывается, нет! Солдаты соль не добывали. Они охраняли соль. Если в какой-то стране не хватало соли, ее приходилось привозить из далеких стран. Соляные караваны шли из города в город, через пустыни, через горы. Пути караванов были долгими и опасными. Поэтому с караванами шла вооруженная охрана. Ну а платили этим воинам догадайтесь чем?
Ответ детей: - Солью!
Воспитатель: - Правильно, солдатами называли в старину военных, которые служили за соляную плату.
Слайд 8.
Воспитатель: - О ценности соли говорит нам и известная поговорка «Не солоно хлебавши». Дело в том, что даже на званых праздничных пирах соль подносили самым почтенным гостям. А гости попроще так и уходили – «не солоно хлебавши», т.е. ели несоленую пищу.
Слайд 9.
А еще издревна у нас сохранился обычай встречать дорогих гостей хлебом-солью, показывая этим свое уважение.
Сегодня мы даже не задумываемся о соли. Людям удалось обнаружить огромные природные соляные кладовые. Ее теперь хватает и для еды, и для прочих важных дел.
Слайд 10.
Соли на Земле огромное количество. Но на то она и сокровище, чтобы скрываться от человека. Соль сокрыта и в земле, и в воде. И не так просто ее добыть. А кто-нибудь из вас может быть знает, где берут соль?
Ответы детей.
Воспитатель: - Каменная соль, как и многие другие камни находится глубоко под землей. Есть такие огромные пласты соли, что в них может поместиться целый город.
Слайд 11, 12, 13
Когда шахтеры – соледобытчики врубаются в залежи соли они волей или неволей делают коридоры, галереи, или так называемые соляные пещеры.
Слайд 14.
Самый старинный и красивый соляной город находится в Польше. Этому подземному сооружению около тысячи лет. Чтобы обойти все его улицы, придется бродить по нему не меньше недели.
Слайд 15.
Есть в этом удивительном городе-замке огромный зал с соляными колоннами. Когда-то в этом зале устраивались настоящие придворные балы. Здесь все сверкает и сияет в лучах яркого света. Столы, кресла, вазы и люстры, даже скульптуры – все высечено из соляных глыб.
Слайд 16.
Сейчас в этом подземном царстве сияют электрические лампочки. В соляном городе теперь музей и… санаторий.
Слайд 17.
Все дело в том, что в соляных подземельях особый воздух, чистый и целебный. Вредные микробы гибнут при встрече с солью.
В соляных пещерах можно десятилетиями хранить продукты и они не испортятся. В таких подземельях также хранят древние книги, ценные меха и многое другое. Соль оберегает доверенные ей ценности от разрушения и болезней. Ведь вещи тоже стареют и болеют.
Слайд 18.
Богатые россыпи соли можно встретить не только в глубине, но и на поверхности земли. Они появляются на месте высыхающих соляных озер.
Слайд 19.
Соляные озера бывают небольшие и огромные. Так например почти вся соль, которая добывается в нашей стране всего лишь с одного озера Баскунчак.
Слайд 20.
В этом озере почти нет воды.
В озере нет ни рыбы, ни водорослей, а птицы и насекомые погибают от нескольких глотков солёной воды. В этом озере нельзя утонуть, можно даже ездить на машине. Вот такое удивительное озеро.
Слайд 21.
Но ведь соленые озера есть и у нас в Алтайском крае. Я знаю, что многие из вас ездили туда отдыхать. Расскажите нам о своих впечатлениях.
Рассказы детей.
Слайд 22.
Воспитатель: - Можно сказать, что соль – волшебница: она и пищу делает вкусной и …
Дети продолжают: и лечит, и помогает сохранять различные вещи.
Воспитатель: - А еще она умеет исчезать.
Дети возвращаются к сосуду с водой и видят, что соль полностью растворилась.
Воспитатель: - Соли мы не видим. А как вы думаете, куда она делась?
Дети выдвигают свои предположения, после чего воспитатель предлагает им попробовать раствор и убедиться, что соль никуда не исчезла.
Воспитатель: - Но соль умеет не только «исчезать», становиться невидимой, но и появляться снова. Как вы думаете, как?
Варианты ответов детей.
Воспитатель: - Чтобы соль появилась снова нам нужно, чтобы вода испарилась. Давайте каждый нальем немного воды в блюдца и поставим на окно (к батарее), а вечером с вами посмотрим, что же у нас получилось.
После того, как вода испарилась дети рассматривают образовавшиеся кристаллы соли и вспоминают то, о чем говорилось на занятии.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чудо-камень
Соляные деньги
Соляной караван
Боярский пир
Хлеб-соль
Соль черная Соль белая Соль красная
Самый старинный и красивый соляной город Польша город Величка
Соляные скульптуры
Соляная комната
Соляные россыпи
Озеро Баскунчак
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему "Это удивительная соль"
Проект преднозначен для детей подготовительной группы....
Исследовательский проект "Эта удивительная соль"
Исследовательская, поисковая деятельность - естественная детская деятельность, дети настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать. Этот проект позволяет интегрировать сведения из...
Проект "Удивительная соль"
Название проекта Удивительная сольВозраст детей Старший дошкольный возраст 6-7 летТип проекта...
Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью
Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...
Методическая разработка на тему "Удивительная соль"
ЗАНЯТИЕ С ПРОВЕДЕНИЕМ ОПЫТОВ...
Методическая разработка "Удивительная соль"
Тема: «Удивительная соль»Области:Интеграция образовательных областей:Познавательное развитиеРечевое развитиеФизическое развитиеСоциально-коммуникативное развитиеХудожественно-эстетическое ...
Методическая разработка проект "Эта удивительная соль"
Методическая разработка. Проект....