Методическая разработка " Этот удивительный мир"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Гаптырева Елена Викторовна

Прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon gaptyreva_e.v._konkurs.zip1.7 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ       ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 16»

станицы Темнолесской

                             

       

Методическая разработка:

« Это удивительный мир».

(подготовительная группа)

                                                                                                                     Подготовила                     воспитатель

первой квалификационной категории

Гаптырёва Елена Викторовна

                                                                               2017 год

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=d35dd9e6a071df448a75f9579175d9bd-l&n=13

Содержание

1.Пояснительная записка

2. Цели и задачи экологического воспитания дошкольников

во взаимодействии с семьёй.

3.Формы работы с родителями по экологическому воспитанию.

4. Проект работы с родителями в экологическом воспитании

дошкольников.

5.Вывод.

6.Список использованной литературы

7. Приложение

Пояснительная записка

Воспитание и обучение детей является одной из многочисленных проблем, выдвинутых изменениями, происходящими сегодня в нашем обществе.   В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания.  Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею.  Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. В результате выполнения  правильно поставленных  целей у ребенка формируется миропонимание, он учится правильному.

  Цель экологического воспитания :

Дать методические рекомендации по формированию экологической культуры в семье, помочь осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности.  Формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.  Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.  Воспитатель является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умения наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывает потребность в созидании, творчестве. Экологическое воспитание в настоящее время – это и важный процесс непрерывного воспитания экологической культуры родителей, так как семья играет главную роль в жизни ребёнка.   Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Поэтому для формирования основ экологической культуры у дошкольников   необходимо  разработать систему сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьёй.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию.

                                                        Цели и задачи.

Экологическое воспитание в детском саду  осуществляется через весь педагогический процесс – в совместной деятельности,   в режимные моменты и безусловно во время проведения непосредственной образовательной деятельности.

                                     

  В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:

  • Воспитатель-родитель.
  • Воспитатель-ребенок-родитель.

 Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. С помощью метода проектов достигается основная цель образования  развитие личности ребёнка как непрерывная перестройка его опыта. Обучение приобретает форму исследования,  применении  уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по настоящему интересуют ребёнка.

Проектирование ориентировано на совместную деятельность  участников образовательного процесса в различных сочетаниях:

 совместная деятельность воспитателя и ребёнка по реализации проекта;

 совместная деятельность детей;

 совместная деятельность детей с родителями.

Результатом работы для дошкольников могут быть рисунки, поделки, аппликации, альбомы  с творческими заданиями, доклады, концерты, спектакли, праздники и пр.

Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных   тельных интересов ребенка.

 Назначение 2017 года   «Годом экологии» подтверждено официально указом президента РФ от 01.08.2015 под номером 392 «О проведении в РФ Года особо охраняемых территорий». Во всем мире экологи бьют тревогу и утверждают, что наша природа гибнет с каждым днем. Россия не пожелала остаться в стороне и решила нацелить всеобщее внимание на эту важную проблему, касающуюся каждого из нас.

Проект направлен на работу с родителями и воспитанниками,  посещающих дошкольное учреждение  и позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов.

 Цель проекта :

 Рассказать о значении воды в нашей жизни.

 Показать где, в  каком виде существует вода  в окружающей среде.

 Углублять  и  расширять знания  детей о воде ,  познакомить с  различными явлениями   дождь,  роса)

Развивать познавательный интерес к  природе .

 Прививать навыки экологически  грамотного поведения и бережного отношения к водным   ресурсам Земли.

Формирование желания принять активное участие в деятельности по защите окружающей среды.

 Следующие задачи:

1. Формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать зависимость его состояния от действий человека.

2. Развивать связную речь детей.

3. Формировать практические навыки, стремление к экспериментированию.

4. Активизировать словарный запас детей.

5. Воспитывать бережное отношение к природе.

6. Развивать воображение детей в изобразительной деятельности.

7.Расширять представления дошкольников о том, что вода находится вокруг нас .

 8.Независимо от времени года, и в разных состояниях ( снег, лёд, дождь, туман ,пар)

9.Формировать представления о значении воды в жизни человека.

10.Учить детей в  процессе опытов определять свойства воды ( прозрачная, бесцветная,  жидкая, может течь )

Методы проекта:

Рассматривание иллюстраций

Чтение художественной литературы

Исследования,  эксперименты  с водой

Игры

Беседы

Совместная и самостоятельная деятельность детей

Наблюдения

Творческая деятельность-рисование.

Ожидаемый результат:

• У детей сформируются начальные представления о воде, как об источнике жизни живых организмов.

• Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.

• У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту.

• Повысится воспитательская компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

• Самоутверждение личности ребёнка: снятие зажима, скованности.

• Получение удовольствия от выполненной работы в коллективе.

   Вводная часть.

 Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения.  Задаётся вопрос: «Ребята,  что произойдет,  если  на Земле не будет воды?».

Дети:

Погибнут люди, животные, растения, птицы, рыбы, насекомые, потому что мы все не можем жить без воды.

Воспитатель:

Без воды не будет жизни на нашей планете, поэтому мы с вами, как хозяева природы должны беречь и охранять воду.

                                             

                                          Основная часть.

                                      Экспериментирование

1-   неделя.  НОД. Дать представления о воде   как источник   жизни Познакомить детей с тем, в каком виде вода существует в природе.   Проводиться беседа.    Знакомство с глобусом. Рассматривание иллюстраций на экране.

Разминка. Капля раз, капля два.(прыжки на носках, руки на поясе)Очень медленно сперва.(4 прыжка)А потом, потом, потом. Всё бегом, бегом (8 прыжков).Мы зонты свои раскрыли,(руки развести в стороны) От дождя себя укрыли.(руки полукругом над головой).

                           1. Текучесть воды.

Цель:  Показать, что вода не имеет формы,  ни цвета , на запаха, разливается течет.

Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть , может легко менять форму.

                       2. Способность воды отражать окружающие предметы
Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы..
Вывод: Вода отражает окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.
        2-неделя . Сравнивать свойства воды, льда, снега , выявить особенности их взаимодействия.     Познакомить с различными явлениями (дождь, роса, снег, иней, лед, пар и т.д.)

                                                Замерзшая вода

Задача: выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Материалы, кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

Вывод: Вода имеет свойства замерзать.

3-неделя.  Познакомить детей с прозрачность воды. Замораживание и окрашивание воды.

                                        Прозрачность воды

Цель: Подвести детей к обобщению  «чистая вода – прозрачная»,

 а  «грязная – непрозрачная»
Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы;   мутная вода непрозрачная.

4-неделя. Прививать навыки экологически грамотного поведения и бережного отношения к водным   ресурсам Земли.

                 

 Бережное  отношение к водным ресурсам.

Цель: Обогащение чувственного опыта детей в процессе ознакомления с предметным миром.
Задачи:. . Закрепить знания о том, где можно найти воду, и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношение к использованию воды.

Мы запомним навсегда:

Символ жизни на земле – вода.

Экономь её и береги!

Мы ведь на планете не одни!

Воспитатель предлагает детям  придумать,  нарисовать  картинки  которые говорили   бы  о бережном отношении к воде. (Закрывать кран , не засорять водоёмы)

Вывод: Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса.  Значение воды в природе и жизни человека. На основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

 Создав определённую эколого-развивающую среду , систематически и творчески организуя детскую деятельности при активном участии родителей ,я стараюсь положить начало формированию человека с экологическим мышлением ,способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющим жить в относительной гармонии с природой.  Я  стараюсь  помочь  детям проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопрос, искать на него ответ (самостоятельно и совместно со взрослыми), привлекаю внимание взрослых и детей к явлениям, связанным с водой и природой, бережном отношении к ней. Главное дать понять , что только человек может заботиться и беречь природные богатства. Человечество погибнет без природы. И только увидев свой результат в детях , я могу спокойно быть уверенна ,что мои знания которые я  дала детям ,  не прошли даром.  Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека по отношению к природе. И только тогда жизнь на земле будет существовать вечно!

                     

                     Список использованной литературы

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.

Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений,  - М.: АРКТИ, 2001. - 128с.

Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.

Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.

Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27. 

Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ; И.Н.Павленко, Н.Г. Родюшкина.  Москва 2006г.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведов3.«Лучик света» - Энциклопедия для детей: календарь, явления природы.

С.Н. Николаева “Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве”.

В. Танасийчук “Экология в картинках”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки "Этот загадочный космос"

Аннотация.  Данная разработка направлена на формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о космическом пространстве, Солнечной системе, понятиях «космос», «звезды»,...

Методическая разработка "Этот удивительный мир книги..."

Одной из главных проблем нашего времени является приобщение ребёнка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации, интерес  к чтению стал падать. И уже в дошкольном возрасте дети предпочит...

ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Удивительный мир космоса»

Пояснительная запискаВозрастные особенности воспитанников группы:     На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-лич...

Методическая разработка занятия "Удивительная бумага"

Программные задачи:Расширять представления детей о свойствах предметов окружающего мира. Способствовать реализации потребностей ребенка в овладении действий с предметами.Стимулировать использование в ...

Методическая разработка "Эта удивительная соль"

Материал занятия можно использовать для проведения познавательно-исследовательской деятельсти с детьми старшего дошкольного возраста. Занятие сопровождается показом слайдов (презентация "Эта удив...

Методическая разработка "Эти удивительные пчёлы"

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение...

Методическая разработка Этот удивительный космос.

laquo;Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом ипространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затемзавоюет себе все околосолнечное пространство».К. Циол...