«Влияние художественной литературы на нравственно-эстетическое воспитание детей»
консультация
Консультация для воспитателей ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 «Капелька» г. Вольска Саратовской области»
Консультация для воспитателей на тему:
«Влияние художественной литературы на нравственно-эстетическое воспитание детей»
Выполнил: воспитатель
Курылева Марина Николаевна
г. Вольск 2020 г.
Одна из важнейших задач воспитания ребёнка, его морального и духовного развития принадлежит литературе и искусству. Знакомство ребёнка с произведениями литературы, с лучшими его образцами устного народного творчества начинается с первых лет жизни ребёнка. Ведь период раннего и дошкольного возраста – это определяющий этап развития человеческой личности. Возраст до пяти лет богатейший по способности быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством человеческого общения – речью.
Овладевая речью, ребёнок получает ключ к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Вот, почему так важно чтобы ребёнок с самого раннего детства слышал культурную, грамотную речь.
Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный русский народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по ступеням его эмоционального и нравственного развития. Младенцем ребёнок учится по звукам родного языка, их мелодике, напевности, что успокаивает ребёнка.
Мать качая ребёнка, поёт: «Баю-баю, баю, деточку качаю». Затем ребёнок овладевает умением понимать смысл речи, улавливать точность, выразительность и красоту языка. Наконец, приобщаться к народному опыту, морали, народной мудрости. Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек – малыш легче проснётся, даст себя умыть: «Водичка, водичка, умой моё личико». Особенно много радости доставляет детям игра, сопровождаемые песенками, потешками: «Гули-гули-гули на головку сели, сели, поели, дальше полетели. Горький писал: «Именно на игре словом ребёнок умчится тонкости родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «ухом языка». Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания, дети легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаются пользоваться ими в речи. Готовя праздник осени, мы подбираем потешки, которые отражают русский колорит, красоту, трудолюбие, юмор.
«Застучали каблучки
По дорожке вдоль реки
Знают жители села-
Оля по воду пошла»
«Вышла Поля на порог
Испекла Поля пирог
Чаем угощала
Пирог предлагала
Пряники делила
Деток угостила»
В этих потешках и юмор, и трудолюбие, и широта русской натуры – гостеприимство, щедрость, доброта.
Или – Куда, Фома, едешь? Куда погоняешь?
- Еду сено косить.
- На что тебе сено?
- Коровок кормить.
- А на что тебе коровки
- Молоко доить.
- А зачем молоко?
- Ребяток кормить.
В этой потешки дети знакомятся не только с сельскохозяйственным трудом, но и для чего нужно молоко – это основное питание маленьких детей. Эти потешки вызывают у детей чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. От песенок, потешек, забавляющих ребёнка, он переходит к более сложным для его понимания сказки.
Маленький ребёнок следит за действиями персонажей, сопереживает им. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства: доброту, любовь, трудолюбие, сострадание, народ сочинил сказки, в которых идёт вечная борьба добра и зла. Возьмём для примера сказку «Лиса и заяц». Сказка начинается простым бытовым сюжетом – построение жилища, сменой времени года и последствиями прихода весны. «Избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса погреться, да выгнала зайца». Горе зайца безгранично. Кто поможет бедному зайцу? Ни бык, ни собака, ни медведь, никто не может помочь. Но вот появляется он – герой спаситель – Петушок-Золотой гребешок, с косой на плече и вызывается помочь зайчику. Не верит зайчик. Почему? Да потому, что не такой большой он, как бык, не такой грозный, как медведь, а победил Петушок. И не важно, что ты мал. Самое главное, что у тебя смелое и доброе сердце. «Смелость города берёт» гласит пословица. Так же целями нравственного воспитания служат и сказки, в которых рассказывается о сложных человеческих отношениях. В них осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, хитрость, заносчивость, глупость, трусливость. Давайте рассмотрим сказку «Царевна-лягушка». Сказка начинается с повествования жития русской семьи: «В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит: - Сынки мои любимые, покуда я ещё не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат». Послушные сыновья не спорят, не отказываются: «Так что ж, батюшка, благослови…Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле и вышли в чистое поле». Если смотреть глубже, то с первых же строк мы видим, что самым любимым сыном был Иванушка. Он и есть главный герой, о нём и повествование. Какими же качествами он наделён? Каков он? Послушный, смирный – берёт лягушку в жёны. Несмотря на злобные насмешки братьев, стойко переносит все жизненные трудности. Но у него есть помощница и утешительница – лягушка: «Что, Иванушка, не весел, что ты голову повесил? Ложись спать, утро вечера мудренее». Ночью происходит тайное волшебное перевоплощение лягушки в царевну, да ещё какую красавицу. На званом пиру лягушка открывается перед всеми. Восхищённый красотой своей избранницы, Иванушка теряет голову от счастья – сжигает лягушачью шкурку. Но если бы он потерпел ещё оду ночь, Царевна-лягушка была бы его навеки. Улетает красавица, обернувшись птицей. Иванушка отправляется на поиски невесты. Здесь-то и проявляет он настоящую стойкость, смелость, доброту. Обретает в пути новых друзей, которые ему помогают в борьбе с коварным и злым врагом –Кощеем. «Доброе дело – оно дважды доброе. Оно доброе для того, кому его сделали, но доброе и для того, кто его сделал потому, что радует обоих». Пройдя все испытания, герой приближается к заветной цели. Но злой и коварный враг – Кощей Бессмертный – оказывается на самом дел очень труслив. Как же далеко спрятал он свою смерть: «Смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц сидит в каменном сундуке, сундук стоит на высоком дубу». Но как гласит пословица: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Друзья приходят на помощь. Иванушка освободил Царевну. Зло наказано. А герой награждается долгой и счастливой жизнью.
Но не только животные и птицы приходят на помощь героям, но и сама окружающая природа – это и плакучая ива, и речка – кисельные берега, яблонька, красное солнышко, и ветер – мой дружок. Такие сказки приучают детей к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира – любовь к Родине, матери, родному краю, желание трудиться, мастерить красивые вещи. В сказках интересно раскрывается тема любознательности человека и желание путешествовать. Подняться над землёй, полететь на ковре-самолёте, поплыть на корабле. Слушая сказку, ребёнок мысленно переноситься в сказку, становиться как бы участником сказки. Вместе с героем посещает неведомые страны, побывает в прошлом, настоящем, будущем, опуститься на дно морское, поднимается под небеса. Сопереживает героям, радуется вместе с ними.
Жизнь с героем как бы поднимает все душевные силы на новую ступень. И как поётся в песне:
«В мире много сказок
Грустных и смешных
А прожить на свете
Нам нельзя без них
Лампа Алладина
В сказку нас веди
Башмачок хрустальный
Помоги в пути!
Мальчик Чиполино
Мишка Винни-пух
Каждый нам в дороге
Настоящий друг
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло
Пусть добро навеки
Побеждает зло».
(Слова Ю.Энтина, музыка В. Шаинского)
И, как писал А.С.Пушкин: «Вечером слушаю сказку – и вознаграждаю тем недостаток проклятого своего воспитания».
Оказывается, без знания сказок самое блестящее воспитание и образование неполноценно. «Что за прелесть эти сказки! Каждая из них есть поэма» - писал А.С.Пушкин.
Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которые ребёнок познаёт сердцем культуру своего народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/08/picture-1003195-1620454807.jpg)
Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей второй младшей группы
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться во многом зависит его судьба.На сегодняшний день одной из ос...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/17/picture-1098331-1576555249.jpg)
Консультация "Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста"
Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характер ребенка волевым, це...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/01/picture-1223900-1583086671.jpg)
Консультация с сообщением опыта работы «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста»
Ярко и образно говорится в народном творчестве о труде. В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, о...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/19/picture-773450-1508426719.jpg)
Отчет из опыта работы «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей младшего возраста»
Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характе...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/29/picture-1263474-1598734038.jpg)
Педагогический совет деловая игра №4: Тема: «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей второй младшей группы» (из опыта работы).
1.Обучение трудовым умениям и навыкам 2.Воспитание интереса к труду и трудолюбия, ответственности и самостоятельности 3.Ознакомление с трудом взрослых, воспитание и уважение к труженик...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/11/picture-957137-1507709268.jpg)
Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста.
«Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство».В. А. Сухомлинский....
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/20/picture-1485315-1695194404.jpg)
Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста.
Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста....