Отчет по самообразованию
материал (старшая группа)
Значение подвижных игр для дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Значение подвижных игр для дошкольников.
Дошкольный возраст — это тот период, когда ребёнок усиленно растёт и развивается, когда он приобретает первые знания. Поэтому очень важно помочь ребёнку научиться правильно, воспринимать внешний мир, окружающие его предметы и явления.
Задача современных дошкольных учреждений — обеспечить всестороннее воспитание детей. Эта задача осуществляется различными средствами, среди которых важное место принадлежит игре.
Игра с давних пор занимает неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. В игре растущий человек познает жизнь.
Чем же игра привлекает мальчишек и девчонок? Прежде всего, интересен сам процесс действий. Приходится самостоятельно находить выход из неожиданных положений, намечать цель, взаимодействовать друг с другом, проявлять ловкость и быстроту, выносливость и силу. А это очень важно для здоровья.
Педагогу следует помнить, что цель работы состоит в том, чтобы раскрыть значение и методические аспекты обучения подвижным играм детей дошкольного возраста.
А главная его задача заключается в необходимости научить детей играть активно и самостоятельно, формировании широкого круга и игровых действий, воспитании нравственно - волевых черт личности, укреплении здоровья детей, закаливании организма.
Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство, способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных чувств.
В подвижных играх дети не просто бегают, а догоняют кого-то или спасаются от ловящего; не просто прыгают, а изображают зайчиков или воробушков и т.д. Они играют, а в процессе игры у них тренируются, укрепляются те или иные группы мышц. Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства.
Ребенок должен чувствовать себя в обществе сверстников как равный среди равных. Активные действия в игре помогают детям устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость А четкое выполнение движений, смелость, ловкость, находчивость усиливают чувство уверенности и помогают занять должное место в коллективе. В этих играх чаще всего участвует группа детей, объединенных общими интересами.
Поэтому педагог должен знать воспитательные задачи в каждой группе, особенности возраста, содержание игр и методику их проведения.
Значение подвижных игр:
– развивают мышление, воображение, чувство ритма;
– учат соблюдать правила, осознанию действовать в изменяющихся игровых ситуациях;
– учат подчиняться общим требованиям, быть искренним, сопереживать, помогать друг другу;
– активизируют дыхание, кровообращение, обменные процессы, память, фантазию;
– формировать быстроту, силу, выносливость, ловкость;
– помогают овладеть пространственной терминологией;
– помогают освоиться в коллективе;
– пополняют словарный запас детей.
Методика проведения подвижных игр:
Первым условием успешного использования подвижных игр в воспитании детей является знание программных задач, определенных для конкретной возрастной группы, с которой работает воспитатель. Усвоив общие задачи воспитания, необходимо применять их с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Подвижные игры, которые будут использованы в работе с детьми, воспитатель обязан хорошо знать, чтобы ясно рассказать содержание, правила, суметь правильно, а четко выполнить движения, входящие в игру. Всякая деятельность детей должна доставлять им радость, как от самого процесса, так и от его результата, от совместных действий и переживаний.
Незнакомую игру надо внимательно разобрать, мысленно проиграть и только после этого предлагать детям. Также необходимо предварительно продумать, где целесообразнее провести ту или иную игру: в помещении или на участке.
Следует помнить, что неудачи порождают чувство неуверенности.
«Постройте вашу воспитательную работу так, — говорил Е. А. Аркин, — чтобы ребенок чаще побеждал, чем терпел поражения, чтобы он чаще убеждался в надежности своих сил, чем в своем бессилии. Успех и победа бодрят и укрепляют, они являются условиями здоровья».
Подвижные игры, организуемые педагогом, должны быть интересны для детей, проходить живо, эмоционально, непринужденно. Только в этом случае они будут эффективным средством воспитания детей.
Для того, чтобы работа была систематической, чтобы ни один ребенок не выпал из поля внимания, подвижные игры должны быть предусмотрены в перспективном плане воспитательной работы, а также в плане работы на каждый день. Включая в план ту или иную игру, педагог должен знать, какие качества и навыки он может развить и закрепить с её помощью: в одной игре преобладает бег, а в другой — метание, в одной — от детей требуется выдержка, а в другой — ловкость и т. д.
Формы организации детей в игре различны. Игры могут быть проведены со всеми детьми или с частью группы, т. е. с небольшой подгруппой. Это зависит от характера игры и от тех задач, которые ставит воспитатель при проведении данной игры.
Особенности методики проведения подвижных игр в старшей группе.
Двигательная деятельность ребенка становятся все более многообразной. Дети уже достаточно хорошо владеют основными движениями, им знакомы различные гимнастические упражнения, подвижные игры; начинается освоение разнообразных способов выполнения спортивных упражнений многих видов.
Дети этого возраста лучше владеют своими движениями и более заинтересованы результатом игры, поэтому в игры включается коллективные соревнования.
Движения в зимних играх должны чередоваться с отдыхом, чтобы избежать перегрева детей и возможного последующего охлаждения.
В жаркую погоду даются игры более спокойные, меньшей подвижности.
Организуя игру, взрослый заботится о том, чтобы были соблюдены основные гигиенические требования.
Все пособия и материалы, которые требуются для игры, должны быть приготовлены до её начала. К приготовлению этих пособий, к организации соответствующих условий надо привлекать детей.
Большое значение при объяснении игры имеет интонация. Слово, выделенное и подчёркнутое соответствующей интонацией, приобретает особое значение, особое содержание.
Тон педагога должен быть живым, но спокойным. Недопустимо монотонное объяснение игры.
Дозировка движений в игре. При проведении игры следует следить за тем, чтобы дети не переутомлялись, чтобы не было излишней нагрузки на сердечно-сосудистую систему, которая выражается в том, что лица детей краснеют, дыхание сильно учащается, появляется покашливание; у некоторых детей утомление, наоборот, выражается в бледности лица. Перегрузка внимания приводит к тому, что дети возбуждаются, нарушают правила игры, теряют интерес к ней.
При проведении игры следует учитывать климатические условия, температуру воздуха. При высокой температуре воздуха надо давать меньшую нагрузку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Играя, двигаясь, ребенок становится более крепким, ловким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает его самостоятельность.
Один из путей решения этих задач- совместная деятельность детей и взрослых, как в массовом детском учреждении, так и в семье.
Чтобы ребенок рос здоровым, и физически разносторонне развитым, сознательное отношение к физической культуре следует формировать, прежде всего, у родителей. Лучшим способом организовать взаимодействие в ДОУ с родителями является создание системы сотрудничества.
План работы по самообразованию в старшей группе (5-6 лет)
Тема: «Подвижная игра- как средство развития двигательной активности
у детей старшего дошкольного возраста».
Игра-путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. М.А.Горький
Образовательная область: физическое развитие.
Актуальность темы: забота о воспитании всесторонне развитого, физически крепкого молодого поколения является одной из важнейших задач дошкольно-образовательного учреждения. Для реализации необходимо широкое использование разнообразных средств и методов физической культуры для укрепления здоровья, правильного воспитания и развития детей с самого раннего возраста.
В 2020- 2021 учебном году я выбрала, на мой взгляд, эту интересную тему: «Подвижная игра- как средство развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста».
Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей. Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребенка, способствует не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию дошкольников. При помощи различных игровых движений и ситуаций ребенок познает мир, получает новую информацию и знания, осваивает речь. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус организма ребенка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.
Цель: повышение двигательной активности детей посредством подвижных игр.
Реализуя поставленную цель, мною были поставлены следующие задачи:
- Повысить собственный профессиональный уровень знанием, путем изучения методической литературы;
- Изучить значение подвижных игр для дошкольников;
- Изготовить иллюстрированный материал для ознакомления детей с видами спорта;
- Создание картотеки подвижных игр по физическому воспитанию дошкольников;
- Формирование интереса детей к подвижным играм. Развитие интереса у детей к утренней гимнастике (с предметами), к физкультминуткам, закаливающим процедурам, физкультурным упражнениям (в зале и на улице), развлечения (мероприятия) в ДОУ, кружки, секции, самостоятельная двигательная-игровая деятельность, путем проведения и использование различных подвижных игр.
- Формы взаимодействия с семьей по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм через систему совместных мероприятий-праздников; информации в родительском уголке, папках-передвижках, различные консультации, анкетирование.
- Повысить интерес у старших дошкольников к подвижным играм и укрепление детского организма, формирование дружной и согласованной работы.
Раздел плана | Сроки выполнения | Форма работы | Практические выводы |
Изучение методической литературы | Сентябрь-май | 1.Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада / Е.Н.Вавилова. - М.: Просвещение, 1981. - 96 с. 2. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез. 2007. - 240 с. 3. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. - №4. - С.10-14. 4.Демчишин, А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков / А.А. Демчишин, В.Н. Мухин, Р.С. Мозола. - К.: Здоровья, 1998. - 168 с. | Применение в работе. |
Работа с детьми | Сентябрь- Май | 1.Подборка иллюстрированного материала для ознакомления детей с видами спорта 2. Подборка бесед о спорте для детей дошкольного возраста 3. Использование игр в утренней гимнастике, в НОД, на прогулке, в самостоятельной деятельности, развлечения, конкурсы, спортивные соревнования. | 1.Картотека демонстрационного материала 2.Картотека бесед на учебный год 3.Картотека физ. минуток, подвижных, малоподвижных игр. |
Вывод: Разучивая с детьми старшего дошкольного возраста подвижные и малоподвижные игры на занятиях, прогулке, ребята, научились распределять роли, соблюдать правила игры, действовать в изменяющихся игровых ситуациях, подчиняться общим требованиям, быть искренними, сопереживать, помогать друг другу. | |||
Работа с родителями. | Сентябрь-Май | Консультация для родителей: 1. «Бережем здоровье с детства или 10 заповедей здоровья», 2. «Здоровое питание для дошкольников», 3. «Игры для здоровья вашего ребенка» 5. Анкетирование для родителей: «Подвижные игры и их место в вашей жизни» | Папка-передвижка. Участие в спортивных мероприятиях. Выводы по результатам анкетирования. |
Вывод: У родителей сформированы представления о проведении подвижных игр с детьми. Укрепилось сотрудничество педагогов с родителями. | |||
Самореализация | Отчет по самообразованию |
Вывод: Осуществляя работу по теме самообразования, к концу года были реализованы все поставленные мною задачи: дети стали более крепкими, ловкими, выносливыми, уверенные в своих силах, возросла самостоятельность. Ребята приобрели конкретные взаимоотношения между собой.
Подвижные игры укрепляют здоровье, воспитывают детей, содействуют гармоничному развитию личности.
Мною будет продолжена работа в этом направлении и на следующий год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"
Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...
Отчет по самообразованию (Самообразование)
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека....
План самообразования. Отчет по самообразованию.
Тема самообразования: «Фольклорные праздники в детском саду как средства духовно – нравственного развития детей»...