Отчет по самообразованию
материал (средняя группа)
Тема: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Скачать:
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию в средней группе.
Тема: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни .
Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира»
А.С. Макаренко
Образовательная область. «Социально-коммуникативное развитие»
Актуальность темы обусловлена проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе способы и формы взаимодействия, выражая отношения к людям, природе, к себе.
Цель: повышение уровня воспитанности детей.
Задачами нравственно воспитания дошкольников являются:
- Повысить собственный профессиональный уровень знанием, путем изучения методической литературы;
- Изучить методы, формы и средства нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
- Изготовить наглядное пособие в патриотический уголок, для знакомства с ближайшим окружением;
- Разработать игры по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста;
- Побуждать интерес детей к беседам и участию в НОД нравственного воспитания, путем наглядных пособий;
- Выявить особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте.
- Укрепление взаимодействия семьи и детского сада через систему совместных мероприятий, родительских собраний, как условий нравственно патриотического воспитания дошкольников.
Педагогические условия:
- эвристическая среда в детском саду;
- подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.
Раздел плана | Сроки выполнения | Форма работы | Практические выводы | ||
Изучение методической литературы | Октябрь-май | 1. Зацепина М.Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников". 2. Козлова С.А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью". 3. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью» 4. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека» 5. Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье» 6. Арапова-Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. 7. Арапова-Пискарева Н. «Маленькие Россияне» 8. Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной» | |||
Работа с детьми | Октябрь | 1.Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию 2. Подборка бесед по патриотическому воспитанию 3.Подготовка к реализации проекта «Бабушка с дедушкой» 4.Беседа по теме: «Мой дом» 5.Изготовление наглядного материала для знакомства с ближайшим окружением | -Картотека игр -Картотека бесед на год -Коллективная работа, -Аппликация «Любовь детских сердец»; -Изготовление поздравительных открыток. -Выставка рисунков -Оформление папок «Моя семья», «Моя группа», «Мой детский сад» | ||
Ноябрь | 1. Конспект НОД «Мой любимый город» 2. Подготовка к реализации проекта «Мама, солнышко моё» 3. Подготовить сценарий праздника день Матери. | -Аппликация «Дом, в котором мы живем», выставка рисунков -Оформление папки: «Город, в котором я живу» -Коллективная работа «Цветы в горшочке» -Плакат с поздравлением «Нет любви сильней на свете» (фото мама с ребенком) - Проведение праздника с участием мамочек. -Изготовление открыток. | |||
Декабрь | Беседа: «Зима в родном городе» | -Оформление группы. | |||
Январь | 1.Ознакомление с различной росписью («городецкая», «хохломская», «дымковская», «гжель» и другие) 2. Пополнение материала в патриотический уголок. | -Изготовление глиняных игрушек (дымковская и Филимоновская роспись). -Создание папок (русский фольклор, русские народные игры, русское народное творчество) | |||
Февраль | 1.Непосредственно образовательная деятельность «Защитники Отечества» 2.Подготовить сценарий «Сильные, смелые, ловкие» к спортивному развлечению, посвященный Дню защитника Отечества 3. Пополнение материала в патриотический уголок | -Изготовление открытки «Танк» (поделка из салфеток) -Проведение развлечения с привлечением пап. -Наглядный материал для развития интереса к Родине. (символика России; символика Саратовской области; символика родного города) | |||
Март | 1.«Беседа о маме». 2.Подготовка к празднику. | -Выставка детских работ из соленого теста «Сердечко для мамы». -Подарок маме, поделка «Ваза с цветами». | |||
Апрель | Подготовка к участию в семинаре ДОУ | -Презентация: «Формы, методы и средства нравственно-патриотического воспитания дошкольников» | |||
Май | 1.Беседа: «Взрослым и детям нужен мир на всей планете» 2. Проект: «Этот день победы» 3. Оформление патриотического уголка. 4. Что дети знают к концу года. Вопросы, задания к детям. Ситуации для обсуждения. | -Методическая разработка: «На встречу, дню Победы» -Презентация: «Этот день Победы»; - Выставка рисунков на тему: «Праздник День Победы» - Изготовление лепбука: «Никто не забыт, ничто не забыто» Фотоотчёт Критерии оценок. | |||
Работа с родителями | Октябрь | 1.Консультация: «Воспитание маленького гражданина» 2. Консультация для родителей: «Лес- наше богатство» | Папка-передвижка -Участие в акции | ||
Ноябрь | 1.Анкета для родителей: «Гражданско-патриотическое воспитание ребенка» 2.Приглашение на праздник: «День Мамы». | -Выводы по результатам анкетирования родителей -Участие родителей в празднике, поздравления. - Выставка работ «Мамины руки не знают скуки» | |||
Декабрь | Консультация: «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?» | Папка- передвижка | |||
Январь | Консультация: «Роль фольклора в развитии детей» | Папка- передвижка | |||
Февраль | 1.Информационный материал: «День защитника отечества» (Военные профессии) 2. Приглашение на спортивное развлечение «Сильные, смелые, ловкие», посвященный Дню защитника Отечества | Папка- передвижка -Участие в спортивном развлечении и оформлении стенгазеты (фото папы с ребенком) | |||
Март | Информационный материал к «8 Марта» (беседы, игры с ребенком) Приглашение на праздник и поздравление. | -Папка- передвижка, -Участие в мероприятие, поздравление. -Оформление стенгазеты (фото мама с ребенком) | |||
Апрель | Консультация: «Экологическое воспитание» | Папка- передвижка | |||
Май | 1.Приобщение родителей к занятиям НОД с детьми (во время карантина) 2.Участие в общенародной акции «Окна Победы» и Международная акция: «Сад памяти» 3. Родительское собрание на тему: « Нравственно-патриотическое воспитание» | -Показ презентации на Тему: «Этот день Победы» - Конкурс чтецов -Выставка рисунков к празднику 9 Мая. -Фотоотчет -Размещение на странице сайта ДОУ | |||
Самореализа-ция | Отчет по самообразованию | Выступление на методическом объединении педагогов ДОУ |
Вывод: Осуществляя работу по теме самообразования, к концу года были реализованы все поставленные мною задачи: дети повысили уровень знаний по заданной теме, родители привлекали активное участие в развлечениях, акции, проектах. В итоге мы видим результаты продуктивной деятельности детей о проделанной работе. Пополнился информационным материалом патриотический уголок согласно возрасту детей. Мною будет продолжена работа в этом направлении и на следующий год.
Анкета для родителей
«Гражданско-патриотическое воспитание ребенка»
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы для планирования более результативной работы по патриотическому воспитанию в детском салу. Большая просьба - внимательно прочитать анкету и ответить на поставленные вопросы.
- Считаете ли вы себя компетентным в вопросах гражданско-патриотического воспитания?
Да.
Нет.
- Что для вас означает выражение «быть патриотом»? _______________________________________________________________________
- Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств?
Да.
Нет.
- Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?
В школе.
В семье.
В детском саду.
- Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о городе, в котором он живет?
Да.
Нет.
Иногда.
- Рассказываете ли вы своему ребенку о городе Балаково, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?
Да.
Нет.
Иногда.
- В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком?
______________________________________________________________________
- Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу?
____________________________________________________________________________
- Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?
_____________________________________________________________________________
Благодарим Вас!
Консультация для родителей
«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может
быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и
гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с
окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных
ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей,
интересов позволяет сделать вывод, что дошкольник обладает большим
количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но
и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о
добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание
патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста.
Крылатая фраза: Все начинается с детства» - как нельзя больше относится к
данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда
обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные
напевы.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки
открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют
надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса
Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают
ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ
считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь.
Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и
ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки
русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы
кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими
гениями народа».
Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости
воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и
глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки
формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле
постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок
переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры,
любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес,
речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого
педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку
трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное.
Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное,
второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении
нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у
детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям
трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес,
река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.
Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его
миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще
очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из
доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят
дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. –
во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает
чувства ребенка.
Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им.
Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в
духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно
для становления личности ребенка, для чувства защищенности и
благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине,
очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих
родителей, осознали их как тружеников, вносящих свой вклад в общее дело.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей
к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники,
праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы
новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет
в народе традиция чтить память погибших воинов.
Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о
том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость,
счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании
ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные
чувства не менее чем героизм военного подвига. Родители должны
рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это
нужно.
Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и
смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В
патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины.
Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к
подражанию.
Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями,
логическими ударениями передать кульминационные моменты в
произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после
чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить
эмоциональное воздействие.
Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок,
какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало
осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней
жизни Родины.
Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания.
Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это
обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и
уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может
стать подлинным патриотом.
Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она
выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании,
потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его
богатствам. Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей
страны. Хозяина любящего, заботливого. Ребенок должен иметь постоянные
поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других. Важно
только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для
окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к
воспитанию патриотических чувств у детей.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном
Консультация для родителей
«Воспитание маленького гражданина»
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека. На этом возрастном этапе закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие
личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и
способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное
время. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная,
как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста это
потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей,
представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как
сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя
частью окружающего мира.
Помимо патриотических чувств, важным элементом становления
маленького гражданина является осознание своей этнической
принадлежности. А любое осознание начинается со ЗНАНИЯ. Знания о том
кто я, что такое народ, какой мой народ, какова его история,
культура, традиции. Этих знаний зачастую у детей нет. Чувство принадлежности к своему народу у ребенка не появляется само собой, оно нуждается в специальном формировании.
Воспитательная работа должна носить комплексный характер. Только
совместными усилиями родителей и педагогов можно заложить основы
уважения и любви к своему народу, своей стране.
Как воспитать гражданина?
- Поощряйте интерес Вашего ребенка к культуре и истории своего народа.
- Объясняйте значения народных праздников, обычаев, традиций.
- Читайте ребенку народные сказки, потешки.
- Используйте в общении с ребенком пословицы и поговорки.
- Играйте с Вашим ребенком в народные игры.
- Обращайте внимание ребенка на события, происходящие в стране.
- Знакомьте ребенка с государственными символами (герб, флаг, гимн).
- Изучайте с ребенком родную природу и учите беречь ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"
Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...
Отчет по самообразованию (Самообразование)
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека....
План самообразования. Отчет по самообразованию.
Тема самообразования: «Фольклорные праздники в детском саду как средства духовно – нравственного развития детей»...