Информационно – творческий проект «Играем в театр».
проект (подготовительная группа)

Балдакова Татьяна Александровна

Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусства. Для того, чтобы дети полноценно участвовали в театрализованных играх и спектаклях, они должны быть готовы к этой деятельности, то есть должны познакомиться с театром как видом искусства и должны иметь определённый опыт собственной театрально - игровой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно – творческий проект  «Играем в театр».

Подготовительная группа.

                                                                                                    «Всё проходит, но всё и остаётся.

                                                                                   Остаётся в форме опыта».

                                                                                                           В.В.Клименко.                                                                              

Актуальность.

Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение, фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры.

Для того, чтобы дети полноценно участвовали в театрализованных играх и спектаклях, они должны быть готовы к этой деятельности, то есть должны познакомиться с театром как видом искусства и должны иметь определенный опыт собственной театрально – игровой деятельности. Дети старшего возраста должны иметь представления о назначении театра как учреждения культуры, о специфике театральных профессий, об особенностях процесса подготовки спектакля.

Раскрывая шире профессии работников театра, мы помогаем ребятам глубже развить представление о значимости и ценности творческих людей.

Проблема.  

Решили с детьми в группе  поставить спектакль по сказке «Два жадных медвежонка». Но перед нами встала проблема: кто, кроме актеров, должен принимать участие в подготовке спектакля. Дети не знают, как много людей трудится над спектаклем.

Гипотеза.

Если дети в игровой форме попробуют себя в роли режиссёра, гримёра, актёра и т.д., то они осознанно будут понимать, что такое театр, люди каких профессий в нём работают, чем они занимаются; будут знать, что в подготовке спектаклей принимают участие не только артисты.

Цель.  Знакомить детей с искусством театра, с театральными профессиями.

Задачи.

  • Предоставить детям возможность попробовать себя в роли режиссера, костюмера, гримера, декоратора, сценариста; почувствовать значимость каждой профессии.
  • Продолжать учить детей творчески решать проблемные ситуации.
  • Развивать у детей мышление, воображение, фантазию, творческие способности.
  • Развивать актёрские, речевые, коммуникативные, организаторские, оформительские, двигательные умения и навыки.
  • Активизировать  и обогащать словарный запас  детей за счет театральных терминов.
  • Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.
  • Развивать совместное творчество детей и взрослых.
  • Воспитывать уважение к людям творческих профессий.

Тип проекта. Информационно – творческий.

Временные сроки. 3 месяца.

Исполнители и партнёры проекта. Дети, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Методы и формы.

Организованная образовательная деятельность, беседы, виртуальная экскурсия /ИКТ/, проблемные ситуации, творческие задания, речевые игры, театральные игры и этюды, сюжетно – ролевая игра, дидактическая игра.

Ожидаемые результаты.

В результате работы над проектом: дети приобретут знания о театре как увлекательном искусстве; познакомятся с театральными профессиями, будут применять свои знания во время подготовки спектакля и выступать перед зрителями; научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности; дети  узнают много нового и интересного, смогут преодолеть страх сцены, станут дружнее. У детей будут развиваться актёрские, речевые, коммуникативные, организаторские, оформительские, двигательные умения и навыки.

  Этапы, дата

         Содержание работы

                       Задачи

Подготовительный

Изучение литературы о театральных профессиях.

Мониторинг детей по данной теме

Разработка перспективного плана.

Подготовка материала к проекту:

иллюстрации, ИКТ  о театре, театральных профессиях; сценические костюмы, грим, материал для изготовления атрибутов к спектаклю и т.д.

Повысить педагогический уровень информированности

Выявить знания детей о театре, о театральных профессиях

Основной этап

Виртуальная экскурсия /ИКТ/ - беседа в театр.

Виртуальная экскурсия /ИКТ/ -

за кулисы театра.

Дидактическая игра «Подбери картинки правильно».

Беседа по сказке «Два жадных медвежонка», обр. А.Краснова, В.Важдаева. Использование иллюстраций к сказке.

Просмотр мультфильма «Два жадных медвежонка».

«Мы сценаристы». Творческое составление сценария по сказке «Два медвежонка»

Творческая деятельность «Мы – режиссёры»- обсуждение с детьми, какими должны быть герои, что они должны уметь?»

Дидактическая игра «Эмоции».

Мини – сценка  «Живут в лесу два медвежонка» (в роли режиссёра – ребёнок).

Творческие этюды «Мы – артисты»:

Этюд: «Мама – медведица обнимает медвежат», «Весёлые медвежата», «Понурые медвежата идут по лесу», «Хитрая лиса подходит к медвежатам», «Лиса делит сыр» и др.

Музыкальная деятельность. Прослушивание коротких пьес.

«Я – звукорежиссёр»

Игры на импровизацию диалогов /карточки с изображением сцен: расставание медведицы с медвежатами, спор медвежат, лиса и медвежата» и т.д./

Сюжетно – ролевая игра «Артисты в гримёрной».

Продуктивная деятельность – «Мы – художники». Дети рисуют эскизы  декораций к спектаклю «Два жадных медвежонка».

Ручной труд – «Мы – декораторы». Совместное со взрослыми изготовление декораций по эскизам детей.

Проблемная игровая ситуация «Какой костюм подойдёт герою?»

(по сказке «Два жадных медвежонка»).

Беседа «Помощники в театре -рабочие сцены». Игровая ситуация «В густом лесу стоит домик».

Проблемная ситуация «Как люди узнают о предстоящем спектакле?» Придумай афишу к спектаклю по сказке «Два жадных медвежонка».

Продуктивная деятельность – изготовление билетов, денег.

Сообщение детям о предстоящей  игре «Театр на сцене и за кулисами» \по сказке «Два жадных медвежонка»/.

Игра с карточками «Выбери роль»

(роли: режиссёр /1ч/, артисты /4ч/,  гримёры /2ч/, костюмеры /2ч/, художники /2ч/, рабочие сцены /2ч/, кассир /1ч/. билетёр /1ч/, зрители).

Расширять знания детей о театре, об устройстве театра, правилах поведения в театре.

Познакомить детей с театральными профессиями, помочь понять значимость каждой профессии.

Закреплять знания детей о театральных профессиях. Развивать мышление, речь.

Вспомнить с детьми содержание, раскрыть мораль сказки. Обсудить  и проанализировать характер сказочных героев.

Обратить внимание детей на то, как двигаются, как общаются герои сказки; на их мимику в разных сценах. Воспитывать у детей отрицательное отношение к жадности.

Предоставить детям возможность побывать в роли сценариста. Развивать у детей творческое воображение, умение вместе со взрослым «писать» сценарий по сказке (прозаическое произведение перевести в драматический жанр)

Закреплять знания детей о том, каким должен быть артист (уметь говорить громко, выразительно двигаться и т.д.) и, что в этом артисту помогает режиссёр.

Побуждать к импровизации игровых образов, используя знакомые средства выразительности: двигательные навыки, жест, мимику для более точной передачи характера персонажа.

Продолжать учить детей вслушиваться в музыку, рассказывать, «что или кого» они в ней услышали. Предоставить детям возможность побывать в роли звукорежиссёра и вместе со взрослым подобрать музыку к разным сценам по сказке.

Учить импровизировать небольшие монологи и более развёрнутые диалоги между персонажами

Развивать творческое воображение, интонационную выразительность речи, память.

Совершенствовать грамматический строй речи.

Дать детям почувствовать себя в роли гримёра; помочь перевоплотить актёра на роль  

( медвежат, лисы, волка, зайца и т.д.) с помощью грима.

Развивать творческое воображение, самостоятельность, художественные способности.

Привлечь родителей к совместному изготовлению атрибутов для спектакля.

Предоставить детям возможность «поработать» в роли костюмера, из сценических костюмов подобрать подходящие героям сказки.

Закрепить знания о том, чем занимаются рабочие сцены.

Развивать умения расставлять декорации к сценке.

Развивать мышление, воображение, художественные способности. Развивать коммуникативные умения.

Развивать самостоятельность, творчество в подготовке атрибутов для игры.

Настроить детей на предстоящую деятельность.

Дать детям возможность по желанию выбрать роль в игре и рассказать, почему выбрал именно эту роль. Учить детей обосновывать своё решение.

Заключительный

этап.

Сюжетно – ролевая игра «Театр на сцене и за кулисами»:

1- ый день – «Расклеивание афиш»,  «Продажа билетов». «Репетиция артистов с участием режиссёра».

2-ой день. «За кулисами» - костюмерная, гримёрная, рабочие сцены.

Посещение театра, спектакль.

Фотовыставка  «Готовим спектакль» /фотографии детей/.

Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать умения  усложнять игру путём расширения состава ролей.

Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров. Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей.

Перспектива

Показ спектакля по сказке, подготовленного самостоятельно детьми (воспитатель в роли партнёра) малышам.

Написание и реализация долгосрочного проекта  «Волшебный мир театра», цель которого: развитие сценического творчества детей старшего возраста средствами театрализованных игр и игр – представлений.

Работа с родителями.

Консультации: «Театр и дети», «Как организовать домашний театр?».

Помощь родителей в изготовлении декораций по сказке «Два жадных медвежонка» по эскизам детей и в подготовке сценических костюмов.

Литература.

А.И.Буренина. Театр всевозможного. Вып.1: От игры до спектакля: Учеб.-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб., 2002. – 114 с.

Доронова Т.И. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4 – 6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2005. – 127 с.

Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса.

Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов: - М.:АРКТИ, 2004. – 288 с.

Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов: - М.:АРКТИ, 2001. – 160 с.

Интернет – ресурсы.



Предварительный просмотр:

                              Конспект образовательной деятельности

                               «Виртуальная экскурсия /ИКТ/  в театр».

Цель: расширять знания детей о театре.

Задачи:

Знакомить  детей с театром как видом искусства, углублять знания о театре.

Показать детям обустройство театра.

Закрепить правила поведения в театре.

Обогащать словарь детей театральными терминами.

Развивать у детей познавательный интерес к театру.

Предварительная работа. Посещение театральных представлений в детском саду, игры – драматизации, инсценировки, беседа «Посещали ли вы настоящий театр?»

Словарная работа. Афиша, кассир, гардероб, гардеробщик, билетёр.

Оборудование. ИКТ /слайды/; видеофильм для детей «Вежливый зритель».

Ход.

 Сегодня я вам предлагаю совершить увлекательное путешествие в театр.

Слайд 1. /Театры г. Улан – Удэ/

Ребята, по вашему мнению, что такое театр? Ответы детей.

В. Театр – удивительное место, где показывают спектакли, звучит музыка, читают стихи, где танцуют и поют, где можно посмеяться и поплакать, где есть над чем задуматься и чему удивиться. Театр – особое искусство.

В. Ребята, а как узнать, что в театре будет представление? /Ответы детей/

Слайд 2. /театральные афиши/

Правильно, поможет нам в этом театральная афиша – яркое, красивое объявление. На ней написано название спектакля и есть надпись «Касса» - продают билеты. А как выдумаете, кто делает афиши? /Ответы/. Афиши рисует художник – оформитель.

Слайд 3. Театральная касса – место, где продают билеты на спектакли театра. В них напечатано название театра, название спектакля, его автор, дата и начало спектакля, а также место и ряд в зрительном зале. Продает билеты в театральной кассе кассир. 

Слайд 4 «Гардероб». Дети, кто знает, как называется место, где можно снять верхнюю одежду? В театре раздевалка называется гардероб, а профессия человека, который принимает верхнюю одежду зрителей – гардеробщик. Гардеробщик выдает номерок, затем можно привести себя в порядок и отправляться дальше.

Дидактическая игра «Гардероб».

Материал: предметные карточки с изображением сказочных героев и одежды.

Ход игры:
Воспитатель объясняет детям высказывание «Театр начинается с вешалки», рассказывает о таком месте  театра, как гардероб и предлагает детям найти вещь каждого из посетителей театра, например, подобрать шляпу каждому персонажу: Красной шапочке, Санта Клаусу, Коту в сапогах, почтальону Печкину.

Рассказ о театральных профессияхПрезентация знакомство с театромБуклет по театральные игры детейДидактическая игра эмоции

Слайд 6. При входе в зал у зрителей проверяет билеты билетер.

Слайд 7. Обратите внимание, какой большой, просторный зал в театре. Скажите, что есть в зале? /Ответы детей/. Правильно, есть разные зрительные места, внизу и на балконах.

Слайд 8. «Сцена». Ребята, что это? Как вы думаете, для чего она предназначена? /Ответы/

Сцена – часть театрального здания, где происходит представление.

На сцене театральный занавес. Он открывается только во время спектакля. Сцену освещает ряд лампочек, расположенных по всей длине сцены – рампа.

Слайд 9. Перед сценой оркестровая яма. Тут стулья и разные музыкальные инструменты.

В.  Ребята, расскажите, а какие театральные представления видели вы? Дети делятся своими впечатлениями.

В. Ребята, знаете ли вы правила поведения в театре?

Предлагаю вам посмотреть видеофильм «Вежливый зритель».

В. В следующий раз, ребята, мы отправимся  с вами на «экскурсию» за кулисы театра.

                                  Конспект образовательной деятельности

                            «Виртуальная экскурсия /ИКТ/ за кулисы театра».

Цель: познакомить детей с театральными профессиями.

Задачи:

Расширять диапазон сведений о работниках театра.

Обогащать словарь детей театральными терминами.

Развивать диалогическую и монологическую речь детей.

Предварительная работа: игры – драматизации, инсценировки, беседы о театре, виртуальная экскурсия в театр, рассматривание иллюстраций о театре.

Оборудование: ИКТ /слайды/, куклы, грим.

Ход.

В. Театр – это волшебный мир, в котором вы всегда были зрителями, а сегодня мы отправимся с вами за кулисы, чтобы узнать, кто работает в театре.

Только сегодня, только у нас, театр открывает

Волшебный занавес для Вас!

Слайд 1 В. Ребята, вы все знаете, что спектакль показывают артисты. Могут ли только одни артисты поставить спектакль? Предположения детей.

Слайд 2. Есть человек, который организует всё, что происходит на сцене, хотя сам перед зрителями не появляется. Это режиссёр. Главный человек в театре – режиссёр. От него зависит, каким будет новый спектакль, как будут играть актёры, как прозвучит пьеса. Режиссёр выбирает пьесу, назначает на роли актёров, осуществляет постановку на сцене. Режиссёр проводит репетиции с актёрами, объясняет им, как правильно двигаться, когда сделать паузу, какие слова произносить громче, тише и т.д.

Слайд 3. Гримёрная – комната, где актёры переодеваются, отдыхают, готовятся к выходу на сцену. В комнате большое зеркало, лампа, перед зеркалом много баночек, коробочек с красками, гримом, кисточки. Актёры сидят перед зеркалом, а гримёр накладывает грим – раскрашивает лицо.  С помощью грима можно превратить лицо человека в мордочку животного, молодого человека в старика, из веселого человека сделать печального, и наоборот. Гример рисует актерам «нужные лица», одевает им парики и приклеивает бороды, то есть создает тот или иной облик актера, необходимый в определенной роли.

Игра «В гримёрной». Предлагаю детям попробовать с помощью грима раскрасить кукол - стать «грустной» или «весёлой».

Дети, как вы думаете, с помощью чего ещё можно передать образ, характер сказочного героя?

Слайд 4. Костюмерная.

Костюм помогает передать характер героя. Поэтому в театре ещё есть профессия костюмер. Костюмер – работник театра, который отвечает за костюмы, их подготовку к спектаклю, портной, шьёт театральные костюмы, одевает актёров.
Слайд 5. Игра - задание. «Отгадайте, костюмы каких сказочных персонажей вы видите на экране».

Физминутка.

В. Ребята, как выдумаете, что на сцене нужно артистам, чтобы в спектакле было интересно и  понятно, когда, где, что происходит? Правильно, разное оформление. Это называется декорации. Поэтому в каждом театре есть ещё профессия – декоратор.

Слайд 6. По рисункам художников декораторы создают декорации к спектаклю.

Слайд 7. Игра «К какой сказке можно использовать эти декорации?»

Слайд 8. Кроме музыки, которую исполняет оркестр, в театре есть профессия звукорежиссёр. Он делает спектакль музыкальным, создаёт различные звуковые и шумовые эффекты с помощью звуковой техники, например, шум дождя, ветра и т.д.

Слайд 9. Кто-то должен отвечать на сцене и за то, чтобы все декорации были на своих местах, за то, чтобы их туда вовремя поставили и вовремя убрали, поэтому ещё в театре есть рабочие сцены.

В. Ребята, мы познакомились с театральными профессиями, узнали чем занимаются люди разных профессий в театре. Какая профессия больше всего понравилась?

Предлагаю детям поиграть.  Игра на закрепление театральных профессий.

Для чего ходят в театр? (посмотреть пьесу, получить удовольствие)

Кто выступает перед зрителями? (актеры)

Кто сочиняет пьесу? (сценарист)

Кто ставит постановку спектакля? (режиссер)

Кто наполняет спектакль музыкой, шумовыми эффектами? (звукорежиссёр)

Кто готовит, шьет костюмы? (костюмер)

Кто рисует декорации? (художник)

Кто изготавливает декорации? (декоратор)

Кто накладывает грим? (гримеры)

Кто расставляет декорации? (рабочие сцены)

Карта наблюдений детского развития по проекту «Играем в театр». Старший возраст.

Список детей

Имеет представ-ления о театре, о его назначении

Имеет представ-ления о театральных профессиях, чем занимаются в театре

Знает правила поведения в театре

Проявляет интерес к театрализо-ванной деятель-ности

Проявляет желание попробовать себя в разных ролях

Умеет усложнять игру путём расширения состава ролей

Умеет вживаться в создаваемый образ, находя выразительные средства, используя мимику, движения, жесты


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект " Играем в театр".

Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической речи у детей....

Творческий проект - Играем в театр

Педагогический проект Театрализованной деятельности с детьмиподготовительной группы«Играем в театр»...

Информационно-творческий проект "Лето. Дети. Театр"

Проект летне-оздоровительной работы для детей подготовительной  группы....

Творческий проект "Играем в театр"

quot;Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей..." В.В. Теплов. Благодаря театру ребенок познае...

Информационно – творческий проект «Игры и игрушки народа ханты и манси»

Игрушка - непременный атрибут детства. Играя в них, дети подражают тому, что происходит в жизни взрослых, их родителей, знакомых, друзей. Игрушки не только развлекают, но и учат будущей взрослой...

Художественно-творческий проект "Играем в театр"

В паспорте проекта "Играем в театр" представлены: цель, задачи, предполагаемый результат, формы работы по реализации, а также итоговое мероприятие проекта...

Творческий проект "Играем в театр"

Организация совместной театрализованной деятельности  детей и взрослых, направленные на сотрудничество и сближение воспитанников,  родителей (законных представителей) и педагогов ДОУ....