Информационно – творческий проект «Игры и игрушки народа ханты и манси»
проект (подготовительная группа)
Игрушка - непременный атрибут детства. Играя в них, дети подражают тому, что происходит в жизни взрослых, их родителей, знакомых, друзей. Игрушки не только развлекают, но и учат будущей взрослой жизни. Мы живем в Западной Сибири, на земле народов ханты и манси. Мы должны знать и уважать традиции и обычаи коренных жителей. Многие из них живут на своих родовых угодьях, живут так, как жили их предки и берегут свои традиции. У них имеется много своеобразных, занимательных игрушек, которые передаются из поколения в поколение. Сегодня важно не утратить это богатство народов Севера, не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев - ведь это часть культурного наследия нашего государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_igrushki_narodov_hanty_i_mansi.docx | 580.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. | Наименование учреждения | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5», дошкольные группы |
2. | Название проекта | «Игры и игрушки народа ханты и манси» |
3. | Автор проекта | Воспитатели, дети старшей группы, родители. |
4. | Тип проекта | информационно – творческий |
5. | Продолжительность проекта | долгосрочный (ноябрь – март) |
6. | Участники проекта | Дети старших групп, родители воспитанников, воспитатели групп |
7. | Проблема | Недостаточность представлений детей о культуре народов ханты и манси |
8. | Гипотеза | Через игры народы ханты и манси приобщают детей к окружающей действительности, овладению необходимыми умениями и навыками для жизни в суровых условиях севера. |
9. | Цель проекта | Приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, через национальные игры и игрушки. |
10. | Задачи |
с материалами, из которых они изготавливаются.
|
11. | Объект исследования | культура народов ханты и манси |
12. | Предмет исследования | игры и игрушки народов ханты и манси |
13. | Предполагаемый результат |
|
14. | Продукт проектной деятельности | Сборник игр народов ханты и манси, мини-музей игрушек, уголок «Мой край Югра» |
Актуальность
Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.
Сергей Михалков
Любой уголок нашей страны неповторим. Большая сила заключена в том, что нас окружает с детства. Даже, когда, уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края.
Свою любовь к родным местам, представления о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди-все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств и активную позицию в этом вопросе должны знать педагоги и родители.
Мы живем в Ханты-Мансийском Автономном округе, коренные жители которого ханты и манси. В условиях Крайнего Севера с его суровой природой и специфическими условиями быта и формами культуры местных народов роль народной педагогики в воспитании подрастающего поколения особенно велика.
Игры народа ханты были основным средством приобщения детей к трудовой деятельности (охоте, рыболовству, оленеводству, собирательству, ведению домашнего хозяйства) Игры для детей от 1,5 до 6 лет способствовали физическому и умственному развитию хантыйских детей, обучению их первоначальным жизненно важным двигательным навыкам, психически закаливали. Большинство игр детей этого возраста носит подражательный характер и не имеет правил. В этом возрастном периоде игры способствовали развитию навыков лазанья, ходьбы, бега, а также других движений. С помощью игр с традиционными игрушками дети не только развивались физически, но и познавали семейный быт. Детей постарше (от 3 до 6 лет), следуя опыту народной педагогики, ханты готовили к производственной деятельности взрослых. На этом этапе игры и игрушки уже в большей степени помогали детям осваивать и закреплять связи с традиционной бытовой культурой, способствовали осознанию своего пола. В этот период у девочек появляются игры и игрушки, приучающие их к труду женщины - хозяйки, будущей матери. Это куклы (акань) из дерева, ланк акань - из беличьих хвостов, ваз акань - из утиного клюва, маленькие люльки, маленькие чумы (ай-хот), отдельные части одежды, блюда, ложки, кузовки, игольницы, коробочки со швейными принадлежностями. Среди девочек сургутских хантов были широко распространены игры, направленные на овладение навыками ведения домашнего хозяйства: "Очаг (Рат хар)", "Игра в куклы (Пакилэли Анки-Ати)" и др. Мальчики играли луком и стрелами, маленькими лодками, нартами, моделями капканов, ловушек, частями рыболовецких сетей, упряжью для оленей и собак из кожи, сукна, тряпочек. В процессе игры дети изображали различные эпизоды процесса обработки рыбы, пойманной взрослыми, заменяя рыбу древесными гнилушками, "ловили" ее, связывали в связки, развешивали для сушки.
Игрушка - непременный атрибут детства. Играя в них, дети подражают тому, что происходит в жизни взрослых, их родителей, знакомых, друзей. Игрушки не только развлекают, но и учат будущей взрослой жизни. Мы живем в Западной Сибири, на земле народов ханты и манси. Мы должны знать и уважать традиции и обычаи коренных жителей. Многие из них живут на своих родовых угодьях, живут так, как жили их предки и берегут свои традиции. У них имеется много своеобразных, занимательных игрушек, которые передаются из поколения в поколение. Сегодня важно не утратить это богатство народов Севера, не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев - ведь это часть культурного наследия нашего государства.
Поэтому, мы считаем, что выбранная тема очень актуальна.
Цель: приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, через национальные игры и игрушки.
Задачи для педагогов:
- дать первичные представления о быте, жизни народов ханты и манси, их традициях и обычаях.
- познакомить с национальными игрушками народов ханты и манси,
с материалами, из которых они изготавливаются.
- Развивать интерес к народной игре, желание использовать ее в самостоятельной деятельности.
- Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение детей к представителям коренных народов.
Задачи для детей:
- познакомиться с культурой, традициями и обычаями, укладом жизни народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО;
- научиться играть в национальные игры народов Югры и научить других детей;
- научиться делать игрушки народов ханты и манси (кукла «Акань»).
- Предварительная работа:
1. Изучение литературы. Подбор иллюстраций, книг по теме.
2. Чтение произведений, сказок о быте и жизни народов Севера.
3.Рассматривание альбома «Орнаменты на одежде и обуви народов Севера».
4. Экскурсия в библиотеку (тема «Сказки и игры народов Севера»).
5. Экскурсия в музей истории и этнографии
6. Ознакомление с экспонатами музея «Суеват – Пауль»
7. Мастер – класс по изготовлению куклы «Акань».
8. Взаимодействие с родителями (пополнение уголка «Мой край – Югра», помощь в изготовлении атрибутов к подвижным играм).
Предполагаемый результат:
Дети:
- обогащение и систематизация знаний детей старшего дошкольного возраста о своем крае, представлений о народах ханты и манси;
- научатся играть в национальные игры;
- развитие любознательности по отношению к родному краю, его истории;
- воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формирование бережного отношение к родному краю, его природным богатствам.
Родители:
- привлечение внимания родителей к сохранению культуры коренных народов;
- участие родителей в образовательном и воспитательном процессе своего ребенка.
Этапы реализации проекта
подготовительный (образовательный) | основной (творческий) | заключительный |
|
| Сборник игр народов ханты и манси, мини-музей игрушек, уголок «Мой край Югра» |
Реализация проекта
1 этап: образовательный
В процессе работы над проектом дети познакомились с культурой, бытом, историей родного края, населяющих его народов, имели возможность прикоснуться к национальным истокам, попробовать свои силы в изготовлении предметов традиционных народных промыслов, расширить свои познания о жизни народов ханты и манси.
Мы посетили библиотеку, где мы приняли участие в познавательно – игровой программе «Сказания севера», превратились в зрителей кукольного спектакля. Яркие образы самобытных героев сказок народов ханты и манси, были представлены в кукольном спектакле «Сказки народов севера». Ребята отгадывали загадки, пробовали говорить на языке ханты и с большим интересом рассматривали сказочные книги народов севера, познакомились с национальными играми.
Дети были на экскурсии в городском музее истории и этнографии, где познакомились с жизнью и бытом народов ханты и манси. Через игру «Ловля оленей» побуждали детей творчески воспроизводить в игре уклад жизни хантов и манси, закрепили представления о природе тайги, еѐ обитателях.
Познакомились с игрушками и играми народов ханты и манси. Дети узнали много нового и интересного о национальных куклах (кукла «Акань», куклы – люди, куклы – деревья, куклы – растения, куклы – шишки, куклы – страшилки).
Наши дети играли в игры – головоломки («Щел», «Волчок», «Тосьчервой»).
Все дети любят играть в куклы. В семьях народов ханты девочки играли тряпичными куклами, которые им шили бабушка или мама, в дальнейшем девочка сама училась изготавливать себе куклу. Родители провели мастер – класс, на котором ребята с интересом участвовали в изготовлении любимой игрушки хантыйских детей - куклы «Акань» (мастер – класс, проведенный родителями).
Мастер-класс «Глухарка сна», познакомил с национальным орнаментом, который охраняет сон и здоровье детей.
2 этап: основной (творческий).
Север – удивительный край с удивительными народами, чей образ жизни близок к природе. Общаясь с ней, они научились ее понимать, приспособились к жизни в ней. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода, они выработали свои законы жизни в гармонии с природой, обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное – не смотря на суровые условия существования, смогли сохранить неповторимый уклад жизни и культуру.
Воспитание любви к своему Отечеству должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, поддерживать, уважать и развивать традиции живущих на этой земле народностей.
Перед педагогами стоит задача развития и воспитания гармоничной личности, уважающей и понимающей самобытность не только своего народа, но и культурные ценности других этнических групп.
Основным средством такого воспитания стали народные игры, которые учат будущей взрослой жизни.
Поэтому мы с ребятами обратили внимание на игры народов ханты и манси и разучили их.
Участвуя в проекте «От малой родины к большой стране», наши дети предлагали поиграть в национальные игры участникам фестивального движения.
На площадке детям предлагались игры на воспитание чувства коллективизма, двигательной активности, силовых качеств: «Ручейки и озѐра», «Льдинки, ветер и мороз», «Ловля оленей», «Важенка и оленята», «Оленьи бега», «Охота на куропаток» и другие.
Принимали участие в региональном конкурсе «Улыбки Севера», Марченко Валерия является победителем конкурса.
Принимали участие в городском конкурсе («Мы – будущее России») в направлении «Праздник детства», с результатом первого призового места.
в направлении «Изодеятельность»: в номинации «Чудесный мир природы Югры»
в направлении «Декоративно – прикладное искусство»:
В детском саду провели «День национальных игр», где наши ребята обучали детей других групп играм народов ханты и манси: «Хейро», «Рыбаки и рыбки», «Чум».
А также обучали ребят спортивным играм, развивающим силу, ловкость, расчетливость, волю к победе: «куобах» (прыжки на двух ногах), «кылыы» (прыжки с разбега на одной ноге), «Ловкий оленевод», «Каюр и собаки», «Перетягивание каната», бег на разные дистанции.
Над проектом дети работали все вместе. Они дружно играли, с интересом обучали других детей национальным играм ханты и манси.
Таким образом, игры народов ханты и манси действительно являются основным средством приобщения детей к трудовой деятельности (охоте, рыболовству, оленеводству, собирательству, ведению домашнего хозяйства), способствовали физическому и умственному развитию детей.
Перспективы дальнейшего развития проекта: продолжать знакомство с культурой и традициями народов ханты и манси (экскурсия с детьми и родителями в «Суеват – Пауль», участие детей в празднике «Вороний день»).
\
Список литературы
- Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. / М.: ЭлизеТрэйдинг; ЦГЛ, 2004.
- Антонов, Ю.Е., Левина, Л.Е., Розова, В.О., Щербакова, И.А./ Как научить детей любить Родину – М.: АРКТИ, 2005.
- Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателя дет. сада. / М.: Просвещение, 1986.
- Буровичок – Югорка. / Лебедева, О. / Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 2008.
- Буровичок – Югорка. Раскраска./ Лебедева, О. / Екатеринбург: ОАО «ИПП «Уральский рабочий», 2008.
- Детские народные подвижные игры. //Составители: А.В.Кенеман,
Т.И.Осокина. М., Просвещение, 1995 г.
- Интернет источники
- Синявский, Н.И., Власов, В.В., Фынтынэ, О.А. Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера. Учебно-методические пособие. / Ханты-Мансийск: Изд-во «Институт повышения квалификации и развития регионального образования», 2003. Сказки народов Севера. //Составитель В.В.Винокурова, Просвещение, 1991.
- Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно - творческий проект «Традиции и обычаи северных народов ханты и манси»
Цель проекта: Приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям. ...
Проект "Путешествие по традициям народов ханты и манси"
Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других куль...
Информационно-творческий проект в старшей группе "Народы России "
Наша страна великая, сильная и красивая. Страна-это не только леса, реки и города. Страна-это прежде всего люди, которые в ней живут. Наша страна сильна дружбой разных народов ее населяющих. А народов...
проект "Культура и обычаи народов Ханты и Манси"
Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уж...
Информационно – творческий проект «Играем в театр».
Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусства. Для того, чтобы дети полноценно участвовали в театрализованных играх и спектаклях, они должны быть готовы ...
Детские игры и состязания народов ханты и манси
Традиционные спортивные игры детей хантов не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье....
Информационно - творческий проект "Русская народная игрушка - матрёшка"
Одним из важных факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к родным истокам, к игрушке -матрёшке. Воспитывать патриотизм, не забывая о народных обычаях, творче...