Информационно – творческий проект «Игры и игрушки народа ханты и манси»
проект (подготовительная группа)

Власова Ольга Петровна

 Игрушка - непременный атрибут детства. Играя в них, дети подражают тому, что происходит в жизни взрослых, их родителей, знакомых, друзей. Игрушки не только развлекают, но и учат будущей взрослой жизни. Мы живем в Западной Сибири, на земле народов ханты и манси. Мы должны знать и уважать традиции и обычаи коренных жителей. Многие из них живут на своих родовых угодьях, живут так, как жили их предки и берегут свои традиции. У них имеется много своеобразных, занимательных игрушек, которые передаются из поколения в поколение. Сегодня важно не утратить это богатство народов Севера, не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев -  ведь это часть культурного наследия нашего государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_igrushki_narodov_hanty_i_mansi.docx580.1 КБ

Предварительный просмотр:

S7308749 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

1.

Наименование учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5», дошкольные группы

2.

Название проекта

«Игры и игрушки народа ханты и манси»

3.

Автор проекта

Воспитатели, дети старшей группы, родители.

4.

Тип проекта

информационно – творческий

5.

Продолжительность проекта

долгосрочный (ноябрь – март)

6.

Участники проекта

Дети старших групп, родители воспитанников, воспитатели групп

7.

Проблема

Недостаточность представлений детей о культуре народов ханты и манси

8.

Гипотеза

Через игры народы ханты и манси приобщают детей к окружающей действительности,  овладению необходимыми умениями и навыками для жизни в суровых условиях севера.

9.

Цель проекта

Приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, через национальные игры и игрушки.

10.

Задачи

  • дать первичные представления о быте, жизни  народов ханты и манси, их традициях и обычаях.
  • познакомить с национальными игрушками народов ханты и манси,

с материалами, из которых они изготавливаются.

  • Развивать интерес к народной игре, желание использовать ее в самостоятельной деятельности.
  • Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение детей к представителям коренных народов.

11.

Объект исследования

культура народов ханты и манси

12.

Предмет исследования

игры и игрушки народов ханты и манси

13.

Предполагаемый результат

  • обогащение  и систематизация знаний детей старшего дошкольного возраста о своем крае,  представлений о народах ханты и манси;
  • научатся играть в национальные игры;
  • развитие  любознательности по отношению к родному краю, его истории;
  • воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формирование бережного отношение к родному краю, его  природным богатствам.

14.

Продукт проектной деятельности

Сборник игр народов ханты и  манси, мини-музей игрушек, уголок «Мой край Югра»

                                                       

Актуальность

   Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранённое предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.

Сергей Михалков  

Любой уголок нашей страны неповторим. Большая сила заключена в том, что нас окружает с детства. Даже, когда, уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края.

Свою любовь к родным местам, представления о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди-все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств и активную позицию в этом вопросе должны знать педагоги и родители.

Мы живем в Ханты-Мансийском Автономном округе, коренные жители которого ханты и манси. В условиях Крайнего Севера с его суровой природой и специфическими условиями быта и формами культуры местных народов роль народной педагогики в воспитании подрастающего поколения особенно велика.

Игры народа ханты были основным средством приобщения детей к трудовой деятельности (охоте, рыболовству, оленеводству, собирательству, ведению домашнего хозяйства)  Игры для детей от 1,5 до 6 лет способствовали физическому и умственному развитию хантыйских детей, обучению их первоначальным жизненно важным двигательным навыкам, психически закаливали. Большинство игр детей этого возраста носит подражательный характер и не имеет правил. В этом возрастном периоде игры способствовали развитию навыков лазанья, ходьбы, бега, а также других движений. С помощью игр с традиционными игрушками дети не только развивались физически, но и познавали семейный быт. Детей постарше (от 3 до 6 лет), следуя опыту народной педагогики, ханты готовили к производственной деятельности взрослых. На этом этапе игры и игрушки уже в большей степени помогали детям осваивать и закреплять связи с традиционной бытовой культурой, способствовали осознанию своего пола. В этот период у девочек появляются игры и игрушки, приучающие их к труду женщины - хозяйки, будущей матери. Это куклы (акань) из дерева, ланк акань - из беличьих хвостов, ваз акань - из утиного клюва, маленькие люльки, маленькие чумы (ай-хот), отдельные части одежды, блюда, ложки, кузовки, игольницы, коробочки со швейными принадлежностями. Среди девочек сургутских хантов были широко распространены игры, направленные на овладение навыками ведения домашнего хозяйства: "Очаг (Рат хар)", "Игра в куклы (Пакилэли Анки-Ати)" и др. Мальчики играли луком и стрелами, маленькими лодками, нартами, моделями капканов, ловушек, частями рыболовецких сетей, упряжью для оленей и собак из кожи, сукна, тряпочек. В процессе игры дети изображали различные эпизоды процесса обработки рыбы, пойманной взрослыми, заменяя рыбу древесными гнилушками, "ловили" ее, связывали в связки, развешивали для сушки.

 Игрушка - непременный атрибут детства. Играя в них, дети подражают тому, что происходит в жизни взрослых, их родителей, знакомых, друзей. Игрушки не только развлекают, но и учат будущей взрослой жизни. Мы живем в Западной Сибири, на земле народов ханты и манси. Мы должны знать и уважать традиции и обычаи коренных жителей. Многие из них живут на своих родовых угодьях, живут так, как жили их предки и берегут свои традиции. У них имеется много своеобразных, занимательных игрушек, которые передаются из поколения в поколение. Сегодня важно не утратить это богатство народов Севера, не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев -  ведь это часть культурного наследия нашего государства.

Поэтому, мы считаем, что выбранная тема очень актуальна.

Цель: приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, через национальные игры и игрушки.

Задачи для педагогов:  

  • дать первичные представления о быте, жизни  народов ханты и манси, их традициях и обычаях.
  • познакомить с национальными игрушками народов ханты и манси,

с материалами, из которых они изготавливаются.

  • Развивать интерес к народной игре, желание использовать ее в самостоятельной деятельности.
  • Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение детей к представителям коренных народов.

Задачи для детей:

  • познакомиться с  культурой, традициями и обычаями, укладом  жизни народов ханты и манси, населяющих территорию  ХМАО;
  • научиться играть в национальные игры народов Югры и научить других детей;
  • научиться делать игрушки народов ханты и манси (кукла «Акань»).
  • Предварительная работа:

1. Изучение литературы. Подбор иллюстраций, книг по теме.

2. Чтение произведений, сказок о быте и жизни народов Севера.

3.Рассматривание альбома «Орнаменты на одежде и обуви народов Севера».

4. Экскурсия в библиотеку (тема «Сказки и игры народов Севера»).

5. Экскурсия в музей истории и этнографии

6. Ознакомление с экспонатами музея «Суеват – Пауль»

7. Мастер – класс по изготовлению куклы «Акань».

8. Взаимодействие с родителями (пополнение уголка «Мой край – Югра», помощь в изготовлении атрибутов к подвижным играм).

Предполагаемый  результат:

Дети:

  • обогащение  и систематизация знаний детей старшего дошкольного возраста о своем крае,  представлений о народах ханты и манси;
  • научатся играть в национальные игры;
  • развитие  любознательности по отношению к родному краю, его истории;
  • воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формирование бережного отношение к родному краю, его  природным богатствам.

Родители:

  • привлечение внимания родителей к сохранению культуры коренных народов;
  • участие родителей в образовательном и воспитательном процессе своего ребенка.

Этапы реализации проекта

подготовительный

(образовательный)

основной

(творческий)

заключительный

  • сбор литературы;
  • экскурсии в библиотеку, городской музей;
  • составление конспектов, альбомов, пособий;
  • просмотр презентаций;
  • проведение мастер – класса

  • участие в городском фестивале «В формате 85 лет»;
  • участие в региональном  конкурсе «Улыбки Севера»;
  • участие в городском конкурсе  («Мы – будущее России»);
  • проведение мероприятия «День национальных игр ханты и манси»

Сборник игр народов ханты и  манси, мини-музей игрушек, уголок «Мой край Югра»

Реализация проекта

1 этап: образовательный

В процессе работы над проектом дети познакомились с культурой, бытом, историей родного края,  населяющих его народов, имели  возможность прикоснуться к национальным истокам, попробовать свои силы в изготовлении предметов традиционных народных промыслов, расширить свои познания о жизни народов ханты и манси.

Мы посетили библиотеку, где мы приняли участие в познавательно – игровой программе «Сказания севера»,  превратились в зрителей кукольного спектакля. Яркие образы самобытных героев сказок народов ханты и манси, были представлены в  кукольном спектакле «Сказки народов севера». Ребята отгадывали загадки, пробовали говорить на языке ханты и с большим интересом рассматривали  сказочные книги народов севера, познакомились с национальными играми.E:\ФОТО АТТЕСТАЦИЯ\Библиотека\библ ИГРЫ СЕВЕРА\DSC_0018.JPGG:\Библиотека 07.10.2015г\DSC_0072.JPG

E:\Проект школы\музей\Быт народов Севера\S7308692.JPGДети были на экскурсии в городском музее истории и этнографии, где познакомились с жизнью и бытом народов ханты и манси.  Через игру «Ловля оленей» побуждали детей творчески воспроизводить в игре уклад жизни хантов и манси, закрепили представления о природе тайги, еѐ обитателях.

E:\Проект школы\музей\Игрушки народов Севера\S7308670.JPGE:\Проект школы\музей\Быт народов Севера\S7308697.JPGE:\Проект школы\музей\Быт народов Севера\S7308695.JPG

Познакомились с игрушками и играми народов ханты и манси. Дети узнали много нового и интересного о национальных куклах (кукла «Акань», куклы – люди, куклы – деревья, куклы – растения, куклы – шишки, куклы – страшилки).C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\МК по национальным куклам\6EWoqIhaA84.jpg

E:\фото эхск\музей 1\DSC02320.JPGНаши дети играли в игры – головоломки («Щел», «Волчок», «Тосьчервой»).

E:\аттестация новая\фотогалерея\взаимодействие с социальными партнерами\Музей истории и этнографии\DSC02322.JPG

 

Все дети любят играть в куклы. В семьях народов ханты девочки играли тряпичными куклами, которые им шили бабушка или мама, в дальнейшем девочка сама училась изготавливать себе куклу. Родители провели мастер – класс, на котором ребята  с интересом участвовали в изготовлении  любимой игрушки хантыйских детей - куклы «Акань» (мастер – класс, проведенный родителями).C:\Users\Марина\Desktop\Documents\Кукла АКАНЬ\IMG_20151027_161805.jpg

C:\Users\Марина\Desktop\Documents\Кукла АКАНЬ\IMG_20151027_164132.jpg

Мастер-класс «Глухарка сна»,  познакомил   с  национальным  орнаментом, который охраняет сон и здоровье детей.

E:\САЙТ\DSC00731.JPGE:\САЙТ\DSC00746.JPG

2 этап: основной (творческий).

Север – удивительный край с удивительными народами, чей образ жизни близок к природе. Общаясь с ней, они научились ее понимать, приспособились к жизни в ней. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода, они выработали свои законы жизни в гармонии с природой, обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное – не смотря на суровые условия существования, смогли сохранить неповторимый уклад жизни и культуру.

Воспитание любви к своему Отечеству должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов.  И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, поддерживать, уважать и развивать традиции живущих на этой земле народностей.

Перед педагогами стоит задача развития и воспитания гармоничной личности, уважающей и понимающей самобытность не только своего народа, но и  культурные ценности других этнических групп.

Основным средством такого воспитания стали народные игры, которые  учат будущей взрослой жизни.  

Поэтому мы с ребятами обратили внимание на игры народов ханты и манси и разучили их.

Участвуя  в проекте  «От малой родины к большой стране», наши дети предлагали поиграть в национальные игры участникам фестивального движения.

На площадке детям предлагались  игры на воспитание чувства коллективизма, двигательной активности, силовых качеств: «Ручейки и озѐра», «Льдинки, ветер и мороз», «Ловля оленей», «Важенка и оленята», «Оленьи бега», «Охота на куропаток» и другие.  

E:\Горячевой\Галерея\Взаимодействие с социальными партнерами\Участие детей в фестивальном движении От малой родины к большой стране\S7308768.JPGE:\Горячевой\Галерея\Взаимодействие с социальными партнерами\Участие детей в фестивальном движении От малой родины к большой стране\S7308769.JPG

E:\Горячевой\Галерея\Взаимодействие с социальными партнерами\Участие детей в фестивальном движении От малой родины к большой стране\S7308774.JPGE:\Горячевой\Галерея\Взаимодействие с социальными партнерами\Участие детей в фестивальном движении От малой родины к большой стране\S7308778.JPG

Принимали участие в региональном конкурсе «Улыбки Севера», Марченко Валерия является победителем конкурса.

C:\Users\Марина\Desktop\Documents\рисунки на конкурс\S7308617.JPGC:\Users\Марина\Desktop\Documents\рисунки на конкурс\S7308622.JPG

E:\ОТПРАВИТЬ\отправила\Трегубова Анастасия.JPG

Принимали участие в городском конкурсе  («Мы – будущее России») в направлении «Праздник детства», с результатом  первого призового места.  

C:\Users\Марина\Desktop\S1070104.JPGC:\Users\Марина\Desktop\IMG_8413.JPG

в направлении «Изодеятельность»: в  номинации «Чудесный мир природы Югры»  

E:\DCIM\101MSDCF\DSC02488.JPGE:\DCIM\101MSDCF\DSC02486.JPG

в направлении «Декоративно – прикладное искусство»:

E:\DCIM\101MSDCF\DSC02480.JPG

E:\DCIM\101MSDCF\DSC02484.JPG

В детском саду провели «День национальных игр», где наши ребята обучали детей других групп играм народов ханты и манси: «Хейро»,   «Рыбаки и рыбки», «Чум».

S7308963S7308939

S7308902

S7308954

S7308954

S7308954

S7308954

А также обучали  ребят  спортивным играм, развивающим силу, ловкость, расчетливость, волю к победе: «куобах» (прыжки на двух ногах), «кылыы» (прыжки с разбега на одной ноге), «Ловкий оленевод», «Каюр и собаки», «Перетягивание каната», бег на разные дистанции.

S7308896S7308958

S7308975S7308971

S7308980

Над проектом дети работали все вместе. Они дружно играли, с интересом обучали других детей  национальным играм ханты и манси.

     Таким образом, игры народов ханты и манси действительно являются основным средством приобщения детей к трудовой деятельности (охоте, рыболовству, оленеводству, собирательству, ведению домашнего хозяйства), способствовали физическому и умственному развитию детей.

Перспективы дальнейшего развития проекта: продолжать знакомство с культурой и традициями народов ханты и манси (экскурсия с детьми и родителями в «Суеват – Пауль», участие детей в празднике «Вороний день»).

\

Список литературы 

  • Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. / М.: ЭлизеТрэйдинг; ЦГЛ, 2004.
  • Антонов, Ю.Е., Левина, Л.Е., Розова, В.О., Щербакова, И.А./ Как научить детей любить Родину – М.: АРКТИ, 2005.
  • Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателя дет. сада. / М.: Просвещение, 1986.
  • Буровичок – Югорка. / Лебедева, О. / Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 2008.
  • Буровичок – Югорка. Раскраска./ Лебедева, О. / Екатеринбург:  ОАО «ИПП «Уральский рабочий», 2008.
  • Детские народные подвижные игры. //Составители: А.В.Кенеман,

Т.И.Осокина. М., Просвещение, 1995 г.

  • Интернет источники

  • Синявский, Н.И., Власов, В.В., Фынтынэ, О.А. Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера. Учебно-методические пособие. / Ханты-Мансийск: Изд-во «Институт повышения квалификации и развития регионального образования», 2003.  Сказки народов Севера. //Составитель В.В.Винокурова, Просвещение, 1991.
  • Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - творческий проект «Традиции и обычаи северных народов ханты и манси»

Цель проекта: Приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям. ...

Игры народов Ханты и Манси.

игры детей народов Ханты и Манси...

Проект "Путешествие по традициям народов ханты и манси"

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других куль...

Информационно-творческий проект в старшей группе "Народы России "

Наша страна великая, сильная и красивая. Страна-это не только леса, реки и города. Страна-это прежде всего люди, которые в ней живут. Наша страна сильна дружбой разных народов ее населяющих. А народов...

проект "Культура и обычаи народов Ханты и Манси"

Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уж...

Информационно – творческий проект «Играем в театр».

Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусства. Для того, чтобы дети полноценно участвовали в театрализованных играх и спектаклях, они должны быть готовы ...

Детские игры и состязания народов ханты и манси

Традиционные спортивные игры детей хантов не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье....