Развитие вокально-хоровых навыков и творческого потенциала воспитанников через инсценировку песен
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

филиппова татьяна сергеевна

Использование "Зримых песен " в развитии вокально- хоровых навыков воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №19 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Петродворцового района города Санкт-Петербурга

Развитие  вокально-хоровых навыков и творческого потенциала воспитанников через инсценировку песен

                               Музыкальный руководитель

Филиппова Т.С.

Пение является одним из основных видов музыкальной деятельности в

 детском саду. Оно формирует  весь комплекс музыкальных способностей

 дошкольников:   ладотональный слух, чувство ритма, музыкально-слуховые

 представления, эмоциональную отзывчивость  на музыку. Пение

способствует формированию речи детей, активизирует их умственные способности, развивает музыкальный вкус и нравственные представления.

   По образованию я дирижер-хоровик и пение является моим любимым  видом музыкальной деятельности. Я  сама очень люблю петь, пою везде: дома, на даче, с друзьями и  хочу передать любовь к пению своим воспитанникам. Хочу научить детей петь чисто, а самое главное, передавая эмоционально характер и настроение песен.

   Долгое время, наблюдая за детьми в процессе разучивания песен, я пришла к выводу, что дети быстрее разучивают, а затем ярко, эмоционально исполняют те песни, которые можно инсценировать (я называю их «зримыми песнями»). Я стала очень внимательно подходить к подбору песенного репертуара, выбирая те песни, которые эмоционально не оставляют детей равнодушными, в которых есть образы интересные детям. Самая сложная задача – найти такую песню, которая была бы  интересна детям, отражала бы их интересы, была доступна и расширяла их представления об окружающем мире. Для каждой возрастной группы я подобрала яркие и интересные песни, исполняя которые дети развивали бы свои вокальные способности и учились исполнительскому мастерству.

 

    Начиная с младшей группы, обязательно работаем над эмоциями. Дети узнают, что настроение песни  можно изобразить с помощью голоса, жестов, мимики. Основные эмоции (радость, грусть) обязательно отрабатываем на распевках и песенном репертуаре.

    Так, в распевке «На зеленом лугу» присутствует два вида эмоций – радость и грусть, т.к. она звучит в мажоре, а затем в миноре. А в  песнях «Машина» Тиличеевой, «Поезд» Метлова, «Лошадка» Вихаревой дети поют, стараясь дополнить образы мимикой и жестами.

   В средней  группе задача усложняется. Дети уже могут имитировать движения животных и с довольствием их изображают, когда поют песни.

Репертуар подбираю интересный для детей, способствующий развитию их эмоциональности: «Гав-гав» Бодраченко, «Капельки» Зарицкой, «Ежик» Тиличеевой и т. д.

 

     В старшей группе, продолжая работу над эмоциями, предлагаю детям  различные игровые ситуации, например: щенок  потерялся, мама купила новую игрушку, кот крадется за мышкой и т.д. Сначала дети  неуверенно выполняют задания, но со временем перестают стесняться и, входя в образ,

ярко передают настроение песни.

     В репертуаре  обязательно присутствуют «зримые  песни», которые можно инсценировать:»Большой олень» фр.н.песня, «Дети любят рисовать» Шаинского , «Жил- был у бабушки серенький козлик» р.н.песня, «Два веселых гуся» укр.нар .песня  и т.д. Дети с удовольствием их поют, дополняя их  мимикой и жестами. В этом возрасте выявляются наиболее талантливые дети, которые  солируют в этих песнях.

   

    Дети подготовительной группы  уже умеют выразительно инсценировать песни. Они хорошо владеют голосом, у них выразительная мимика и жесты. Дети  проявляют свои творческие способности, сами придумывают, как обыграть песню.

    В репертуаре подготовительной группы очень яркие, эмоциональные песни, которые с удовольствием исполняются  детьми: «Про меня и муравья» Абелян, «Ежик» Стеблова, «Урок» Тиличеевой , «Козлята» Зарицкой и т.д.

В этом возрасте можно ставить большие спектакли, в которых наиболее музыкальные дети исполняют главные партии, а остальные с большим энтузиазмом поют в массовых сценах. Дети сами придумывали, как обыграть своего героя с помощью голоса, мимики и жестов, вместе со взрослыми обсуждали костюмы своих персонажей.

   Мной были поставлены музыкальные спектакли: «Гуси-лебеди», «Золушка», «Муха-цокотуха», «Репка» муз. Голощанова, «Снежная королева», «Спящая красавица». Причем, солистами были всегда разные дети. Мы показывали эти спектакли не только родителям, но и другим детям нашего детского сада

Использование «зримых песен» способствует развитию вокально-хоровых навыков детей. Так, в прошлом  учебном году, по результатам диагностики 90% детей подготовительной группы выпустилось в школу с развитым ладотональным слухом и умением эмоционально передавать настроение песен.

Результаты работы:

Дети любят петь

Хорошо владеют своим голосом

Умеют в пении выражать свои чувства и переживания

Дополняют пение выразительной мимикой и жестами

Реализуют свои творческие возможности

В дальнейшем планирую продолжить использование «зримых песен» в своей работе. Хочу  подобрать новые интересные песни, которые будут способствовать развитию вокальных навыков и исполнительского мастерства  детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ»

«Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души, и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи»....

Презентация работы ДОУ по развитию творческого потенциала воспитанников

Презентация - продукт подготовки к участию в городском фестивале "Журавушка"...

Раскрытие творческого потенциала воспитанников в продуктивной деятельности.

Использование личностно-ориентированной технологии, позволяет еще полнее раскрыть творческий потенциал воспитанников, рособенно в продуктивной деятельности....

«Развитие творческого потенциала воспитанников с целью их успешной социализации в самостоятельной жизни через игру»

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полн...

Доклад на тему: «Развитие способностей и творческого потенциала воспитанников в проектной и познавательно-исследовательской деятельности»

В современном обществе проектирование все шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности. Его активное использование позволяет говорить о том, что проектирование имеет широки...

Раскрытие творческого потенциала воспитанника через овладение навыка лепки»

Дать теоретическое обоснование развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами лепки....