«ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ»
статья на тему

«Музыка способна оказывать

известное воздействие

на этическую сторону души,

и раз музыка обладает

такими свойствами, то, очевидно,

она должна быть

включена в число предметов воспитания молодежи».

 Аристотель

Профилактическая работа – процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. В деятельности по предупреждению преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, центр тяжести переносится на раннюю профилактику. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста. Значение ранней профилактики определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профессиональной деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых общественных изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правового характера.

Главная цель при работе с «трудными детьми» - сформировать полноценную личность, способную жить, трудиться, быть полезной и счастливой в нашем обществе - определяет и сущность перевоспитания: интенсивное развитие положительных качеств, всесторонне гармоническое развитие личности, восстановление и формирование ее всесторонних потребностей. Интенсификация общего развития личности является главной задачей педагогической профилактики и перевоспитания. Замечу, что в многочисленных исследованиях по правонарушениям и преступлениям несовершеннолетних фиксируется один общий признак: низкий уровень общего образования и низкая культура в целом.

Ребенок, воспитывающийся в детском доме – является носителем сложного и противоречивого комплекса особенностей, наиболее существенные из которых:

  • обусловленное возрастом снижение самооценки и самоуважения;
  • неуверенность в себе; 
  • потребность в группировании по интересам со сверстниками, появление увлечений, обусловленных склонностями или навеянных модой;
  • бедность эмоциональной, волевой и мотивационной сферы, низкая познавательная активность;
  • слабость памяти, внимания, повышенная истощаемость;
  • трудности с контролем собственной активности и поведения, эмоциональная неустойчивость.

У этих детей отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность и негативизм. В целом их поведение непредсказуемо. Характерной особенностью является то, что такие дети не признают своих отрицательных эмоций в связи с неправильным поведением, и поэтому у них с трудом формируются адекватные формы социального поведения.

Формальный психологический контакт и отношения зависимости и подчинения, как известно, недостаточны для глубокой коррекции и тем более для изменения направленности личности. Директивность в учебно-воспитательном процессе вызывает сознательное или неосознанное сопротивление, негативную реакцию, что приводит к приспособленчеству, лицемерию; воспитанники начинают жить двойной жизнью. Дефицит положительных эмоций они продолжают заполнять негласно, воскрешая те вредные привычки и отношения, которые сложились, раньше, лелея мечту о выходе «на свободу», расценивая пребывание в детском доме как временный этап.

Научными исследованиями, проведенными Институтом коррек­ционной педагогики РАО (1992г.-1996г.), было установлено, что му­зыкальная деятельность является продуктивной в плане нормализа­ции эмоционально-поведенческой сферы, волевых процессов, оказывает положительное влияние на развитие мыслительных функ­ций, интеллекта. Достигается снижение отклонений в поведении и эмоционально-личностной сфере детей, таких как: общая возбужденность; негативизм и упрямство; агрессивность по отношению к окружающим; двигательная расторможенность; грубое нарушение самооценки; преобладание подавленности в общем фоне настроения.

Для профилактики правонарушений у подростков существует система психолого-педагогического воздействия, комплекс различных приемов и методов: беседы, внушение, организация режима, формирование групп и коллективов, использование поощрений и наказаний, принуждение, подача целенаправленной информации (примеры, письма и встречи с бывшими воспитанниками, музыка, книги и т. д.). 

В основе моей деятельности с воспитанниками в качестве исходных положений заложены принципы, определяющие ее содержание, методы и формы организации:

  • принцип индивидуализации и дифференциации учитываются интересы, способности, возможности детей, их личностные потребности;
  • принцип коррекционной направленностиисправление недостатков психофизического развития детей путем использования специальных методических приемов, в результате которых одни недостатки преодолеваются, другие ослабевают;
  • принцип воспитывающей направленностиосуществляется путем воздействия на сознание, чувства, поведение детей средствами музыки; с помощью методов обучения, личного примера педагога, различных видов деятельности, общения и отношений, которые складываются в ходе занятий;
  • принцип оптимистической перспективы – использование положительного эмоционального настроя, стимулирующего вокальную деятельность посредством раскрытия индивидуальных потенциальных возможностей ребенка, постоянного фиксирования внимания воспитанников на их достижениях;
  • принцип комплексности реализуется на основе взаимодействия различных психолого-медико-педагогических технологий;
  • принцип доступности предполагает построение процесса обучения на уровне реальных музыкальных возможностей и способностей детей;
  • принцип систематичности и последовательности предполагает подбор материала от простого к сложному;
  • принцип художественности выражается в использовании произведений, являющихся образцами эстетического совершенства, способствующих формированию нравственных понятий, чувств и переживаний.

В своей работе я применяю специальную образовательную технологию музыкального развития детей с особыми потребностями, обеспечивающую компенсацию различных нарушений и социальную адаптацию ребенка в окружающей среде, а именно:

  • переход от авторитарных форм воздействия к общению, ориентированному на личностное своеобразие каждого ребенка и установление с ним партнерских отношений, стремление к сотрудничеству с детьми;
  • изменение организации предметной среды с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей;
  • внедрение инновационных стандартов образования, таких как интеграция и метопредметный подход.

 

P.S.

  • Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас.
                                                                                                       Эрнст Легуве
  • Хорошо поддаются воспитанию как раз те, кто не нуждается в воспитании.
                                                                                                 Фазиль Искандер
  • Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.
                                                                                                        Эрма Бомбек
  • Запугиванием можно вырастить в ребенке только низость, испорченность, лицемерие, подлую трусость, карьеризм.

                                                                                                    Ф. Э. Дзержинский

 

  • Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом, наси­лием, — непрочно, неверно и ненадежно.

                                                                                                                    Я. Корчак

 

  • Бесцельно со стороны воспитателя говорить об обуз­дании страстей, если он дает волю какой-либо собственной страсти; и бесплодными будут его старания искоренить в своем воспитаннике порок или непристойную черту, которые он допускает в себе самом.

Д. Локк

 

  • Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.

Р. Эмерсон

 

  • Учатся у тех, кого любят.

И. Гёте

 

  • Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник там, где речь умолкает.

Э. Гофман

  • Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нём чувства прекрасного.

Р. Тагор

  • Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них.

В. Г. Белинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _muzyka_kak_sredstvo_razvitiya_2.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРОФИЛАКТИКА

ПРАВОНАРУШЕНИЙ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ

ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОСПИТАННИКОВ детских домов»

«Музыка способна оказывать

известное воздействие

на этическую сторону души,

и раз музыка обладает

такими свойствами, то, очевидно,

она должна быть

включена в число предметов воспитания молодежи».

 Аристотель

Профилактическая работа – процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. В деятельности по предупреждению преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, центр тяжести переносится на раннюю профилактику. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста. Значение ранней профилактики определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профессиональной деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых общественных изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правового характера.

Главная цель при работе с «трудными детьми» - сформировать полноценную личность, способную жить, трудиться, быть полезной и счастливой в нашем обществе - определяет и сущность перевоспитания: интенсивное развитие положительных качеств, всесторонне гармоническое развитие личности, восстановление и формирование ее всесторонних потребностей. Интенсификация общего развития личности является главной задачей педагогической профилактики и перевоспитания. Замечу, что в многочисленных исследованиях по правонарушениям и преступлениям несовершеннолетних фиксируется один общий признак: низкий уровень общего образования и низкая культура в целом.

Ребенок, воспитывающийся в детском доме – является носителем сложного и противоречивого комплекса особенностей, наиболее существенные из которых:

  • обусловленное возрастом снижение самооценки и самоуважения;
  • неуверенность в себе;  
  • потребность в группировании по интересам со сверстниками, появление увлечений, обусловленных склонностями или навеянных модой;
  • бедность эмоциональной, волевой и мотивационной сферы, низкая познавательная активность;
  • слабость памяти, внимания, повышенная истощаемость;
  • трудности с контролем собственной активности и поведения, эмоциональная неустойчивость.

У этих детей отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность и негативизм. В целом их поведение непредсказуемо. Характерной особенностью является то, что такие дети не признают своих отрицательных эмоций в связи с неправильным поведением, и поэтому у них с трудом формируются адекватные формы социального поведения.

Формальный психологический контакт и отношения зависимости и подчинения, как известно, недостаточны для глубокой коррекции и тем более для изменения направленности личности. Директивность в учебно-воспитательном процессе вызывает сознательное или неосознанное сопротивление, негативную реакцию, что приводит к приспособленчеству, лицемерию; воспитанники начинают жить двойной жизнью. Дефицит положительных эмоций они продолжают заполнять негласно, воскрешая те вредные привычки и отношения, которые сложились, раньше, лелея мечту о выходе «на свободу», расценивая пребывание в детском доме как временный этап.

Научными исследованиями, проведенными Институтом коррекционной педагогики РАО (1992г.-1996г.), было установлено, что музыкальная деятельность является продуктивной в плане нормализации эмоционально-поведенческой сферы, волевых процессов, оказывает положительное влияние на развитие мыслительных функций, интеллекта. Достигается снижение отклонений в поведении и эмоционально-личностной сфере детей, таких как: общая возбужденность; негативизм и упрямство; агрессивность по отношению к окружающим; двигательная расторможенность; грубое нарушение самооценки; преобладание подавленности в общем фоне настроения.

Для профилактики правонарушений у подростков существует система психолого-педагогического воздействия, комплекс различных приемов и методов: беседы, внушение, организация режима, формирование групп и коллективов, использование поощрений и наказаний, принуждение, подача целенаправленной информации (примеры, письма и встречи с бывшими воспитанниками, музыка, книги и т. д.).  

В основе моей деятельности с воспитанниками в качестве исходных положений заложены принципы, определяющие ее содержание, методы и формы организации:

  • принцип индивидуализации и дифференциации  учитываются интересы, способности, возможности детей, их личностные потребности;
  • принцип коррекционной направленности – исправление недостатков психофизического развития детей путем использования специальных методических приемов, в результате которых одни недостатки преодолеваются, другие ослабевают;
  • принцип воспитывающей направленности – осуществляется путем воздействия на сознание, чувства, поведение детей средствами музыки; с помощью методов обучения, личного примера педагога, различных видов деятельности, общения и отношений, которые складываются в ходе занятий;
  • принцип оптимистической перспективы – использование положительного эмоционального настроя, стимулирующего вокальную деятельность посредством раскрытия индивидуальных потенциальных возможностей ребенка, постоянного фиксирования внимания воспитанников на их достижениях;
  • принцип комплексности реализуется на основе взаимодействия различных психолого-медико-педагогических технологий;
  • принцип доступности предполагает построение процесса обучения на уровне реальных музыкальных возможностей и способностей детей;
  • принцип систематичности и последовательности предполагает подбор материала от простого к сложному;
  • принцип художественности выражается в использовании произведений, являющихся образцами эстетического совершенства, способствующих формированию нравственных понятий, чувств и переживаний.

В своей работе я применяю специальную образовательную технологию музыкального развития детей с особыми потребностями, обеспечивающую компенсацию различных нарушений и социальную адаптацию ребенка в окружающей среде, а именно:

  • переход от авторитарных форм воздействия к общению, ориентированному на личностное своеобразие каждого ребенка и установление с ним партнерских отношений, стремление к сотрудничеству с детьми;
  • изменение организации предметной среды с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей;
  • внедрение инновационных стандартов образования, таких как интеграция и метопредметный подход.

P.S.

  • Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас.
                                                                                                       Эрнст Легуве
  • Хорошо поддаются воспитанию как раз те, кто не нуждается в воспитании.
                                                                                                 Фазиль Искандер
  • Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.
                                                                                                        Эрма Бомбек
  • Запугиванием можно вырастить в ребенке только низость, испорченность, лицемерие, подлую трусость, карьеризм.

                                                                                                    Ф. Э. Дзержинский

  • Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, — непрочно, неверно и ненадежно.

                                                                                                                    Я. Корчак

  • Бесцельно со стороны воспитателя говорить об обуздании страстей, если он дает волю какой-либо собственной страсти; и бесплодными будут его старания искоренить в своем воспитаннике порок или непристойную черту, которые он допускает в себе самом.

Д. Локк

  • Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.

Р. Эмерсон

  • Учатся у тех, кого любят.

И. Гёте

  • Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник там, где речь умолкает.

Э. Гофман

  • Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нём чувства прекрасного.

Р. Тагор

  • Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них.

В. Г. Белинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса для педагогов и родителей по теме: «Развитие творческого потенциала детей. Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома»

Цели и задачи: • Познакомить педагогов и родителей с технологией ТРИЗ; • Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий; • Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технол...

Презентация работы ДОУ по развитию творческого потенциала воспитанников

Презентация - продукт подготовки к участию в городском фестивале "Журавушка"...

«Развитие творческого потенциала воспитанников с целью их успешной социализации в самостоятельной жизни через игру»

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полн...

Развитие творческих способностей воспитанников детского сада через театрализованную деятельность

Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня рассматривается  как одна из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.  Основной целью воспита...

"Развитие творческого потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в изобразительной деятельности"

В Статье ""Развитие  творческого потенциала   воспитанников старшего дошкольного возраста  с нарушением зрения в изобразительной деятельности" дается определение тво...