Интегрированное занятие: " Знакомьтесь, русская матрешка". ( средний дошкольный возраст).
план-конспект занятия (средняя группа)

Чапарина Ольга Александровна

Данное занятие поможет познакомить детей с русскими матрешками из разных областей России ( Семеновская, Загорские, Полхов- Майданские), развить фантазию, воображение и творческое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 116»

                          Конспект интегрированного занятия:

                              «Знакомьтесь, русская матрешка»  

                                (средний дошкольный возраст)

Выполнила: воспитатель Чапарина Ольга Александровна

г.Дзержинск

2021 г.

Конспект интегрированного занятия: «Знакомьтесь, русская матрешка» (средний дошкольный возраст)

Задачи:

  • Познакомить детей с русскими матрешками из разных областей России (Семеновская, Загорские, Полхов – Майданские) ;
  • Помочь детям  в составлении узоров той или иной росписи.
  • Развивать фантазию, воображение, творческое мышление.
  • Воспитывать любовь и уважение к народным традициям и промыслам.
  • Создавать радостную творческую атмосферу на занятии, стараться вызывать у детей желание самостоятельно рисовать с помощью нетрадиционных изобразительных техник.

Предварительная работа:

  • Беседа о видах декоративных росписей: Хохлома; Городецкая; Гжель; Полхов – Майдан.
  • Рассматривание игрушек, альбомов, открыток, фотографий с различными видами декоративных росписей.

Методические приёмы: наглядный, словесный, игровой, репродуктивный, практический.

Оборудование: Мультимедийный проектор, сундук с матрешками, фотографии с матрешками, образцы росписи, магнитофон.

Раздаточный материал: Силуэты матрешек на каждого ребенка, стаканчики с водой, простые карандаши, восковые мелки, акварель, печатки из ластика (геометрические фигуры, силуэты животных, салфетки на каждого ребенка.

Ход занятия:

Звучит русская народная музыка «Ярмарка». Заходит воспитатель в русском народном сарафане.

Воспитатель: Здравствуйте, дети!

Мы на ярмарке бывали

И подарки выбирали.

Принесли вам сундучок

– Позолоченный бочок.

Сундучок тот не простой,

И товар в нём расписной.

Вынимаем на показ

И ведём про них рассказ

  • Ребята, вы, конечно, догадались, почему наше занятие началось с этой старинной русской песни. Обратите внимание на короб. Чем же может быть наполнен такой короб? (ответы детей)
  • Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Короб наполнен игрушками. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят не малых. А особенность их в том, что, как и сам короб, они созданы руками народных русских мастеров.
  • Откроем короб?

Воспитатель приоткрывает короб и заглядывает в него.

  • Я вижу замечательную игрушку. Угадаете какую, отгадав мою загадку:

Алый шёлковый платочек

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Кукла первая толста, а внутри она пуста,

Разнимается она на две половинки.

В ней живёт ещё одна кукла в серединке.

Разрумянилась немножко

Наша русская …

(Ответы детей: Матрешка)

Воспитатель открывает короб и показывает матрешку детям.

- Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки.

* Дети вместе с воспитателем просматривают видеоролик о матрешках.

  • А знаете ли вы сколько лет матрешке? (Ответы детей)
  • Кажется, она пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. Не правда ли? (Ответы детей) - На самом деле ей всего немногим больше 100 лет.

Кто матрешку создал, мы не знаем,

Но известно нам, что сотню лет,

Вместе с Ванькой–Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

  • Нарядную, добродушную матрешку не спутаешь ни с какой другой игрушкой. Она полюбилась и взрослым, и детям.

Физминутка:

Мы веселые куклешки (руки на пояс раскачиваться в стороны)

Чудо – куклы, мы – матрешки (продолжать раскачиваться)

Мы танцуем и поем (приседание)

Очень весело живем (прыжки на месте) .

Воспитатель: А хотите узнать как изготовляют матрешек? Рождение матрешки начинается на токарном станке, в токарном цехе. (Слайд № 2) Сухие липовые чурки мастер обтачивает снаружи и из нутрии. Едва уловимо мелькают в его руках стамески. (Слайд №3) После этого она попадает в художественный цех. Здесь совершается самое главное – белая деревяшка превращается в красавицу матрешку. (Слайд №4) Матрешка завоевала весь мир. И теперь ее продают во многих странах, как символ России. (Слайд №5)

Воспитатель: Посмотрите внимательно на матрешку и скажите, из какого материала она сделана? (ответы детей)

  • Все ли матрешки одинаковые? (ответы детей)
  • Чем они отличаются друг от друга? (ответы детей)
  • Все они отличаются элементами росписи, но каждая «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник. Несмотря на то, что все матрешки разные по украшению, все равно их очень любят малыши и взрослые. Как вы думаете какие они – Матрешки? (Ответы детей – добрые, игривые, ласковые, народные, праздничные)

* Воспитатель приглашает пройти детей в мастерскую (к столам) .

  • Вот наша мастерская, где мы будем мастерами – художниками и нам предстоит наших матрёшек расписать.

Вот они! Удивительно бледны,

Мастера, скорей за дело

Украшай матрёшек смело.

Составляйте свой узор

Чтобы радовал он взор.

 Нам понятно, что матрёшкам

 Украшать будем одежки.

  • А помогут вам их расписать наши таблицы с элементами росписи.
  • Дети рассматривают таблицы с элементами росписи, выбирают любую нетрадиционную технику изображения (восковые мелки + акварель; пальчиковая живопись; печать ластиком и др.)
  • Самостоятельная работа детей.

Физминутка: Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать! (потянуться) Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули! Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. Раз и два вперед нагнуться, Раз и два назад прогнуться. (движения стишка) Вот и стали мы сильней, (показать «силу») Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

  • После выполнения работы воспитатель вместе с детьми организовывает мини-выставку детских работ. Дети рассматривают работы друг друга.
  • С какими игрушками мы с вами познакомились сегодня?
  • Чем они похожи? Чем отличаются?
  • Какие костюмы носили матрешки?
  • Назови элементы украшения у каждой матрешки?
  • Какое настроение у вас возникает при взгляде на матрешку? Чем она вам нравится?
  • Вот и закончилось наше занятие. Молодцы, Мастера!

* Дети прощаются с матрешками. Отключаются слайды. Игрушка матрешка снова помещается в короб. Матрёшки чаще приходите С нами дружбу заводите! Воспитатель: … Прекрасный мир

Вещей накоплен был веками.

Хранит их каждый дом, а может быть – музей.

Всё то, что может радовать друзей.

Путь творчества людей прекрасно бесконечен, В нём место есть всегда для наших малышей.

Желаю вам удач и говорю:

«До встречи милые друзья! »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное открытое мероприятие для детей среднего дошкольного возраста: "Мыло, мочалка и баня"

занятие формирует основы здорового образа жизни, способствует закреплению санитарно - гигиенических умений и навыков...

Конспект интегрированного логопедического занятия: «На поиски Снеговиков» (средний дошкольный возраст)

Цель: Уточнение и расширение представлений детей о зиме и её приметах.Коррекционно-образовательные задачи:- Закреплять представления о зиме и её приметах;- Уточнять и расширять словарь детей о зиме (з...

Интегрированная образовательная деятельность для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Путешествие к осени».

Интегрированная образовательная деятельность для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Путешествие к осени».Подготовила:Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории,...

Итоговое интегрированное занятие для детей – билингвов (средний дошкольный возраст) по познавательному развитию Тема: «По тропинке в лес пойдём…»

Программное содержание:Учить строить самостоятельные предложение из несколько слов сознательно использовать русский язык при общении со сверстниками и с воспитателем, заучивать наизусть русскоязычные ...

Информационно-творческий проект "Богатыри земли русской" для среднего дошкольного возраста

laquo;Богатырская тема» понятна и интересна детям.Постепенный переход от сказки к былинам  открывает дошкольникам  огромный диапазон возможностей удовлетворить свой познавательный инт...

Технологическая карта по речевому развитию «В гости к русской игрушке матрешке» (средний дошкольный возраст)

Технологическая карта по речевому развитию«В гости к русской игрушке матрешке»(средний дошкольный возраст)    Цель: расширять представление детей о русской народно...