Балалайка-символ России
учебно-методический материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тематическое занятие в детском саду в подготовительной группе. "Балалайка-символ России"
Описание материала: Приобщение детей к национальным традициям родной страны — одна из важнейших задач музыкального воспитания и образования в целом. Понимание и осмысление детьми богатого культурного наследия России, любовь к её природе и истории являют источник источник подлинного патриотизма, без которого невозможно представить сплочённого и сильного народа, способного противостоять любым сложностям и невзгодам. Помимо общепринятых мероприятий патриотической направленности (День народного единства, День Победы, День независимости) я стараюсь включать в работу мероприятия, расширяющие знания детей о родной культуре: знакомство с русскими народными музыкальными инструментами, играми, песнями, постановка музыкальных спектаклей на основе народных сказок. Всё это, несомненно, формирует в детских сердцах чувство любви и уважения к своей Родине, способствует укреплению связи между поколениями, является базой для формирования народного самосознания.
Цель: Расширение кругозора детей.
Задачи: Познакомить с музыкальным инструментом балалайкой; Способствовать приобщению к русской национальной культуре, её истории.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с одним из самых знаменитых русских народных инструментов. А как он называется, вы узнаете, отгадав загадку:
У меня есть три струны,
Песенные, звонкие,
Любят так по ним бренчать
Музыканты ловкие!
Треугольная спина,
Расписное брюшко,
Как зовут, скажи, меня?
Громко, не на ушко!
Дети: Балалайка!
В: Верно, ребята, это балалайка. Вы, наверное, узнали её звучание, когда заходили в зал. Как вы думаете, почему балалайка так называется? (Ответы детей.) Первые балалайки были очень просты в устройстве, и звук их напоминал бренчание. Поэтому их называли «бруньками», «балабайками», «балалайками». Последнее название и закрепилось за этим инструментом.
Первое упоминание о балалайке встречается ещё в XVII веке. На ней играли крестьяне, скоморохи, бродячие музыканты. А в XVIII веке балалайка проникла даже в царские дворцы, где придворные музыканты исполняли на ней популярные в то время танцы.
Но потом балалайка была надолго забыта, сохранившись только в некоторых отдалённых деревнях. Однажды её случайно услышал русский дворянин, создатель первого в России оркестра народных инструментов Василий Васильевич Андреев. Он так заинтересовался балалайкой, что решил её серьёзно видоизменить и превратить в настоящий концертный инструмент. Для этого он ввёл ряд усовершенствований, благодаря которым балалайка стала звучать ярче и красивее.
Такой балалайку впервые увидели за границей в 1889 году на Всемирной выставке в Париже. Инструмент настолько поразил иностранцев, что с тех пор стал считаться одним из символов России, наряду с матрёшкой и шапкой-ушанкой.
И действительно, сложно поверить, что столь незамысловатый инструмент, в котором всего три струны, может так звучать. Сейчас мы с вами послушаем настоящего виртуоза современности, балалаечника Алексея Архиповского. Обратите внимание, какой разнообразный тембр может быть у балалайки, какие интересные приёмы исполнения!
Дети слушают запись с концерта Алексея Архиповского, после чего делятся своими впечатлениями.
В: Понравилось вам, как звучала балалайка в руках Алексея Архиповского? (Ответы детей.) Не удивительно, что балалайку так любили в народе, правда? Послушайте, какие о ней сложили пословицы и поговорки:
1. Наш Исайка — без струн балалайка. (Говорили о тех, чьи слова часто расходились с делом.)
2. Только дурак двор продаст да балалайку купит. (О том, что нужно внимательно относиться к своим поступкам.)
3. Баять байку про балалайку. (Значит проводить время в пустых разговорах.)
4. Что мне соха — была б балалайка. (Так говорили про тех, кто не любил трудиться.)
5. На словах — что на гуслях, а на деле — что на балалайке. (О тех, кто много и красиво говорит, но мало делает.)
Вот такой замечательный инструмент — балалайка. Не случайно именно её считают символом России и дарят в качестве сувенира многим иностранцам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Природные зоны России" конспект к презентации по проекту " Моя Россия. Природа России" 5 раздел.
«Природные зоны России»Цель:· Познакомить детей с климатическими зонами России.· Воспитывать любовь и уважение...
Балалайка - символ России
НОД по музыкальному развтию в ДОУ....
Сценарий интегрированного музыкального занятия «Балалайка – символ русской старины»
Сценарий праздника включает в себя разнообразные виды музыкальной деятельности детей. Подобран интересный и доступный информационный материал, направленный на расширение кругозора ребенка о русском на...
Конспект музыкального занятия по программе дополнительного образования «Детский фольклор» для детей старшего дошкольного возраста «Чудо балалайка – символ России»
Занятие направленно на расширение знаний детей о русских народных инструментах....
Конспект НОД по ОО « Познавательное развитие, Художественно - эстетическое развитие». Приобщение к истокам русской народной культуры. Тема: «Чудо балалайка – символ России»
Познакомить с русским народным музыкальным инструментом – балалайкой, ее происхождением....
Конспект занятия по лепке в средней группе "Балалайка - символ русской культуры"
Цель. Познакомить детей с русским народным музыкальным инструментом - балалайкой. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.Образовательные задачи:Познакомить детей с историей ру...
Нравственно-патриотическое воспитание. Технологическая карта «Символы России, праздники России, народы России, животные России». Занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Нравственно-патриотическое воспитание. Технологическая карта, занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Символы России, праздники России, народы проживающие на территории Росси, живот...