Приемы проблемно-диалогических технологий в ДОУ.
методическая разработка (старшая группа)

Смирнова Ирина Евгеньевна

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний детьми посредством специально организованного педагогом диалога. Педагог сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает детям   сформулировать    вопрос для исследования, тем самым вызывая у детей интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание детьми материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_problemno.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы проблемно-диалогической технологии в ДОУ.

В основу Федерального государственного образовательного стандарта положена принципиально новая идеология. Задачей педагогов является воспитание человека, способного и готового учиться на протяжении всей жизни.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,-

Пока идёшь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется. (Н.Рыленков)

Действительно знания, полученные в результате поиска, исследования запомнятся на всю жизнь.

По мнению ученых на сегодняшний день проблемно – диалогическое обучение единственная технология автором которой является Мельникова Елена Леонидовна, обеспечивающая тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

Технология проблемно-диалогического обучения является:

1. результативной

- обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей дошкольников, воспитание активной личности обучающихся, развитие предпосылок универсальных учебных действий;

 - ребенок учится осознавать затруднение, озвучивать его, ставить перед собой цель, что ему надо узнать, выдвигать гипотезы, доказывать их или опровергать путем исследовательской деятельности, планировать свою работу, находить способы решения проблемы;

 - ребенок учится находить источники информации, необходимой для открытия нового знания.

2. здоровьесберегающей        

- позволяет снижать нервно-психические нагрузки воспитанников за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний (не испытывает стресса в момент осознания того, что он чего-то не знает.

3. общепедагогической

 - реализуется в любом виде детской деятельности и в любой образовательной ступени (возрастной группе).

Технология проблемного диалога в полном объёме используется в школе. Технология эта не только уникальна, но и универсальна. Поэтому её можно применять в дошкольном образовании. 

Но прежде чем начать применять эту технологию, нужно учесть особенности мышления дошкольников. Как часто мы сталкиваемся со скованностью детского мышления, стремлением мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Дети боятся ошибаться при выполнении того или иного задания.

От того, насколько грамотно используется технология проблемно-диалогического обучения, зависит дальнейшее успешное обучение ребёнка в школе.

Проблемно-диалогическое обучение - это обучение, основанное на получении новых знаний, посредством решения теоретических и практических проблем, задач, в создающихся для этого проблемных ситуациях.

Проблемная ситуация создаётся с учётом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Проблемная ситуация создана. Дошкольники столкнулись с противоречием, и испытывают удивление или затруднение. Следующий этап-постановка проблемы.

Постановку проблемы и поиск решения дети осуществляют в ходе специально выстроенного педагогом диалога.

Диалог– (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ребёнку работать по-настоящему творчески.

На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы дети осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему.

На этапе поиска решения педагог побуждает детей выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Нр: - Сделайте из квадрата треугольник. (дети легко справляются с заданием)

- А теперь сложите из квадрата ромб. (дети испытывают затруднение) – проблемная ситуация

- Смогли выполнить задание? (Нет, не смогли.)

- В чем затруднение? (Мы еще этого не делали.)

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (Изучать ромб.)

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые должны быть посильными детям. На этапе поиска решения педагог выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. Здесь необходимо обеспечить без оценочное принятие ошибочных ответов воспитанников.

Нр:- О каких животных мы говорили на прошлой неделе? (О домашних) - Если есть домашние животные, то существуют и…(Дикие животные) - Значит, тема нашего занятия…(Дикие животные)

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний детьми посредством специально организованного педагогом диалога. Педагог сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает детям   сформулировать    вопрос для исследования, тем самым вызывая у детей интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание детьми материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на занятии.

Для создания проблемных ситуаций можно использовать следующие методические приёмы:

  1. подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;
  2. изложение различных точек зрения на один и то же вопрос;
  3. предложение детям рассмотреть явление с различных позиций;
  4. побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактов;
  5. постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждение;
  6. постановка проблемных задач (например, с недостаточными или избыточными данными, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками и др.)

Пример упражнения для создания проблемной ситуации.

  1. Организованная деятельность по «Обучению грамоте».

 - Показываю незнакомую букву – назовите слова, которые начинаются с этой буквы (задание

не выполнимое вообще)

Д: испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации)

- Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? (побуждение к осознанию противоречия)

Д:Нет, не смогли. Мы не знаем эту букву.

- Какова будет тема занятия?

- Будем знакомиться с этой буквой (учебная проблема как предложение).

  1. Игра 4-й лишний.

Полосатый зверь у мамы                            

   У него огромный рот,

Блюдце выпросит сметаны.                          Он зовется … (бегемот)

И, поев ее немножко,                                        

Замурлычет наша ... (кошка)                   Всех на свете обшивает,

Что сошьёт – не надевает … (иголка)

Кто в лесу у нас гадает

И про жизнь твою все знает?

Прокукует, подсчитаешь,

Сколько жить тебе узнаешь!

Птичка, серая подружка,

А зовут ее ... (кукушка)

  • Какой предмет лишний по количеству слогов в слове? (кошка)
  • По отношению (мой, моя)? (бегемот)
  • По отношению (одуш. неодуш. предмет)? (иголка)
  • По наличию звука «О» в слове (кукушка).
  1. Знакомство с многозначными словами.

Вот загадка, милый друг,
Легкая - послушай:
Ею ложку я беру,
Кашу буду кушать! (рука)

- Рука большая, а маленькую как назовём (ручка)

- Какие ручки вы ещё знаете? Дети приводят примеры.

- Слово одно, а значений много. Такие слова называются многозначные.

  1. «Сколькими способами можно есть хлеб?»

Для активизации в речи детей прилагательного и глагольного словаря  

Вопрос: какой бывает хлеб? (белый, черный, сладкий, кислый, свежий, вкусный ит.д.)

- Придумать разные способы, как можно есть хлеб.

- Примерные варианты: отрезать, отломить, откусить, отщипнуть, взять губами,

покормить кого-то.

- Подводятся итоги, выявляется, кто больше придумал способов, как можно есть хлеб.

Делаются выводы: человек может использовать большое количество разных способов, чтобы

есть хлеб.

  1. «Сколькими способами можно напиться?»

    Для активизации в речи детей прилагательного словаря, согласование сущ. с гл. в Р.п.

Вопрос: какая бывает вода? (чистая, прозрачная, холодная, ит.д.)

- Придумать разные способы, как можно напиться.

- Примерные варианты: выпить из кружки, полакать из блюдца, бутылочки, пить через трубочку,

из ладошки, из-под крана и т.д.

- Подводятся итоги, выявляется, кто больше придумал способов, как можно напиться.

Делаются выводы: человек может использовать большое количество разных способов, чтобы напиться.

  1. Т.А. Ткаченко КАРТИНЫ с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников

Для картин, представленных в данном пособии смоделированы такие сюжеты, которые бы:

побуждали к размышлению;

стимулировали фантазию;

способствовали заинтересованному общению ребёнка с взрослым.

   Сюжеты ПРОБЛЕМНЫЕ по нескольким причинам. Как известно, ПРОБЛЕМА-это сложный вопрос. В данном случае под сложностью сюжета подразумевается, что для всестороннего его восприятия и осмысления требуются:

пояснения и помощь взрослого; включение активной мыслительной деятельности ребёнка; активизация воображения, фантазии и взрослого и малыша.

Каждый сюжет имеет различные варианты толкования, поэтому, используя одну картину, можно составить несколько рассказов.

В качестве основного вспомогательного средства для речевых упражнений используются вопросы. На них, общаясь со взрослым, малыш учится отвечать с самого раннего возраста, с них начинается открытие ребёнком мира. Становясь чуть старше, ребёнок сам задаёт бесконечные вопросы взрослым, а ещё позже учится задавать их самому себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Игра «Найди меня». (Проблемно-диалогическая технология введения нового материала).

НООД для детей подготовительной группы по программе 2100 с использование УМК программы. Работа организована в игровой форме, соответствует ФГОС....

Технология проблемно-диалогического общения. Консультация для педагогов ДОУ

Целью и смыслом современного образования становится развитие ребёнка как субъекта познавательной деятельности. в связи с этим внимание педагогов активизируется на необходимости использовать современны...

Конспект НОД во второй младшей группе детского сада на тему:Развитие сенсорного восприятия младших дошкольников с использованием технологии проблемно - диалогического обучения

Данный конспект разработан на основе использования технологии проблемно - диалогического обучения. Данный метод разрабатывался Е.Л. Мельниковой для использования в школе. Для преемственности уровней о...

Доклад из опыта работы "Использование проблемно-диалогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации совокупности ценностей компетентностного подхода в образовании. Данная технология является результативной, поск...

Проблемно - диалогическая технология

Проблемно - диалогическая технология...

Приемы проблемно-диалогической технологии в ДОУ.

В данной статье  приводятся приемы проблемно-диалогической технологии в ДОУ....

Проект исследовательской работы по теме: Использование элементов проблемно – диалогической технологии в работе с дошкольниками.

Проблемно – диалогическая технология позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности детей....