Технология проблемно-диалогического общения. Консультация для педагогов ДОУ
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему
Целью и смыслом современного образования становится развитие ребёнка как субъекта познавательной деятельности. в связи с этим внимание педагогов активизируется на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие дошкольников. одной из таких технологий является технология проблемно-диалогического общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_probolemno-_dial_obshch.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проблемно-диалогического общения.
(сообщение для педагогов на педсовет).
Подготовила: Митракович Л.В,
учитель-логопед МДОУ «ДС Лебёдушка»
Технология проблемно-диалогического общения. 2015 г.
(сообщение для педагогов на педсовет)
«Если я слышу, то скоро забываю;
если я вижу, то помню долго;
если я чувствую – понимаю…».
Японская мудрость
Образовательные учреждения перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт. В его основу положена принципиально новая идеология. Задачей педагогов является воспитание человека, способного и готового учиться на протяжении всей жизни. Целью и смыслом современного образования становится развитие ребёнка как субъекта познавательной деятельности. В связи с этим внимание педагогов активизируется на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие дошкольников. Одной из таких технологий является технология проблемно-диалогического общения.
Диалог – (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами. Постановку проблемы и поиск её решения дети осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.
Проблемно-диалогическое обучение - это обучение, основанное на получении новых знаний, посредством решения теоретических и практических проблем, задач, в создающихся для этого проблемных ситуациях. Ребёнок под руководством взрослого открывает новые знания: учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты – так можно охарактеризовать проблемно-диалогическую технологию.
Проблемно-диалогическая технология является:
- Результативной, обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей детей, воспитание активной личности.
- Здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки детей за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому педагогу.
Главное условие применения данной технологии: систематическое проведение специальных диалогов (упражнений), направленных на усвоение программного материала. От того, насколько грамотно используется технология проблемно-диалогического обучения, зависит дальнейшее успешное обучение ребёнка в школе.
Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на занятии.
Технология проблемно-диалогического общения – это метод введения новых знаний. Основными целями проблемно-диалогического обучения является приобретение знаний, умений, навыков, усвоение способов самостоятельной деятельности и развитие познавательных и творческих способностей ребёнка.
Проблемно-диалогическая технология:
Всегда направлена на результат;
- Дети активно вовлечены в процесс на протяжении всей деятельности;
- Вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;
- Учит обобщать, группировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;
- Способствует развитию познавательной активности;
- Предупреждает появление формализма, бездумности;
- Более прочное усвоение знаний;
- Делает деятельность детей более привлекательной
Для успешного применения данной технологии необходимо выполнение следующих основных условий:
- Снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми;
- Восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребёнка;
- Владение педагогом технологией организации предметного диалога
- Основные психологические условия для успешного применения проблемно-диалогического общения:
- Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний;
- Быть доступными для воспитанников;
- Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;
- Задания должны быть таковыми, чтобы дети могли выполнить их, опираясь на уже имеющийся опыт
Для успешного применения данной технологии необходимо, чтобы была создана проблематизатиция учебного материала, активность ребёнка и обеспечение связи обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом.
Способы создания проблемных ситуаций:
- Сообщение информации;
- Сопоставление фактов;
- Анализ фактов и явлений;
- Постановка вопросов;
- Предъявление заданий.
Методика создания проблемных ситуаций:
- Педагог подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- Сталкивает противоречия практической деятельности;
- Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- Предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
- Побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- Ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- Определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
- Ставит проблемные задачи (например,: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).
Постановка проблемной задачи и процесс решения её происходит в совместной деятельности педагога и детей. Педагог увлекает детей в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Педагог ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретённых знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путём рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагаются детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: всё в мире человек узнаёт через сравнение. Благодаря сравнению ребёнок лучше познаёт окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что даёт возможность по новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым. Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом – сходства.
Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад. Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приёмы побуждают их к размышлению. Особенно такие приёмы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание т волевые усилия.
Компетентности дошкольников, формирующиеся при применении проблемного диалога:
- Организационные – умение решать проблемы.
- Коммуникативные – вести диалог.
- Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы.
- Оценочные – в случае, если ставилась проблема нравственной оценки ситуации
Подготовила: :учитель-логоопед Митракович Л.В.
Январь 2015
2015тгод
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД во второй младшей группе детского сада на тему:Развитие сенсорного восприятия младших дошкольников с использованием технологии проблемно - диалогического обучения
Данный конспект разработан на основе использования технологии проблемно - диалогического обучения. Данный метод разрабатывался Е.Л. Мельниковой для использования в школе. Для преемственности уровней о...
«Игровые технологии в экологическом воспитании» - КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ.
С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» и Постановлен6ия «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации»(30....
Мастер-класс с применением технологии проблемно-диалогического изложения материала
КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ И ЭКОЛОГИИДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА...
ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ (консультация для педагогов)
Каковы причины речевой агрессии у детей? Как влияют на ее проявления негативные модели речевого поведения родителей, педагогов?...
Технология проблемно-диалогического обучения
Проблемно-диалогическая технология - это технология организации познавательной деятельности дошкольников в Образовательной системе «Школа.2100. Детский сад 2100», на основе которой п...
"Метод проектов - технология экологического воспитания дошкольников" консультация для педагогов и родителей
Дошкольники проявляют высокий познавательный интерес к миру природы, и он может стать отправной точкой в воспитании экологической культуры....
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии проблемно-диалогического обучения»
В практике современной педагогики всё чаще в качестве эффективных средств развития коммуникативной компетенции старших дошкольников используется технология проблемно-диалогического обучения. Приёмы да...