Авторская программа кружка "Волшебные ладошки"
методическая разработка по рисованию (младшая группа) по теме
Автором представлена программа кружка для младших дошкольников по нетрадиционному рисованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КРУЖКА
«ВОЛШЕБНЫЕ ЛАДОШКИ».
Пояснительная записка.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому через кружковую деятельность я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.
Организация процесса обучения.
Программа рассчитана на один год. Предполагается две подгруппы по 10 - 13 человек. Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в неделю, продолжительностью около 15 мин. Состав группы – одновозрастной (3 - 4 года). Форма работы: подгрупповые и индивидуальные занятия.
Цель кружка.
Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи кружка.
- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Методы проведения занятия.
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, совет),
- наглядные,
- практические,
- игровые.
Используемые методы дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Формы подведения итогов.
Проведение выставок детских работ.
Нетрадиционные художественные техники.
Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).
Ожидаемые результаты.
К концу года у ребенка должны быть:
- сформированы первоначальные представления о различных способах рисования;
- сформированы умения и навыки младших дошкольников использовать в изобразительной деятельности нетрадиционные способы рисования (рисование ладошкой и пальчиками, рисование тычком жесткой кистью, оттиском);
- сформированы умения и навыки младших дошкольников использовать в изобразительной деятельности нетрадиционные материалы для рисования (печатки из картофеля, яблок, бумага, манка);
- сформировано умение детей не выходить за контур фигуры при закрашивании;
- закреплены названия основных цветов и некоторых оттенков;
- развито творческое воображение младших дошкольников.
Программное содержание.
№ | Тема | Техника рисования | Задачи | Оборудование |
Сентябрь 2014 год. | ||||
1. | «Давайте познакомимся» | Познакомить детей с нетрадицион-ными техниками, показать приёмы получения точек и коротких линий. Определить начальный уровень умений и навыков детей по изобразительной деятельности, в том числе и нетрадиционной. | Листы бумаги, гуашь, влажные салфетки. | |
2. | «Мой любимый дождик» | Рисование пальчиками | Познакомить с нетрадиционной изоб-разительной техникой рисования паль-чиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Упражнять рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности. | Листы с изображением грядки с репкой и контуром тучки, синяя пальчиковая краска в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы. |
3. | «Ягоды и яблочки на тарелочке» | Оттиск печатками из картофеля, яблок | Познакомить с техникой печатания печаткой из картофеля, яблок. Показать приём получения отпечатка. Упражняться рисовать яблоки и ягоды, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. Развивать чувство композиции. | Круг из тонированной бумаги, пальчиковая краска в мисочках жёлтого, красного, фиолетового, зелёного цветов, различные печатки, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи. |
4. | «Вкусный компот» | Оттиск крышками | Упражнять в технике печатания. Воспитывать аккуратность. | Лист с контурным изображением банки, пальчиковая краска красная, желтая, салфетки, яблоки. |
Октябрь 2014 год. | ||||
1. | «Осеннее дерево» | Рисование ладошкой | Познакомить с новой техникой нетра-диционного рисования - «рисование ладошкой». Вызвать эмоциональ-но-эстетический отклик на тему занятия. Развивать умение видеть кра-соту осенней природы; цветовосп-риятие, навыки коллективной деятельности. | Лист ватмана тонированный с изображенным на нем стволом дерева; доска; краска желтая, оранжевая, салфетки. |
2. | «Ветка рябины» | Скатывание салфеток, оттиск печатками | Познакомить с новой нетрадиционной техникой. Учить изображать на ветке ягоды. Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции и цвета. Закрепить пред-ставления о цвете (красный), форме (круглый), величине (маленький). | Гроздь рябины, пальчиковая краска красного цвета, салфетки, листы с изображением ветки рябины без ягод, иллюстрация дерева рябины. |
3. | «Украшение чайного сервиза» | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. | Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная пальчиковая краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды. |
4. | «Нарядные матрешки» | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции. | Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска, салфетки. |
Ноябрь 2014 год. | ||||
1. | «Свитер для друзей» | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор. | Две куклы - мальчик и девочка, паль-чиковая краска, салфетки, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами. |
2. | «В лесу родилась елочка» | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони. Развивать навыки коллективной деятельности. | Тонированный лист, пальчиковая краска зеленая, салфетки, иллюстрации с изображением елочки. |
3. | «Мои рукавички» | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. | Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки, пальчиковая краска в мисочках, выставка рукавичек, салфетки. |
4. | «Елочка пушистая, нарядная» | Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Познакомить с техникой тычка. Упражняться использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Развивать чувство ритма. | Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках, салфетки. |
Декабрь 2014 год. | ||||
1. | «Морозко» | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение в художественных техниках рисования ладошкой и пальчиками. Развивать воображение. | Листы бумаги тонированные (синие) с изображением лица и шапки деда мороза, белая пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации. |
2. | «Снежок для елочки» | Рисование пальчиками | Закрепить умение рисовать пальчиками. Упражняться наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). | Тонированные листы бумаги с изображенными елочками, белая пальчиковая краска в мисочке, салфетки, иллюстрации зимнего леса. |
3. | «Зайчишка» | Тычок жесткой полусухой кистью | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Упражняться наиболее выразительно отображать в рисунке облик живот-ных. Развивать чувство композиции. | Листы тонированные (светло-голу-бые) с контурным изображением зайчика, гуашь белая, жесткие кисти, салфетки. |
4. | «Рыбки в аквариуме» | Рисование ладошкой, пальчиками | Упражняться превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Тонированные листы бумаги (светло-голубые), пальчиковая краска, салфетка, иллюстрации. |
Январь 2015 год. | ||||
1. | «Диагностика» | Оценить умения детей в данной деятельности с сентября по декабрь. | Листы бумаги, гуашь, влажные салфетки и прочие материалы. | |
2. | «Ночь и звезды» | Рисование манкой, скатывание салфеток | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. | Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки. |
3. | «Веселый снеговик» | Тычок жесткой полусухой кистью | Развивать умение передавать в рисунке строение предмета, состоя-щего из нескольких частей. Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать использовать такое средство выразительности, как фактура. | Бумага тонированная (синяя). Гуашь белая, жесткая кисть, салфетки |
Февраль 2015 год. | ||||
1. | «Закат» | Рисование пальчиками | Показать прием получения коротких линий. Закрепить данный прием рисо-вания. Развивать цветовосприятие. | Листы бумаги с контурным изображением, пальчиковая краска, салфетки. |
2. | «Цветочек для папы» | Оттиск печатками из картофеля (цветочек) | Упражнять в печатании с помощью печаток. Развивать чувство компо-зиции. | Лист бумаги тонированный (светло-голубой), печатки в форме цветов, пальчиковая краска зеленая, синяя, красная и т.п. салфетки. |
3. | «Корзина для тюльпанов» | Скатывание салфеток | Упражнять в скатывании шариков из салфеток, упражнять в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. | Ватман, клей, кисть, синие салфетки, корзина. |
4. | «Тюльпаны в подарок маме» | Рисование ладошкой | Упражнять в технике печатания ла-дошкой, навыки коллектив. деятель-ности. Развивать цветовосприятие. | Ватман с работой детей по пред. теме, пальчиковая краска красная, салфетки, изображения тюльпанов. |
Март 2015 год. | ||||
1. | «Ветка мимозы» | Скатывание салфеток | Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Закрепить навыки наклеива-ния. Закрепить знания и представле-ния о цвете (жёлтый), форме (круг-лый), величине (маленький), количес-тве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники. | Листы с изображением ветки, желтые салфетки, ветка мимозы. |
2. | «Веселая птичка» | Рисование пальчиками | Упражнять младших дошкольников рисовать оперение птицы пальчиками. Развивать цветовосприятие, закрепить названия основных цветов. Воспитывать аккуратность и воображение. | Лист с контурным изображением птицы, пальчиковая краска, салфетки. |
3. | «Солнышко, которое мне светит» | Рисование ладошкой | Упражняться наносить отпечатки – лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Листы светло-голубого цвета с кругом желтого цвета посередине, пальчиковая краска желтого цвета, салфетки, картинки с изображением солнышка. |
4. | «Цветы для пчелки» | Рисование ладошкой и пальчиком | Поддерживать интерес к изобразитель-ной деятельности; продолжать форми-ровать умение рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги; закрепить знания красного и зеленого цветов; Развивать воображение; воспитывать аккуратность. | Альбомные листы, пальчиковая краска красная, зеленая, салфетки, игрушка пчелка, искусственный цветок. |
Апрель 2015 год. | ||||
1. | «Салфетка» | Рисование пальчиками | Закрепить данный прием рисования. Развивать чувство композиции | Лист с изображением салфетки, пальчиковая краска, салфетки. |
2. | «Божьи коровки» | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки. Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. | Лист с контурным изображением божьей коровки, пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации. |
3. | «Одуванчики» | Рисование пальчиками | Упражняться передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики. Закрепить знания цвета (зеленого, желтого). Воспитывать бережное отношение к природе. | Альбомные листы, пальчиковая краска желтая и зеленая, иллюстрации с изображением одуванчиков, салфетки. |
4. | «Волшебный цветочек» | Рисование пальчиками | Поддерживать интерес дошкольников к изобразительной деятельности. Продолжать упражняться рисовать пальчиками. Закрепить знания цветов радуги. Развивать воображение. | Лист с контурным изображением цветка, пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации к сказке «Цветик - семицветик». |
Май 2015 год. | ||||
1. | «Диагностика» | Оценить умения детей в данной деятельности с сентября по май. | Листы бумаги, гуашь, влажные салфетки и прочие материалы. | |
2. | «Бабочки» | Рисование ладошкой и пальчиком | Поддерживать интерес к изобразитель-ной деятельности; продолжать форми-ровать умение рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги. Развивать воображение детей. | Альбомные листы, пальчиковая краска красная, зеленая, салфетки, игрушка пчелка, искусственный цветок. |
3. | «Сиреневый букет» | Скатывание салфеток | Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. | Лист с наклеенным изображением корзинки, салфетки сиреневые, клей, кисть, ветка сирени. |
4. | «Весенняя полянка» | Поддерживать интерес к изобразитель-ной деятельности; продолжать форми-ровать умение рисовать нетрадицион-ными способами и нетрадиционными материалами. Развивать воображение детей, формировать умение работать коллективно для создания общей композиции. | Альбомные листы, пальчиковая краска разных цветов, кисти, оттиски, клей и прочие материалы для изобразительной деятельности. |
Литература, используемые при составлении программы:
1.« Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Г.Казаковой Москва 2005г.
2.«Ознакомление с окружающим миром» Г.В.Морозова Москва 2010г.
3.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006г.
4.«Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «детство-пресс» 2004г.
5.« Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 2003г.
Воспитатель: Халимова Н.Ф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение современных образовательных технологий. Авторская программа "Цветные ладошки" И.А. Лыкова
Дополнительная образовательная программа, которой я пользуюсь в работе с детьми.Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих...
Применение современных образовательных технологий. Авторская программа "Цветные ладошки" И.А. Лыкова
Дополнительная образовательная программа, которой я пользуюсь в работе с детьми.Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих спосо...
Совместная деятельность в 1 младшей группе «Крот и зеленая звезда» (Разработана на основе авторской программы И.А.Лыковой «Цветные ладошки»)
Цель:«Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста для реализации задач художественно-творческого развития детей 2-3 лет»В ходе совместной деятель...
Презентация авторской программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой в соответствии с ФГОС ДО
Автором И.А. Лыковой представлен новый подход к художественно-творческому развитию детей, в котором гармонично (как на палитре художника) сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, у...
Авторская программа по дополнительному образованию дошкольников по изобразительной деятельности «Волшебные ладошки» (для детей 4-5лет)
Способность к творчеству-отличительна черта человека,благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая....
Авторская программа дополнительного образования детей по художественной направленности "Волшебные ладошки"
Отличительной особенностью моей программы является представленная совокупность и огромное разнообразие нетрадиционных методов и способов обучения, которые позволяют детям быстро достичь же...