Вовлечение родителей в образовательную деятельность учреждения по вопросу духовно-нравственного воспитания и патриотизма
статья (старшая группа)
Доклад для выступления на педсовете или семинаре на тему "Вовлечение родителей в образовательную деятельность учреждения по вопросу духовно-нравственного воспитания и патриотизма".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vovlechenie_roditeley.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Вовлечение родителей
в образовательную деятельность учреждения
по вопросу
духовно-нравственного воспитания и патриотизма
Первые уроки нравственно-патриотического воспитания ребёнок получает в семье. Основной источник огромного влияния семейного воспитания заключается в том, что здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребёнок видит, слышит, чувствует не только то, как надо жить, а как в действительности живут люди. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Происходит снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и нравственно-патриотического воспитания.
Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей.
Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, что именно родители ответственны за воспитание детей.
Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Тесное сотрудничество педагогов с членами семьи выражается в нескольких факторах:
- установление доверительных деловых контактов
- вовлечение родителей в педагогический процесс
- обеспечение необходимой педагогической информацией
Использование разнообразных форм сотрудничества дает возможность сформировать у родителей интерес к вопросам патриотического воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся знания.
Для того, чтобы вовлечь родителей в образовательную деятельность учреждения по вопросам духовно-нравственного воспитания, можно поставить следующие задачи:
- Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
- Традиционно родители принимают активное участие в таких выставках как: «Дары осени», «Светлая Пасха», «Волшебница Зима», «Мама рукодельница», «Папа может!». Лучшие работы отмечаются грамотами. Все это формирует у дошкольников и их родителей чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.
- В условиях пандемии возможно он-лайн проведение мастер-классов и семинаров, как например:
«Приобщение к истокам русской народной культуры: роспись Дымковской игрушки», «Тесто-это просто» - знакомство с историей старинного славянского обычая – лепки мукасолек и т. д.
- Привлечение родителей к природоохранной деятельности детского сада. Например: конкурс на лучшее оформление клумбы на участке, в котором родители проявляют свою заинтересованность и предлагают помощь, проявляя фантазию и мастерство, акция «Покорми птиц зимой». Как правило, родители и дети ответственно относятся к этой акции. Приносят разнообразный корм для птиц, изготавливают кормушки.
- Укрепление института семьи, возрождение семейных традиций в воспитании полноценной личности ребенка как носителя общественного сознания.
Одна из интересных форм работы, где родители являются активными участниками образовательного процесса, а не сторонними наблюдателями – это проектная деятельность.
- Проект «Семейные путешествия по Петербургу. Путевые заметки»
Это семейные рассказы о путешествиях по Санкт-Петербургу и Ленинградской Области, осмотре исторических и природных достопримечательностей.
Знакомство детей с особенностями родного края позволит формировать качества личности патриота и настоящего гражданина своей страны.
- Создание совместно с родителями герба своей семьи или даже генеалогического древа поспособствует развитию в детях таких качеств, как любовь к родному дому, семье, детскому саду.
- Привлечь внимание многих ребят и родителей может такой проект, как создание альбома «История моей семьи в истории моей страны». В них они смогут рассказать о своих близких родственниках, участвовавших в важных событиях истории нашей Родины. Несомненно, что такие формы работы формируют у детей чувство гордости и уважения к своей стране, сопричастности к её истории, любовь к семье и её традициям.
- Способствовать становлению и сплочению не только детского коллектива,
но и семьи, путем проведения совместных мероприятий.
- Таких как: Осенины, Масленица, Колядки, посвященные народному искусству, цель которых — обратить внимание на значение фольклора, объяснить необходимость формирования у детей представлений о родном крае, культурных традициях русского народа.
- Знакомя детей с традициями русской народной культуры, можно проводить театрализованные представления на тему русских народных сказок: «Теремок», «Репка», «Колобок» и др.
Родители активно взаимодействуют с педагогами: придумывают костюмы для ребёнка, помогают в подготовке декораций и атрибутов для представления.
- День защитника Отечества, День снятия блокады Ленинграда, День Победы - задача этих праздников – проследить связь поколений, воспитывать патриотизм, гордость и уважение к своей стране и подвигам ее народа.
- Замечательной практикой в детском саду стала организация экскурсий по памятным местам поселка и города, посещение музеев, библиотеки, школьного исторического музея.
- Одна из интересных форм сотрудничества с родителями – «Марафон добрых дел». В рамках марафона можно проводить различные благотворительные мероприятия, например, акция по сбору книг для передачи их местной библиотеке. Такие мероприятия позволят воспитывать в детях доброту, отзывчивость, щедрость и стремление к взаимопомощи.
- Повысить компетентность родителей в вопросах духовно-патриотического воспитания дошкольников через взаимодействие с детским садом.
- Оформление стендов, консультаций и памяток в доступной и привлекающей внимание форме. (пример консультации прилагается)
- Общие и групповые родительские собрания;
- Дни открытых дверей;
- Анкетирование и тестирование родителей с целью консультативной помощи по вопросам семейного воспитания;
- Индивидуальные консультации специалистов (методистов, педагогов-психологов, священнослужителей)
Таким образом, взаимодействие дошкольного учреждения и семьи позволяет поддержать становление высоко духовной личности ребенка, повысить уровень нравственной культуры.
Образовательное учреждение призвано корректировать ошибки родительского воспитания (которое не всегда является адекватным) и восполнять «пробелы» духовно нравственного аспекта.
Образовательное учреждение обладает рядом преимуществ, в сравнении с семейным воспитанием:
- Привлечение квалифицированных педагогов, воспитателей, психологов;
- Накопленный опыт;
- Всестороннее комплексное развитие детей;
- Обучение и воспитание детей в коллективе (воспитание коллективизма, чувства долга и ответственности).
Духовно-нравственное воспитание детей образовательными учреждениями должно реализовываться в тандеме с семейным воспитанием. Задачей педагогов является не только развитие в ребенке чувства патриотизма, долга, трудолюбия, самостоятельности, доброжелательности, благодарности и прочих, но и педагогическое просветление родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. Педагог должен разъяснить родителям роль личного примера, значения института семьи. Необходимым условием правильного подхода является понимание и соблюдение родителями программы нравственного воспитания детей. Расхождение требований и методов воспитания ребенка в образовательном учреждении и в семье негативно скажется на его психо-эмоциональном состоянии, провоцируя развитие внутренних противоречий и комплексов.
Работа в таком тандеме осуществима, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно будут решать проблемы нравственно – патриотического воспитания детей.
Подводя итоги, следует отметить, что не стоит останавливаться на достигнутом. Необходимо продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вовлечение родителей в образовательную деятельность
Включение родителей вобразовательный процесс - одно из направлений взаимодействия ДОО ссемьей, предполагающее достижение ихэмоциональной и интеллектуальнойприверженн...
Основы ФГОС ДО: вовлечение родителей в образовательную деятельность детского сада на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семей
Работа с родителями...
Доклад на тему: "Вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ в ходе реализации проекта по речевому развитию младших дошкольников"
Детское чтение называют сегодня интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Мировой опыт показывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и ч...
Формы вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ в условиях ФГОС
Основной целью является вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Мы работаем над решением следующих задач: - установить партнерские отношения, учитывая личностно -ориентированный подход...
Организация условий образовательной среды для участия родителей в образовательной деятельности ДОО в вопросах физического воспитания, охраны и укрепления здоровья детей.
Необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО является создание образовательной среды, которая:— гарантирует охрану и укрепл...
"Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе, посредством создания образовательных проектов совместно с семьей"
Взаимодействия детского сада, и семьи по вопросам образования ребенка является создание единого образовательного пространства, в котором созданы условия для саморазвития всех субъектов образоват...