Статья:"Развитие мышления дошкольников посредством дидактических игр".
статья

Мусикова Далия Петровна

Развитие мышления дошкольников посредством дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myshlenie_pedsovet.docx86.66 КБ

Предварительный просмотр:

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный  психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности  вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение,  конкретизация).

Последовательные ступени интеллектуального развития: 

1.Наглядно-действенное мышление

2.Наглядно-образное мышление

3.Словесно-логическое мышление.

 

1 этап. Наглядно-действенное мышление.
Ребенок на практике решает примитивные задачи - вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок. Таким мышлением обладает не только ребенок, часто и взрослые им пользуются.

 

2 этап. Наглядно-образное (Конкретно-предметное) мышление.
На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие.

 

3 этап. Словесно-логическое (Абстрактно-логическое) мышление.
Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. Например, в раннем детстве определенное слово ассоциируется у ребенка с конкретным, виденным им предметом. Например, при слове кошка ребенок младшего дошкольного возраста представляет себе именно свою кошку, и может удивится, что другую кошку тоже зовут кошкой. Дети старшего дошкольного возраста понятие “кошка” уже могут обобщить. Ребенок с развитым словесно-логическим мышлением способен оперировать такими например, абстрактными понятиями как время и пространство.

 

При правильно развитом мышлении человек способен:
* Анализировать — разделять предметы или явления на составляющие компоненты.
* Синтезировать — объединять разделённые анализом с выявлением при этом существенных связей.
* Сравнивать — сопоставление предметы и явления, при этом обнаруживать их сходства и различия.
* Классифицировать — группировать предметы по признакам.
* Обобщать — объединять предметы по общим существенным признакам.
* Конкретизировать — выделять частное из общего.
* Абстрагировать — выделять какую-либо одну сторону или аспект предмета  с игнорированием других.

Игры на развитие мышления детей дошкольного возраста.

«Данетки»

Цель: развитие логического мышление ребенка, формирование навыков задавания вопросов, анализа ответов. Развитие способности к классифицированию явлений и предметов окружающего мира по особенностям и характерным признакам.

Что потребуется: при желании можно купить в книжном магазине специальные карточки для игры, но можно обойтись лишь воображением.

Как играть: ведущий должен загадать слово, а игрокам нужно понять, о чем идет речь. Для этого игроки задают вопросы. Ведущий может отвечать только «Да», «Нет», «И да, и нет», «Нет информации» и «Это не важно». В начале игры ведущий дает подсказку. К примеру, такую: «Это герой известной русской сказки. Отгадайте его за 10 вопросов».

Игра никак не ограничивается по возрасту участников. Могут играть и взрослые и дети. А с помощью правильного подбора слов (они должны соответствовать возрасту участников) можно делать игру сложнее или легче.

«Ситуативные данетки»

Цель: развитие логического и абстрактного мышления, формирование навыка поиска причинно-следственных связей.

Что потребуется: только воображение.

Как играть: ведущий загадывает не слово, а жизненную ситуацию. Игрокам нужно понять, почему произошло именно так и как выйти из положения или объяснить поведение персонажа истории. Например, вы можете дать такое задание: почему девочка съела банан, а бабушка ее за это поругала? Или что делать, если папа не хочет покупать игрушку? Или почему мужчина, обычно ездящий на машине, сегодня пришел на работу пешком?

Можно задавать любые, даже самые странные ситуации, причем они могут не иметь какого-то одного ответа или объяснения. Суть в том, чтобы игроки предлагали максимальное количество идей, которые могут объяснить ситуацию логически. Ко всему прочему ситуации могут придумывать и сами игроки.

«Третий лишний»

Цель: развитие умения классифицировать предметы и явления по их особенностям.

Что потребуется: при желании можно подготовить специальные карточки с изображением предметов, людей, животных, разных мест. Но можно обойтись и без вспомогательных материалов.

Как играть: ведущий называет игрокам три слова (или показывает три карточки), одно среди которых лишнее. К примеру, вы можете дать такие слова:

  • дождь, снег, бумага;
  • море, песок, зонтик;
  • утро, вечер, 56;
  • дыня, яблоко, стакан и т.д.

Задание игроков состоит в том, чтобы определить, как связаны между собой два из трех объектов и выбрать третий объект, являющийся лишним. Когда игроки освоят правила игры, можно дать им задание самим придумывать тройки слов или составлять тройки картинок.

«Разложи по группам»

Цель: развитие способности классифицировать предметы по характерным признакам и особенностям применения. Развитие коммуникативных навыков, умения объяснять свою позицию и аргументировать ее. Развитие у детей умения объяснять, по какой причине они приходят к такому-то выводу, если остальные дети с этим не согласны.

Что потребуется: необходимо подготовить множество карточек с изображениями разных предметов.

Как играть: ведущий должен разложить на столе много карточек, на которых изображены люди, животные, транспорт, природа, кухонные приборы и т.д. Помните, что карточек должно быть как можно больше (несколько десятков). Задача игроков в том, чтобы распределить карточки по тематическим группам. Такими группами могут быть: животные, растения, автомобили, самолеты, письменные принадлежности, книги и т.п. В итоге не должно не остаться ни одной карточки без группы.

А сейчас давайте сделаем небольшую паузу и посмотрим занимательное видео с загадками для детей, помогающими развивать мышление и сообразительность. Собственно, загадки представляют собой один из видов игр, который тоже можно использовать в работе с детьми.

Продолжаем рассматривать игры на развитие мышления у детей.

«Бывает и не бывает»

Цель: развитие умения быстро оценивать правильность озвученных фраз и их соответствие настоящему положению дел. Развитие логического мышления и координации.

Что потребуется: резиновый мячик небольшого размера.

Как играть: ведущий озвучивает игрокам разные ситуации, которые либо могут происходить в реальной жизни, либо оказываются совершенно фантастическими (лучше подготовить несколько десятков ситуаций заранее). Произнеся фразу, ведущий бросает одному игроку мячик. Ребенок должен его поймать и сразу бросить обратно ведущему. Одновременно с этим игроку нужно ответить: «Бывает» или «Не бывает», т.е. решение он должен принять очень быстро.

Вот несколько примеров таких ситуаций:

  • папа идет с работы;
  • дерево варит кашу;
  • бабушка печет пирожки;
  • ручка смотрит телевизор;
  • кошка играет с мышкой;
  • подушка зевает и т.д.

Ситуации могут быть самыми разными, и никаких ограничений здесь нет.

«Отвечаем быстро»

Цель: развитие мышления и умения ассоциативно связывать предметы с их свойствами. Повышение скорости принятия решений.

Что потребуется: резиновый мячик небольшого размера.

Как играть: ведущий озвучивает игрокам какое-то известное ему существительное и в это же время бросает одному ребенку мячик. Задача ребенка: поймать мяч и бросить его обратно ведущему. Но во время броска игроку нужно назвать какое-то прилагательное, характеризующее названное ведущим существительное.

К примеру, вы называете банан. Игрок должен сказать: «Желтый» или «Длинный», или нечто подобное. Если вы понимаете, что детям пока сложно играть в эту игру, упростите им задачу: перед началом игры обговорите, что именно они должны будут сказать. Т.е. дайте задание описать форму, размер, цвет или вкус того, что вы называете.

В случае если игра оказывает слишком простой, ее нужно усложнить. Вместо существительных можно называть несколько прилагательных, а ребенок должен понять, о чем речь, и дать вам ответ. Например, вы говорите: «Круглый, оранжевый и сладкий», а ребенок должен ответить, что это апельсин и т.п.

Кстати, эта игра очень подходит для старших школьников и подростков.

«Скажи наоборот»

Цель: развитие логического мышления, формирование и расширение словарного запаса.

Что потребуется: дополнительных материалов не понадобится.

Как играть: Ведущий должен назвать игрокам любое прилагательное. Игроки должны называть противоположные слова – антонимы. К примеру:

  • медленный – быстрый;
  • тонкий – толстый;
  • белый – черный;
  • сухой – мокрый и т.д.

Как только дети начнут быстро подбирать антонимы и игра станет для них слишком легкой, можно начать предлагать им слова, для которых придумать антонимы сложнее. А можно вообще видоизменить игру: называйте детям любое слово, а они пусть придумывают как можно больше слов, являющихся, по их мнению, противоположными. После каждого подхода можно обсуждать с игроками, почему они думают именно так.

«Расскажи мне»

Цель: развитие творческого и абстрактного мышления, развитие воображения и умения формулировать мысли.

Что потребуется: при желании можно использовать игрушки – персонажей из сказок и мультфильмов, но можно обойтись и без них.

Как играть: ведущий должен называть игрокам персонажей из разных сказок или мультиков (сказки или мультики обязательно должны быть разными). Например, вы называете Зайца из «Ну, погоди!», Винни Пуха или Пятачка, Машу из «Трех медведей» или Лунтика (в случае, если дети не знают каких-то героев, предварительно можно показать им мультфильм или прочитать сказку).

Затем нужно придумать какое-то увлекательное начало истории, к примеру: «Лунтик и Пятачок пошли за мороженым…» После этого игроки должны продолжить историю и рассказать, чем все закончилось. Игра будет проходить намного интереснее, если все игроки будут придумывать по очереди по одному предложению.

«Назови одним словом»

Цель: формирование и расширение словарного запаса, развитие логического мышления. Формирование навыка составления групп предметов на основе общих признаков и способов применения.

Что потребуется: дополнительных материалов не потребуется.

Как играть: ведущий озвучивает игрокам несколько слов, а игроки должны объединить их одним общим словом. К примеру:

  • ель, сосна, дуб – деревья;
  • лиса, волк, мишка – животное;
  • банан, груша, яблоко – фрукт;
  • кубик, машинка, кукла – игрушка и т.д.

Если захочется, игру можно видоизменить: ведущий называет какое-то общее понятие, а дети называют все, что может к нему относиться.

«Найди похожее»

Цель: развитие нестандартного, логического и абстрактного мышления, расширение кругозора. Развитие умения видеть то, что не бросается в глаза.

Что потребуется: для большего интереса участников можно подготовить карточки с картинками, но можно обойтись и без них.

Как играть: ведущий показывает игрокам две карточки с изображениями не очень похожих на первый взгляд объектов. К примеру, на одной карточке может быть птица, а на второй – муха. Детям нужно отыскать и назвать то, что может их объединять (птица и муха летают, у них есть крылья и т.п.)

Со временем игру можно сделать сложнее – начать показывать карточки с совершенно непохожими объектами. Для примера можно взять ту же муху и письменный стол (у стола и мухи есть ножки, муха ползает по столу и т.п.)

«Нелепицы»

Цель: развитие логического мышления, развитие внимания. Формирование умения аргументировать свою точку зрения при помощи убедительных доводов.

Что потребуется: необходимо подготовить специальные картинки-нелепицы, на которых изображены различные несоответствия. Ниже представлен пример такой картинки:

Нелепицы

Как играть: ведущий показывает игрокам рисунок-нелепицу, на котором изображено то, чего в обычной жизни не встречается (см. картинку сверху). Игрокам нужно определить максимальное количество нелепостей на рисунке.

Чтобы игра была более увлекательной и интересной, можно разбить игроков на команды (заранее каждой команде назначается капитан – кто-то из взрослых) и устроить соревнования. Один и тот же рисунок ведущий показывает обеим командам. Игроки определяют нелепости, указывают на них капитану, а он их записывает.

На выполнение заданий дается определенное время, например, 3 минуты. Побеждает та команда, которая за это время найдет больше всего нелепостей. А в конце игры для закрепления результата ведущий может обсудить с игроками, почему они считают, что тот или иной элемент картинки является нелепым.

К примеру, если игроки заметили, что мальчик в кроватке находится на снежной улице, они должны сами рассказать, почему это нелепо. Если детям сложно объяснить нелепость или они вообще ее не заметили, ведущий методично объясняет, по какой причине представленные на картинке нелепости не могут иметь места в реальной жизни.

«Загадки»

Цель: развитие логического мышления у детей и подростков.

Что потребуется: никаких дополнительных материалов не потребуется.

Как играть: Изначально ведущий должен определиться с загадками – они должны соответствовать уровню развития игроков, не быть для них ни слишком простыми, ни слишком сложными. Играть можно с одним или несколькими игроками; также можно устраивать соревнования команд.

Ведущий загадывает загадку, а игроки должны дать правильный ответ. Чем меньше подсказок, тем игра сложнее. Если играют команды, победит та, игроки которой назовут больше правильных ответов с первого раза.

Другой вариант этой игры состоит в том, что игроки сами придумывают загадки. Ведущий задает слово, а игроки должны придумать вопросы, ответив на которые это слово можно отгадать.

«Где были – не скажем, но что делали – покажем»

Цель: развитие логического и абстрактного мышления, формирование навыка выражения мыслей без слов, развитие координации.

Что потребуется: дополнительных материалов не нужно.

Как играть: Ведущий должен загадать какое-то несложное действие, например, игру в футбол, мытье посуды, работу за компьютером, чтение книги и т.п. При этом он ничего не говорит, а только показывает действие жестами и мимикой. Игрокам нужно понять, о чем идет речь.

Полезно играть с участниками по очереди: сначала дается попытка разгадать действие одному участнику. Если он отгадывает, следующий участник отгадывает новое действие, а если нет, то следующему нужно отгадать то же самое.

Другой вариант этой же игры: ведущий озвучивает какое-нибудь действие, а игроки должны показать его с помощью мимики и жестов. Также игроки могут сами загадывать действия и просить, чтобы их отгадали другие участники.

Эта игра отлично подходит не только для дошкольников и школьников, но и для подростков и даже взрослых людей, ведь с помощью нее можно отлично провести время в любой компании.

«Найди тайник»

Цель: развитие пространственной ориентации и логического мышления. Формирование умения действовать по нарисованному плану.

Что потребуется: необходимо подготовить бумагу, линейку, карандаши и игрушку.

Как играть: ведущий должен спрятать в помещении игрушку, а игроки (один или сразу несколько) должны ее найти. В помощь им ведущий рисует на листе бумаги схему комнаты со всем, что в ней находится. Отдельно выделяется место, где спрятана игрушка.

Чтобы усложнить игру, можно составить несколько планов. Первый план ведет к первой подсказке, второй – ко второй, а третий – к самой игрушке. Кроме того, можно дать задание участникам самим спрятать игрушку и нарисовать карту, а ведущий будет должен ее найти.

«Угадай по описанию»

Цель: развитие логического и творческого мышления. Закрепление в памяти детей значений слов и свойств разных явлений и предметов.

Что потребуется: никаких дополнительных материалов не нужно.

Как играть: ведущему загадывает слово, но игрокам его не называет, а просто описывает. К примеру, если загадано слово «лампочка», можно описать ее так: «она похода на грушу, может висеть под потолком, днем она не нужна, а ночью только она дает свет» и т.д. Игроки должны как можно быстрее угадать то, что загадано.

Если игроков много, игру можно модифицировать: игрок, первым отгадавший предмет по описанию, сам начинает играть роль ведущего: загадывает слово и описывает его другим игрокам. А чтобы играть было легче, можно в самом начале объяснить игрокам, о чем будет идти речь: предметах, профессиях, погодных явлениях, животных, растениях и т.д.

«Чередование» 

Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки  должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом можно выложить забор из  разноцветных палочек и т.д.  

«Отгадай предмет по его частям» 

В эту игру можно играть в двух вариантах.  

Первый вариант - с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки с  изображением различных предметов - мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребѐнок, не  показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части  предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко.  

Второй вариант - без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть  можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и  т.п.  

Примеры:  

Четыре ноги, спинка, сиденье.  

Цифры, стрелки.  

Буквы, картинки, листы.  

Ствол, ветки, листья.  

Корень, стебель, листья, лепестки.  

Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.  

Носик, ручка, крышка, электрический шнур.  

Лапы, хвост, ошейник.  

Лапы, хвост, хобот.  

«Отгадай предмет по описанию» 

Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти  правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и  существительные, а также знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и  дикие животные и т.п.  

Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.  

Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.  

Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.  

Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом.  

Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ.  

Сладкая, маленькая, в красивой бумажке. 

"Кто без чего не обойдется " 

Помогает ребѐнку научиться выделять существенные признаки. Взрослый зачитывает ряд  слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может  обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без  чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки…  забора… земли?.. Почему?"  

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребѐнок понял, почему  именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.  

Примерные задания:  

Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)  

Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)  

Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)  

Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)  

Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)  

Война (самолѐт, пушки, сражения, ружья, солдаты)  

Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)  

Второй вариант. Называем слова, и спрашиваем: чего не может быть без этого предмета, для чего  или кого оно самое главное?  

Например: вода, провод, карандаш, стекло, кирпич. 

«Разложи предметы»

Оборудование: набор из 8 игрушек и предметов различных по назначению, но одни – деревянные, а другие – пластмассовые: машинки, пирамидки, грибочки, тарелочки, бусы, кубики, домики, елочки по 2; две одинаковые коробочки.

Ход игры:

Педагог рассматривает с ребенком все игрушки по одной, а затем говорит: «эти игрушки надо разложить в 2 коробочки так, чтобы в каждой коробке оказались игрушки – чем-то похожие между собой». В случае затруднения педагог первую пару игрушек – елочки ставит их рядом и просит ребенка сравнить: «чем эти елочки различаются между собой?». Если ребенок не может найти основное отличие, педагог обращает внимание ребенка на материал, из которого сделаны эти игрушки. Затем ребенок действует самостоятельно. В конце игры надо обобщить принцип группировки: «в одной коробке – все деревянные игрушки, а в другой – все пластмассовые».

«Летает – не летает»

Ход игры:

Педагог предлагает детям быстро назвать предметы, которые летают, когда он скажет слово «летает», а затем назвать предметы, которые не летают, когда он скажет слово «не летает».

Игру можно проводить на прогулке.

«Съедобное – не съедобное»

Игра проводится по аналогии с предыдущей. Педагог произносит слова «съедобное», «не съедобное».

«Будь внимательным»

Ход игры: Педагог говорит детям: «я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать лишнее слово». Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул и т.д.  После каждого выделенного «лишнего» слова педагог просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов.

«Новоселье у матрешек»

Цель: учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак.

Ход игры: педагог рассказывает: «матрешки поселились в новом доме. Каждая получила свою квартиру. Самая маленькая – на первом этаже, на втором – немного побольше, на третьем – еще побольше, на четвертом – еще больше. А на пятом, последнем этаже – самая большая. Они порадовались своим квартирам и пошли в парк гулять. Пришли вечером и забыли, кто где живет. Помоги же матрешкам найти свои квартиры. Расскажи им, где их квартиры.

«Что тяжелее?»

Цель: учить детей раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов.

Оборудование: набор карточек с изображением следующего вида одежды: зимнее посеннее пальто, зимнее платье, летнее платье, купальник; на обратной стороне полоски соответствующей длины: самая длинная изображает зимнее пальто, короче – осеннее пальто, еще короче – зимнее платье и т.д.

По аналогии проводятся следующие игры: «Кто старше?», «Что ярче светит?», «Что быстрее?», «Кто быстрее?»

Игра «Угадай-ка: плывет – тонет?»

                                         Ход игры:

Ребенку предлагают угадать, какие предметы плавают, а какие – тонут. Педагог называет попарную группу предметов: деревянная палочка – гвоздь, деревянная и металлическая линейки, деревянный и металлический шарики, деревянный и металлический корабли, металлическое и деревянное колечки и т.д. В случае затруднений педагог организует практические действия с этими предметами. Предметы даются в случайном порядке, а не попарно. В конце игры следует предложить ребенку обобщить, какие же предметы плавают, а какие тонут, почему?

Рассказы – загадки.

«Что было ночью?»

«В д.с воспитатель подошел к окну и сказал: «дети, посмотрите в окно, все вокруг белое – земля, крыши домов, деревья. Как вы думаете, что было ночью?». Что ответили дети?».

«Дождливая погода»

«Девочка Таня гуляла на улице, потом побежала домой. Мама ей открыла дверь и воскликнула: «ой, какой пошел сильный дождь!». Мама в окно не смотрела. Как мама узнала, что на улице идет сильный дождь?».

«Не покатались»

«Два друга – Олег и Никита взяли лыжи и пошли в лес. Ярко светило солнышко. Журчали ручьи. Кое-где проглядывала первая травка. Когда мальчики пришли в лес, то покататься на лыжах не смогли. Почему?».

Продолжи предложения:

  • Мы включили свет, потому что … .
  • Мама вернулась, чтобы взять зонт, потому что … .
  • Дети надели теплую одежду, потому что … .
  • Щенок громко залаял ,потому что … .
  • Алеша выглянул в окно и увидел … .
  • Таня проснулась утром и … .

  -

Также для развития логического мышления можно использовать игры сделанные из дерева: «Сложи квадрат», «Головоломки», «Уни- кубы», «Палочки Кюизенера», «Рамки вкладыши Монтессори» и магнитный 3D конструктор

 «Чем похожи и чем отличаются? »

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.

Оборудование: магнитная доска; магниты; 8 пар предметных картинок: мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.

Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.

 «Подбери пару к слову».

Цель: развитие внимания, мышления и речи.

Оборудование: мяч.

Дети встают в круг. Воспитатель с мячом - в центре круга, он бросает мяч одному из детей и говорит: «Игрушка». Ребенок должен поймать мяч и назвать, например: «Кукла».

Игра «Что это? Кто это? »

Цель: развитие мышления и речи.

Оборудование: 24 предметные картинки.

Дети делятся на две команды. Садятся за столы на удалении друг от друга. Каждой команде раздаются одинаковые комплекты картинок с изображением овощей, фруктов, животных и т. д. Дети поочередно дают описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается, то её откладывают в пользу отгадавших.

 «Разложи карточки»

Цель: развитие логического мышления.

Оборудование: квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток (для каждого ребенка) ; поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые (для каждого ребенка) .

На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые. Воспитатель предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбах не оказалось по две одинаковых картинки.

Игра «Разложи картинки по группам»

Цель: развитие навыков анализа и синтеза.

Оборудование: поднос с двенадцатью картинками. Которые можно разделить на четыре группы, например, овощи: лук, морковь, капуста; фрукты : яблоко, груша, персик; посуда : чашка, тарелка, чайник; инструменты – молоток, пила, лопата и т. д.

Перед каждым ребенком находится поднос с двенадцатью предметными картинками. Воспитатель предлагает детям разделить все картинки на четыре группы. (Комплекты картинок у детей разные) .

Задание «Закрой лишнюю картинку»

Цель: развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).

Оборудование: карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги (4*4 см) (для каждого ребенка) .

Перед каждым ребенком находится карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги. Детям предлагается найти картинку, которая не подходит к остальным, и закрыть ее бумажным квадратиком.

Задание «Нарисуй и зачеркни»

Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления.

Оборудование: лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка) .

На столе перед каждым ребенком находятся лист бумаги и простой карандаш. Взрослый предлагает детям:

• Нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру;

• Нарисовать три круга, один треугольник, два прямоугольника и зачеркнуть вторую фигуру;

• Нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть пятую фигуру

«Придумай загадку»

Цель: развитие речи и мышления.

Оборудование: игрушки и знакомые детям предметы.

На столе лежат различные игрушки и знакомые детям предметы. Одному из детей (ведущему) предлагается, не показывая на предмет, составить его описание в форме загадки. Тот, кто угадает. О каком предмете идет речь, становится ведущим.

Игра «Составь предложение по двум картинкам»

Цель: развитие внимания, мышления и речи.

Оборудование: магнитная доска; магниты; пары предметных картинок: : бабушка – кофта (чашка, ваза, девочка – кролик (фасоль, лыжи, мальчик – кот (велосипед, коньки, аист – гнездо и т. д.

Воспитатель поочередно прикрепляет к магнитной доске пару картинок и предлагает детям составить по ней как можно больше предложений.

«Любимая еда»

Цель: развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.

Оборудование: предметные картинки, например: корова – сено, кролик – капуста, медведь – мед, кошка – молоко и т. д.

Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.

Игра «Скажи мне наоборот»

Цель: развитие мышления, внимания, умения подбирать слова-антонимы.

Воспитатель предлагает детям назвать слова противоположного значения, например: большой – маленький. Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый и т. д.

Задание «Дополни фразу»

Цель: развитие слухового внимания, мышления, речи.

• Если песок мокрый, то.

• Мальчик моет руки, потому что.

• Если переходить улицу на красный свет, то.

• Автобус остановился, потому что.

«Ассоциация»

Группа детей выстраивается в круг, и им предлагается два любых слова. Например, щенок и мячик. Детям по очереди предлагается связать эти два слова в одно предложение. Кто последний придумает предложение, тот и выиграл. В предложенном примере могут возникнуть следующие ассоциации.

Щенок играет в мячик.

Щенок прыгает как мячик.

Щенка надо кормить, а мячик — нет.

Щенок пушистый и теплый, а мячик гладкий и холодный.

У щенка глаза круглые, как мячик.

Дети любят играть со щенком и мячиком.

«Рыбка — червячок»

Игра учит аргументировать свои ответы, расширить кругозор

Необходимый инвентарь: картинки животных, птиц (можно вырезанные из старых книг, журналов; открытки).

 Как играем: сначала читается стихотворение:

Зайчик любит морковку,

Мишка — малинку,

Воробушек — рябинку,

Рыбка — червячка,

Избегай, рыбка, крючка.

 Вы называете животное, а ребенку нужно быстро и правильно сказать, что оно кушает, например: корова — сено, собака — кость, мышка — сыр, кошка — молочко и т. д.

 Играть можно как двоим участникам, так и большему количеству. Периодически меняйтесь ролями с ребенком, это является для него прекрасным стимулом.

 Закрепляем: задайте ребенку вопросы: «А что любит Карлсон? Людоед?» и пр.

 Сыграйте в игру «Наоборот»: морковка — заяц, зерно — птица, лошадь — сено.

 Когда предоставится возможность, кормите вместе птиц, белочек, животных. Наблюдайте за их повадками.

 Усложняем: а может ли цыпленок грызть кость? А собака клевать зерно? Попросите ребенка аргументировать свой ответ, если малыш затрудняется, найдите объяснение вместе.

 «Раз, два, три лишний уходи»

Игра помогает формировать понятийное мышление; отсекать лишнее (анализ — синтез)

Необходимый инвентарь: картинки.

 Как играем: покажите картинки с предметами одного класса, но разных групп, например: автобус, машина, мотоцикл — самолет; трамвай, автобус, электричка — КамАЗ; пожарная машина, скорая помощь, продуктовая машина — такси и т. п. Какая картинка из четырех лишняя? Почему?

 Закрепляем: меняйтесь ролями. Можно играть и в словесный вариант этой игры. Желательно брать различные понятия, знакомые ребенку, например: «одежда», «обувь» и т. д. Помогайте ребенку, если он затрудняется, обосновывать ответы.

«Небылицы»

Игра помогает формировать логическое мышление, творческое воображение

Необходимый инвентарь: мяч.

 Как играем: в эту игру лучше играть всей семьей, тогда ребенок быстрее освоит ее.

 Ведущий бросает мяч игроку и говорит какую-либо фразу. Если эта фраза — небылица, то ловить мяч не надо, например: «Волк по лесу гуляет», — игрок ловит мяч. «Волк на дереве сидит» — мяч ловить не нужно. «Девочка рисует домик» — игрок ловит мяч. «Домик рисует девочку» — мяч ловить не нужно и т. д.

 Старайтесь придумать как можно больше смешных, нелепых фраз.

 Выиграет тот, кто ни разу не ошибется.

 Играйте в эту игру чаще, ведь ребенок этого возраста любит придумывать перевертыши, небылицы.

 Закрепляем: поиграйте в «Небылицы», используя короткие рассказы. Например: «На день рождения Вани дети ели яблоки, мороженое, печенье и... соленые конфеты». Ребенок должен исправить вашу ошибку и объяснить, почему это неверно.

 Вы варите на кухне борщ? Используйте и эту ситуацию для игры. «Я кладу в борщ свеклу, морковку, капусту... грушу». Посмейтесь вместе с ребенком, поменяйтесь ролями.

 Можно поиграть с картинками. Например: на картинке нарисовано лето: солнце, цветы, бабочки и... снеговик. Спросите ребенка, почему снеговик лишний, что может с ним произойти? Что придумать, чтобы он не растаял?

 В следующий раз можете придумать до 3-4 небылиц в рассказе. Например:

Сел воробушек на дом,

Провалилась крыша.

Под березою с котом

Пляшут польку мыши.

 

Мухи съели паука

Рыбы ловят рыбака.

На телегу села лошадь,

Погоняет ездока.

Автор: В. Чантурия.

 «Сели мы на саночки»

Игра учит подбирать нужные предметы для каждого времени года; отстаивать свое мнение, развивает мышление.

Необходимый инвентарь: картинки времен года, сопутствующих предметов к ним.

Как играем: покажите картинки времен года и сопутствующих этому сезону предметов. Например: санки, лыжи, коньки, ледянки, резиновые сапоги, зонтик, мяч, сачок, корзинка, ведерко, лопатка, формочки и пр. Ребенок должен правильно соотнести предметы с временами года. Попросите объяснить, почему санки нельзя положить к летней картинке, а велосипед — к зимней и т. д.

 Закрепляем: вспомните стихи и песни про времена года: «По малину в сад пойдем...», «Сели мы на саночки, взяли мы коньки...». Когда собираетесь на прогулку, спрашивайте, почему вы взяли с собой сегодня именно эти игрушки?

Усложняем: сыграйте в словесную игру «Наоборот». Называйте сначала время года, потом его атрибут. Например: лето — самокат, зима — санки, весна — бумажный кораблик, а осенью что? И т. п.

Ребятушки-загадушки

Игра учит определять предмет по его характерным признакам

Необходимый инвентарь: игрушки.

Как играем: поставьте на стол игрушки, сходные по общим признакам: животные, птицы. Загадайте загадку: «Мягкая, пушистая, бегает по деревьям» и т. п. Ребенок должен отгадать ее и дополнить, например: собирает грибы, живет в дупле. Меняйтесь ролями — это развивает логичность речи ребенка. Кто загадок загадает больше, тот и победил.

Закрепляем: играть можно на улице, в дороге.

Усложняем: в дальнейшем используйте словесный вариант игры. Берите качества предметов, их функции: на нем сидят или это нужно для работы в огороде и т. д.

«Математические круги»

Игра учит работать с пересекающимися и непересекающимися множествами

Необходимый инвентарь: обручи большие и маленькие, мелкие предметы, геометрические фигуры.

 Как играем: положите на пол два обруча, в них разложите предметы по группам, например: деревянные игрушки в одном, пластмассовые — в другом или большие красные круги в одном, маленькие синие — в другом. А если в другом должны лежать все круги, среди которых будут большие красные. Как их разложить? Помогите ребенку пересечь обручи и положить в пересечение большие красные круги. Можно положить маленький обруч внутри большого — в большом большие квадраты, в маленьком — маленькие.

Закрепляем: раскладывать можно предметы, картинки. А сделать круг из веревки или скакалки.

«Парные картинки»

Игра учит находить смысловые связи в парных картинках; формирует произвольную память

Необходимый инвентарь: 5-6 пар карточек со схожими по смыслу изображениями (можно взять из любых настольных игр).

 Как играем: положите перед ребенком парные картинки. Например: дерево и лес, дом и окно или бревно и топор, машина и улица и т. д. Картинки кладутся слева направо, следующая пара кладется под ними. Ребенок должен рассмотреть две пары картинок в течение 1-2 минут и запомнить. Затем правый ряд уберите. Ребенок должен вспомнить, что лежало справо от оставшихся картинок. Спросите, что общего между изображениями на картинках?

Возьмите следующие две пары картинок и поиграйте еще раз. Можно играть до тех пор, пока ребенок не устанет.

Усложняем: можно взять по три карточки, имеющие смысловые связи. Например: ваза, вода, цветок; девочка, бантики, расческа — ребенок должен объяснить их соседство. Оставьте только первые карточки. Ребенок должен вспомнить убранные.

«Отрицалки»

Игра учит делать логические выводы методом отрицания/исключения

Необходимый инвентарь: опорные картинки.

 Как играем: предложите ребенку отгадать загадку: «У Коли и Лены по одному шарику, синий и красный. У Коли не синий шарик, какого цвета шарик у Лены?», или «У Тани и Светы по кукле. У Светы кукла не маленькая. Какая кукла у Тани, у Светы?», или «Катя и Таня стоят справа и слева от дерева. Таня стоит не справа от дерева. Где стоит Катя, Таня?» и т. п. Таких вариантов вопросов очень много. Старайтесь придумывать такие загадки сами, загадывая и цвет, и форму, и размер.

➣ Внимание: Если ребенок вначале не справляется, можно использовать опорные картинки, например — рисунок синего и красного шарика в первом вопросе и т. д.; аналогично при других задачах.

Закрепляем: Когда ребенок будет правильно решать задачи, играть можно уже без опорных картинок. Поэтому их можно решать везде, когда будет свободное время.

Усложняем: увеличиваем количество отрицаний. Например: «У Оли, Пети и Тани три мяча: желтый, синий и красный. У Оли не желтый и не синий мяч, у Пети не синий. У кого из детей желтый мяч? Какого цвета мячи у Оли, Пети и Тани?».

➣ Внимание: вы купили родственникам подарки? Поиграйте. Загадайте загадку: «Я купила папе и дедушке брюки, джинсы и свитер. Дедушке я купила не джинсы и не брюки. Что я купила папе, а что дедушке?». Таких житейских примеров много, используйте их для игры и с пользой для ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие памяти и мышления дошкольников посредством дидактических игр

Какие дидактические игры для развития памяти и мышления дошкольников можно использовать дома....

Статья на тему: "Развитие воображения дошкольников посредством дидактических игр".

В каждом ребенке заложена творческая искра. У одних она развита лучше, у других хуже. Творчеству невозможно обучиться, необходима практика в решении тех или иных задач, развитие в той или иной степени...

Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр

Статья посвещена вопросу  ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах дея...

План самообразования педагога «Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр».

Мы живем в 21 веке – это век информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становит...

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР (Опыт работы воспитателя детского сада)

Опыт работы воспитателя по развитию логического мышления у  дошкольников посредством дидактических игр....

Курсовая работа "Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр"

Курсовая работа "Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр"...