Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр
статья
Предварительный просмотр:
Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр.
Для успешного освоения программы в школе, детям необходимо не только много знать, но и логически мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, смекалку.
Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности.
Сегодня в дошкольных учреждениях много внимания уделяют развитию речи, экологическому и нравственному воспитанию, физическому развитию, развитию же логического мышления детей внимание уделяется эпизодически. Хотя в настоящее время способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли требуется каждому.
Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций, которые являются основными в подготовке дошкольников к школе.
Однако, в настоящее время, в большинстве своем дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоения знаний в школе. Мышление детей находится на низком уровне, а конкретных программ для развития логического мышления мало.
Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием форм, цвета и других признаков предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимает все это. Однако, если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Старший дошкольный возраст – начало сенситивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом. Именно поэтому, работу по программе необходимо начинать именно с этого возраста.
Роль логики невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом. В целом эти занятия способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию интеллектуальных и творческих его способностей.
Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса обучения детей в дошкольных учреждениях. И здесь на первый план выходят логические игры и упражнения, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста и самый эффективный способ их развития, при условии, если выдержана система.
Работу по развитию логического мышления детей мы начали, учитывая мнение ученых, со старшего возраста. В начале года провели мониторинг, чтобы понять, насколько развиты мыслительные операции у детей. В течение первого года работы мы знакомили детей с основными операциями логического мышления. Для этого мы разработали перспективное планирование на год, занятия проводили раз в неделю. Структура каждого занятия включала в себя: кинезиологическое или нейроупражнение, знакомство с определенной логической операцией, которую закрепляли в развивающих играх, комбинаторные задачи, проблемные ситуации, творческие задания, графомоторные упражнения, интерактивные игры, лабиринты, головоломки. Много внимания уделяли работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.
При реализации поставленных перед нами задач, мы старались соблюсти принципы, которые направлены на то, чтобы поддержать интерес ребенка к знаниям в самом начале, чтоб его даже малые неудачи не охладили его интерес.
1. Начинали занятия с посильных для детей задач.
2. Самостоятельный поиск решения поставленной задачи.
3. Поощрение за успех.
4. Необходимая помощь для уверенности ребенка в своих силах.
5. Обучать в игровой деятельности.
Помимо запланированных игр, в совместной деятельности используем такие игры и упражнения:
1. «Кто лишний?», «Чего не хватает у предмета?» - на развитие зрительно-мыслительного анализа.
2. «Найди отличия», «Найди ошибку» - на развитие концентрации внимания, наблюдательности.
3. «Подбери по смыслу» - на развитие логического мышления.
4. «Отрицание», «Подбери по контуру» - на развитие избирательности зрительного восприятия.
5. «Подбери узор», «Собери бусы» - на развитие умений детей устанавливать закономерности и продолжать ряд.
Когда дети справляются с такими заданиями, им предлагаются более сложные игры.
1. « Похож- не похож» - на умение находить признаки сходства и различия между двумя предметами (мяч-яблоко)
2. «Логические цепочки» - на умение располагать предметы в порядке возрастания или убывания.
3. « Логический поезд» - на умение находить в отличающихся друг от друга объектах общих свойств, качеств, признаков и продолжать логический ряд.
4. « Плохо - хорошо» - на умение находить в одном объекте и хорошее, и плохое.
5. Нахождение ресурсов системы, т.е. как по-новому можно использовать определённый объект.
6. Моделирование загадок с целью формирования умения выделять главные признаки, качества объекта.
7. Лжезагадки, лжезадачи, лабиринты, головоломки со счётными палочками и т.д.
Качество развития мыслительной деятельности зависит от уровня развития всех анализаторов: зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных. Поэтому в своей работе используем такие игры:
1. «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Кто ушёл?» - на развитие зрительной памяти.
2. «Учимся запоминать», «Угадай, кто позвал?», «Угадай, что стучит?» - развитие слуховой памяти.
3. «На что похоже?», «Забавные превращения» - развитие воображения, фантазии, образной памяти.
4. «Чудесный мешочек» - умение узнавать на ощупь различные геометрические фигуры, природные и искусственные объекты.
5. «Узнай по запаху или на вкус» - умение различать запахи и вкусы, определять их принадлежность к тому или иному объекту.
Большое внимание уделяем словесным упражнениям, которые используем во всех режимных моментах в течение дня: «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «Скажи ласково», «Подбери слово», «Так бывает или нет?». Активизируя мышление, эти и подобные упражнения воздействуют на эмоции детей: ребёнок испытывает радость, удовлетворение от удачно найденного решения, одобрения воспитателем, а главное - от самостоятельности в решении задачи.
По нашим наблюдениям, развитие логического мышления в дошкольном возрасте, значительно повышает качество речевого развития детей: обогащает и расширяет словарный запас, формирует умение рассуждать, анализировать, доказывать, делать выводы. А это является важным показателем для успешного обучения в школе.
При помощи поэтапных, специально подобранных занятий, у детей складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы.
Казалось бы, в дошкольном возрасте рано начинать развивать у детей умение логически мыслить. Исходя из опыта, мы считаем, не рано. Ведь все мы знаем, что 80% развития головного мозга проходит до 7 лет, 20% на всю оставшуюся жизнь и, как правило, в школе уже бывает поздно….
Для родителей нами были предложены ряд консультаций: «Игры на развитие логического мышления», «Поиграй со мною, мама», «Настольные логические игры», «Веселая математика дома», «Развитие словесно-логической памяти». Также родители были приглашены на открытое занятие «Маленькие логики» с использованием интерактивной доски, на котором мы поделились нашими успехами.
Проделанную нами работу можно считать эффективной, об этом свидетельствует положительная динамика в развитии логического мышления детей. Улучшились результаты мониторинга не только по ФЭМП, логическому мышлению, но и по развитию речи.
В процессе реализации программы были достигнуты следующие результаты:
- Дети научились определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;
- Воспитанники путем рассуждений решают логические, нестандартные задачи, выполняют творческо-поисковые, словесно-дидактические, числовые задания, находят ответ к математическим загадкам, решают комбинаторные задачи;
- Дети быстро и правильно отвечают во время разминки на поставленные вопросы;
- Выполняют задания на тренировку внимания, восприятия, памяти;
- Выполняют графические диктанты, умеют ориентироваться в схематическом изображении графических заданий;
- Дети решают логические и проблемные ситуации, делают умозаключения и выводы;
- Умеют ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиваться результата.
Список литературы:
- А.А.Смоленцева «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей», -Детство-пресс, 2004
- В.Г.Гоголева «Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет»-Изд.: Детство-пресс,2004
- И. В. Стародубцева «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников». – М.: АРКТИ, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/03/picture-603070-1425378261.jpg)
Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»
Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и у...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/20/picture-1209145-1579536453.jpg)
Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр
Статья посвещена вопросу ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах дея...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/25/picture-83760-1537884546.jpg)
Программа дополнительного образования « Ступени развития» (по развитию логического мышления детей посредством дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Умка»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/22/picture-965553-1674404066.jpg)
План самообразования педагога «Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр».
Мы живем в 21 веке – это век информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становит...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/14/picture-1106562-1552548288.jpg)
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР (Опыт работы воспитателя детского сада)
Опыт работы воспитателя по развитию логического мышления у дошкольников посредством дидактических игр....
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/03/picture-343140-1399127419.jpg)
Курсовая работа "Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр"
Курсовая работа "Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр"...