Развитие памяти и мышления дошкольников посредством дидактических игр
консультация (средняя группа) на тему

Какие дидактические игры для развития памяти и мышления дошкольников можно использовать дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ "Отрадненская ООШ"

структурное подразделение "Детский сад"

Консультация для родителей

на тему:

«Развитие мышления, памяти                    дошкольников посредством дидактических игр»

Потапова С.И., воспитатель дошкольных групп

               

        Роль памяти и мышления в развитии ребенка дошкольного возраста огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти и мышления.

        Ребенок лучше запоминает предметы, которые воспринимает и которыми оперирует, в том случае, когда он их называет. Большое место в жизни дошкольников занимает картинка. Картинка – важное средство развития речи, мышления, воображения, памяти.

        Например, у детей пятого года жизни, память носит непреднамеренный  характер: ребенок еще не умеет ставить перед собой цель запомнить – вспомнить, не владеет он и теми способами, приемами, которые позволили бы ему преднамеренно осуществлять процессы запоминания, он запоминает непроизвольно.

        Необходимо обучать ребенка способами логического запоминания, развивать логическую память, формировать у него такой важный способ, как классификация.

        Пятилетний ребенок должен запомнить определенное количество лежащих перед ним картинок. При рассматривании их, малыш обнаруживает, что среди них есть группы однородных картинок, на которых изображены предметы, имеющие общие признаки. При запоминании знакомого и сравнительно небольшого по объему материала, ребенок в состоянии быстро назвать все имеющиеся в данном случае группы картинок. При большом объеме материала такой процесс группировки будет происходить медленнее: найдя несколько групп и продолжая рассматривать картинки, он вдруг обнаружит еще ту или иную группу. Затем уточняется состав каждой группы (мебель, посуда и т.д.). Определив в материале одну группу, например мебель, ребенок ищет все картинки, относящиеся к ней, и т.д. Удерживать в памяти названия 4-5 групп легче, чем запомнить 20 картинок, не связанных между собой.

        Обучение детей классификации как познавательному действию предполагает последовательное формирование у них умений совершать операции отнесения, обобщения и обозначения.  Для того, чтобы отнести единичное к общему, ребенок должен проделать сложную мыслительную работу. Под руководством взрослого ребенка необходимо учить группировать предметы, затем относить единичные предметы к заданному общему. С этой целью можно использовать различные дидактические игры.

        Возьмем, например, картинки на которых изображены «Лес», «Огород», «Птичий двор».

Кто живет в лесу? Что растет на огороде?  Кто обитает на птичьем дворе?

Из всех картинок ребенок должен выбрать те, которые соответствуют заданной теме.

        Поиграйте с ребенком в игру «Поможем кукле Маше».

У куклы Маши новоселье. Она переехала в новую квартиру. Помоги Маше обставить комнату. Какая мебель ей нужна?

К Маше на новоселье придут ее друзья. Ей нужна посуда. Какая?

Маша будет угощать гостей фруктами. Какими?

        Игра «Что лишнее?»

Несколько картинок (3-4), которые относятся к одной теме, а одна лишняя. Ребенок должен выбрать и отложить ту картинку, которая не подходит к остальным, объяснить, почему она лишняя.

         Если нам необходимо познакомить ребенка с последовательным расположением цветов в спектре, прочитайте малышу стихотворение о радуге. Пусть ребенок, выбирая соответствующие цвета, составит радугу.

        Предлагаем Вам несколько видов дидактических игр, которые можно использовать дома занимаясь с ребёнком.

«Кем (чем) был раньше?»

Цель: учить видеть последовательность событий.

Ход: на предложенное слово педагога называют последовательность событий до этого состояния или качества: цыплёнок – яйцом, лошадь – жеребёнком, хлеб – мукой, каша – крупой, носок – ниткой, шуба – мехом и т.д.

«Отгадай загадку, найди инструмент и скажи, кому он нужен для работы»

Цель: развивать  мышления,  воображение; обогащать словарный запас.

Ход: загадывает загадки про инструменты, дети отгадывают, находят и говорят кому он нужен: сделаны из железа, умеют стричь и резать. Когда они встречаются, части разделяются (ножницы). Нужны швее и парикмахеру.

«Что было бы, если бы не было…»

Цель: развивать, мышление, воображение, правильно строить предложения.

Ход: на вопрос педагога дети фантазируют и высказывают умозаключения по поводу: если бы не было врачей …(учителей, родителей, машин, самолётов и т.д.)

        Хочется немного сказать о мнемотаблицах. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение): все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление,  зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание,  воображение.

        Примером мнемотаблиц может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги, а также  в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.

Вот несколько схем для  запоминания скороговорок.

C:\Users\USer\Desktop\OK-rLU0aWJY.jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Данную картотеку упражнений можно успешно применять для развития детей со слуховой депривацией и для детей с другими  обенностями  развития.  Упражнения направлены на развитие всех пси...

Развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста посредствам приемов мнемотехники

Мнемотехника + интеллектуальное и творческое развитие детей  является программой, которая позволяет общаться с мозгом на его языке, т.е. языке образов. И “секрет” мнемотехники прост и всем ...

«Игровые технологии в работе с детьми»… Влияние игры на развитие памяти, внимания, мышление, речи, мелкой моторики руки.

   Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования...

Консультация на тему "Развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста."

"Развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста."...

Памятки для родителей по развитию памяти, внимания, мышления

Способствовать формированию у ребенка навыка сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.Способствовать формированию у ребенка навыка управлять вниманием в с...

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Цельобучения с её использованием – - развитие памяти; - внимания; - мышления; - речи; - воображени

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Цельобучения с её использованием –     - р...

ДЕТЯМ - Игры на развитие памяти, внимания, мышления

Игры на развитие памяти, внимания, мышления...