План самообразования педагога «Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр».
методическая разработка по математике (старшая группа)
Мы живем в 21 веке – это век информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. Внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития логического мышления активизируется на поиске новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей.
Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность.
Дошкольники с развитым мышлением быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе, умеют рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков, конструкций. Интеллектуальный труд очень нелегок, и учитывая возрастные особенности, мы должны помнить, что основной метод развития - проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 67 "Крепыш"
План самообразования педагога
Тема:
«Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр».
Разработала:
Воспитатель МБДОУ № 67 «Крепыш»
Пендюхова Наталья Львовна
2020-2021 уч. год
г. Нижний Новгород
Актуальность выбранной темы
Мы живем в 21 веке – это век информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. Внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития логического мышления активизируется на поиске новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей.
Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность.
Дошкольники с развитым мышлением быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе, умеют рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков, конструкций. Интеллектуальный труд очень нелегок, и учитывая возрастные особенности, мы должны помнить, что основной метод развития - проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра.
Актуальность данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. В. А.Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Для дошкольников игра имеет огромное значение: игра - это учеба, игра - это труд, игра - это серьезная форма воспитания, а также способ познания окружающего их мира.
Для чего необходимо развивать у дошкольника логическое мышление? Логические приемы - сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности.
Практика работы с детьми старшего дошкольного возраста выявила, что дети часто не могут вычленить признаки обобщения, называя само обобщающее понятие, познавательная активность зачастую снижена, а это тормозит развитие творческой личности. Поэтому меня заинтересовала проблема повышения познавательной активности дошкольников и тесно связанная с ней проблема развития логического мышления старших дошкольников.
На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является идея о том, что системное развитие форм и операций логического мышления на доступном детям материале в игровой форме, а конкретно посредством использования в образовательном процессе занимательных дидактических игр способствует развитию познавательной активности детей, творческого и логического мышления, самостоятельности и системности мышления. У дошкольников увлекательные дидактические игры создают интерес к решению умственных задач: преодоление трудностей, успешный результат умственного усилия приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным средством развития мышления дошкольников.
Учитывая всё выше сказанное, я считаю, что тема работы по самообразованию «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» является актуальной.
Цель: формирование и развитие основных способов мыслительной деятельности.
Задачи:
1.Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.
2.Создать предметно-развивающую среду, позволяющую развивать логическое мышление дошкольников.
3.Способствовать развитию умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
4.Всесторонне развивать психические процессы: мышление, восприятие, память, внимание, воображение, речь.
5.Развивать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.
6.Обучать детей устанавливать причинно-следственные связи,
закономерности, на их основе классифицировать, группировать и т.д.
7.Подводить к умению задавать вопросы, рассуждать, доказывать свой ответ.
8.Воспитывать у детей коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.
9.Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практическая работа |
Изучение методической литературы | Сентябрь - ноябрь | 1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 11.10.2013г №1155. | |
Работа с детьми | Сентябрь | -Проведение краткого первичного мониторинга; -Преобразование предметно-развивающей среды: подготовка дидактических игр и наглядно-иллюстративного материала. | -Выявить уровень развития мыслительных операций у детей (диагностический комплекс). |
Октябрь | -Игры на освоение признаков предметов. | -Д/И: «Кто лишний», «Чего не хватает у предмета?», «Найди ошибку». «Лишнее слово», «Кто самый, самый». | |
Ноябрь | -Игры на развитие избирательности зрительного восприятия. | -Д/и «Отрицание», «Подбери по контуру». | |
Декабрь | -Игры на развитие умения осуществлять зрительно-мыслительный анализ. | -Пальчик.игры: «Семья», У оленя дом большой»; | |
Январь | -Игры на развитие мелкой моторики руки; | -Пальчиковые игры со шнуровкой, | |
Февраль | -Игры на развитие умения устанавливать зависимость между количеством и числом. | -Упражнения с массажными шариками.(карточки-схемы). | |
Март | -Игры на формирование представлений о случайных и достоверных событиях. | -игры с блоками Дьенеша: «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Где спрятался Джерри?». | |
Апрель | -освоение приёмов арифметических действий в пределах 10-ка. | -Блоки Дьенеша «Найди все дороги». | |
Май | -развивать смекалку, комбинаторные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических задач. | -лепбук «Логика для детей» | |
Сентябрь - май | Проведение мониторинга(сделать сравнительный анализ уровня развития мыслительных операций у детей с сентября по май). | Диагностический материал. | |
Работа с родителями | Сентябрь | Консультация для родителей «Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте». | Информация для родительского уголка. |
Октябрь | Оформление папки-передвижки «Развивающие игры». | Информация для родительского уголка.(папка-передвижка ). | |
Ноябрь | Выставка методической литературы по развитию логического мышления дошкольников. | Выставка метод. Литературы(для родителей). | |
Февраль | Консультация + дидакт.пособия (наглядный материал) «Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников». | Информация для родит.уголка и выставка дидактич.игр на данную тему.(сделанные педагогом). | |
Март | Работа по дополнительному оснащению развивающей среды в группе на данную тему. | Акция «Страна –познавайка».(авторские игры, сделанные родителями). | |
Апрель | Семинар для родителей «Дидактические игры как способ развития мышления». | Доклад и мастер-класс «Развитие логич.мышления через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша». | |
Май | Показ открытого мероприятия.(по развитию умственных и речевых способностей с помощью словесных игр). | НОД: «Ассоциации». | |
Самореализация | Март | Демонстрация дидактических игр и пособий на развитие логического мышления у дошкольн.посредством дидактических игр. | Выставка дид.игр, выполненных педагогом и родителями воспитанников. |
Апрель | Показ открытого мероприятия. | Математ.развлечение «Путешествие в страну чудес». | |
Май | Отчёт по теме самообразования (презентация). | Выступление на педсовете. |
Задачи на следующий год:
1.Продолжить работу по теме:: «Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр».(согласно возрастной группе);
2.Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3.Изучить новинки методической литературы;
4.В работу с родителями планирую включать анкеты, беседы, мастер-классы, выставки дидакт.игр по данной теме, сделанные своими руками; организация совместных интеллектуальных развлечений;
5.Продолжать способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность;
6.Создать картотеку дидактич.игр (для родителей);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/03/picture-603070-1425378261.jpg)
Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»
Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и у...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/20/picture-1209145-1579536453.jpg)
Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр
Статья посвещена вопросу ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах дея...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/25/picture-83760-1537884546.jpg)
Программа дополнительного образования « Ступени развития» (по развитию логического мышления детей посредством дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Умка»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/07/picture-703252-1615139020.jpg)
План по самообразованию "Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр".
Перспективный план работы на 2020-2021 по данной теме....
Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр
Развитие логического мышлления...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/14/picture-1106562-1552548288.jpg)
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР (Опыт работы воспитателя детского сада)
Опыт работы воспитателя по развитию логического мышления у дошкольников посредством дидактических игр....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/03/picture-343140-1399127419.jpg)
Курсовая работа "Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр"
Курсовая работа "Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр"...