План самообразования педагога «Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр».
методическая разработка по математике (старшая группа)

Пендюхова Наталья Львовна

 Мы живем в 21 веке – это век информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. Внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития логического мышления активизируется на поиске новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей.

Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность.

Дошкольники с развитым мышлением быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе, умеют рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков, конструкций. Интеллектуальный труд очень нелегок, и учитывая возрастные особенности, мы должны помнить, что основной метод развития - проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tablitsa_dlya_zapolneniya_samoobrazovanie_2020-21_uch.g.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 67 "Крепыш"

План самообразования педагога

Тема:
«Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр».

Разработала:

Воспитатель МБДОУ № 67 «Крепыш»
Пендюхова Наталья Львовна

2020-2021 уч. год

г. Нижний Новгород

Актуальность выбранной темы

 Мы живем в 21 веке – это век информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. Внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития логического мышления активизируется на поиске новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей.

Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность.

Дошкольники с развитым мышлением быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе, умеют рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков, конструкций. Интеллектуальный труд очень нелегок, и учитывая возрастные особенности, мы должны помнить, что основной метод развития - проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра.

Актуальность данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. В. А.Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Для дошкольников игра имеет огромное значение: игра - это учеба, игра - это труд, игра - это серьезная форма воспитания, а также способ познания окружающего их мира.

Для чего необходимо развивать у дошкольника логическое мышление? Логические приемы - сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности.

Практика работы с детьми старшего дошкольного возраста выявила, что дети часто не могут вычленить признаки обобщения, называя само обобщающее понятие, познавательная активность зачастую снижена, а это тормозит развитие творческой личности. Поэтому меня заинтересовала проблема повышения познавательной активности дошкольников и тесно связанная с ней проблема развития логического мышления старших дошкольников.

На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является идея о том, что системное развитие форм и операций логического мышления на доступном детям материале в игровой форме, а конкретно посредством использования в образовательном процессе занимательных дидактических игр способствует развитию познавательной активности детей, творческого и логического мышления, самостоятельности и системности мышления. У дошкольников увлекательные дидактические игры создают интерес к решению умственных задач: преодоление трудностей, успешный результат умственного усилия приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным средством развития мышления дошкольников.

Учитывая всё выше сказанное, я считаю, что тема работы по самообразованию «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» является актуальной.

Цель: формирование и развитие основных способов мыслительной деятельности.

 

Задачи:

1.Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.
2.Создать предметно-развивающую среду, позволяющую развивать логическое мышление дошкольников.
3.Способствовать развитию умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
4.Всесторонне развивать психические процессы: мышление, восприятие, память, внимание, воображение, речь.
5.Развивать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.
6.Обучать детей устанавливать причинно-следственные связи,

 закономерности, на их основе классифицировать, группировать и т.д.

7.Подводить к умению задавать вопросы, рассуждать, доказывать свой ответ.
8.Воспитывать у детей коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.
9.Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практическая работа

Изучение методической литературы

Сентябрь - ноябрь

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 11.10.2013г №1155.

2.Тихомирова Л.Ф. Логика. 5-7 лет.-Ярославль: Академия, 2000.
3.Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников»/-СПб., 2013.-121с.
4.Тихомирова Л.Ф. Развивающие игры, задания, упражнения. Москва. 2003г.
5А.Белошистая. «Занятия по математике: развиваем логическое мышление».//---Дошклольное воспитание.-2004.-№9.
6.Е.О.Алексеева «Использование дидактических игр в процессе усвоения пространственных отношений» /-М., 2012.-260с.
7.В.В. Левитес «Развитие логического и алгоритмического мышления дошкольника».//Начальная школа плюс до и после-2006.№9-с. 15-23.
8.Е.А.Алябьева «Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет: стихи, игры, упражнения, диагностика». Москва. Сфера, 2007г.
9.Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста»., Москва: Просвещение, 2010г.
10.Антюхина А.В. «Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте». Москва, 2012г.
11.Заводнова Н.В. «Развитие логики и речи у детей».-Ростов-на-Дону, Феникс, 2005г.

Работа с детьми

Сентябрь

-Проведение краткого первичного мониторинга;

-Преобразование предметно-развивающей среды: подготовка дидактических игр и наглядно-иллюстративного материала.

-Выявить уровень развития мыслительных операций у детей (диагностический комплекс).
Картотека дидактических игр для старшего дошкольного возраста; конспекты мероприятий.

Октябрь

-Игры на освоение признаков предметов.
-Пальчиковые игры.
-Словесно-логические игры и упражнения.

-Д/И: «Кто лишний», «Чего не хватает у предмета?», «Найди ошибку».
-«Цветок», «Апельсин», «Осенний букет».
-«Найди нужное слово»,

«Лишнее слово», «Кто самый, самый».

Ноябрь

-Игры на развитие избирательности зрительного восприятия.
-Игры на умение находить признаки сходства и различия между двумя предметами.
-Игры на развитие мелкой моторики руки.
-Моделирование загадок.

-Д/и «Отрицание», «Подбери по контуру».
-Д/и Похож-не похож».

-игры со счётными палочками(карточки-схемы).
- Альбом математических загадок.

Декабрь

-Игры на развитие умения осуществлять зрительно-мыслительный анализ.
-Развитие комбинаторных способностей.
-Развитие речи, памяти, внимания, мелкой моторики.

-Пальчик.игры: «Семья», У оленя дом большой»;
-Д/и «Скажи наоборот», «Продолжи ряд».
-Рисуем по клеточкам(графический диктант)
-Игра «Колумбово яйцо».

Январь

-Игры на развитие мелкой моторики руки;
Развитие умения ориентироваться в пространстве.
-Развитие речи, мышления.

-Пальчиковые игры со шнуровкой,
-Игры-головоломки: «Что изменилось?».
-«Чудесный мешочек».
-«Закончи предложение», «Дополни ряд».

Февраль

-Игры на развитие умения устанавливать зависимость между количеством и числом.
-на развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков.
-развитие умения классифицировать предметы.

-Упражнения с массажными шариками.(карточки-схемы).
-Задания по блокам Дьенеша и палочкам Кюизенера;
-Д/и «Логическое домино».
-Графический диктант.(карточки-схемы).

Март

-Игры на формирование представлений о случайных и достоверных событиях.
-развитие умения сравнивать.
-ориентировка в пространстве.
-развитие мелкой моторики.

-игры с блоками Дьенеша: «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Где спрятался Джерри?».
-рисуем по клеточкам(графический диктант).

Апрель

-освоение приёмов арифметических действий в пределах 10-ка.
-ориентировка в пространстве.
-развивать графические навыки.
-развивать мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные прцессы.
-игры на воссоздание силуэтов и моделирование на плоскости.

-Блоки Дьенеша «Найди все дороги».
-задачи-шутки,»Выложи по памяти», «Игра-головоломка», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Сложи узор», «Пифагор».
-графические диктанты.
-ребусы и кроссворды(альбом).
-«Танграм», «Листик».

Май

-развивать смекалку, комбинаторные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических задач.

-лепбук «Логика для детей»
-математическая викторина «Играем в математику».

Сентябрь - май

Проведение мониторинга(сделать сравнительный анализ уровня развития мыслительных операций у детей с сентября по май).

Диагностический материал.

Работа с родителями

Сентябрь

Консультация для родителей «Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте».

Информация для родительского уголка.

Октябрь

Оформление папки-передвижки «Развивающие игры».

Информация для родительского уголка.(папка-передвижка ).

Ноябрь

Выставка методической литературы по развитию логического мышления дошкольников.

Выставка метод. Литературы(для родителей).

Февраль

Консультация + дидакт.пособия (наглядный материал) «Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников».

Информация для родит.уголка и выставка дидактич.игр на данную тему.(сделанные педагогом).

Март

Работа по дополнительному оснащению развивающей среды в группе на данную тему.

Акция «Страна –познавайка».(авторские игры, сделанные родителями).

Апрель

Семинар для родителей «Дидактические игры как способ развития мышления».

Доклад и мастер-класс «Развитие логич.мышления через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».

Май

Показ открытого мероприятия.(по развитию умственных и речевых способностей с помощью словесных игр).

НОД: «Ассоциации».

Самореализация

Март

Демонстрация дидактических игр и пособий на развитие логического мышления  у дошкольн.посредством дидактических игр.

Выставка дид.игр, выполненных педагогом и родителями воспитанников.

Апрель

Показ открытого мероприятия.

Математ.развлечение «Путешествие в страну чудес».

Май

Отчёт по теме самообразования (презентация).

Выступление на педсовете.

Задачи на следующий год:
1.Продолжить работу по теме:: «Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр».(согласно возрастной группе);
2.Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3.Изучить новинки методической литературы;
4.В работу с родителями планирую включать анкеты, беседы, мастер-классы, выставки дидакт.игр по данной теме, сделанные своими руками; организация совместных интеллектуальных развлечений;
5.Продолжать способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность;
6.Создать картотеку дидактич.игр (для родителей);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»

Родительское собрание  «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и у...

Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр

Статья посвещена вопросу  ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах дея...

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР (Опыт работы воспитателя детского сада)

Опыт работы воспитателя по развитию логического мышления у  дошкольников посредством дидактических игр....

Курсовая работа "Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр"

Курсовая работа "Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр"...