План самообразования педагога «Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр».
методическая разработка по математике (старшая группа)
Мы живем в 21 веке – это век информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. Внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития логического мышления активизируется на поиске новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей.
Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность.
Дошкольники с развитым мышлением быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе, умеют рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков, конструкций. Интеллектуальный труд очень нелегок, и учитывая возрастные особенности, мы должны помнить, что основной метод развития - проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablitsa_dlya_zapolneniya_samoobrazovanie_2020-21_uch.g.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 67 "Крепыш"
План самообразования педагога
Тема:
«Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр».
Разработала:
Воспитатель МБДОУ № 67 «Крепыш»
Пендюхова Наталья Львовна
2020-2021 уч. год
г. Нижний Новгород
Актуальность выбранной темы
Мы живем в 21 веке – это век информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. Внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития логического мышления активизируется на поиске новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей.
Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность.
Дошкольники с развитым мышлением быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе, умеют рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков, конструкций. Интеллектуальный труд очень нелегок, и учитывая возрастные особенности, мы должны помнить, что основной метод развития - проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра.
Актуальность данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. В. А.Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Для дошкольников игра имеет огромное значение: игра - это учеба, игра - это труд, игра - это серьезная форма воспитания, а также способ познания окружающего их мира.
Для чего необходимо развивать у дошкольника логическое мышление? Логические приемы - сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности.
Практика работы с детьми старшего дошкольного возраста выявила, что дети часто не могут вычленить признаки обобщения, называя само обобщающее понятие, познавательная активность зачастую снижена, а это тормозит развитие творческой личности. Поэтому меня заинтересовала проблема повышения познавательной активности дошкольников и тесно связанная с ней проблема развития логического мышления старших дошкольников.
На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является идея о том, что системное развитие форм и операций логического мышления на доступном детям материале в игровой форме, а конкретно посредством использования в образовательном процессе занимательных дидактических игр способствует развитию познавательной активности детей, творческого и логического мышления, самостоятельности и системности мышления. У дошкольников увлекательные дидактические игры создают интерес к решению умственных задач: преодоление трудностей, успешный результат умственного усилия приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным средством развития мышления дошкольников.
Учитывая всё выше сказанное, я считаю, что тема работы по самообразованию «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» является актуальной.
Цель: формирование и развитие основных способов мыслительной деятельности.
Задачи:
1.Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.
2.Создать предметно-развивающую среду, позволяющую развивать логическое мышление дошкольников.
3.Способствовать развитию умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
4.Всесторонне развивать психические процессы: мышление, восприятие, память, внимание, воображение, речь.
5.Развивать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.
6.Обучать детей устанавливать причинно-следственные связи,
закономерности, на их основе классифицировать, группировать и т.д.
7.Подводить к умению задавать вопросы, рассуждать, доказывать свой ответ.
8.Воспитывать у детей коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.
9.Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практическая работа |
Изучение методической литературы | Сентябрь - ноябрь | 1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 11.10.2013г №1155. | |
Работа с детьми | Сентябрь | -Проведение краткого первичного мониторинга; -Преобразование предметно-развивающей среды: подготовка дидактических игр и наглядно-иллюстративного материала. | -Выявить уровень развития мыслительных операций у детей (диагностический комплекс). |
Октябрь | -Игры на освоение признаков предметов. | -Д/И: «Кто лишний», «Чего не хватает у предмета?», «Найди ошибку». «Лишнее слово», «Кто самый, самый». | |
Ноябрь | -Игры на развитие избирательности зрительного восприятия. | -Д/и «Отрицание», «Подбери по контуру». | |
Декабрь | -Игры на развитие умения осуществлять зрительно-мыслительный анализ. | -Пальчик.игры: «Семья», У оленя дом большой»; | |
Январь | -Игры на развитие мелкой моторики руки; | -Пальчиковые игры со шнуровкой, | |
Февраль | -Игры на развитие умения устанавливать зависимость между количеством и числом. | -Упражнения с массажными шариками.(карточки-схемы). | |
Март | -Игры на формирование представлений о случайных и достоверных событиях. | -игры с блоками Дьенеша: «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Где спрятался Джерри?». | |
Апрель | -освоение приёмов арифметических действий в пределах 10-ка. | -Блоки Дьенеша «Найди все дороги». | |
Май | -развивать смекалку, комбинаторные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических задач. | -лепбук «Логика для детей» | |
Сентябрь - май | Проведение мониторинга(сделать сравнительный анализ уровня развития мыслительных операций у детей с сентября по май). | Диагностический материал. | |
Работа с родителями | Сентябрь | Консультация для родителей «Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте». | Информация для родительского уголка. |
Октябрь | Оформление папки-передвижки «Развивающие игры». | Информация для родительского уголка.(папка-передвижка ). | |
Ноябрь | Выставка методической литературы по развитию логического мышления дошкольников. | Выставка метод. Литературы(для родителей). | |
Февраль | Консультация + дидакт.пособия (наглядный материал) «Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников». | Информация для родит.уголка и выставка дидактич.игр на данную тему.(сделанные педагогом). | |
Март | Работа по дополнительному оснащению развивающей среды в группе на данную тему. | Акция «Страна –познавайка».(авторские игры, сделанные родителями). | |
Апрель | Семинар для родителей «Дидактические игры как способ развития мышления». | Доклад и мастер-класс «Развитие логич.мышления через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша». | |
Май | Показ открытого мероприятия.(по развитию умственных и речевых способностей с помощью словесных игр). | НОД: «Ассоциации». | |
Самореализация | Март | Демонстрация дидактических игр и пособий на развитие логического мышления у дошкольн.посредством дидактических игр. | Выставка дид.игр, выполненных педагогом и родителями воспитанников. |
Апрель | Показ открытого мероприятия. | Математ.развлечение «Путешествие в страну чудес». | |
Май | Отчёт по теме самообразования (презентация). | Выступление на педсовете. |
Задачи на следующий год:
1.Продолжить работу по теме:: «Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр».(согласно возрастной группе);
2.Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3.Изучить новинки методической литературы;
4.В работу с родителями планирую включать анкеты, беседы, мастер-классы, выставки дидакт.игр по данной теме, сделанные своими руками; организация совместных интеллектуальных развлечений;
5.Продолжать способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность;
6.Создать картотеку дидактич.игр (для родителей);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»
Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и у...
Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр
Статья посвещена вопросу ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах дея...
Программа дополнительного образования « Ступени развития» (по развитию логического мышления детей посредством дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Умка»...
План по самообразованию "Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр".
Перспективный план работы на 2020-2021 по данной теме....
Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр
Развитие логического мышлления...
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР (Опыт работы воспитателя детского сада)
Опыт работы воспитателя по развитию логического мышления у дошкольников посредством дидактических игр....
Курсовая работа "Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр"
Курсовая работа "Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр"...