| Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Развитие познавательных интересов детей средствами познавательно-исследовательской деятельности. |
| Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики | Низкий уровень развития познавательной инициативы детей дошкольного возраста; Недостаточный уровень развития творческих способностей (способности к преобразованию) у детей; Ребёнок не умеет видеть и выделять проблему, не умеет делать выводы; Недостаточная насыщенность развивающей предметно-пространственной среды оборудованием, обеспечивающим познавательно-исследовательскую активность воспитанников; Низкий уровень компетентности родителей в этом вопросе. |
| Цель, преследуемая автором в процессе создания ИПО, задачи | Цель: Способствовать развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательных способностей детей; Разработать модель педагогического процесса по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Активизировать познавательную инициативу детей посредством использования проектной технологии и технологии исследовательской деятельности. Создать развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивающую познавательно-исследовательскую активность воспитанников. Разработать программу кружка, направленную на развитие творческих способностей детей через экспериментирование, на умение видеть проблему и делать выводы. Составить план взаимодействия с семьей по повышению уровня компетентности родителей в вопросе развития познавательных способностей у детей. |
| Концепция изменений | Концепция изменений связана с использованием исследовательской деятельности как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста. В основу концепции положены теоретические основы «детского экспериментирования, как ведущей роли детской деятельности, в период дошкольного развития» в работах многих отечественных педагогов Н.Н. Подьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько; методическое пособие по развитию творческих способностей Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»; пособие по экологическому образованию дошкольников Н.А.Рыжова «Наш дом – природа»; «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В.Дыбина; «Экспериментальная деятельность» Г.П.Тугушева. |
| Сущность ИПО | Проведён анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательных способностей детей. Разработана модель педагогического процесса по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса; картотека дидактических игр, опытов, заданий, использование современных образовательных технологий); Создана развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающую познавательно- исследовательскую активность воспитанников. Разработана программа кружка «Почемучка», способствующая развитию творческих способностей детей через экспериментирование. Программа содержит следующие разделы: воздух, вода, электричество, магнит, космос, весна, рукотворный мир. Составлен план взаимодействия с семьей по направлениям информирования, консультирования, просвещения родителей в вопросах связанных с развитием познавательных способностей у детей. |
| Описание инновационной деятельности автора, трудоемкость, ограничения, риски | Инновационная деятельность связана с использованием следующих форм: совместная деятельность, самостоятельная деятельность; методов: игровых, диалогических, методов обучения. Работа с детьми начинается с организационного момента (знакомство детей с техникой безопасности, оборудованием); выбор темы (выбирается что-то особенно привлекательное, чтобы заинтересовать детей, привлечь к исследовательской деятельности); составление плана-схемы исследования (самостоятельный выбор детьми материалов, оборудования, методов исследования). В ходе коллективного обсуждения дети называют основные методы: «Прочитать в книге», «Понаблюдать» и др., предлагают карточки с изображением методов – плана будущего исследования. Используют для этого магнитную доску с карточками. Затем дети проводят непосредственно опыт или эксперимент в соответствии с собственным планом. Данные фиксируются (зарисовываются в виде пиктографического письма) в папке «юного исследователя», анализируются и обобщаются. Подводится итог проделанной работы. |
| Условия реализации изменений | Личная заинтересованность педагога, осознание необходимости работы над темой. Изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательных способностей детей. Использование методического и педагогического опыта современных авторов по данной проблеме. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка. Использование индивидуальной и групповой формы организации детской деятельности. Сотрудничество с родителями и социальными партнерами. |
| Результат, полученный автором в ходе реализации ИПО |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | 2020год | 2021 год | в | с | н | в | с | н | 30% | 65% | 5% | 40% | 60% | 0% |
Повысился уровень развития познавательно-исследовательской активности воспитанников, познавательной инициативы и творческих способностей; активизировалась познавательная деятельность; ребёнок умеет видеть и выделять проблему, умеет делать выводы. Совместное с родителями было оформлено несколько проектов: «Весна-Красна», «Познай себя», Проведены интеллектуальные конкурсы с детьми: КВН, «Почемучки», а также совместно с родителями игра «О чем говорят дети». Родители с большим интересом организуют фотосессии, участвуют в конкурсах и выставках. |
| Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | Методы распространения: - Выступление на педагогическом совете, с сопровождением демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.); - Коллективный просмотр открытого занятия; - Представление материалов в методическом кабинете (конспекты, цикла занятий по теме, перспективные планы работы по теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы); |
| Ф.И.О. составителя карты | Бугаева Елена Александровна, воспитатель МБДОУ детский сад №1 г. Велижа |
| Дата составления информационной карты (число, месяц, год) | 23.04.2021г |