Информационная карта инновационного опыта
материал (подготовительная группа) на тему
Информационная карта инновационного опыта
| ||||
I. Общие сведения. | ||||
Ф.И.О. автора опыта. | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом. | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала. | Стаж работы в должности. | |
Баулина С. Н. | Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида»; 431600 Республика Мордовия, Ромодановский район, п. Ромоданово, ул. Миронова д. 6 | Воспитатель ДОУ | 30лет | |
| ||||
II. Сущностные характеристики опыта. | ||||
1.Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | «Создание условий для творческих способностей детей посредством использования современных, инновационных технологий» | |||
2.Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, и др) | Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста – одно из требований, предъявляемых к организации педагогического процесса в ДОУ. Поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должны измениться технологии работы педагогов. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Способность к необычному комбинированию элементов действительности, создание не имеющих в реальности аналогов, определяют главные черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций | |||
3. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно–информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса | Использование информационно-коммуникационных технологий в виде компьютерных презентаций — эффективный метод представления и изучения материала. При представлении материала в графиках, картинках, таблицах, виртуальных моделях включаются механизмы не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти, что очень важно для развития художественно-эстетических качеств. Внедрение образовательных педагогических технологий средствами нетрадиционных техник рисования влияют на развитие творческих способностей детей. Технология создания предметно-развивающей среды — воспитание позитивного отношения к применению и освоению нововведений, направленных на расширение кругозора дошкольников; повышение познавательной мотивации, самостоятельной деятельности, формирование потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок; | |||
4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Нетрадиционный подход к выполнению изображения даёт толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребёнка, учит нестандартно мыслить. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, нужно использовать нетрадиционные методы рисования: пальчиковую живопись, кляксографию, монотипию, метод печати, аквагрим и т.д. Разнообразие материала ставит новые задачи и заставляет всё время что-нибудь придумывать. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок лучше начинает понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием | |||
5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | Разработка диагностического материала, «Методических рекомендаций» по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста». создание презентаций к занятиям, разработана тематика проектно-исследовательских работ, творческих заданий, направленных на развитие творческих способностей детей . Создана предметно - пространственной среды на основе различных видов искусства, предметного окружения | |||
6. Результат изменений. | Приобретение опыта творческого воплощения замыслов, опыта партнерских отношений, личной индивидуальности, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности. Развитие чувства композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувства фактурности и объёмности. Развитие творчества, фантазии, инициативности. Формирование эмоционального положительного отношения к процессу рисования, познавательного интереса к окружающей действительности.
Участие в Республиканском конкурсе детского творчества по пожарной безопасности -2013г. , конкурс от торгового дома Покрофф «Мой дом» - 2015г., интернет-конкурс детского рисунка к 70- летию Победы в Великой Отечественной войне- 2015г. Участие во всероссийском конкурсе детского творчества «Полицейский дядя Степа»; Участие в районном конкурсе «Новогодняя игрушка» -2015год. | |||
7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте. | Статья в газету Ромодановского муниципального района Республики Мордовия «Победа»: «Готовим детей к школе дома»-2012г Интернет - публикации: «Народное декоративно – прикладное искусство Мордовии» - 2013г; Нетрадиционный игровой сеанс с использованием аквагрима «Необыкновенное путешествие» - 2016г; Непосредственно-образовательная деятельность «Наши руки не знают скуки» - 2015г | |||
III. Описание инновационного опыта воспитателя.
Дошкольное воспитание 20 века, по существу, сводилось лишь к подготовке детей к школе, к оснащению их суммой конкретных знаний, умений, навыков, но при этом недостаточно учитывалась специфика развития детей дошкольного возраста, самоценность этого периода жизни ребёнка. «Концепция дошкольного воспитания» (1989) наметила новые подходы к дошкольному воспитанию, основанные на принципах гумманизации деидеологизации дошкольного образования, приоритета воспитания общечеловеческих ценностей (добра, красоты, самоценности дошкольного детства). Гуманизация образования как одна из проблем современной науки предполагает сосредоточения внимания на становлении творческой индивидуальности каждого ребёнка. Для развития воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности), творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике дошкольного художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна детям дошкольного возраста. Поэтому рассматриваемые техники, вводятся в практику дошкольного художественного образования с целью актуализации и развития их творческих возможностей как сущностной характеристики педагогической деятельности. Педагогическая практика показывает, что большие возможности для формирования творческих и изобразительных способностей предоставляют занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. При этом анализ педагогического опыта показывает, что не все педагоги осознают значимость проблемы развития творческой личности дошкольника, не владеют приёмами использования нетрадиционных техник рисования и поэтому не могут научить детей этим техникам. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию и недостаточной теоретической и методической разработкой проблемы использования нетрадиционных техник рисования.
| ||||
IV. Экспертное заключение | |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений. | Со своим опытом работы педагог выступала на районном семинаре «Место и роль игровой деятельности в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО» 2016г. Провела нетрадиционный игровой сеанс с использованием аквагрима «Необыкновенное путешествие». Опыт по теме «Создание условий для творческих способностей детей посредством использования современных, инновационных технологий» может быть использован педагогами детских садов на муниципальном и республиканском уровне. |
Ф.И.О. Эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Наумова Н. Р. МКУ «Центр информационно- методического обеспечения муниципальных бюджетных образовательных учреждений Ромодановского муниципального района» Тел: 7-83438-29082 |
V.Информационные характеристики опыта. | ||||
Характеристики инновационного опыта | Образование | Дополнительное образование | ||
1 Ценности и ценностные ориентации | Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения. Формировать умение называть основные цвета; развивать и совершенствовать все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт. Воспитание в каждом ребенке личности: неординарной, самостоятельной, творческой, способной к саморазвитию и самореализации собственного потенциала. |
| ||
2. Цели и задачи. | Формировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности, креативное мышление. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования |
| ||
3.Содержание образования. | - Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки» - 4-е изд., перераб. И доп. /Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.; -Примерного регионального модуля программа дошкольного образования «Мы в Мордовии живём», авторы: О.В. Бурляева и др. – Саранск 2011г.; Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет» - М-С 2011 г. КомароваТ.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - П., 1981 г. УтробинаК.К.,УтробинГ.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет» ЛыковаИ.А.»Изобразительная деятельность в детском саду» Издательский дом «Карапуз» Москва 2008 г. |
| ||
4.Технологии, в том числе ИКТ. | ИКТ, диагностика, здоровьесберегающие технологии, образовательные педагогические технологии с использованием нетрадиционных техник рисования |
| ||
5.Средства. | Художественная литература, учебно-методические пособия, электронные издания, Интернет, презентация. |
| ||
6. Методы. | Педагогическое наблюдение, проблемно-поисковая ситуация, художественное творчество, перспектива. |
| ||
7. Организационные формы. | Интегрированные занятия, экскурсии, развлечения, праздники, досуги, конкурсы |
| ||
| 8.Образовательная среда. | Развивающая предметно- пространственная среда. |
| |
| 9. Информационно- методическая среда. | Обобщение опыта работы, мониторинг работы. |
| |
| 10. Информационные ресурсы. | Интернет, цифровые, образовательные ресурсы. |
| |
| 11.Организационные ресурсы. | Занятия, развлечения, мастер-классы, |
| |
| 12. Мотивационные ресурсы. | Мотивация эмоционального поощрения, создание ситуации успеха, познавательные, волевые, социальные, изобразительные. |
| |
| 13.Научно – методические ресурсы | Научно-методические материалы по вопросам теории и практики развития творческих способностей воспитанников. |
| |
| 14.Материально – технические ресурсы | ТСО |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_karta_innovatsionnogo_opyta.docx | 53.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта инновационного опыта | ||||
I. Общие сведения. | ||||
Ф.И.О. автора опыта. | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом. | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала. | Стаж работы в должности. | |
Баулина С. Н. | Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида»; 431600 Республика Мордовия, Ромодановский район, п. Ромоданово, ул. Миронова д. 6 | Воспитатель ДОУ | 30лет | |
II. Сущностные характеристики опыта. | ||||
1.Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | «Создание условий для творческих способностей детей посредством использования современных, инновационных технологий» | |||
2.Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, и др) | Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста – одно из требований, предъявляемых к организации педагогического процесса в ДОУ. Поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должны измениться технологии работы педагогов. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Способность к необычному комбинированию элементов действительности, создание не имеющих в реальности аналогов, определяют главные черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций | |||
3. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно–информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса | Использование информационно-коммуникационных технологий в виде компьютерных презентаций — эффективный метод представления и изучения материала. При представлении материала в графиках, картинках, таблицах, виртуальных моделях включаются механизмы не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти, что очень важно для развития художественно-эстетических качеств. Внедрение образовательных педагогических технологий средствами нетрадиционных техник рисования влияют на развитие творческих способностей детей. Технология создания предметно-развивающей среды — воспитание позитивного отношения к применению и освоению нововведений, направленных на расширение кругозора дошкольников; повышение познавательной мотивации, самостоятельной деятельности, формирование потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок; | |||
4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Нетрадиционный подход к выполнению изображения даёт толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребёнка, учит нестандартно мыслить. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, нужно использовать нетрадиционные методы рисования: пальчиковую живопись, кляксографию, монотипию, метод печати, аквагрим и т.д. Разнообразие материала ставит новые задачи и заставляет всё время что-нибудь придумывать. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок лучше начинает понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием | |||
5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | Разработка диагностического материала, «Методических рекомендаций» по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста». создание презентаций к занятиям, разработана тематика проектно-исследовательских работ, творческих заданий, направленных на развитие творческих способностей детей . Создана предметно - пространственной среды на основе различных видов искусства, предметного окружения | |||
6. Результат изменений. | Приобретение опыта творческого воплощения замыслов, опыта партнерских отношений, личной индивидуальности, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности. Развитие чувства композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувства фактурности и объёмности. Развитие творчества, фантазии, инициативности. Формирование эмоционального положительного отношения к процессу рисования, познавательного интереса к окружающей действительности. Участие в Республиканском конкурсе детского творчества по пожарной безопасности -2013г. , конкурс от торгового дома Покрофф «Мой дом» - 2015г., интернет-конкурс детского рисунка к 70- летию Победы в Великой Отечественной войне- 2015г. Участие во всероссийском конкурсе детского творчества «Полицейский дядя Степа»; Участие в районном конкурсе «Новогодняя игрушка» -2015год. | |||
7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте. | Статья в газету Ромодановского муниципального района Республики Мордовия «Победа»: «Готовим детей к школе дома»-2012г Интернет - публикации: «Народное декоративно – прикладное искусство Мордовии» - 2013г; Нетрадиционный игровой сеанс с использованием аквагрима «Необыкновенное путешествие» - 2016г; Непосредственно-образовательная деятельность «Наши руки не знают скуки» - 2015г | |||
III. Описание инновационного опыта воспитателя. Дошкольное воспитание 20 века, по существу, сводилось лишь к подготовке детей к школе, к оснащению их суммой конкретных знаний, умений, навыков, но при этом недостаточно учитывалась специфика развития детей дошкольного возраста, самоценность этого периода жизни ребёнка. «Концепция дошкольного воспитания» (1989) наметила новые подходы к дошкольному воспитанию, основанные на принципах гумманизации деидеологизации дошкольного образования, приоритета воспитания общечеловеческих ценностей (добра, красоты, самоценности дошкольного детства). Гуманизация образования как одна из проблем современной науки предполагает сосредоточения внимания на становлении творческой индивидуальности каждого ребёнка. Для развития воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности), творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике дошкольного художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна детям дошкольного возраста. Поэтому рассматриваемые техники, вводятся в практику дошкольного художественного образования с целью актуализации и развития их творческих возможностей как сущностной характеристики педагогической деятельности. Педагогическая практика показывает, что большие возможности для формирования творческих и изобразительных способностей предоставляют занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. При этом анализ педагогического опыта показывает, что не все педагоги осознают значимость проблемы развития творческой личности дошкольника, не владеют приёмами использования нетрадиционных техник рисования и поэтому не могут научить детей этим техникам. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию и недостаточной теоретической и методической разработкой проблемы использования нетрадиционных техник рисования. |
IV. Экспертное заключение | |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений. | Со своим опытом работы педагог выступала на районном семинаре «Место и роль игровой деятельности в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО» 2016г. Провела нетрадиционный игровой сеанс с использованием аквагрима «Необыкновенное путешествие». Опыт по теме «Создание условий для творческих способностей детей посредством использования современных, инновационных технологий» может быть использован педагогами детских садов на муниципальном и республиканском уровне. |
Ф.И.О. Эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Наумова Н. Р. МКУ «Центр информационно- методического обеспечения муниципальных бюджетных образовательных учреждений Ромодановского муниципального района» Тел: 7-83438-29082 |
V.Информационные характеристики опыта. | ||||
Характеристики инновационного опыта | Образование | Дополнительное образование | ||
1 Ценности и ценностные ориентации | Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения. Формировать умение называть основные цвета; развивать и совершенствовать все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт. Воспитание в каждом ребенке личности: неординарной, самостоятельной, творческой, способной к саморазвитию и самореализации собственного потенциала. | |||
2. Цели и задачи. | Формировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности, креативное мышление. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования | |||
3.Содержание образования. | - Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки» - 4-е изд., перераб. И доп. /Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.; -Примерного регионального модуля программа дошкольного образования «Мы в Мордовии живём», авторы: О.В. Бурляева и др. – Саранск 2011г.; Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет» - М-С 2011 г. КомароваТ.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - П., 1981 г. УтробинаК.К.,УтробинГ.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет» ЛыковаИ.А.»Изобразительная деятельность в детском саду» Издательский дом «Карапуз» Москва 2008 г. | |||
4.Технологии, в том числе ИКТ. | ИКТ, диагностика, здоровьесберегающие технологии, образовательные педагогические технологии с использованием нетрадиционных техник рисования | |||
5.Средства. | Художественная литература, учебно-методические пособия, электронные издания, Интернет, презентация. | |||
6. Методы. | Педагогическое наблюдение, проблемно-поисковая ситуация, художественное творчество, перспектива. | |||
7. Организационные формы. | Интегрированные занятия, экскурсии, развлечения, праздники, досуги, конкурсы | |||
8.Образовательная среда. | Развивающая предметно- пространственная среда. | |||
9. Информационно- методическая среда. | Обобщение опыта работы, мониторинг работы. | |||
10. Информационные ресурсы. | Интернет, цифровые, образовательные ресурсы. | |||
11.Организационные ресурсы. | Занятия, развлечения, мастер-классы, | |||
12. Мотивационные ресурсы. | Мотивация эмоционального поощрения, создание ситуации успеха, познавательные, волевые, социальные, изобразительные. | |||
13.Научно – методические ресурсы | Научно-методические материалы по вопросам теории и практики развития творческих способностей воспитанников. | |||
14.Материально – технические ресурсы | ТСО |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная карта опыта работы"Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности дошкольников посредством применения методов ТРИЗ
информационная карта содержит идею, концепцию, условия, результат, цели и задачи и др....
Информационно-коммуникационные технологии на занятиях музыки в ДОУ. Из опыта работы
Главной задачей музыкального руководителя, является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. Наглядность играет важную роль в развитии наблю...
Информационная карта передового педагогического опыта
Информационная карта передового педагогического опыта (карточка ППО) для создания "банка передового педагогического опыта" (или картотеки) в образовательном учреждении....
Информационные и коммуникационные технологии в образовании (из опыта работы)
Материалы для методического объединения МБДОУ детский сад "Детство". Текст выступления и презентация....
Информационная карта передового педагогического опыта
Информационная карта послужит, возможно, кому-то методическим пособием для описания своего опыта....
Информационная карта передового педагогического опыта по экологическому воспитанию
Экологическое воспитание и образование детей-чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и ч...
Информационная карта инновационного педагогического опыта
Информационная карта инновационного педагогического опыта представляет собой описание системы работы и является инструментом структурирования педагогического опыта...