статья:Проектная деятельность в детском саду
статья
Проектная деятельность в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста
в детском саду
Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» — писал Песталоцци.
Ключевые слова: проектная деятельность, организация проектной деятельности детей дошкольного возраста, позиция воспитателя в проектной деятельности, продукт проектной деятельности, примерная тематика детских проектов.
Проектная деятельность — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность базируется, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой — на постоянно расширяющихся самостоятельных действиях ребенка (собственных пробах, поиске, выборе, манипулировании предметами и действиями, конструировании, фантазировании, наблюдении-изучении-исследовании).
В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.
Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения. Проектная деятельность стимулирует надситуативную активность, что означает стремление ребенка к углублению в проблему.
Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении отличает следующее:
- практическое применение детьми имеющихся знаний и умений;
- нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;
- интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.
Проектная деятельность включает в себя:
- задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
- целенаправленную детскую деятельность;
- формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;
- результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
Проектная деятельность дошкольников может быть познавательно-исследовательского, игрового и творческого характера.
По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от одной недели до нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет).
Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями. Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.
Метод проектов включает в себя несколько выделенных этапов, только при их соблюдении можно говорить о том, что в детском саду реализуется проектная деятельность:
- Погружение в проект.
- Организация деятельности.
- Осуществление деятельности.
- Презентация результатов.
Новая форма работы закономерно влечет за собой изменение в профессиональном взаимодействии взрослого и ребенка. Педагог:
- переходит от трансляции готовых знаний к инициированию поисковой активности воспитанников, совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы;
- помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.
Рассмотри более подробно этапы проектной деятельности и сущность выполняемых действий со стороны воспитателя и детей в ее условиях (см. табл.).
Сущность взаимодействия детей и воспитателя на каждом этапе проектной деятельности
Воспитатель | Дети |
Погружение в проект | |
Формулирует проблему проекта, сюжетную игровую ситуацию, цель и задачи. Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, «заражая» стремлением решить ее | Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности |
Организация деятельности | |
Создает условия для самостоятельной деятельности детей. Предлагает и организует (помогает): группы детей; распределение ролей, ответственности; планирование детской деятельности по решению задач проекта; предполагаемые формы презентации результатов, итогов работы | Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов |
Осуществление деятельности | |
При косвенном участии:
| Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя:
|
Презентация результатов | |
Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию | Демонстрируют:
|
Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит серьезно задуматься на предварительном этапе.
Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию.
Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно.
В отличие от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна и вариативна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязателен игровой контекст, учитывая возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности.
Представим примерную тематику детских проектов в разных возрастных группах детского сада (на примере образовательных областей «Здоровье» и «Безопасность»).
Младшая группа
Основные новообразования возраста: опыт освоения предметного мира и простейших манипуляций с предметами; развитие наглядно-действенного мышления; возникновение новых социальных мотивов — войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, действовать с ними как взрослые; образование системы «Я» и развитие потребности действовать самому.
Ведущий вид деятельности: предметная и предметно-манипулятивная.
Тематика краткосрочных и мини-проектов с детьми четвертого года жизни (совместно с родителями):
- Эти разные и полезные щетки (выставка щеток с последующим накоплением опыта манипуляций с ними).
- Мыло (создание коллекции мыла с последующим накоплением опыта его применения).
- Надо, надо умываться (создание алгоритма мытья рук для куклы Кати или девочки чумазой).
- Хлеб-соль (как с пользой для здоровья употреблять хлеб).
- Зонты и зонтики.
- Варежки, перчатки.
- Как одеться по погоде (создание коллекций сезонной одежды с пользой для здоровья).
- Такая разная обувь.
- Наши любимые игры (пальчиковые, подвижные, физкультминутки).
- Я катаюсь на качелях.
- Любимая еда в детском саду и дома.
- Фрукты.
- Овощи.
- Аккуратно, мебель!
Создание коллекций в рамках проектной деятельности в младшем дошкольном возрасте отвечает ведущей деятельности детей — предметной и предметно-манипулятивной. Создание коллекций — это возможность познания ребенком предмета, его сенсорной стороны, разнообразных свойств и качеств, знакомство с разнообразием предметного мира в рамках одной темы или одного предмета. Учитывая возраст детей и небольшой опыт деятельности и представлений об окружающем, следует говорить о детско-родительском коллекционировании. Такой подход в свою очередь позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье, поскольку совместная деятельность сближает родителей с ребенком.
Коллекционирование как продуктивная проектная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеет возможность обращаться к детской коллекции (выставке), решая разнообразные задачи воспитания и развития детей. Тематическая коллекция может стать опорой для педагога в организации познавательно-речевой и художественно-эстетической деятельности, в организации здоровьесбережения и социально-нравственном воспитании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья - "Проектная деятельность в детском саду"
Опыт работы нашего детского сада...
Проект — «Статья «Проектная деятельность в детском саду»
Психолого-педгогическая поддержка социализации и индивидуализации ребёнка в соответствии с требованиями ФГОС ДО заключается в условиях, созданных дошкольной образовательной организацией....
СТАТЬЯ Проектная деятельность в детском саду «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила» А Энштейн
Проектная деятельность в детском саду «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила» А Энштейн...
статья "Проектная деятельность в детском саду"
В статье рассказывается о проектной деятельности в детском саду...
Статья «Проектная деятельность в детском саду»
Статья «Проектная деятельность в детском саду»Лалезер Сулейманова В условиях внедрения «Федерального государственного стандарта» в образователь...
Статья: «Проектная деятельность в детском саду. Педагогическая технология.»
Проектная деятельность в детском саду. Педагогическая технология...
Статья "Проектная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС"
Статья для педагогов "Проектная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС"...