статья "Проектная деятельность в детском саду"
статья на тему
В статье рассказывается о проектной деятельности в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в детском саду
Детский сад – первая ступенька в общем систематизированном образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни.
Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.
Задача педагога в проектной деятельности – активизировать творческую активность ребенка и способствовать самостоятельности в выборе способа действия в различных ситуациях.
Целью проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) должен стать активный и любознательный, разносторонне развитый и творчески свободный ребенок.
Задачи проектной деятельности в детском саду
Проектная деятельность в ДОУ – это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовности к инновационным методам работы, желания расти и развиваться в профессионально-личностном плане. Хороший воспитатель, разрабатывая проект, будет определять задачи обучения в соответствии с существующими линиями развития ребенка.
Задачи обучения младших дошкольников:
пробудить интерес к будущему проекту;
приобщать ребят к процессу познания нового;
формировать различные представления;
побуждать детей к совместной исследовательской деятельности.
Развитие психических процессов:
- создание эмоциональной заинтересованности;
- познание новых предметов и действий с ними;
- развитие воображения и мышления;
- развитие речи.
Развитие умений и навыков исследования и экспериментирования:
- осмысление цели;
- овладение разными способами ее достижения;
- способность предполагать результат.
В процессе работы над проектами дети младшего дошкольного возраста осознают, как важно с детских лет заботиться о своем здоровье (игровой проект «Доктор Айболит»), развивают коммуникативные навыки (вернисаж «Мама, папа, я», генеалогический проект «Древо жизни»), обогащают свое представление об окружающем мире и способах ориентировки в нем (творческие проекты «Мой друг», «Мир насекомых»), развивают ценностно-эмоциональное отношение к произведениям искусства и художественным образам (проект «Мир живописи»).
Задачи обучения старших дошкольников:
- развивать поисковую и интеллектуальную инициативу;
- поощрять эксперименты и моделирование;
- формировать средства познавательной активности и обобщенные способы умственной деятельности;
- учить прогнозировать.
Формирование азов учебной деятельности:
- стимулировать к размышлениям и созданию собственной картины мира;
- развивать навыки коммуникативного взаимодействия.
Развитие умений и навыков исследования и экспериментирования:
- умение найти проблему;
- самостоятельно осуществить поиск решения;
- выбрать лучший способ решения и продуктивно его осуществить;
- уметь анализировать результаты.
В процессе работы над проектами дети старшего дошкольного возраста учатся самопознанию и умению верно оценить свою работу, учатся разным способам общения, развивают свою речь (индивидуальный проект «Моя любимая семья», проект «Сказки о дружбе»). Ребята учатся систематизировать накопленные знания, экспериментировать на практике и в уме, планировать свою деятельность поэтапно, логически мыслить (клуб книголюбов «Страна знаний», групповые проекты «Сказочный лес», «Занимательная математика», комплексный проект «Наши герои»). Дети приобщаются к искусству, овладевают различными видами художественного мастерства, учатся давать эстетическую оценку (ролевой игровой проект «Мир сказки», комплексный проект «Неделя книжки»).
Какие могут быть проекты в детском саду?
Проектная деятельность в детском саду классифицируется по доминирующему методу:
- поисково-исследовательские проекты (дети проводят опыты и научные исследования, определяют задачи и методы исследования, формулируют проблему и находят ее решение, а результат оформляют в виде альбома, газеты или выставки);
- информационные проекты (дети самостоятельно накапливают информацию и воплощают ее в жизнь, оформляя, например, уголок в группе);
- игровые проекты (дети решают поставленные задачи, вживаясь в образ сказочного героя);
- творческие проекты (они имеют свободную структуру и не ограничены жесткими рамками, они меняются в процессе воплощения, их итог – проведение тематического детского праздника или театрального представления, спортивной игры или экспедиции).
Проекты могут быть индивидуальные и парные, фронтальные и групповые, проводимые внутри группы или с другими группами детей, с семьей или общественными организациями. Проекты могут иметь целью получение сведений о явлениях природы или жизни в обществе, развитие творческих способностей или усвоение культурных норм. Проекты могут быть долгосрочными, среднесрочными или краткосрочными. Ребенок в проекте может быть просто участником-исполнителем, а может выступать заказчиком или экспертом.
Важным критерием в способе организации проектной деятельности является возраст ребенка:
- Исполнительно-подражательный проект (дети 3,5-5 лет) – взрослый координирует и направляет, а дети выполняют задания педагога либо подражают его действиям;
- Развивающий проект (дети 5-6 лет) – педагог предлагает проект, а задача ребенка понять проблему, уточнить цель и выбрать средства для достижения результата
- Творческий проект (дети 6-7 лет) – педагог создает условия для самостоятельного творчества, «подталкивает» маленьких исследователей к определению проблемы и способу ее решения.
Как выполняется проект в детском саду?
Каждый проект должен иметь четкую структуру и ясные цели, быть актуальным и социально значимым, только в этом случае проектная деятельность в ДОУ педагогов, детей и их родителей будет успешной.
Основы проектной деятельности базируются на важных принципах проектирования в детском саду:
- Принцип открытости – любой ребенок имеет право выбора и может согласиться на участие в проекте, а может и отказаться, если не уверен в себе или хочет занять позицию наблюдателя. На любом этапе выполнения проекта ребенок может принять решение о продолжении работы или ее завершении. Ребенок самостоятельно распоряжается результатом своей работы и принимает решение о предоставлении или не предоставлении результата окружающим.
- Принцип диалогичности – у ребенка всегда должна быть возможность общения и в процессе выполнения проекта, и в обсуждении его результатов.
- Принцип рефлексивности – ребенок должен осознать себя субъектом собственной деятельности и социальных отношений. Это помогает ему в самоопределении и объективной оценке своих возможностей.
Любой проект выполняется постепенно и можно выделить определенные этапы проектной деятельности:
- формулируется проблема, цели, задачи проекта и его конечный продукт. Детям нужно понять и принять проблему, вжиться в игровую ситуацию, осознать себя ее участниками, понять, что нужно сделать и как это сделать, чтобы получить результат;
- педагог помогает детям планировать деятельность, направленную на решение задачи. Детям необходимо объединиться и распределить роли;
- педагог контролирует осуществление проекта, направляет детей и в случае необходимости оказывает им практическую помощь;
- по результатам деятельности готовится презентация. Дети помогают в ее подготовке и защите, демонстрируют зрителям результат своей деятельности.
Проектная деятельность дошкольников является уникальным способом сотрудничества педагогов, детей и родителей. Организация проектной деятельности важна не только для подготовки малышей к школе, но и для полноценного развития ребенка, для его успешной адаптации к социальной жизни в обществе, для роста гармоничной, творческой и активной личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/15/picture-528060-1416038945.jpg)
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/12/picture-504100-1634053202.jpg)
Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные техники рисования в детском саду....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/30/picture-1063773-1538329836.jpg)
Мастер - класс для воспитателей детского сада "Организация театральной деятельности в детском саду"
Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/12/picture-1268228-1599919916.jpg)
Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»
Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»АктуальностьСегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/21/picture-1356874-1634839618.jpg)
Семинар-практикум для воспитателей детского сада "Использование возможностей конструирования в начальной образовательной деятельности в детском саду"
Семинар-практикум был организован в рамках проекта "Будущие инженеры". В начале занятия педагогам был предложен доклад по теме, а затем организовано практическое занятие, в ходе которо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/24/picture-1092973-1611511609.jpg)
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/15/picture-1463733-1678853085.jpg)
Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период
Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...