Консультация для родителей Речевое развитие ребенка в процессе общения со взрослым.
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Речевое развитие ребенка в процессе общения со взрослым.
Речь является важнейшей социальной функцией. Она зависит от речи взрослых, речевого окружения, речевой практики, а также воспитания и обучения, которые происходят с первых дней жизни ребенка. Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи.
Овладение речью у каждого ребёнка индивидуально. Оно происходит у всех детей по-разному, в разные сроки и с разной интенсивностью. В развитии речи существует два основных направления: пассивное владение словом и активное использование речи. В первую очередь развивается пассивная речь, а затем уже происходит развитие активной речи.
Процесс становления овладения речью как средством общения происходит у детей в течение первых семи лет жизни и проходит три основных этапа.
На первом этапе ребенок пока еще не понимает речи окружающих и не умеет говорить сам, но в это время формируются условия, которые обеспечивают овладение речью в будущем. Это этап называется довербальный период.
На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Здесь ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Этап возникновения речи.
Третий этап происходит все последующее время до семи лет. В это время ребенок овладевает речью, совершенствует её и разнообразно использует в общении с окружающими. На этом этапе происходит развитие речевого общения.
Механизмы формирования правильной речи достаточно сложны. Главную, решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком являются факторы коммуникативного характера-общение со взрослым.
Когда ребёнок произнесёт первое слово, наступает очень ответственный этап участия мамы и окружающих в развитии речи ребёнка.
Речь является важнейшей социальной функцией: ее формирование происходит под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, воспитания и обучения, нормального речевого окружения.
Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи. Для обмена информацией между ребенком и окружающими людьми используются сигналы или знаки: вначале невербальные, а затем основное значение постепенно приобретает речевая коммуникация. Именно это помогает развитию навыков общения со сверстниками, расширяет возможность совместной игры, что очень важно и несет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.
Обязательными предпосылками развития речи детей является образец для подражания. Например ребенок живший среди глухонемых, имея слух, останется немым, потому что он будет лишен возможности воспринимать образец речи для подражания. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые, речи которых они подражают.
Культуре речи человека всегда предоставляли много внимания. Потому как она свидетельствует об его эрудиции, этике, интеллекте, воспитании.
Советы родителям по формированию правильной речи
- Разговаривать с ребенком надо неторопливо, отчетливо произнося все слова, четко отделяя их друг от друга паузой.
- Следует отметить, что восприятие детьми речи взрослого нельзя рассматривать только как пассивный процесс, т. к. ребенок, слушая речь, должен понять содержание сказанного, молча осмыслить полученную речевую информацию.
- Разговаривать с детьми следует ласково, весело, вызывая ответные положительные эмоции.
- Стихотворение , потешки необходимо читать выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, отчетливо имитировать голоса животных, в случае если они встречаются в тексте.
- При равнодушном, монотонном разговоре, невыразительном чтении обычно радостных потешек, стихов, ребенок будет безразлично относиться ко всему прочему , о чем ему говорит родитель, у малыша не будет желания слушать, подражать взрослому, отвечать на вопросы.
- Исследования показали, что чтение книжек с картинками в свою очередь облегчает ребенку овладение речью. Преимущественно полезным чтение оказывается, если родители задают детям открытые вопросы, и подходящим образом реагируют на попытки ребенка ответить на все эти вопросы.
Использованная литература:
1.Статья «Речевой этикет воспитателя ДОУ» Салимгараева Г.
2.Создание в детском саду благоприятных условий для развития речи детей. О. И. Соловьева. "Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду". Издательство «Просвещение», М., 1966 г
3 Винарская Е. Н. «Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии».
4 Галигузова Л. Н. , Смирнова Е. О. «Ступени общения: от года до семи лет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»
Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»...
Консультация для родителей "Речевое развитие ребенка раннего возраста".
Естественное желание любой любящей мамы - чтобы малыш как можно раньше научился говорить, четко произностить звуки. Данная консультация раскрывает особенности формирования речи ребенка, на что необход...
Консультация для родителей: «Речевое развитие ребенка 6-7 лет»
Показатели речевого развития детей 6-7 лет: ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Речевое развитие ребенка"
Развитие речи ребенка в раннем и младшем дошкольном возрасте...
Консультация для родителей "Речевое развитие ребенка от двух до трех лет"
Консультация для родителей о речевом развитии детей от двух до трех лет...
Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»
Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает ...
Консультация для родителей "Речевое развитие ребенка в 6-7 лет: советы родителям дошкольника"
Консультация для родителей по речевому развитию ребенка в 6-7 лет....