Папка-передвижка Игры по обогащению активного словаря дошкольников.
материал (старшая группа)
Игры по обогащению активного словаря дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
papka_peredvizhka.pptx | 864.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С ловарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что обогащение и расширение словаря идёт одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью. Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам их не употребляет. Пассивный словарь гораздо больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.
Дидактическая игра «Образуй слова» Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени. Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч. Поет Поющая Щебечет Щебечущая Улетает Улетающая Кормит Кормящая Плывет Плывущая Кричит Кричащая Голодает Голодающая Дидактическая игра «Кто чем управляет» Цель : расширять и активизировать словарный запас. Материал : иллюстрации с изображением людей транспортных профессий, мяч. Дети рассматривают иллюстрации и называют профессии людей, работающих на транспорте. Чем управляет: машинист - … водитель - … мотоциклист - … шофер - … и т. д. .
Дидактическая игра «Волшебный паровозик» Цель :расширять и обогащать словарь. Закреплять навыки образования и правильного использования существительных с помощью суффикса ниц со значением вместилища. Материал: большая картинка с изображением паровозика, 9 средних карточек – вагончиков, 9 маленьких картинок (сахар, сухарь, хлеб, суп, конфеты, селедка, салат, салфетка, перец).На стол выкладываются маленькие предметные картинки с изображением продуктов и предлагает «сходить в магазин за продуктами». Дети по желанию выбирают любую картинку и составляют предложение. -Я купил хлеб. Я купил конфеты. Педагог напоминает, что для каждого продукта есть своя посуда: для хлеба – хлебница, для конфет – конфетница . И с помощью интонации выделяет часть слова ниц , подчеркивая, что с ее помощью образуется новое слово. Затем педагог предлагает покататься на «Волшебном паровозике», где в вагончиках едет волшебная частичка ниц . Надо купленные продукты положить в вагончики и отгадать, какое новое слово получится (сахарница, сухарница, хлебница, супница, конфетница , селедочница, салатница и т. д.
Игра «Найди ошибки» Цели : развивать слуховое внимание , обогащать словарный запас по теме . Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти ошибки в тексте Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки — начался листопад (капель). День становится всё короче (длиннее), а ночи длиннее (короче). Возвращаются зимующие (перелётные) птицы. Люди уже позаботились о грачах (скворцах) — сколотили скворечники. Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки (бабочки), пчёлы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы — колокольчики (подснежники). Игра «Нарисуй-ка » Цели: актуализировать словарный запас по теме, развивать связную речь, учить планированию рассказа — описания по картинке . Ход игры. Детям предлагается нарисовать летнюю картину. Воспитатель просит кого-либо из детей составить рассказ по своей картине.
"Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем). Кем или чем раньше был цыплёнок ( яйцом), лошадь (жеребёнком ), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.? "Назови как можно больше предметов« (активизация словаря, развитие внимания). Ребенок со взрослым становятся в ряд. Взрослый предлагает по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех. " Назови три слова" (активизация словаря) Ребенок становится перед взрослым. Ему задаются вопросы. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова- ответа, не замедляя темпа ходьбы. -Что можно купить? (платье, костюм, брюки) -Что можно варить? -Что можно читать? -- Что (кто) может скакать? И т. д.
"Всё наоборот " Цель: активизация словарного запаса. Ход игры. Ведущий кидает мяч ребенку , называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением: Длинный -. короткий, глубокий -. мелкий, мягкий -. твердый, легкий -. тяжелый, тонкий -. толстый, густой -. редкий, жидкий, сильный -. слабый. Говорить -. молчать, смешить -. довести до слез, разрешить -. запретить, падать -. вставать, смеяться -. плакать, зажечь -. потушить, помогать -. Мешать « Опиши, какая (какой, что делает ?» Цель: активизация словарного запаса . Ход игры: взрослый просит описать членов семьи, например мама – весёлая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая, красивая, стройная, умная, работает, заботится, помогает, читает, готовит, стирает, убирает, гладит, шьёт, моет . Бабушка - … Дедушка - … Папа - … Брат - …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игры, способствующие обогащению активного словаря дошкольников глаголами"
Консультация для воспитателей ДОУ...
"Игры, способствующие обогащению активного словаря дошкольников глаголами"
Консультация для воспитателей ДОУ...
Развития речи и обогащение активного словаря дошкольников в ДОУ.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая осно...
"Алгоритм действия педагога по обогащению активного словаря дошкольника"
Презентация на тему "Алгоритм действия педагога по обогащению активного словаря дошкольника"...
Алгоритм действий педагога по обогащению активного словаря дошкольников
Алгоритм действий педагога по обогащению активного словаря дошкольников...
Игры по обогащению активного словаря дошкольников.
Игры по обогащению активного словаря дошкольников....
Дидактические игры – как средство развития и обогащения активного словаря дошкольников.
К периоду школьного обучения ребенок овладевает таким словарём, который позволяет ему свободно общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, иметь представление...