Алгоритм действий педагога по обогащению активного словаря дошкольников
презентация к уроку (старшая группа) на тему
Алгоритм действий педагога по обогащению активного словаря дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Алгоритм действий педагога по обогащению активного словаря дошкольников | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: «Обогащение активного словаря» в образовательной области традиционно включает в себя несколько этапов педагогической деятельности: I этап — обогащение словаря. На данном этапе предполагается расширение запаса слов детей в процессе ознакомления с окружающей действительностью. Обогащение словаря происходит, в основном, за счет знакомства со словами, обозначающими названия предметов, явлений, действий. Особенность этого этапа заключается в многократном повторении слов с целью запоминания при помощи дидактических игр и лексических упражнений. II этап — закрепление и уточнение словарного запаса. В процессе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира дошкольников знакомят с особенностями предметов, их признаками, качествами и действиями с ними. Занятия должны строиться на основе наглядного материала, максимально приближенного к ребенку. Специфика этого этапа заключается в организация активных обследовательских действий детей при ознакомлении с особенностями предметов, направленных на вычленение частей, качеств, свойств и отношений.
III этап — активизация словаря и работа над смысловой стороной слова. Как известно, пассивный словарь — это слова, которые ребенок понимает, но самостоятельно не употребляет по разным причинам (например, не было соответствующей речевой ситуации или не развит механизм поиска слов). Активный словарь – это слова, которые ребенок не только понимает, но и сам употребляет. На этапе активизации словаря у дошкольников формируется умение переводить слова из пассивного словаря в активный, осмысленно подбирать слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетать в предложении новые слова с уже знакомыми. На этом этапе происходит усвоение слова как единицы языка на уровне смысла. Детей необходимо подводить к пониманию того, что каждый предмет имеет свое название, каждое слово что-то обозначает. Все аспекты работы над смысловой стороной слова взаимосвязаны и переплетаются. Чем больше в словаре ребенка синонимов и антонимов, тем богаче выразительные возможности языка.
Формы организации образовательной деятельности по обогащению активного словаря: — наблюдение. Используется при осмотре помещений детского сада, экскурсиях, рассматривании предметов или объектов (посуды, одежды, овощей, растений и т. п.), наблюдениях за каким-нибудь процессом (трудом взрослых, уходом за животными и т. п.). Например, во время наблюдения за природой можно использовать такие словарные игры и упражнения: 1. «Назовите части дерева». 2. «Какие птицы прилетели на участок?» (Ворона). Какая ворона? (Большая, любопытная, смелая). Что делает ворона? (Ходит, каркает, прыгает, ищет еду). 3. «Назови семью вороны» (Папа-ворон, мама — ворона, дети – воронята). 4. «Назови, что умеет делать кошка». 5. «У кого? У чего?» (Веточка – у дерева; лапка – у птички, у кошки).
организация активных обследовательских действий детей при ознакомлении с особенностями предметов, направленных на вычленение частей, качеств, свойств. Например, песок – сухой, мокрый, сыпучий; дождь – проливной, мелкий, редкий и др. — лексические упражнения. Например, «Слова – обобщения», «Назови одним словом». — творческие задания. Например, «Как сказать по-другому». — работа с предметными картинками. Необходимо перечислить и описать качества и особенности изображенного объекта. — ознакомление с окружающей действительностью посредством использования художественной литературы. Например, обнаружение в тексте образных слов и выражений (эпитеты, метафоры, сравнения и др.).
Необходимо уже с младшего возраста уделять внимание качественной стороне развития словаря, то есть решать следующие задачи : 1. работать над правильным пониманием смысла слов. 2. расширять запас синонимов и антонимов. 3. формировать умение употреблять слова, правильно сочетая их по смыслу. 4. активизировать в речи детей такие части речи, как прилагательные и глаголы.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игры, способствующие обогащению активного словаря дошкольников глаголами"
Консультация для воспитателей ДОУ...
"Игры, способствующие обогащению активного словаря дошкольников глаголами"
Консультация для воспитателей ДОУ...
Развития речи и обогащение активного словаря дошкольников в ДОУ.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая осно...
"Алгоритм действия педагога по обогащению активного словаря дошкольника"
Презентация на тему "Алгоритм действия педагога по обогащению активного словаря дошкольника"...
Игры по обогащению активного словаря дошкольников.
Игры по обогащению активного словаря дошкольников....
Папка-передвижка Игры по обогащению активного словаря дошкольников.
Игры по обогащению активного словаря дошкольников....
Дидактические игры – как средство развития и обогащения активного словаря дошкольников.
К периоду школьного обучения ребенок овладевает таким словарём, который позволяет ему свободно общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, иметь представление...