Отчет по самообразованию
материал

Каданцева Татьяна Александровна

Тема самообразования: "Фольклор как средство развития музыкальных способностей ".Использование фольклора в воспитании детей дошкольного возраста является решением одной из важнейших задач в настоящее время, а именно - духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не осваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию

«Фольклор как средство развития музыкальных способностей детей»

за 2020-2021гг.

Музыкального руководителя:

Каданцевой Т.А.

Использование фольклора в воспитании детей дошкольного возраста является решением одной из важнейших задач в настоящее время, а именно - духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не осваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства.

Целью моей работы стало:

Повышение своей профессиональной компетентности и воспитание у детей способности и умения эстетически воспринимать произведения народного творчества, развитие умений и навыков исполнительской деятельности через знакомство с праздниками, традициями и обычаями русского крестьянства.

Были поставлены следующие задачи:

  • Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;
  • Знакомить детей со звучанием и внешним видом русских народных инструментов (жалейка, рожок, гусли, балалайка, гармонь, баян, ансамбль русских народных инструментов и т.п.).
  • Знакомить детей с русскими народными песнями различных жанров: календарные, трудовые, земледельческие, плясовые, обрядовые, лирические, шуточные, хороводные и пр.;
  • Расширять знания детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского крестьянства.
  • Формировать творческие проявления при инсценировании песен, попевок, в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом.

Запланированы формы организации музыкальной деятельности:

  • Проведение совместной образовательной деятельности педагога с детьми;
  • Проведение развлечений на материале русского фольклора;
  • Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей;
  • Организация праздников, совместных с родителями.

Основу моей работы составляло обучение элементарным певческим навыкам. Культура пения, правильность осанки и своевременное взятие дыхания между фразами достигались использованием дыхательных упражнений, звуко-высотных игр, разучиванием различных распевок. Для этой цели подходят народные песни-попевки. Их систематическое использование помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного лёгкого пения, развить чувство темпа и ритма. Дети обучались пению как коллективно, так и индивидуально. Особое внимание уделялось инсценированию выученных песен, а также пению с выбором солистов.

В работе с детьми я использовала также следующие виды фольклора:

  • Потешки - игры взрослого с ребенком;
  • Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком;
  • Заклички - обращения к явлениям природы;
  • Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным;
  • Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей;
  • Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной речи;
  • Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны  поведения ребенка;
  • Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей;

На ГМО музыкальных руководителей, в апреле месяце, представила отчет по данной теме.

    Для  родителей была представлена  информация «Роль фольклора в развитии детей». А также планировалось вовлечение родителей  в совместную с детьми деятельность, но не было реализовано, в силу ограничительных мер в связи с пандемией.

    С воспитателями  проведены  консультации «Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста», «Фольклор в жизнь детского сада».

          Таким образом, широко внедряя в работу детского сада народные игры, песни хороводы, стараюсь привлекать наших воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране.
Теоретическое изучение жанра детского музыкального фольклора, выявило самобытность и оригинальность этого жанра.
Аналогично традиционным детским сказкам они содержат мораль, которая заключается в том, что добро побеждает зло, хитрый и жадный никогда не будет счастливым, если ты помогаешь людям – добро вернется к тебе сторицей и т.д.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

 Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

Отчет по самообразованию.

"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...