Конструирование, как технология STEM-образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья
статья
Пользуясь золотым правилом К.Д. Ушинского «учитель живёт до тех пор, пока он учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель», я задумалась: что может заинтересовать моих воспитанников в контексте сегодняшнего дня. Ответ пришел быстро: STEM-технологии. Именно они позволят вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material.docx | 36.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструирование, как технология
STEM-образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Подготовила воспитатель: Храмова Наталья Валерьевна
Пользуясь золотым правилом К.Д. Ушинского «учитель живёт до тех пор, пока он учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель», я задумалась: что может заинтересовать моих воспитанников в контексте сегодняшнего дня. Ответ пришел быстро: STEM-технологии. Именно они позволят вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.
Почему именно STEM и именно в детском саду? Наши дошкольники должны быть готовы к школьным инновациям, созданию проектов и умению реализовывать их в реальности. Перед нами встал очередной вопрос: как внедрить STEM технологии в детском саду?
Понимая, что STEM – это не просто мода в образовании, это инвестиции в будущее детей, где ребёнок может освоить несколько профессий, быть коммуникабельным, креативным, свободно владеть аудиторией и отстаивать свои проекты свою работу мы начали с использования имеющихся в детском саду конструкторов «LEGO» и «ТИКО», затем был приобретён конструктор «Полидрон».
Конструктор «LEGO» является самым популярным и любимым среди детей нашего детского сада. И это неслучайно! Ведь маленький ребёнок – инженер по своей природе. Ему нравится создавать новое, изобретать необычные конструкции.
Игры с конструктором помогают развивать творческие и интеллектуальные способности детей, конструкторские умения, воображение, навык предвидеть результат своих действий.
Дети начинают решать трудные задачи посредством увлекательной созидательной игры. У дошкольников развивается мелкая моторика, улучшается качество речи. ЛЕГО-конструирование способствует сенсорному развитию дошкольника, т.к. яркие, функциональные детали способны воздействовать буквально на все органы чувств ребёнка: совершенствуется острота зрения, точность цветового восприятия, тактильные качества, восприятие формы, величины объекта, пространства и многое другое.
Конструирование из ЛЕГО помогает видеть ребёнку мир во всех его красках. Чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут впечатления детей об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут постройки.
Работа с деталями конструктора стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового.
Далее я хочу сделать краткий обзор по использованию конструктора «ТИКО». «ТИКО» – это трансформируемый игровой конструктор для обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных геометрических фигур из пластмассы, шарнирно соединяются между собой. В результате для любого дошкольника становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развёртки – к объёмной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазка». Дошколята конструируют бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д.
Играя с конструктором, дети легко запоминают не только плоскостные фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, трапеция, параллелограмм), но и объёмные (куб, призма, пирамида).
Созданные ТИКО-изобретения дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ТИКО-элементы в дидактических играх и упражнениях, при ознакомлении с окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых занятий, дети развивают свои конструкторские навыки, учатся пользоваться схемами, развертками, инструкциями, чертежами. У них развивается логическое мышление, коммуникативные навыки. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре с педагогом, взаимосвязано реализуются обучающие, развивающие и воспитательные задачи.
Конструктор «Полидрон», появился в практике работы нашего детского сада сравнительно недавно. Это идеальное и простое в использовании решение для развития логического и пространственного мышления детей. Конструктор по своей сути является игрой, но с его помощью дети осваивают даже самые необычные математические и пространственные задачи, учатся фантазировать и могут придумать свои модели и фигуры. При помощи этого конструктора дети строят конструкции для сюжетно-ролевых игр: дом, магазин, больница, газель, поезд, пароход, бассейн и др.
В состав набора «Полидрон» входят различные детали, которые идеально крепятся друг к другу, благодаря чему дети без проблем строят 2- и 3-мерные фигуры. С помощью данного набора дошколята не только учатся конструировать, но и обучаются основам дизайна, а также умению работать в команде, претворяя идеи в реальность. Игры и задания с применением «Полидрона» всегда вызывают интерес у детей, они позволяют сделать игру творческой и активной, следовательно, более продуктивной для развития и социализации ребёнка.
Теперь я хочу познакомить Вас с программируемой игрушкой робомышь, которой я заинтересовалась в рамках подготовки к конкурсу Воспитатель года.
Освоение навыков работы с робомышью проходило по этапам.
1 этап. Знакомство с роботом и его функционалом. Знакомство с составляющими набора.
Знакомились сначала с роботом. Так как название робомышь не совсем удобопроизносимое, я предложила ребятам назвать игрушку другим именем, которое было знакомо мне из интернет-источника – Колби. Детям оно понравилось больше, поэтому мы и закрепили его за мышкой. Затем перешли к игровому полю и атрибутам, которые помогали нам построить маршрут для Колби.
2 этап. Введение в алгоритмизацию и программирование.
К этому этапу мной были разработаны занятия таким образом, чтобы сначала ребята учились строить алгоритмы и программы линейных маршрутов (вперёд, назад, поворот направо, налево), затем задания-игры усложнялись, Колби нужно было выполнить несколько заданий. Юным программистам предлагалось так составить алгоритм маршрута мыши, чтобы она сумела добраться до цели (кусочка сыра).
3 этап. Закрепление умений и навыков работы с интерактивной игрушкой.
На данном этапе мы смогли перейти к командным играм. Ребятам предлагалось построить программы для мышки-путешественницы, чтобы она смогла добраться до того или иного замка; мышек-помощников, которые собирали белочке орешки; мышек-почтальонов, разносящих приглашения животным леса.
4 этап. Интеграция работы с роботом (программирования) с другими видами ОД.
Естественно, что мышка Колби гармонично вошла в различную образовательную деятельность. Она стала прекрасным помощником в решении проблемы как «разговорить» стеснительного ребёнка или ребёнка с нарушениями речи, поэтому робота можно и нужно использовать в индивидуальной работе.
Работать с мышкой одно удовольствие. Она милая, яркая, ребёнку удобно держать её, а руки так и тянутся понажимать на разноцветные кнопочки. У робомыши их семь: право, лево, вперёд, назад и кнопка запуска программы в центре. Кнопка сброса введённой программы (жёлтая круглая) используется перед вводом новой последовательности шагов или если при вводе была допущена ошибка. И ещё одна - красная кнопка, при нажатии на которую мышка выполняет одно из трёх действий: помигает глазами, проедет вперёд-назад или издаст забавный звук. Это подогревает детский интерес и делает занятие ещё более увлекательным. У нас пока 1 мышка, но я надеюсь, что у Колби всё, же появится подржка.
Несмотря на все плюсы, недостатки тоже присутствуют. Основным недостатком я считаю отсутствие методики работы с робомышью. В интернете можно найти только примеры проведения отдельных занятий. То, насколько они будут интересными, понятными и продуктивными для детей, зависит только от нашей фантазии и энтузиазма.
В будущем, конечно, хотелось бы приобрести развивающий набор «Детская универсальная STEAM-ЛАБОРАТОРИЯ» - это авторская программа Екатерины Александровны Беляк.
Полный курс состоит более чем 100 занятий по пяти программам: основы чтения, основы программирования, основы математики и теории вероятности, основы картографии и астрономии, основы криптографии. Весь материал в целом охватывает большинство сфер жизнедеятельности современного человека и основные перспективные направления. Есть главный герой всего пособия, вокруг которого сформированы сюжетные линии программ – космический робот Микибот. Всё это позволяет максимально задействовать возможности детей и за один учебный год сформировать у них мощную базу для дальнейшего развития по широкому спектру направлений.
Чему же может научить STEAM-ЛАБОРАТОРИЯ?
В течение учебного года вы будете не просто воспитателем или родителем. Теперь вы – заведующий лабораторией, а ваши подопечные будут вашими коллегами – лаборантами. Групповая комната на время занятий превратится в лабораторию, где вы вместе со своими юными коллегами:
• откроете законы нашего мира, проводя свои исследования на основе математической логики и программирования;
• создадите творческие инженерные проекты в области космической астрофизики и защиты информации;
• проведете научные исследования в области химии, физики, культурологии через художественное преломление и занимательные игры.
Подводя итог всему вышесказанному можно отметить то, что каждый ребёнок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для деятельности, мы помогаем ребёнку познать окружающий мир и осознать своё место в этом мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль компьютерных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В данном материале раскрывается часть работы, которую можно использовать при работе с детьми с ОВЗ....
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
материал может использоваться педагогами и специалистами для работы с детьми с ОВЗ....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ
По мнению Т.В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспи...
«Психолого-педагогические технологии адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»
laquo;Психолого-педагогические технологии адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»...
Инновационные педагогические технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Одним из эффективных средств решения задач инновационной деятельности педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм пла...
"Применение информационных технологий в работе с детьми с ограниченными Возможностями Здоровья"
"ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"...