Использование игровых технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Югорка»
Доклад
«Использование игровых технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Подготовила воспитатель первой квалификационной категории:
Фирсова Валентина Николаевна
г. Покачи
Педагогическая технология это системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
(М.В. Кларин).
Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos
(понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических…)».
На современном этапе развития России происходят изменения в
образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребёнка. В этих изменяющихся условиях учителю необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегрированных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья,
применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ:
1. Технология разноуровневого обучения
2. Коррекционно - развивающие технологии
3. Технология проблемного обучения
4. Проектная деятельность
5. Игровые технологии
6. Информационно-коммуникационные технологии
7. Здоровьесберегающие технологии
Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий
обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности,
творческих способностей. Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии воспитателя и детей. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение детей, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи.
Одним из путей модернизации традиционных технологий является введение
в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и
развивающих методов и форм обучения и хочется остановиться на игровых
технологиях, которые используют в работе педагоги. По словам Йо́хан Хёйзинга «(1872—1945) — нидерландский философ, историк, исследователь
культуры, профессор Гронингенского (1905—1915) и Лейденского (1915—
1940) университетов», человеческая культура возникла и развёртывается в игре, как игра.
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности
человека, удивительный феномен нашего существования.
Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых
технологий для формирования личности обучающихся осуществляется
средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности,
доступной каждому ребёнку, с учётом психофизических возможностей, путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить
удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в
других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения,
самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей
социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно
обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. Так же при подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:
- Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и
ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования
детей к учебной деятельности. Соответствие игры возрасту ребёнка или его
актуальному уровню развития;
- Учёт структуры дефекта;
- Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
- Связь содержания игры с системой знаний ребёнка;
- Соответствие коррекционной цели занятия;
- Учёт принципа смены видов деятельности;
- Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
- Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям,
безопасность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль компьютерных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В данном материале раскрывается часть работы, которую можно использовать при работе с детьми с ОВЗ....
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
материал может использоваться педагогами и специалистами для работы с детьми с ОВЗ....
"Использование бисероплетения в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Сборник материалов восьмой Всеросийской научно-практической конференции, 2014 год ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ
По мнению Т.В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспи...
Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...
Сообщение из опыта коррекционной работы на тему «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями в развитии очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды...
Использование нетрадиционных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Внедрение в логопедической работе нетрадиционных технологий, которые дают возможность компенсировать нарушения речи, предупредить вторичные отклонения, подготовить детей к последующему обучению в школ...