Использование игровых технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
консультация на тему

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Югорка»

Доклад

«Использование игровых технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Подготовила воспитатель первой квалификационной категории:

Фирсова Валентина Николаевна

г. Покачи

Педагогическая технология это системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

(М.В. Кларин).

Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos

(понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических…)».

На современном этапе развития России происходят изменения в

образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребёнка. В этих изменяющихся условиях учителю необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегрированных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья,

применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ:

1. Технология разноуровневого обучения

2. Коррекционно - развивающие технологии

3. Технология проблемного обучения

4. Проектная деятельность

5. Игровые технологии

6. Информационно-коммуникационные технологии

7. Здоровьесберегающие технологии

Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий

обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности,

творческих способностей. Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии воспитателя и детей. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение детей, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи.

Одним из путей модернизации традиционных технологий является введение

в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и

развивающих методов и форм обучения и хочется остановиться на игровых

технологиях, которые используют в работе педагоги. По словам Йо́хан Хёйзинга «(1872—1945) — нидерландский философ, историк, исследователь

культуры, профессор Гронингенского (1905—1915) и Лейденского (1915—

1940) университетов», человеческая культура возникла и развёртывается в игре, как игра.

   Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности

человека, удивительный феномен нашего существования.

Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых

технологий для формирования личности обучающихся осуществляется

средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности,

доступной каждому ребёнку, с учётом психофизических возможностей, путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

    В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить

удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в

других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения,

самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей

социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

    В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

     Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно

обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

     В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. Так же при подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:

  • Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и

ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования

детей к учебной деятельности. Соответствие игры возрасту ребёнка или его

актуальному уровню развития;

  • Учёт структуры дефекта;
  • Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
  • Связь содержания игры с системой знаний ребёнка;
  • Соответствие коррекционной цели занятия;
  • Учёт принципа смены видов деятельности;
  • Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
  • Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям,

безопасность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль компьютерных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данном материале раскрывается часть работы, которую можно использовать при работе с детьми с ОВЗ....

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

материал может использоваться  педагогами  и специалистами для работы с детьми с ОВЗ....

"Использование бисероплетения в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Сборник материалов восьмой Всеросийской научно-практической конференции, 2014 год ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ

По мнению Т.В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспи...

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

Сообщение из опыта коррекционной работы на тему «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

     Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями  в развитии очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды...

Использование нетрадиционных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Внедрение в логопедической работе нетрадиционных технологий, которые дают возможность компенсировать нарушения речи, предупредить вторичные отклонения, подготовить детей к последующему обучению в школ...