Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в прошлое» в старшей группе
методическая разработка (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_puteshestvie_v_proshloe_v_starshey_gruppe.docx | 26.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 68»
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в прошлое» в старшей группе
Выполнила:
Башмакова М.А.
воспитатель старшей группы №1
Воронеж - 2021
Цель:
формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Задачи:
- приобщать детей к культуре и быту воронежских крестьян;
- закреплять представление детей о быте и укладе жизни воронежских крестьян;
- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- развивать и обогащать словарный запас пословицами и поговорками;
- расширять запас слов, обозначающих названия предметов быта и утвари;
- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ; воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям своего народа.
Материал и оборудование: экспонаты музея, карточки с изображением старинных предметов, корзина и карточки-загадки.
-Ребята, мы с вами живем в городе Воронеже – это наша малая Родина, а вы любите свою Родину?
-А что значит любить свою Родину?
-Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Мы с вами совершим путешествие в прошлое и узнаем, как жили наши предки.
Воспитатель с детьми стоят у входа в зал музея
-А что нужно помнить при посещении музея?
Воспитатель напоминает о правилах поведения в музее
- В музее нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям и экскурсоводу вести экскурсию.
- Внимательно слушать экскурсовода и не перебивать его.
- Нельзя трогать руками музейные экспонаты.
- Нельзя шуметь, бегать по музею, разговаривать по телефону.
- Если хочешь фотографировать - спроси разрешения.
Воспитатель с детьми проходит в выставочный зал
- Ребята, в этом зале мы познакомимся предметами быта, кухонной утварью и одеждой крестьян.
-Предлагаю начать знакомство с экспозиции «Русская изба»
Слайд 2 «Русская изба»
- Не просто так Русь в старину называли деревянной. Давным-давно на Руси крестьяне строи себе жилища из бревен. Называли их избами. Все в избе было сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. Главным в избе была печь. Как вы думаете почему?
(Ответы детей).
- Следующая экспозиция расскажет нам о предметах быта и утвари, которые использовали крестьяне в своей работе и для приготовления пищи.
Слайд 3 «Утварь и предметы быта»
Но поскольку нас прежде всего интересует посуда, то, зайдя в избу, первым делом направляемся в бабий кут. Если проводить аналогию с современной квартирой, то бабий кут это кухня. Стол и лавки в бабьем куте уставлены деревянной, керамической и берестяной посудой.
Слайд 5 «Чугунок»
Сейчас мы готовим на газовой или электрической плите, а тогда варили и жарили в печке, на углях, поэтому особое место среди кухонной утвари занимал чугунок.
Слайд 6 «Ухват»
Верным помощником чугунка был ухват. Это длинная палка с металлической вилкой на конце, которой захватывают и ставят в русскую печь горшки, чугуны. С ухватом имели дело, как правило, только женщины, так как приготовление пищи было женским делом.
Слайд 7 «Коромысло»
Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось коромысло – толстая изогнутая дугой деревянная палка с крючками или выемками на концах. Предназначалось для носки ведер с водой на плечах. Считалось, что: «Сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле».
Слайд 8 «Рубель»
Рубель – предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Он представлял собой пластину из дерева твердых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне нарезались поперечные скругленные рубцы, вторая оставалась гладкой и иногда украшалась затейливой резьбой. Отжатое вручную белье наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным. Отсюда пословица: «Не мытьем, а катанием». Изготавливался рубель из древесины твердых лиственных пород: дуба, клена, бука, березы, рябины.
Слайд 9 «Корзины, лапти»
-Из липовой лучины изготовляли корзинки, кузовки, которые потом использовали в хозяйстве. Из лыка плели лапти.
Слайд 10 «Корыто»
Корыто – открытая продолговатая емкость. Изготавливалось из половинки целого бревна, выдалбливалось с плоской стороны. Корыто в хозяйстве пригождалось для всего и имело самое разнообразное назначение: для сбора урожая яблок, капусты и других плодов, для заготовки солений, для стирки, для замеса теста и кормления скота. В перевернутом виде использовали как большую крышку. Зимой дети катались на нем с горок, как в санках.
Слайд 11 «Льномялка, прялка, ткацкий станок»
Издавна на Руси и на Воронежской земле выращивали лен. Называли его ласково: миленьким ленком, беленьким. И каждый год с 14 октября лен начинали прясть. Пряли лен на прялках. А ткали полотно на ткацком станке. Прялки хранили всю жизнь и передавали как память о матери следующему поколению. Из полотна шили одежду, полотенца, скатерти. В старину говорили: «Лен вымотает, лен и озолотит».
Слайд 12 «Традиционная одежда крестьян Воронежской губернии»
Одежда изготавливалась самими крестьянами из самодельных тканей, красили растительными красителями собственного изготовления. Прочные, яркие и нелиняющие красители для тканей крестьяне добывали из растительного мира: трав, цветов, корней, ягод, коры деревьев. В женской и мужской одежде красный цвет символизировал союз с чёрной землёй. Зелёный символизировал растительный мир. Чёрный цвет был самым любимым в Воронежском крае, он символизировал землю-чернозём.
Основу женского костюма составляла рубаха. Основной поясной одеждой у крестьянок была юбка или понёва. Неотъемлемой частью женского костюма был передник, надеваемый поверх рубахи с понёвой. Мужской костюм включал в себя длинную рубаху и порты. В комплект женской и мужской одежды входил пояс.
-Ребята мы столько нового узнали о предметах быта, утвари, одежде воронежских крестьян. Пришло время пройти вам испытание.
-Музей накопил для вас много загадок. Мы устроим небольшое командное соревнование. Перед вами музейные экспонаты, а вот в корзинку я поместила карточки с загадками. Каждая команда по очереди достает карточку-загадку и дает ответ. Но если отгадки нет, то право ответа передается второй команде. После того, как вы дадите ответ на загадку, вам необходимо разъяснить, как использовали данный предмет наши предки. Итак, начинаем игру!
Если работает она,
Не будет голодная семья.
(Печь)
Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля …
(Чугунок)
Из русской печи
Кашу из печи тащи.
Чугунок очень рад,
Что его схватил …
(Ухват)
Трудно нести
Воду с колодца,
Вёдра тяжёлые,
А хозяйка смеётся.
Воду несёт –
Руки свободны:
Плечи несут
Полнёхоньки вёдра.
Этот предмет
С загадочным смыслом
Есть два крючка
У…
(Коромысла)
Длинное, невысокое,
Кем – то оцинковано,
Надо для стирки,
Может и для купания.
Посудина странное
Имеет название.
Не знаю, кем это
Названье открыто
Но эта посудина
Просто ….
(Корыто)
Она удобна и легка,
Из прутьев и лыка ее плетут,
Скажите, как ее зовут?
(Корзинка)
Дуйся — не дуйся,
А через голову — суйся.
Попляши день деньской,
И пойдешь на покой.
(Рубаха)
Из липы свито
дырявое корыто,
по дороге идёт,
клетки кладёт.
(Лапти)
-Молодцы! Отгадали все загадки.
Словесная игра «Раньше и теперь»
(Демонстрация карточек с изображением старинных предметов быта. Воспитатель предлагает детям назвать аналог старинного предмета, используемый в быту в наше время).
Ребята, сегодня мы побывали в краеведческом музее, увидели и узнали много интересного о быте воронежских крестьян. Вы хотели бы еще раз посетить музей, познакомиться с другими экспонатами, выступить в роли экскурсовода? У вас появился любимый экспонат, назовите его?
На этом наше занятие закончено и нам пора возвращаемся в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в прошлое ложки" (старшая группа)
Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в прошлое ложки" (старшая группа)...
Конспект образовательного события (о.о.познавательное развитие) «Путешествие в прошлое мебели» Старшая группа
образовательное событие "Путешествие в прошлое мебели"...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Путешествие в Страну Здоровья» (старшая группа)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Путешествие в Страну Здоровья» (старшая группа)Задачи:- формировать представления детей о зависимости здоровья от двигательной акти...
Конспект занятия по нетрадиционным техникам рисования «Путешествие в страну Рисовандию» старшая группа
Цель: развитие у детей творческих способностей; закрепление умения рисовать разными нетрадиционными способами.Задачи:-формировать умения детей рисовать нетрадиционными способами; реализация ...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес» (старшая группа от 5-6 лет)
Развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования....
Конспект занятия по экологии "Старичок-Лесовичок путешествует по лесу" в старшей группе
Конспект занятия по экологии "Старичок-Лесовичок путешествует по лесу" в старшей группе...