Жанры педагогического общения
статья
Основой сложного процесса обучения является два вида деятельности – деятельность педагога и деятельность обучаемого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhanry_pedagogicheskogo_obshcheniya.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
ЖАНРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Основой сложного процесса обучения является два вида деятельности – деятельность педагога и деятельность обучаемого. Главной составляющей процесса обучения является урок – основная форма организации работы в школе. Каждый урок решает конкретную образовательную задачу и характеризуется целостностью и завершенностью. Урок – это этап в формировании знаний, навыков учащихся, всестороннее их развитие.
Каждый урок состоит из определенных этапов, каждый из которых решает свою задачу. Важнейший из них – объяснение нового материала. На данном этапе с целью развития мышления и коммуникативных навыков, как правило, используется педагогический диалог.
Педагогический диалог – это типизированное речевое построение, модель, отражающая специфические условия и цели общения учителя и учащегося на уроке, как жанр педагогического общения.
Знания, необходимые для создания педагогического диалога:
- Знание совокупности экстралингвистических факторов.
К экстралингвистическим факторам в учебном диалоге следует отнести обстановку, в которой протекает общение, содержательно-тематическую сторону коммуникации, функции и социально-коммуникативные отношения участников (адресанта – адресата) общения.
- Знание типичных структурно смысловых частей диалогического текста, то есть его логический каркас, развитие темы, соотношение между аналитическими, событийными и оценочными компонентами текста.
- Знание специфики речевой организации педагогического диалога в различных учебных ситуациях. Педагог должен учитывать насколько учащиеся ориентируются в теме, каков их уровень знаний.
На этапе объяснения педагогический диалог представляет собой текст, отражающий процесс общения учителя и учащихся на уроке. В объяснительной речи учителя могут присутствовать как «устные» и разговорные» компоненты так и научно- популярные и учебные стили.
Основными признаками педагогического диалога на этапе объяснения являются: информативность, тематическое единство, целостность, стилистическое и интонационное единство, связность, завершенность.
Основной текстовой категорией является информативная категория.
Виды информации:
- содержательно-фактуальная. Как видно из названия, такая информация содержит факты о событиях.
- содержательно-концептуальная, содержит понимание автором фактов и событий и взаимосвязи между ними, описанными средствами содержательно -фактуальной информации.
Если текст можно озаглавить, выделить «смысловое ядро», можно говорить о тематическом единстве или тематической целостности текста – еще одним важным текстовым признаком.
Различают три структурносмысловые части:
- Зачин (начальный этап диалога) - чаще всего включает вступительное слово учителя, специальные задания, направленные на установление связей с ранее изученным, а также формулировку проблемы, требующей разрешения.;
- Средняя часть (этап середины диалога) является наиболее объемной и содержательной, включает в себя сам процесс разрешения проблемы.
- Концовка (этап завершения диалога)– это разрешение проблемы и обобщение, подведение итогов.
Композиционное членение диалогического текста на структурносмысловые части помогают осуществлять специфические речевые средства, называемые композиционными сигналами. Примеры композиционных сигналов указаны в таблице 1.
Таблица 1.
Зачин | Средняя часть | Заключительная часть |
- вспомним тему прошлого урока; – мы с вами уже говорили, что…; – мы знаем, что…; – вы уже знаете, что…; – сегодня на уроке мы повторим…; – прежде чем начать новую тему, вспомним…; – повторим тему...; – прежде чем озвучить тему урока, послушайте стихотворение…; – запишите новую тему и определите задачи.... | – начинаем рассуждать так…; – самое главное в нашей проблеме – это…; – именем прилагательным называется…; – определение звучит так…; – первая часть проблемы может быть сформулирована и записана так…; – переходим к главному. Обратите внимание на то, что…; – подчеркнем главную информацию…; – обратите внимание на пример. Он подтверждает основную мысль о том, что… | – итак, мы повторили…; – таким образом, мы с вами назвали…; – подведем итог…; – сделаем вывод…; – следовательно… |
Следующий жанр- это доклад – персоналия.
Персоналия (лат. personalia — личные сведения) – речь идет о жизни известной персоны в той или иной области.
Основными компонентами жанра персоналии являются:
- краткие биографические сведения
- указание даты и места проживания
- достижения в профессиональной деятельности (должности)
- гражданская позиция
- информация о семье
- о семейных ценностях
- отношения с сослуживцами
- вероисповедание
- характеристика поступков
- комментарии современников и т.д.
Оживляют доклады-персоналии рассказы о самых ярких фактах жизни лиц, а смешные происшествия в их жизни делают героев ближе и доступнее.
Приведем для примера вставки мемуарного характера:
– Особый интерес вызывает период жизни нашего героя с… по …. год. Современники вспоминают ….
– О неординарности личности нашего героя свидетельствует…. Об этом говорят все, кто хоть раз встречался с этим человеком.
– Современники говорили о нашем герое так...
– На пике славы наш герой оказался, благодаря…
– Трагические события, произошедшие с нашим героем в… году, предопределили его дальнейшую судьбу…
– Личная жизнь нашего героя была насыщенной… .
Педагогическая характеристика
Педагогическая характеристика – вид текста аргументативного типа, где обосновываются оценочные суждения об ученике или группе учеников путем приведения в качестве доказательств наблюдений над поведением, учебой и т.д.
Характеристика имеет структуру текста-рассуждения, где в тезисах отмечаются качества характера, особенности личности ребенка (группы детей), а аргументами являются конкретные факты жизни, поведения ученика(-ов); в качестве заключения выступают психолого-педагогические выводы, рекомендации, советы.
Виды школьных характеристик в связи с уточнением сферы применения указаны в таблице 2.
Таблица 2.
Вид характеристики, ее элементы | Сфера применения |
Письменный текст в деловом стиле | Для государственного учреждения |
письменные и устные тексты с элементами разговорного и публицистического стилей | Отношения учитель- ученик, учитель – родитель. |
психологическое исследование | научной сфере общения |
Характеристики существуют также в жанрах портретного очерка, письма-рекомендации, письма-напутствия, дневниковой записи и т.д. (см.: Педагогическое речеведение : словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1998).
Типичные компоненты содержания школьных характеристик:
– краткое упоминание о семье;
– указание на вероисповедание;
– духовное развитие;
– способности;
– прилежание;
– любознательность;
– круг интересов;
– нрав (характер);
– поведенческие особенности;
– уровень дисциплинированности;
– уровень воспитанности;
– волевые качества;
– уровень подверженности влиянию других;
– отношение к критике;
– отношение к учебе;
– отношения со сверстниками;
– отношения со старшими;
– отношения с родителями;
– отношение к общественной работе;
– социально-психологическая направленность;
– физическое развитие;
– опрятность;
– бережливость;
– цели и устремления;
– общая психологическая характеристика;
– уровень интеллектуального развития;
– уровень притязаний;
– положение, место и роль в коллективе.
Опорные конструкции характеристики положительного ученика:
– Ф. И. обучается в МОУ … с … класса. За это время показал хороший уровень успеваемости по основным предметам. Среди школьных предметов отдаёт предпочтение … дисциплинам. Ежегодно принимает участие в школьных и районных предметных олимпиадах; ежегодно имеет призовые места.
Ф.И. активно участвует в общешкольных мероприятиях и общественной жизни класса, мероприятиях патриотического характера.
В классе Ф.И. пользуется авторитетом и уважением со стороны одноклассников, отношения с одноклассниками дружеские. Ф.И. обладает спокойным и уравновешенным характером, тактичен и коммуникабелен.
Ф.И. воспитывается в полной семье. Воспитан, вежлив, доброжелателен. Всегда опрятен, подтянут. Взаимоотношения в семье тёплые и доброжелательные. Родители обеспечивают комфортные условия для полноценного обучения и воспитания сына.
Ф.И. посещает секцию … занимает призовые места в районных и городских соревнованиях.
Физически здоров. Вредных привычек не имеет.
К уголовной и административной ответственности не привлекался.
Опорная конструкция характеристики трудного выпускника:
Ф.И. обучается в … с… класса. Состоит на внутришкольном учете с … класса за нарушения дисциплины. Состав семьи Ф.И.: мать – … отец... В настоящее время родители проживают раздельно. Иван проживает с матерью на съемной квартире. Мать … работает … в …. Отец не участвует в воспитании, материально не помогает, злоупотребляет спиртными напитками.
Ф.И. внешне опрятен, хорошо одет, имеет все необходимые школьные принадлежности и учебники, предоставленные ему в пользование школой.
Успеваемость Ф.И. по основным предметам низкая. Отношение к процессу обучения отрицательное, мотивация отсутствует. Домашние задания выполняет редко. На замечания учителей реагирует неадекватно. Конфликтный, вспыльчивый, неуравновешенный. Имеет завышенную самооценку. В течение последних… лет обучения допускал многочисленные нарушения дисциплины на уроках и внеурочное время, грубое отношение к одноклассникам. Имело место высказывание в нецензурной форме на уроке.., нецензурная брань в адрес одноклассников. Уклоняется от участия в общешкольных мероприятиях. Общественные поручения выполняет неохотно. К общественному имуществу относится неуважительно.
Физически развит. Посещает … секцию.
В бродяжничестве, воровстве, употреблении алкоголя и ПАВ в школе не был замечен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое общение
Выступление для воспитателей на семинаре...
Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.
В данном реферате я разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....
Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.
В данном реферате я разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....
Педагогическое общение как особый вид творчества
Педагогический процесс - это взаимодействие между педагогом и учащимися. А значит, от того, каков характер общения, может зависеть и результат педагогической работы....
Статья. Виды общения. Функции педагогического общения.
Общение и как важно через общение правильно взаимодействовать с детьми....
Психолого - педагогические основы общения. "Условия оптимизации педагогического общения".
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Именно в общении происходят восприятие, понимание и оценка человека человеком. Целью педагогиче...
Выступление на педагогическом совете "Конфликты в педагогическом общении"
Понятие и сущность педагогического конфликта, причины возникновения и методы урегулирования....