Педагогическое общение
материал

Казакова Елена Анатольевна

Выступление для воспитателей на семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskoeobshchenie.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

                                             Доклад  на тему:

«Педагогическое общение как основная форма взаимодействия педагога и ребенка».

                                               

     

Подготовила:

воспитатель Казакова Е.А.

Профессия педагога – одна из древнейших и почетных в истории человечества. Успех в деятельности педагога во многом связан с культурой профессионального общения. Она предполагает организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог – ребенок», «педагог родители», «ребенок – ребенок», «педагог – коллеги», понимание детей и окружающих, уважение к ним, создание положительного микроклимата. Мудрый педагог борется за свой авторитет, дорожит им, всячески поддерживает авторитет родителей, коллег.

Без взрослого человека (близкого и далекого) ребенок не может выжить как живой организм и не может развиться в социальную личность. Как известно, взрослый выполняет в становлении личности ребенка две основные функции: он сам служит носителем ценностей и человеческого опыта и может быть «использован» как образец для подражания; является организатором процесса воспитания и обучения.

От того, какой взрослый находится рядом с ребенком, «кто вводит его в жизнь» (В.А.Сухомлинский), многое зависит. Если с малых лет ребенка окружают добрые, ласковые, сдержанные люди, если они умеют уважительно общаться друг с другом, если они трудолюбивы и веселы, - его социальный опыт наполняется именно такими образцами человеческого взаимодействия. И в силу того, что это первые впечатления от мира людей, они и являются самыми прочными.  Если ребенок живет в обстановки нервозности, недоброжелательности, грубости, то соответствующий социальный опыт он и приобретает.  

Процесс становления личности очень сложен и подвержен множеству порой невидимых или неосознаваемых воздействий. В роли организатора процесса воспитания и обучения ребенка взрослый тоже может выступать по-разному. Все зависит от его компетентности и личностных качеств. Но без обучения взрослым ребенок не может овладеть способами жизнедеятельности. Взрослый делает для ребенка процесс освоения мира более экономным, освобождая ему время для собственного творчества и в конечном итоге – для прогресса человечества.

Эффективность организации педагогического процесса во многом зависит от характера взаимодействия взрослого с детьми.

Термин общение говорит об общности, взаимодействии людей, их сопричастности друг другу. Под общением пони мается такая деятельность, которая заключается во взаимо действии людей с целью обмена и обогащения информаци ей как познавательного, так и аффективно-оценочного ха рактера. При этом важно, чтобы люди понимали друг друга, испытывали личностно-эмоциональное удовлетворение от общения.

Результатом общения являются обмен опытом, положи тельное влияние на взаимоотношения, стимуляция деятель ности ребенка.

В жизни ребенка существует две сферы общения — со взрослыми и сверстниками. На различных этапах жизнедеятельности роль тех и других изменяется.

Решающую роль в развитии ребенка играет его общение с взрослыми. Этот вид общения развивается на основе дове рия и защищенности, сильнейшей эмоциональной тяге к близким взрослым. Дети начинают им подражать. В основе общения с взрослым лежит потребность в контактах с ним, доверчивость. Педагоги и родители поддерживают потребность ребенка в активности, самостоятельности, используют по ощряющее внушение, развивают способность к самооценке собственного поведения. К пяти годам у ребенка складывает ся свобода поведения. Он сам становится инициатором обще ния с взрослыми, к которым обращается за помощью, со ветом. В таком общении ребенка старшего дошкольного воз раста привлекает способность взрослых понять его, авторитет и знания, любовь и забота.

Педагогическое общение.

         Создание оптимальных условий для развития личности ребенка в первую очередь связано с качеством педагогичес кого общения.

Существуют различные трактовки этого понятия. Е. А. Панько под педагогическим общением понимает познание воспитанника, оказание на него воспитательного воздействия, организацию взаимоотношений в различных видах деятель ности, создание положительного микроклимата в группе дет ского коллектива.                    

В определении В.А. Кан-Калика педагогическое общение обязательно предполагает влияние взрослого на взаимоотношения детей.

По мнению Н.Д. Ватутиной, педагогическое общение дол жно выступать не только как личное качество воспитателя, но и как главное профессиональное умение, помогающее раскрыться индивидуальности ребенка.

Р.С. Буре и Л.Ф. Островская видят значение педагогичес кого общения в обеспечении и создании эмоционального комфорта, профилактике и коррекции эмоционального не благополучия детей в условиях детского коллектива.

Таким образом, общение взрослого с детьми реализует разнообразные функции:

  1.  актуализации типичных и индивидуальных качеств,
    свойств личности;
  1.  информационную;
  2.  нормативно-регулирующую;
  3.  эмоциональную;
  4.  перцептивную;
  5.  материнскую.

Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми. Особое вни мание уделяется развитию коммуникативной компетентно сти ребенка. Основным показателем и одновременно   усло вием   гармоничного  социального  и  личностного  развития

ребенка является его отношение к другому человеку как к самоценности, а не как к средству. Педагог способствует развитию у детей чувства ответственности за другого чело века, за общее дело, за данное слово. Способом реализации такого отношения может быть только любовь и децентрация педагога, умение «влезть в шкурку ребенка» (Н.К. Круп ская).

При общении с ребенком немаловажное значение имеют факторы, оказывающие влияние на его эмоциональное со стояние:

  1.  содержание и характер обращений к ребенку, направ ленных на организацию его деятельности или поведения;
  2.  невербальные средства воздействия (мимика, интона ция, прикосновения, жесты);
  3.  эмоциональная окрашенность общения;
  4.  стиль общения педагога, отражающий его индивиду ально-типологические особенности, уровень культуры (об щечеловеческой и профессионально-педагогической), жиз ненный опыт.

В психолого-педагогических исследованиях показана взаи мосвязь стиля общения педагога с детьми с характером взаи моотношений между сверстниками, с отношением ребенка к взрослому, к предлагаемой взрослым деятельности.

        Существует несколько стилей общения пе дагога с детьми: авторитарный, демократический, попус тительский, гиперопека, либеральный, пассивно-положительный, пас сивно-отрицательный.

Авторитарный стиль воспитания -  это стиль при котором взаимодействие взрослого с ребенком сводится к системе жестких предписаний, требующих безоговорочного выполнения. Этот стиль подавляет инициативу и очень часто приводит к невротизации личности ребенка.

Гиперопека – это такой способ взаимодействия, при котором предоставляя ребенку   надежную   защиту,  на  самом деле, так же как и первый,  ограничивает

его самостоятельность, делает его предельно зависимым от взрослого, лишает инициативности, что способствует развитию тревожности.

Попустительский стиль -  взрослый только формально «обозначает» свое присутствие в образовательном процессе, при этом он не заинтересован в реальном достижении ребенка, который оказывается представленным сам себе, хотя взрослый и находится рядом. При этом он воспринимает ребенка скорее как помеху для собственной активности (взрослый может быть лоялен к детям, но не вникать в их проблемы).

Демократический стиль -  этот стиль наиболее позитивный. При этом стиле воспитания ребенок рассматривается как полноценный участник образовательного процесса, а взрослый выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребенком. Взрослый поддерживает его инициативу при обсуждении или выполнении различных дел, но не освобождает от ответственности. Наоборот, ребенок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.

 При выборе стиля педагогу необхо димо учитывать становление и развитие «образа Я» у ребенка, его стремление быть лучше. Иными словами — сколько де тей, столько и стилей воспитания. Ребенок имеет «Я» - реальное и «Я» - потенциальное (в форме желаний, мечты, при писывания себе качеств персонажей сказок, фильмов, рас сказов).        Педагогическая позиция педагога проявляется в признании индивидуальности ребенка, его неповторимос ти, знании и понимании его потребностей, интересов, по буждений; в устойчивом, заинтересованном, положитель ном отношении к личности ребенка, даже в случаях отри цательных поступков.

Технология педагогического общения.

Технология педагогического общения направлена на орга низацию определенных этапов.

1. Формирование у ребенка потребности в общении, по буждение его к деловым, личностным, познавательным ви дам общения.

М.И. Лисина, исследуя эту проблему в отношении детей, выделила четыре формы общения взрос лого с ребенком: непосредственно-эмоциональное, си туативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное. При этом необходимо учитывать благо приятный или неблагоприятный варианты развития лично сти ребенка (застенчивый, тревожный, замкнутый, агрес сивный и т.п.).

2.  Ориентировка в целях, ситуациях общения.

Педагоги откликаются на любую просьбу ребенка о со вместной деятельности и помощи, в случае невозможности их осуществления спокойно и доброжелательно объясняют причину. Необходимо формировать потребность творчески реализовать цели общения, создавать ситуацию самостоя тельного планирования, контроля, самооценки результата своей деятельности. Создание условий перехода от поста новки и определения цели деятельности к творческому ха рактеру жизнедеятельности детей обеспечивает развитие ме ханизмов саморегуляции, самопроектирования деятельнос ти.

3.  Ориентировка в личности собеседника, товарища, парт нера.

Взрослый способствует развитию у ребенка чувства соб ственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, личные вещи, выбирать друзей, иг рушки, виды деятельности). Важно воспитывать у детей ува жение и  терпение  к  сверстникам    и   взрослым    независимо     от   социального

происхождения, расовой и национальной при надлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, лич ностного и поведенческого своеобразия, уважение к чувствам других людей, их мнениям, желаниям, взглядам. В целом педагогическая позиция взрослого способствует развитию по ложительного отношения ребенка к окружающим людям, что немаловажно при общении.

4.  Планирование содержания своего общения.

Взрослый помогает ребенку выбрать ту или иную дея тельность. В практике зачастую педагогическое взаимодей ствие построено на прямом указании: что делать, как де лать, когда и даже с кем. Педагог должен предоставлять детям возможность самостоятельного выбора деятельности, нахождения средств и способов для реализации цели, обу чать приемам саморегуляции.

Педагогическая поддержка направлена на достижение ре бенком успеха. Включаясь в трудные для него задания, взрос лый создает ситуации, вызывающие интеллектуальную, эмоциональную активность детей, способствующие самостоятельной реализации нормативно-регулирующей функ ции общения. В программе «Радуга» раскрывается личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с деть ми в различных видах деятельности.

5.  Корректирование направления, стиля, метода общения.

Необходимо учить детей общаться. В детском коллективе со здаются условия для того, чтобы у детей формировались представления о правилах взаимодействия с другим чело веком, отношение к выполнению этих требований. Для этого нужно использовать сюжетно-ролевые игры, этю ды, разнообразные формы игровой терапии.

         Известно, что любая ситуация в системе образования организуется взрослым и взрослый всегда является – явным или неявным – её участником. В этом смысле взрослый представляет собой устойчивую характеристику любой  образовательной ситуации, которая определяется и конкретными обстоятельствами времени и места, и особенностями личности взрослого. Следовательно, эффект образовательной работы зависит не только от программы, но и от личности педагога, который даже самую обычную ситуацию может сделать (или не сделать) эмоционально насыщенной, привлекательной и интересной для ребенка.

         Важно подчеркнуть: при работе с детьми взрослый вступает в непосредственный эмоциональный         контакт с ребенком, а важность эмоциональных переживаний, особенно на ранних этапах развития, представлена в психоаналитических концепциях. Один из разработчиков такого подхода – Эрик Эриксон подчеркивал: на различных возрастных этапах пред ребенком встают особые задачи развития, и успешное решение их возможно только с помощью взрослого, который создает социальную ситуацию развития, обеспечивает познавательную активность ребенка, предъявляет культурные образцы для освоения и поддерживает детскую инициативу. Но главное, взрослый несет ответственность за решение базовых, жизненных задач, которые определяют судьбу ребенка: он либо принимает этот мир и самого себя, либо относится к нему с недоверием и не верит в собственные силы.

           Таким образом, образовательная работа с детьми предъявляет к взрослому особые требования. С одной стороны, взрослый выступает в роли посредника между культурой и ребенком и предлагает тому различные образцы культуры. С другой – выступает посредником между ребенком и культурой: поддерживая его инициативу, пытается приспособить культуру к ребенку.

        Особенность образовательной работы с детьми заключается в том, что попадая в детский коллектив, они выходят за рамки установившихся семейных отношений. Такая ситуация является для ребенка эмоционально напряженной,  поэтому задача  педагога  заключается в том,  чтобы сделать    её    максимально   комфортной,    для    чего     необходимо    учитывать индивидуальность каждого ребенка.

Литература.

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. – дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 432с.
  2. Бабунова Т.М. – дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с. (Учебное пособие)
  3. Урунтаева Г.А. – дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. -336 с.
  4. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой. В.В.Гербовой. Т.С.Комаровой. – м.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005. – 320 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.

В данном реферате я  разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....

Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.

В данном реферате я  разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....

Педагогическое общение как особый вид творчества

Педагогический процесс - это взаимодействие между педагогом и учащимися. А значит, от того, каков характер общения, может зависеть и результат педагогической работы....

Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении «АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер...

Статья. Виды общения. Функции педагогического общения.

Общение и как важно через общение правильно взаимодействовать с детьми....

Психолого - педагогические основы общения. "Условия оптимизации педагогического общения".

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Именно в общении происходят восприятие, понимание и оценка человека человеком. Целью педагогиче...

Выступление на педагогическом совете "Конфликты в педагогическом общении"

Понятие и сущность педагогического конфликта, причины возникновения и методы урегулирования....