Выступление на педагогическом совете "Конфликты в педагогическом общении"
презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на педагогическом совете. Конфликты в педагогическом общении | 1.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Раскрыть понятие и сущность педагогического конфликта, причины возникновения и методы урегулирования. Продемонстрировать важность обратных связей в общении и навыков эффективного слушания.
Понятие «Конфликт». Типы поведения в конфликтных ситуациях «Гора с горой не сходится, а человек с человеком сойдется» Народная мудрость
Понятие «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Сходные понятия - борьба, столкновение, несогласие, враждебность, оппозиция и др. КОНФЛИКТ столкновение 2 или более сторон по поводу реального или воображаемого ущемления интересов .
Виды конфликтов внутриличностные, межличностные, межгрупповые, внутригрупповые; конструктивные (в основе таких конфликтов лежат объективные противоречия, которые способствуют развитию и интеграции) и деструктивные (в основе таких конфликтов лежат субъективные причины, которые создают напряженность и ведут к разрушению социальной системы) предметные и беспредметные; быстротекущие, вялотекущие и длительные.
Формула конфликта S 1 > O < S 2 объект Субъекты Столкновение разворачивается вокруг этого объекта.
Основные структурные элементы конфликта Причины конфликта ( общие и частные) Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов взаимодействия. Инцедент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта . Динамика конфликта - отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.
4 стадии прохождения конфликта: Возникновение конфликта (появление противоречия). Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон. Конфликтное поведение. Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта).
Фаза конфликта Этап конфликта Возможности разрешения Начальная фаза Возникновение и развитие конфликтной ситуации; осознание конфликтной ситуации… 92 % Фаза подъема Начало открытого конфликтного взаимодействия 46 % Пик конфликта Развитие открытого конфликта Менее 5 % Фаза спада - Около 20 % Соотношение фаз и этапов конфликта
Модели поведения личности в конфликте : конструктивная (стремится уладить конфликт); деструктивная (стремится к расширению и обострению конфликта); конформистская (пассивность, непоследовательность в поведении, склонность к уступкам). Конфликтогены - слова, действия,
5 способов выхода из конфликтной ситуации: Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера. Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера. Компромисс представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной. Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план. Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
Негативные последствия конфликтов : ухудшение состояния здоровья; снижение работоспособности; большие эмоциональные затраты; стрессы; депрессия. Позитивные функции конфликтов: разрядка напряженности, получение новой информации, стимулируют развитие и позитивные изменения, преодолевают застой жизнедеятельности, вскрывают «хроническую болезнь», противоречие, помогают прояснить отношения.
«Правило трех плюсов»
Умение «Слышать и слушать» Умение слушать - умение слушать так, чтобы Ваш собеседник хотел Вам рассказывать, говорил открыто и с удовольствием. Умение слышать - это умение слышать именно собеседника, а не свои разные соображения по поводу сказанного им. Слышать именно то, что сказано, суть сказанного. Есть мнение, что мы слышим половину сказанного, слушаем половину услышанного и понимаем половину того, что слушали
Правила эффективного общения Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Мадэлин Беркли-Ален выделяет следующие негативные роли слушателей: Симулянт — делает вид, что слушает, но думает о своем. Зависимый слушатель — старается произвести впечатление внимательного слушателя; поглощен своими ощущениями от слушания, теряя при этом нить повествования. Перебивала — перебивает, так как думает, что забудет то, что хотел сказать. Слушатель, погруженный в себя, — теряет нить разговора, не обращая внимания, интересно ли собеседнику, насколько хорошо идет обсуждение. Слушатель-интеллектуал, или слушатель-логик, — слушает только то, что хочет, не обращая внимания на эмоциональную сторону
Факторы , не способствующие выравниванию напряжения в беседе : - игнорирование - принижение личности - противоречивость поведения . - перебивание собеседника . - подчеркивание разницы между собой и собеседником. - резкое убыстрение темпа беседы . - избегание пространственной близости - выспрашивание - оценка
Практическая часть Упражнение «Достойный ответ» Все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников (н.р. «Вы раздражаете меня своими беседами»). Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качество «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению. Обсуждение: Легко ли им было выполнять задание? Принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе?
Упражнение «Живая анкета» Ведущий называет фразу (утверждение, вопрос). Участники группы выбирают из предложенных, то, что подходит именно им. Например, задаются 4 цвета – красный, синий, зеленый, желтый. Участники выбирают и далее по команде ведущего встают или поднимают руку, а ведущий интерпретирует: красный – это активность; желтый – оптимизм, синий – спокойствие, зеленый – оборонительные тенденции. Или, например, 4 фигуры – треугольник, круг, квадрат, зигзаг. Треугольник – лидерство, круг – гармония, квадрат – неутомимые труженики, зигзаг – креативность. Или по биоритмам – совы, голуби, жаворонки.
Упражнение «Письмо» (умение слышать и слушать) Методика игры: выбирается один доброволец, ведущий приглашает ребят выйти из аудитории и подождать, пока их пригласят войти. Оставшимся объясняют правила игры, которые заключаются в том, что добровольцы будут заходить в аудиторию по одному и прослушивать приготовленный рассказ, а затем пересказывать следующему человеку всё, что они запомнили. Участники не должны ничего подсказывать добровольцу. Их задача будет заключаться в том, чтобы следить за тем, как искажается информация при передаче одного человека к другому. Когда последний доброволец передаст полученную информацию, ведущий снова для всех зачитывает текст, предложенный в самом начале. « Чукча переехавший в город пишет письмо на родину. «Здравствуй, брат! Я пишу медленно, т.к. помню, что ты не можешь читать быстро. У меня все хорошо. В доме, где я поселился есть стиральная машина, только странная, однако. Я загрузил в нее одежду, дернул за цепочку и началось бурление. И вдруг все исчезло. На этой неделе погода стоит хорошая – дождь шел всего два раза: сначала три дня, потом четыре дня. У жены скоро родиться ребенок, но мы пока еще не знаем - мальчик или девочка, так что пока еще не понятно - станешь ты дядей или тетей. До свидания. Твой старший брат». В конце игры нужно устроить обсуждение и проанализировать то, как передается информация от одного человека к другому, как она может искажаться.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию
Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста"...
Выступление из педагогического опыта работы Педагогическая мастерская Тема: «Ял минутлары» (мастер-класс) Конференция работников дошкольного образования в рамках августовского совещания работников образования Азнакаевкого муниципального района 2015
Выступление из опыта работы: Педагогическая мастерская «Использования дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, как система физкультурно - оздоровительной работы в дошкольном учрежде...
Выступление на педагогическом совете № 2 «Педагогические приёмы формирования УУД в ДОУ»
Тема: Педагогические приёмы формирования УУД.Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни. Беззаботность дошкольников, их беспечность, увлеч...
Выступление на педагогическом совете «Сплочение педагогического коллектива ДОУ»
Выступление на педагогическом совете в ДОУ....
Психолого - педагогические основы общения. "Условия оптимизации педагогического общения".
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Именно в общении происходят восприятие, понимание и оценка человека человеком. Целью педагогиче...
Выступление на Педагогическом совете «Музыкально-коммуникативные игры дошкольников как средство развития навыков общения»
выписка из протокола...
Выступление на педагогическом совете ДОУ «НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
Детский сад и семья-основные институты социализации детей. Сотрудничество и взаимодействие их необходимо для всестороннего развития личности ребёнка, хотя воспитательные функции различны.В нашем ...