Статья. Виды общения. Функции педагогического общения.
статья на тему
Общение и как важно через общение правильно взаимодействовать с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Виды общения. Функции педагогического общения. | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды и функции педагогического общения.
Как уже известно, что общение очень сложный процесс, без которого люди не смогут взаимодействовать друг с другом, не смогут обмениваться какой-либо информацией, а также не получится у человечества вырабатывать новые знания.
Из научной литературы мне известно несколько видов общения. Что же такое педагогическое общение? Педагогическое общение – это когда между педагогом и учащимися, или воспитанниками есть взаимодействие между друг другом, которое помогает им обеспечивать мотивацию, какую-либо результативность, творческий характер обоих, участвовавших во взаимодействии между собой, а также, присутствует и воспитательный эффект любой совместной коммуникативной деятельности.
Различают три вида общения: межличностное, групповое, массовое. Все эти три вида общения отличаются между собой по количеству участников. Знакомое нам соотношение «1:1», определяем, как признак межличностного общения;
Другое соотношение «1: несколько» как признак группового общения, который наиболее чаще встречается в педагогической практике общения;
Третье соотношение «1: много» обозначается как критерий массового общения.
У педагогического общения существуют даже категорические противопоказания. К ним относятся: безадресность и «условная адресность» речевого действия. Каким оно может быть? Только всегда конкретным и личностным. Очень важным является использование речевых форм, которые будут обозначать соучастие – местоимение «мы».
Существует в природе ещё интересный вид общения. Это общение называют контактное – дистантное. Где же может доминировать контактный вид общения? Конечно же когда взаимодействуют учитель и ученик. Этому сопутствуют условия общения. Назовём эти условия: например, классная комната, любой урок, который ограничен временем, большой и постоянный состав класса или группы.
Контактное общение отличается от дистантного определёнными чертами: у контактного общения гибкость и ситуативность сиюминутного речевого действия, а у другое имеет большую запрограммированность и подготовленность. Это имеет место быть прежде всего в письменных формах профессионального общения (письменный текст истолковывался однозначно и содержание информации в нём излагалась кратко и чётко).
Непосредственное – опосредованное общение? Педагогическая практика показывает, что опосредованное общение получает любую нужную учебную информацию через разные опосредующие аппараты, такие как, телевизор, компьютер и другие.
В современном мире педагог обязан отчётливо представлять дидактические для себя возможности таких известных для нас средств. Для чего это важно учителю, воспитателю? Чтобы успешно реализовать эти средства и их достоинства, и здесь же важно контролировать увлечённость ими детей.
Существует ещё интереснейший вид общения – официальное – неофициальное общение. В чём интересно различие этих двух видов общения?
А различие вот в чём, в обстановке и социально-ролевой обусловленности взаимоотношений участников общения.
Общение, которое называется официальным, в нём соблюдены все правила, все формальности, которые предусмотрены социальной ролью коммуникантов.
Неофициальное общение, какое оно? А это общение частное, нерегламентированное, которое не имеет никакого абсолютно статуса.
Официальное общение, оно строится соответственно с определёнными правилами делового этикета целенаправленно и использует в речи стереотипные компоненты, которые будут обеспечивать точность передачи восприятия информации и обеспечивать также её адекватность.
Такие определения как непринуждённость, неформальность взаимодействия участников общения и является неофициальным общением. А общение происходящее в официальном здании, при участниках, имеющих постоянные социальные роли, образовательные заведения, с учебным планом и правилами, всё это относится к официальному общению. Самое интересное, эффективность педагогического общения достигается, когда во взаимодействии партнёров или участников общения преобладает атмосфера нравственности, когда учитель и ученик творчески активны в деятельности, и когда радуемся за успехи друг друга.
Функции педагогического общения.
Наиболее приемлемое педагогическое общение, всё-таки общение с учениками или воспитанниками в процессе обучения или воспитания, предоставляющее самые лучшие условия, чтобы ребёнок мог развивать мотивацию к учебной деятельности, чтобы детская личность сформировалась в нужном русле, и самое важное для детей, чтобы они были обеспечены психологическим, эмоциональным климатом в обучении.
Назовём основные функции педагогического общения:
- информационно-коммуникативная – способствует познанию, функция знаний и обучения, развитие социального опыта;
- регуляционнокоммуникативная - так называемая организаторская, где присутствует выбор тактики и различные способы взаимодействий ученика с учителем, также чёткую организованную деятельность.
- воспитательно – коммуникативная функция, это функция, которая направлена на развитие личностных качеств учащихся, эмоционального фона ученика, чтобы ученик умел воспринимать эстетику художественного восприятия.
- информационно – коммуникативная функция, имеющая диалог и информационную взаимосвязь общения. Успех этой функции состоит в передаче конкретной научной информации, которая не будет зависеть от её адаптивности в учебных целях.
Коммуникативное умение учителя, это суметь с ориентироваться в ситуации общения: уметь предугадать реакцию ученика, как на этапе подготовки, и также на этапе учебного общения – это и есть воплощение нормативной задачи.
В процессе общения школьников с учителем предполагается усвоение нормативного речевого поведения, это и считается нормативной задачей. Ученик оценивает речь учителя как образец. Особо важным для учителя является свободное владение «языком предмета» со всех его сторон: как от логики, основанной на принципах науки, от информационного объёма теоретического обозначения до художественной отчётливости слова о писателе.
Актуализирующая задача располагает на умение учителя выбрать из личного запаса речевых средств, выбрать слова и формы речевого воздействия, которые в большей степени будут соответствовать данной ситуации.
Ещё одна функция, которую мы разберём, функция регуляционно-коммуникативная. Она начинается с до-коммуникативного этапа общения, как раз, когда идёт отбор и организация учебного материала. Создаётся модель педагогического общения: (подбор дидактического материала, планирование урока, написание конспекта занятия и другое).
Воспитательно-коммуникативная функция общения.
В цель урока входит три задачи: обучающая, воспитывающая и развивающая. Все эти задачи взаимосвязаны между собой.
В эту функцию включён очень широкий параметр: совершенствование личностных качеств учащихся, формирование эмоциональной сферы детей, изучение детьми точных и гуманитарных наук.
Что же раскрывает ученику всю красоту родного языка, конечно восприятие речи учителя. В достижении хорошего результата, учителю помогает владение словом. Самое главное в речи учителя – правильная и выразительная речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности"
Из опыта работы....
Статья "Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности"
Представляю опыт рабоы по ФГОС (модель "Три вопроса", утренний и вечерний сборы, работа детей в различных видах деятельности)...
СТАТЬЯ "ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ К ВОСПИТАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ"
Одной из актуальных педагогических воспитательных задач является задача воспитания у дошкольников культуры межличностного общения, основанного на на взаимоуважении, внимательности, доброжелательности....
Статья : "Технологические подходы психолого-педагогической работы к воспитанию у дошкольников культуры межличностного общения "
Статья посвящена воспитанию культуры межличностного общения дошкольников...
Статья: Навыки общения - педагогическая гостиная
Помощь родителям в освоеннии определенных навыков общения с детьми...
Статья: "Технологические подходы психолого-педагогической работы к воспитанию у дошкольников культуры межличностного общения"
Статья посвящена воспитанию культуры межличностного общения....
Статья на тему: «Понятие о речи. Виды и функции речи» 17 ноября 2022год
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь &md...