Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Круговорот воды в природе»
план-конспект занятия (старшая группа)
Образовательная область Познание
Возрастная группа старшая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_brazhnik_1.docx | 30.18 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка- детский сад № 31
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по познавательному развитию детей старшей группы
«Круговорот воды в природе»
Воспитатель Бражник А.А.
2021 год
Образовательная область Познание
Возрастная группа старшая
Концептуальные основы занятия
Тема «Круговорот воды в природе»
Возраст 5-6 лет
Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе.
Задачи:
образовательные: дать детям элементарное представление о понятии круговорот воды в природе. Расширить и закрепить знания детей о состояниях воды. Активизировать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
развивающие: развивать мышление, наблюдательность, любознательность. Учить детей устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать выводы.
воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу; формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие.
Виды детской деятельности: игровая; коммуникативная; познавательно-исследовательская; двигательная.
Методы и приёмы:
- словесные (беседа; рассказ педагога; вопросы, худ. слово)
- наглядные (показ, рассматривание глобуса)
- практические (элементарные опыты, игра)
Материалы и оборудование: глобус, яблоко, мольберт, картинки для макета круговорот воды в природе, обруч. Для проведения опыта с водой: термос с кипятком, зеркало, одноразовые тарелочки с водой, губки.
Предварительная работа: беседа о различных состояниях воды (жидкое, твёрдое, газообразное). Рассматривание глобуса, чтение энциклопедий.
1.Организационный момент | ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
(Дети заходят в группу, приветствуют присутствующих и друг друга, стоя в кругу) Ответы детей (это глобус) Ответы детей (это модель Земли). Ответы детей: Земля в уменьшенном виде. Ответы детей (голубого) -Это вода (моря, реки, океаны). Дети садятся на стульчики Ответы детей. (Это тоже вода, но в виде льда). Дети: в жидком, твёрдом и газообразном. Ответы детей | - Доброе утро! - Ребята, сделаем круг и поприветствуем друг друга. «Мы живём все на планете, называется Земля, и живут на той планете наши лучшие друзья». -А теперь пройдите на свои места. Послушайте загадку: На ноге стоит одной - Что это такое? -А что такое глобус? -А как вы понимаете – модель Земли? Да, так выглядит наша Земля. -Какого цвета больше всего на глобусе? -И что означает голубой цвет на глобусе? -Да, верно. Мы привыкли называть себя землянами, потому что планета наша называется Землей, и сам человек живет на твердой земной поверхности. Жёлтым и зелёным цветом показана на глобусе суша. -Как вы думаете, о чем же мы будем сегодня говорить? Поговорим о воде, о круговороте воды в природе. Итак, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты. Посмотрим, что это значит на примере яблока: разрезать яблоко на 4 части, показать детям 3 части – это вода, 1 часть - суша. -На глобусе есть так же участки белого цвета. Что они означают? Кто знает? Вода-самое удивительное вещество на Земле. Давайте, вспомним, что вы знаете о воде? В каких состояниях встречается вода в природе? | Создание благоприятной атмосферы на занятии. Загадка, беседа Показ, вопросы, беседа. |
2. Основная часть занятия | ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Гипотезы детей Дети перешагивают через обруч Ответы детей: нельзя, можно обжечься Дети делают вывод: что при нагревании вода превращается в пар. Горячая вода испаряется, в пар превращается. Дети выполняют опыт Ответы детей (лёгкая, как облачко) Дождь.
Дети повторяют хором и индивидуально. Дети повторяют (Круговорот воды в природе). Дети окружают маму-тучку, прыгают вокруг нее, водят хоровод). | -Хочу я вам, дети, сказку рассказать. Слушайте внимательно… Сказка Жил на белом свете Водяной, не простой, а самый главный. Водой руководил и неглавными водяными командовал. Решил он как-то раз проверить, вся ли вода в его царстве на месте. Недоверчивый он был, подозрительный. Боялся все, что вдруг вся вода пропадет. -Ребята, а если вся вода пропадет? что будет? (подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня). Надел главный Водяной очки, взял для точности счеты и стал воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Водяной понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась? -Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода? Нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело - Вода пропала! Нужно Водяному помочь найти пропавшую водичку. Делать то, что будем? -Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся. Вы согласны? Тогда вперед! Если дружно встать на ножки Топнуть, прыгнуть - не упасть То в страну весёлых сказок Можно сразу же попасть. Превратимся мы все в капельки, и спустимся в этот волшебный колодец. Будем Водяному помогать воду, потерянную искать и первым делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться. Опыт №1 Испарение воды -Ребята, смотрите, что стоит на столе, (педагог поднимает скатерть, там термос). -Ух, ты! Откуда здесь термосу взяться? Наверное, Водяной нам помогает. Интересно, а что же в нем может быть? Сейчас откроем и проверим. -Дети! Это термос и значит в нем что- то горячее. Можно детям притрагиваться к горячим предметам? Почему? Правильно! Дети самостоятельно термос не должны открывать. Это могут делать только взрослые. (Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар). Воспитатель: А что это выходит из термоса? Откуда пар в термосе? (Вода при нагревании превратилась в пар) Какой сделаем вывод? Опыт №2 Капли на зеркале. Воспитатель: А вдруг это не вода? У меня есть один способ -это проверить. (Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром. Предлагает детям проверить, потрогать капли воды на зеркале). -Какой можно сделать вывод? -Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода. -А во что превращается пар, когда поднимается вверх и как называется это явление мы узнаем из третьего опыта. Опыт №3. -Перед вами стоят тарелочки, в них вода, это наш водоём. Возьмите, пожалуйста, в руки губки и скажите губка лёгкая? А теперь наберите чуть-чуть воды, так, чтобы губка впитала капельки воды (набрали?). Поднимите губку и скажите, губка потяжелела? Стала тяжелой, как тучка. А теперь сожмите губку одной рукой, что пошло из тучки? Капельки снова из тучки спустились вниз. -Из этого можно сделать вывод (какой?) в тучку, набираются, капельки воды и в виде дождя спускаются вниз это явление называется, круговорот воды в природе. ПОВТОРИТЕ! Физминутка «Путешествие капельки» (Воспитатель надевает бумажную корону с изображением тучки). -Капельки полетели, в речке поплыли, в океан попали. Потянулись капельки к лучам солнца, вспомнили о маме -тучке. Собрались все вместе и упали снова в речку дождем (присели). -Ребята, как вы думаете, нашли мы пропавшую воду? Нам нужно Водяному объяснить, что вода его никуда не денется. Попутешествует и назад к нему вернется. Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается. * В облака собирается. | Рассказ Вопросы Постановка проблемной ситуации. Ритуал входа в сказку «Волшебный колодец» Исследовательская деятельность Вопросы, выводы Проговаривание Игра Воспитатель на мольберте выкладывает часть круговорота воды в природе. Развитие у детей умения самостоятельно делать выводы Поощрение, похвала. |
3. Заключительная часть занятия | ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети проходят сквозь обруч Ответы детей. | -Ребята, нам пора возвращаться в детский сад Если дружно встать на ножки, Топнуть прыгнуть - не упасть, То легко ребята смогут, Снова в детский сад попасть. В природе путешествует вода, Она не исчезает никогда: То в снег превратиться, то в лед, Растает – и снова в поход! По горным вершинам, Широким долинам, Вдруг в небо взовьется, Дождем обернется Вокруг оглянитесь В природу вглядитесь Вас окружает везде и всегда Эта волшебница – ВОДА! - Ребята у нас с вами получилось помочь Водяному? - Ребята, что нового сегодня вы узнали? - Как называется путешествие воды? -Что вам больше всего понравилось на занятии? -Как нужно относится к воде? Молодцы, ребята!
| Ритуал выхода из сказки «Волшебный колодец» Художественное слово Вопросы рефлексии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Весна»
Цель: Уточнить знания детей о весне, пробуждении природы ото сна, жизни животного и растительного мира в весенний период.Интеграция образовательных областей:Познание: Обобщить и систематизироват...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Необычное расследование»
Образовательная область: «Познавательное развитие»Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивна.Цель: создать условия для развития у дет...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Необычное расследование»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возрастаТема: «Необычное расследование» Образовательная область: «Познавательное раз...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: "Лес"
Материал направлен на формирование у детей основ экологического сознания, закрепление правил поведения в природе; способствует развитию у детей познавательных интересов, умения анализировать, делать в...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Масленица».
Данная методическая разработка предназначена для воспитателей. Она позволит познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица, развивает речь, воспитывает интерес и уважение к трад...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: игра – путешествие по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»
конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема:игра -путешествие по сказке С.Т. Аксакова "Аленький цветоч...