Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Необычное расследование»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Алексеева Виктория Леонидовна

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Необычное расследование»

 

 

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивна.

Цель: создать условия для развития  у детей любознательности, познавательного интереса, логического мышления через экспериментальную деятельность.

Задачи.

Образовательные:

-уточнить и расширить знания детей о профессии «Частный детектив»;

-познакомить детей с некоторыми условными мерками (мерочный стакан, напёрсток, ложка);

-развивать логические приёмы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);

-формировать умение понимать и отслеживать причинно-следственные связи.

Развивающие:

-развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

-способствовать социально - коммуникативному, познавательному, речевому, художественно - эстетическому развитию воспитанников;

-активизировать умственную деятельность детей.

Воспитательные:

-воспитывать способность к совместной деятельности;

-вызвать у детей интерес и положительные эмоции.

Предварительная работа:

-знакомство детей с профессией «Частный детектив», включив термин «сыщик»;

-просмотр мультипликационных фильмов «По следам бременских музыкантов», «Следствие ведут Колобки»;

-беседа о деятельности сыщиков в мультфильмах;

-знакомство с системой координат.

Демонстрационный материал: фотоаппарат, телефон, карта, иллюстрации котов.

Музыкальный материал: компьютер, музыка из к/ф «Розовая пантера», «Песня гениального сыщика» автор музыки – Г. Гладков, слова - Ю. Энтин.

Раздаточный материал: жетоны по количеству детей;  вещи для беспорядка: конструктор «Лего», транспорт; вещи для сыщиков: кепки, перчатки,  карта с координатами, бинокль, увеличительные стёкла (лупы); коробка с рассыпанными бусинами, три шнурка разной длинны, три схемы для проверки; ёмкости: графин с зельем, пустой графин, воронки, три кувшина с соком (апельсиновым, вишнёвым, лимонным), три пустых прозрачных стакана, три мерочных стаканчика разного объёма, напёрсток, ложки, кружки для эликсира по количеству детей, бумажные салфетки, контейнер для салфеток, блюдце с молоком, фартуки;  пробирки, высокая узкая колба, рыбка, маленькое ведро с водой, лейка с длинным носиком, стакан с водой, альбомные листы со скрытыми нарисованными отпечатками лап котов лимонным соком или белой расплавленной свечой, пинцет, маленькие сито, цветной порошок, баночки с йодовым раствором, широкие кисти для рисования, лупы, влажные салфетки, картинка с разными следами, иллюстрации кошек, указка.

Словарная работа: ввести в словарь детей новые слова: версия, улики, отпечатки, сыщик, напёрсток, зелье, эликсир.

 

Ход НОД:

(Воспитатель с детьми  заходят  в группу, обнаруживают  беспорядок. С большим удивлением на лице и в интонации воспитатель начинает диалог.)

Воспитатель: Ребята, вы только посмотрите, какой беспорядок. Кто бы это мог сделать? Давайте найдём этого безобразника. ( Давайте найдём.)

Но сначала наведём порядок. По жетонам делимся на две команды. Чья команда быстрее наведёт порядок. (Звучит музыка.)

Воспитатель: Для того, чтобы найти того, кто навёл беспорядок, мы превратимся в сыщиков. А вы знаете, кто такие сыщики? ( Да! Это такие люди, которые раскрывают преступления, ищут пропавшие вещи или людей.)

Воспитатель: Правильно! А что можно сделать, чтобы мы были похожи на настоящих сыщиков? ( Переодеться.)

Воспитатель: У нас есть в центре модного приговора одежда как у «Частного детектива» Шерлока Холмса. Сейчас мы её наденем и сможем раскрыть это запутанное дело. ( Дети из сундука сами берут необходимые атрибуты: кепки, перчатки, воспитатель находит  карту,  и т. д.)

Воспитатель: Теперь вы настоящие сыщики! Вы готовы приступить к расследованию:  «Дело о беспорядке»? ( Да.)

Нам нужно собрать улики – это предметы, которые помогут опознать безобразника. Но вам нужно запомнить самое главное правило сыщика - улики руками не трогать. Повторите!

Игра-расследование.

Воспитатель: Посмотрите! Мне кажется, здесь прячется улика!

Это коробка с сюрпризом. Интересно, что там внутри? 

Попробуем предположить, что может быть в коробке?

Прислушаемся «Живое или не живое лежит в ней»?

Этого много или мало, и  как мы можем узнать? (Вывод: надо потрясти коробку) Какие предметы твёрдые или мягкие? Большие или маленькие?

( Воспитатель задаёт вопросы описательного плана.)

Воспитатель: Я предполагаю, что в коробке предметы круглой формы, но они также могут быть овальными, квадратными, разного цвета, могут быть сделаны из стекла, из пластмассы, из дерева и других материалов, если их нанизывать на нитки, получатся красивые украшения. Что это может быть? ( Бусины.)

Воспитатель: Давайте проверим! (Открываем коробку, в которой лежат разноцветные, рассыпанные бусины.)

Воспитатель: Действительно, это рассыпанные бусины! И здесь побывал безобразник. Ребята, давайте соберём их в красивые украшения.

Слушайте внимательно задание: сначала разделимся на три команды – круги, квадраты и треугольники. Посмотрите перед вами 3 шнурка. Команда кругов возьмёт самый длинный шнурок. Команда квадратов – средний по длине шнурок. И команда треугольников – самый короткий шнурок.

- На самый длинный шнурок необходимо собрать - 2 красные, 1 жёлтую, 1 зелёную бусину, и продолжить ряд.

- На средний  шнурок - 1 оранжевую, 1 фиолетовую, 1 синюю.

- На самый короткий  шнурок - 1 фиолетовую, 1 зелёную бусины.

- Повторите команды задание. Приступайте к выполнению задания.

Воспитатель: Справились? Проверьте себя. (На мольберте схемы  для проверки.) Возьмём улику с собой.

Физкультминутка.

Воспитатель: Чтобы собрать все улики нам нужно восстановить силы. Для этого мы выпьем волшебный эликсир, который приготовим сами.  Кто знает, из чего его приготовить? Есть отгадка: (показывает схему)  в графин необходимо налить пять частей оранжевого  сока, пять частей  бордового сока, пять частей  жёлтого сока. (Заготовлены три кувшина разного сока, графин, воронка, три пустых  стакана,  мерки разного объёма.)

Воспитатель: Посмотрите на стаканы.

Сколько мерок апельсинового сока вы налили? (Пять.)

Сколько мерок вишнёвого сока? ( Пять.)

Сколько мерок лимонного сока? (Пять.) Почему? (На схеме 5.)

По сколько мерок вы налили в стаканы? ( По пять, поровну.)

Налили по пять мерок, но почему-то в стаканах не равное количество сока? (Мерки разного объёма.)

Сколько всего мерок сока нам понадобилось для приготовления эликсира. (15.)

Вылейте содержимое стаканов в графин. ( Взбалтываем.)

 Наш волшебный эликсир готов. Из чего вы приготовили  эликсир? (Из разных соков.)

Давайте придумаем название эликсиру. ( Дают название эликсиру.)

Попробуем, что у нас получилось? ( Да!)

Воспитатель: Подкрепились волшебным эликсиром, двигаемся дальше.

Улику -  молоко берём с собой.

Я вижу, где можно найти следующую улику. Вспомните главное правило сыщиков? (Ничего не трогать руками.)

(Воспитатель вместе с детьми подходит к столу, на котором стоит высокая колба (высокий сосуд), на дне которого пластмассовая рыбка, стакан с водой, лейка, пустые стаканы, маленькое ведро, напёрсток, ложка…(в ёмкостях  воды мало).)

Воспитатель: Предлагаю встать вокруг стола. Что вы видите? (На дне колбы лежит рыбка) Ребята,  как вы думаете как нам её достать не трогая руками?  (Дети проделывают необходимые действия, пробуя достать рыбку  из колбы, заполнив колбу водой, при этом рыбка поднимется вверх.)

Воспитатель: Так как рыбка является уликой, возьмём её с собой. ( Далее обращаем внимание, что рыбки в ряд лежат на полу.)

Воспитатель: Кто–то растащил всю рыбу. Посмотрите, я вижу чистые листы (пинцетом берёт лист, обследует.) Ничего не понимаю. Листы совершенно белые, ничего на них не написано,  ничем не пахнут. Может, вы что-нибудь видите?  Я вспомнила, меня один знакомый сыщик научил, как при помощи химического порошка обследовать предметы на наличие отпечатков. Предлагаю провести такой опыт? Согласны?  ( Да, проведём.)

Воспитатель: Возьмём сито, посеем порошок на лист и разотрём его кистью.

 (Дети проделывают опыт, на листах появляются следы, рассматривают через увеличительные стёкла.)

Воспитатель: Что мы видим? ( Да это же следы!)

 Интересно, кому они принадлежат? Ребята,  как вы думаете, чьи это могут быть следы? (Собаки, кролика, кота, тигра и т. д.)

Воспитатель: Это всё ваши подозрения и предположения, а наверняка мы всё равно не знаем. Посмотрите на улики, которые мы собрали. Подумаем ещё раз. У нас есть бусы, молоко, рыба, следы. Улики показывают, что это…? ( Кот.)

Воспитатель: Как мы и предполагали - это кот. Но нам необходимо узнать, какой именно. Это был кот не цветной, у него тонкий хвост, и немаленькие уши…   (на магнитной доске иллюстрации  с изображением разных котов. Методом исключения дети находят кота, про которого была загадка).

Воспитатель: Почему этот? Докажите? (дети делают вывод, прощают кота за шалости).

Воспитатель: Вот вы и нашли нашего безобразника. Теперь вы стали настоящими сыщиками. Всемирная Федерация сыщиков принимает вас в своё сообщество и дарит памятные значки. Но мне бы хотелось отметить самых активных сыщиков. Скоро вас ждут новые запутанные дела. (полицейские эмблемы на бэйджики вручает следователь полиции.)

Ритуал прощания - Игра «Волшебный клубок».

Дети стоят кругу. Ведущий высказывает свой впечатления о занятии, передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит о своих впечатлениях. Затем передает клубок следующему ребенку, пока клубок не вернётся к  ведущему.

Далее воспитатель предлагает детям отправиться в «Центр творчества» и нарисовать кота – виновника беспорядка в группе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Необычное расследование»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивна.

Цель: создать условия для развития  у детей любознательности, познавательного интереса, логического мышления через экспериментальную деятельность.

Задачи.

Образовательные:

-уточнить и расширить знания детей о профессии «Частный детектив»;

-познакомить детей с некоторыми условными мерками (мерочный стакан, напёрсток, ложка);

-развивать логические приёмы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);

-формировать умение понимать и отслеживать причинно-следственные связи.

Развивающие:

-развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

-способствовать социально - коммуникативному, познавательному, речевому, художественно - эстетическому развитию воспитанников;

-активизировать умственную деятельность детей.

Воспитательные:

-воспитывать способность к совместной деятельности;

-вызвать у детей интерес и положительные эмоции.

Предварительная работа:

-знакомство детей с профессией «Частный детектив», включив термин «сыщик»;

-просмотр мультипликационных фильмов «По следам бременских музыкантов», «Следствие ведут Колобки»;

-беседа о деятельности сыщиков в мультфильмах;

-знакомство с системой координат.

Демонстрационный материал: фотоаппарат, телефон, карта, иллюстрации котов.

Музыкальный материал: компьютер, музыка из к/ф «Розовая пантера», «Песня гениального сыщика» автор музыки – Г. Гладков, слова - Ю. Энтин.

Раздаточный материал: жетоны по количеству детей;  вещи для беспорядка: конструктор «Лего», транспорт; вещи для сыщиков: кепки, перчатки,  карта с координатами, бинокль, увеличительные стёкла (лупы); коробка с рассыпанными бусинами, три шнурка разной длинны, три схемы для проверки; ёмкости: графин с зельем, пустой графин, воронки, три кувшина с соком (апельсиновым, вишнёвым, лимонным), три пустых прозрачных стакана, три мерочных стаканчика разного объёма, напёрсток, ложки, кружки для эликсира по количеству детей, бумажные салфетки, контейнер для салфеток, блюдце с молоком, фартуки;  пробирки, высокая узкая колба, рыбка, маленькое ведро с водой, лейка с длинным носиком, стакан с водой, альбомные листы со скрытыми нарисованными отпечатками лап котов лимонным соком или белой расплавленной свечой, пинцет, маленькие сито, цветной порошок, баночки с йодовым раствором, широкие кисти для рисования, лупы, влажные салфетки, картинка с разными следами, иллюстрации кошек, указка.

Словарная работа: ввести в словарь детей новые слова: версия, улики, отпечатки, сыщик, напёрсток, зелье, эликсир.

Ход НОД:

(Воспитатель с детьми  заходят  в группу, обнаруживают  беспорядок. С большим удивлением на лице и в интонации воспитатель начинает диалог.)

Воспитатель: Ребята, вы только посмотрите, какой беспорядок. Кто бы это мог сделать? Давайте найдём этого безобразника. ( Давайте найдём.)

Но сначала наведём порядок. По жетонам делимся на две команды. Чья команда быстрее наведёт порядок. (Звучит музыка.)

Воспитатель: Для того, чтобы найти того, кто навёл беспорядок, мы превратимся в сыщиков. А вы знаете, кто такие сыщики? ( Да! Это такие люди, которые раскрывают преступления, ищут пропавшие вещи или людей.)

Воспитатель: Правильно! А что можно сделать, чтобы мы были похожи на настоящих сыщиков? ( Переодеться.)

Воспитатель: У нас есть в центре модного приговора одежда как у «Частного детектива» Шерлока Холмса. Сейчас мы её наденем и сможем раскрыть это запутанное дело. ( Дети из сундука сами берут необходимые атрибуты: кепки, перчатки, воспитатель находит  карту,  и т. д.)

Воспитатель: Теперь вы настоящие сыщики! Вы готовы приступить к расследованию:  «Дело о беспорядке»? ( Да.)

Нам нужно собрать улики – это предметы, которые помогут опознать безобразника. Но вам нужно запомнить самое главное правило сыщика - улики руками не трогать. Повторите!

Игра-расследование.

Воспитатель: Посмотрите! Мне кажется, здесь прячется улика!

Это коробка с сюрпризом. Интересно, что там внутри?  

Попробуем предположить, что может быть в коробке?

Прислушаемся «Живое или не живое лежит в ней»?

Этого много или мало, и  как мы можем узнать? (Вывод: надо потрясти коробку) Какие предметы твёрдые или мягкие? Большие или маленькие?

( Воспитатель задаёт вопросы описательного плана.)

Воспитатель: Я предполагаю, что в коробке предметы круглой формы, но они также могут быть овальными, квадратными, разного цвета, могут быть сделаны из стекла, из пластмассы, из дерева и других материалов, если их нанизывать на нитки, получатся красивые украшения. Что это может быть? ( Бусины.)

Воспитатель: Давайте проверим! (Открываем коробку, в которой лежат разноцветные, рассыпанные бусины.)

Воспитатель: Действительно, это рассыпанные бусины! И здесь побывал безобразник. Ребята, давайте соберём их в красивые украшения.

Слушайте внимательно задание: сначала разделимся на три команды – круги, квадраты и треугольники. Посмотрите перед вами 3 шнурка. Команда кругов возьмёт самый длинный шнурок. Команда квадратов – средний по длине шнурок. И команда треугольников – самый короткий шнурок.

- На самый длинный шнурок необходимо собрать - 2 красные, 1 жёлтую, 1 зелёную бусину, и продолжить ряд.

- На средний  шнурок - 1 оранжевую, 1 фиолетовую, 1 синюю.

- На самый короткий  шнурок - 1 фиолетовую, 1 зелёную бусины.

- Повторите команды задание. Приступайте к выполнению задания.

Воспитатель: Справились? Проверьте себя. (На мольберте схемы  для проверки.) Возьмём улику с собой.

Физкультминутка.

Воспитатель: Чтобы собрать все улики нам нужно восстановить силы. Для этого мы выпьем волшебный эликсир, который приготовим сами.  Кто знает, из чего его приготовить? Есть отгадка: (показывает схему)  в графин необходимо налить пять частей оранжевого  сока, пять частей  бордового сока, пять частей  жёлтого сока. (Заготовлены три кувшина разного сока, графин, воронка, три пустых  стакана,  мерки разного объёма.)

Воспитатель: Посмотрите на стаканы.

Сколько мерок апельсинового сока вы налили? (Пять.)

Сколько мерок вишнёвого сока? ( Пять.)

Сколько мерок лимонного сока? (Пять.) Почему? (На схеме 5.)

По сколько мерок вы налили в стаканы? ( По пять, поровну.)

Налили по пять мерок, но почему-то в стаканах не равное количество сока? (Мерки разного объёма.)

Сколько всего мерок сока нам понадобилось для приготовления эликсира. (15.)

Вылейте содержимое стаканов в графин. ( Взбалтываем.)

 Наш волшебный эликсир готов. Из чего вы приготовили  эликсир? (Из разных соков.)

Давайте придумаем название эликсиру. ( Дают название эликсиру.)

Попробуем, что у нас получилось? ( Да!)

Воспитатель: Подкрепились волшебным эликсиром, двигаемся дальше.

Улику -  молоко берём с собой.

Я вижу, где можно найти следующую улику. Вспомните главное правило сыщиков? (Ничего не трогать руками.)

(Воспитатель вместе с детьми подходит к столу, на котором стоит высокая колба (высокий сосуд), на дне которого пластмассовая рыбка, стакан с водой, лейка, пустые стаканы, маленькое ведро, напёрсток, ложка…(в ёмкостях  воды мало).)

Воспитатель: Предлагаю встать вокруг стола. Что вы видите? (На дне колбы лежит рыбка) Ребята,  как вы думаете как нам её достать не трогая руками?  (Дети проделывают необходимые действия, пробуя достать рыбку  из колбы, заполнив колбу водой, при этом рыбка поднимется вверх.) 

Воспитатель: Так как рыбка является уликой, возьмём её с собой. ( Далее обращаем внимание, что рыбки в ряд лежат на полу.)

Воспитатель: Кто–то растащил всю рыбу. Посмотрите, я вижу чистые листы (пинцетом берёт лист, обследует.) Ничего не понимаю. Листы совершенно белые, ничего на них не написано,  ничем не пахнут. Может, вы что-нибудь видите?  Я вспомнила, меня один знакомый сыщик научил, как при помощи химического порошка обследовать предметы на наличие отпечатков. Предлагаю провести такой опыт? Согласны?  ( Да, проведём.)

Воспитатель: Возьмём сито, посеем порошок на лист и разотрём его кистью.

 (Дети проделывают опыт, на листах появляются следы, рассматривают через увеличительные стёкла.)

Воспитатель: Что мы видим? ( Да это же следы!)

 Интересно, кому они принадлежат? Ребята,  как вы думаете, чьи это могут быть следы? (Собаки, кролика, кота, тигра и т. д.)

Воспитатель: Это всё ваши подозрения и предположения, а наверняка мы всё равно не знаем. Посмотрите на улики, которые мы собрали. Подумаем ещё раз. У нас есть бусы, молоко, рыба, следы. Улики показывают, что это…? ( Кот.)

Воспитатель: Как мы и предполагали - это кот. Но нам необходимо узнать, какой именно. Это был кот не цветной, у него тонкий хвост, и немаленькие уши…   (на магнитной доске иллюстрации  с изображением разных котов. Методом исключения дети находят кота, про которого была загадка).

Воспитатель: Почему этот? Докажите? (дети делают вывод, прощают кота за шалости).

Воспитатель: Вот вы и нашли нашего безобразника. Теперь вы стали настоящими сыщиками. Всемирная Федерация сыщиков принимает вас в своё сообщество и дарит памятные значки. Но мне бы хотелось отметить самых активных сыщиков. Скоро вас ждут новые запутанные дела. (полицейские эмблемы на бэйджики вручает следователь полиции.)

Ритуал прощания - Игра «Волшебный клубок».

Дети стоят кругу. Ведущий высказывает свой впечатления о занятии, передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит о своих впечатлениях. Затем передает клубок следующему ребенку, пока клубок не вернётся к  ведущему.

Далее воспитатель предлагает детям отправиться в «Центр творчества» и нарисовать кота – виновника беспорядка в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Необычное расследование»

Образовательная область: «Познавательное развитие»Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивна.Цель: создать условия для развития  у дет...

Конспект открытого комплексного мероприятия непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с элементами творческого конструирования «Мастерская модной одежды»

Содержание способствует развитию любознательности и познавательной мотивации  посредством вовлечения старших дошкольников  в совместный долгосрочный образовательный проект через знакомство с...

Непрерывная образовательная деятельность по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Город, город ты мне дорог».

                      Cоздание условий для формирования основ патриотического воспитания, любви к родному краю. Знакомство  детей с и...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте. «Нет профессии важней».

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо  познавательному развитию  в старшем дошкольном возрасте.                     ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Масленица».

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей. Она позволит познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица, развивает речь, воспитывает интерес и уважение к трад...

«Математический спецназ». Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

     Данное  занятие, проводилось накануне Дня защитника Отечества,  и было  разработано для группы, в составе которой большинство мальчиков.   Конс...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста по познавательному развитию (окружающий мир) «Правила безопасности для малышей дома».

КонспектНепрерывной образовательной деятельностипо познавательному развитию детей среднего дошкольного возрастапо познавательному развитию (окружающий мир)«Правила безопасносКонспектНепрерывной ...