Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Масленица».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Данная методическая разработка предназначена для воспитателей. Она позволит познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица, развивает речь, воспитывает интерес и уважение к традициям русского народа.Данная методическая разработка предназначена для воспитателей. Она позволит познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица, развивает речь, воспитывает интерес и уважение к традициям русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_maslenitsa.docx | 24.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 «Искорка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому и социально-личностному развитию детей.
Методическая разработка
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Масленица».
Составила и провела:
Анисимова Евгения Александровна.
г. Бердск
Актуальность: Данная методическая разработка предназначена для воспитателей. Она позволит познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица, развивает речь, воспитывает интерес и уважение к традициям русского народа.
Цель: дать детям представление о народном празднике, традициях празднования Масленицы.
Задачи:
-ознакомить детей с традициями русского народа – праздником Масленица.
-развивать речь.
-воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.
Предметно-развивающая среда:
Демонстрационный материал: ИКТ, презентация « Масленица »; репродукции картин русских художников; фото видео материалы; рисунки.
Методы и приемы: наглядный, словесный, игровой.
Ход НОД:
Воспитатель: Доброе утро, ребята. Перед началом нашего занятия, предлагаю вам проснуться и настроиться на хорошую работу.
Коммуникативная игра «Доброе утро».
Доброе утро, глазки! Вы проснулись? (поглаживание глаз, сделали пальцами «бинокль», посмотрели на ребят).
Доброе утро, ушки! Вы проснулись? (потирание мочек, делаем уши «слона»)
Доброе утро, ручки! Вы проснулись? (одна рука поглаживает другую, хлопаем в ладоши).
Доброе утро, ножки! Вы проснулись? (поглаживание ног, топаем ногами).
Доброе утро, дети! Мы проснулись (машем руками над собой).
Проснулись, и улыбнулись. (улыбаемся друг другу).
Воспитатель: молодцы! Займите свои места. Ребята, кто мне скажет, какое сейчас время года?
Ответы детей:
Воспитатель: молодцы! А чем вам нравится зима?
Ответы детей:
Воспитатель: Какие зимние забавы вам нравятся?
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, какая бывает зима?
Ответы детей:
Воспитатель: Бывает зима снежная, вьюжная, суровая, морозная, холодная, ледяная… А бывает и ветреная. Давайте мы с вами покажем, какая бывает ветреная зима.
Дыхательная гимнастика «Ветер».
Ветер дует слабо ф-ф-ф. Ветер дует сильно Ф-Ф-Ф. Давайте мы с вами попробуем превратить суровую зиму в ласковую. Как это можно сделать? Назвать ее ласково. Игра «Назови ласково».
Зима – зимушка
Снег – снежок
Сосулька – сосулечка
Мороз – морозец
Дерево – деревце
Ветер – ветерок
Горка – горочка
Лед – ледок
Холод – холодок
Санки – саночки
Воспитатель: молодцы. Но какой бы замечательной не была зима, приходит время уступить свой черед. Какое время года наступит совсем скоро?
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, а кто мне скажет какой сегодня день? Сегодня, ребята, не обычный день. Сегодня первый день праздника Масленицы. Что вы знайте об этом празднике?
Ответы детей:
Воспитатель: чтобы не гневалась зима, по-хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы – Масленицу. Масленица - это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому это праздник встречи весны и солнца. На главной площади устанавливается чучело Масленицы, возле которой происходят народные гуляния. Устраиваются кулачные бои, ритуальные прыжки через костры, перетягивание каната, пляски, танцы. Шум празднования обычно длиться до поздней ночи. Безусловно, главной традицией Масленицы – являются блины. Блины пекут все семь дней, объедаясь ими сколько душе угодно. А как вы думаете, почему традицией масленицы являются блины?
Ответы детей:
Физкультминутка
«Малечена-калечина»
Выбирается ведущий. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова и одновременно катают между ладошек палочку.
Малечена-калечина, сколько часов осталось до вечера, до зимнего?
После слов «До зимнего?» ставят палочку на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: «Раз, два, три, … десять». Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.
Воспитатель: Длится праздник целую неделю и каждый день носит свое название.
Начинается Масленица в понедельник, который называется «Встреча».
С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.
Вторник называют «Заигрыши». В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр, молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых: «У нас горы готовы и блины испечены — просим жаловать».
Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.
Среда называется «Лакомка». В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. В этот день ходят в гости друг к другу на блины.
Четверг – самый веселый день «Разгул». В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки, ходили по дворам и желали здоровья и благополучия хозяевам.
Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).
Пятница — это гостевой день и называется «Тещины вечерки». В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.
Суббота – «Посиделки». Во время посиделок в зимнее время красны девицы и добры молодцы собирались для бесед, пения песен, а еще пряли, плели, ткали
Воскресенье – «Проводы» Масленицы. Заканчивается гулянье на ледяных горках, разжигают костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы. Провожают зиму до следующего года.
А сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно»
Игра «Гори, гори ясно»
Важно, чтобы количество играющих было нечетным. Выбирается водящий — он будет «гореть».
Все остальные игроки делятся на пары и встают позади «горящего» на расстоянии 3-4 метра от него. Игроки поют:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Как только они заканчивают петь, последняя пара расцепляет руки, и бежит вдоль колонны, один слева, другой — справа.
Как только они поравняются с водящим, они кричат ему:
Раз, два не воронь, беги как огонь.
После этого они бегут дальше, стараясь увернуться от водящего, встать перед ним и снова сцепить руки. Водящий, в свою очередь, старается их осалить или поймать. Если ему удалось осалить одного из игроков, он встает с ним парой впереди колонны, а оставшийся игрок становится «горящим».
Если водящий никого не поймал, он продолжает водить, а бежавшие игроки встают парой в начале колонны.
Вопросы к детям.
В какие игры мы с вами играли. Почему праздник назывался масленицей? Почему пекли блины? Как люди праздновали этот праздник?
В конце занятия все участники угощаются блинами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывно образовательной деятельности (познавательное развитие) в младшей группе "Чистота - залог здоровья"
Конспект непрерывно образовательной деятельности (познавательное развитие) в младшей группе "Чистота - залог здоровья". Цель: Цель: закреплять навыки детей в умывании, в знании предметов туалета ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности ( познавательное развитие ) в младшей группе "Пожарная безопасность"
Конспект непрерывной образовательной деятельности ( познавательное развитие ) в младшей группе "Пожарная безопасность". Цель: дать детям понятие о пользе и вреде огня. Задачи: знакомить...
Конспект непрерывной образовательной деятельности (познавательное развитие) в средней группе \'\'Домашние животные и их детёныши\'\' с использованием информационно-коммуникационной технологии
Цель: формирование конкретного представления о жизни домашних животных.Задачи:1. Знакомить с домашними животными (их внешним видом, значением для человека);2....
Конспект образовательной ситуации познавательного развития детей старшей группы «Откуда берется радуга?»
Место использования ситуации в режиме дня : НОДЦель: развитие познавательной активности, коммуникативных навыков, умения взаимодействовать со сверстниками в ходе исследовательской деятельности.Задачи:...
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Познавательное развитие» в старшей группе «Он и желтый и сыпучий…»
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе «Он и желтый и сыпучий…» Цель: Развитие познавательной активности в процессе знак...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности (познавательное развитие) в средней группе \'\'Дикие животные и их детёныши\'\' с использованием информационно-коммуникационной технологии
Цель: формирование конкретного представления о жизни диких животных....
Конспект организованной образовательной деятельности познавательного развития детей старшей группы «Что у нас над головой».
ООД познавательного развития детей старшей группы "Что у нас над головой"....