«Совместное сюжетосложение как способ построения творческой игры старших дошкольников».
статья (старшая группа)

Чуфистова Елена Юрьевна

«Совместное сюжетосложение как способ построения творческой игры старших дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnoe_syuzhetoslozhenie.docx57.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №16 «Белочка»D:\со старого компьютера\картинки все\фоны для буклетов\13798714.jpg

Выступление на педагогическом совете

«Совместное сюжетосложение как способ построения творческой игры старших дошкольников».

Подготовила: Чуфистова Е.Ю.

воспитатель первой квалификационной

категории

2020г.

   

Согласно образовательному стандарту, одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, является поддержка спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства. Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития - сюжетосложение, необходимо её грамотно организовать.  Совместное сюжетосложение – сложный способ построения творческой игры. Что он даёт? В процессе сюжетосложения  дети реализуют свои творческие возможности, действуют согласованно, несмотря  на индивидуальность замыслов.

Какие умения предполагает совместное сюжетосложение?

Прежде всего-это умение ребёнка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнёров - сверстников, пояснять для них, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнёров (ведь они могут предложить совсем другие события);

А также включает умение комбинировать сюжеты предложенные конкретным ребёнком или другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.

Каким же образом можно сформировать эти сложные умения у детей? Эффективным средством формирования является совместная игра взрослого с детьми. При этом, важно учитывать, что я имею дело не с малышами, а со старшими дошкольниками. Поэтому совместная отличается некоторыми особенностями. Сделать именно совместное сюжетосложение центром внимания детей можно в игре особого рода – совместной с взрослым «игре-придумывании», протекающей в чисто словесном плане. Игра - придумывание позволяет взрослому, будучи партнером детей, ненавязчиво и непринуждённо стимулировать их к комбинированию и согласовыванию разнообразных сюжетных событий; причём придумывание, развертывание общего сюжета не замаскированно здесь для детей предметными и ролевыми действиями, открывается для них как бы в чистом виде.

   Что и как надо  «придумывать» ? Чтобы  игра – придумывание не вылилась в автономное фантазирование каждого участника «для себя», она первоначально нуждается в смысловых опорах, продвигающих работу воображения всех участников вперед и направляющих её в достаточно широкое русло. Такими опорами могут быть уже известные детям сюжеты.

Каковы этапы игры - придумывания?

Начинать надо не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения - расшатывания уже известных; постепенно переводить детей к более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.

Наиболее удобным для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей.

Преобразовывать сказки достаточно легко: сохраняя общую смысловую  канву событий, надо лишь изменять конкретные условия действий персонажей, выполняющих в сказке те или иные функции и получится новая сказка.

При преобразованиях сказки можно использовать весь арсенал известных детям персонажей, а затем и реалистические истории,  и кинофильмы, которые им хорошо известны.

Прежде всего, надо сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнёра. Пересказ происходит в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. Этим же детям через 1-2 дня после пересказа  предложить поиграть по – новому. Придумывать  игру по кусочку. Сначала воспитатель придумает кусочек, потом Вася, потом Маша, а дальше опять воспитатель.» и т.д.

 Предложить детям игры с  разноконтекстными ролями (например: Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, космонавт и учитель, Айболит и солдат, Баба-яга и продавец и т.п.)

Необходимость в объединении разноконтекстных ролей возникает у детей очень часто в игре со сверстниками, когда играть хочется вместе,  а роли, привлекающие каждого из партнёров, - совсем разные. Полученный в игре со взрослым опыт придумывания многотемных сюжетов, событий, объединяющих разноконтекстные роли, помогает детям успешнее развертывать самостоятельную игру.

Чтобы не «закрывать» предметными действиями творческую работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игру можно осуществлять в форме «телефонных» разговоров персонажей. Например, в ходе игры – придумывания  разыграть диалог по телефону принцессы и милиционера и т.д. Таким образом, характер игры – придумывания воспитателя с детьми в ходе педагогической  работы меняется в следующей последовательности: 1) совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки; 2) частичное преобразование известной сказки; 3) придумывание новой сказки  с соединением сказочных и реалистических элементов; 4) развёртывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров»; 5) придумывание новых историй на основе реалистических событий. Каким может быть дополнительное воздействие педагога на конкретную игру? Может быть дополнена воздействием педагога именно на конкретную игру детей. Необходимость в таком воздействии возникает в нескольких случаях, если  заметили, что какая-то группа детей изо дня в день развертывает один и тот же сюжет, где действия участников доведены до шаблона. Ещё одна причина – когда возникает конфликт между детьми при выборе темы для совместной игры, навязывание ребёнком-лидером своего мнения другим. В этих случаях важно организовать подготовительный период к игре, который выполняет функции «расшатывания» шаблонизированных сюжетов, активизации воображения, повышения инициативы всех участников.

Любую инициативу участников игры необходимо  поддерживать она должна быть вне критики педагога, тогда дети почувствуют свободу, удовольствие от сотворчества. После того как предложено 6-7 событий с вариантами ( в течении 3-5 минут),можно сказать: « Вот видите, как можно по-новому, интересно играть», - и предложить детям играть уже самостоятельно.

Как изменяется самостоятельная сюжетная игра старших дошкольников под влиянием систематического формирования у них новых игровых умений? Наблюдения показывают, что прежде всего, возникает установка на придумывание новой, интересной игры. Сюжеты, развёртываемые детьми, становятся разнообразнее и сложнее, приобретают многотемный характер. В них так переплетаются, комбинируются события и роли, относящиеся с самым разным смысловым сферам, что игра уже не укладывается в простое определение типа «Стройка», «Почта» и т.п. Динамичное наращивание событий в процессе игры приводит к свёртыванию  многих действий с предметами, которые лишь обозначаются в речи; часто используется смена ролей при включении в сюжет новых персонажей. Учащаются моменты чисто речевого взаимодействия, когда дети только проговаривают очередные события (а не «разыгрывают» их), намечают дальнейшее направление сюжета. Считаю, что игровые умения воспитанников нашей группы соответствует возрасту детей. Дети умеют согласовывать свои действия в игре, и конфликты возникают редко. Причём характерно, что дети могут уже самостоятельно найти пути выхода из проблемной ситуации, без привлечения взрослого. И это говорит о сформированности у детей позиции субъекта игровой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественный труд - как способ развития творческих способностей старших дошкольников

Совершенствование художественно-творческих способностей детей, познание свойств материалов, желание эксперементировать с ними. Развитие умений создавать художественные образы. Развитие глазомера, ловк...

Способы развития творческих способностей старших дошкольников посредством рисования

Современное гуманистически ориентированное образование определяет ребёнка как  центральную  фигуру  образовательного  процесса  и  подчеркивает необходимость  уделят...

Консультация для воспитателей. "Творческая одаренность старшего дошкольника: способы выявления и развития"

Биографы и исследователи часто отмечают, что музыкально одаренные дети обладают хорошими общими способностями: сравнительно рано они начинают читать, обладают хорошей памятью, сообразительностью. По в...

консультация.Особенности развития творческого мышления и воображения в дошкольном возрасте. Игры на развитие творческого мышления старших дошкольников.7.12.2022

Особенности развития ткреативного мышления старших дошкольников.Игры на развитие творческого мышления ....

Друдлы как способ развития мышления и творческих способностей старших дошкольников.

В связи с тем, что произошло обновление системы дошкольного образования, перед педагогом возникла задача воспитания дошкольника «нового поколения». Он должен обладать т...