Консультация для воспитателей. "Творческая одаренность старшего дошкольника: способы выявления и развития"
консультация

Биографы и исследователи часто отмечают, что музыкально одаренные дети обладают хорошими общими способностями: сравнительно рано они начинают читать, обладают хорошей памятью, сообразительностью. По внешней картине поведения эти дети живые, любознательные, открытые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2021g._konsultatsiya_tvorcheskaya_odarennost.docx33.12 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

"Творческая одаренность старшего дошкольника:

способы  выявления и развития"

Творческая одаренность - это способность к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности.

Признаками в раннем детстве принято считать неуемное любопытство ребенка, его бесконечные вопросы, большой запас слов и развитость речи, способность к концентрации внимания на интересующем его деле и упорство в достижении результата, хорошую память, богатую фантазию с нечетким отделением реальности от вымысла, доброту, открытость, острую реакцию на несправедливость.

Для выявления художественно-одаренных детей используются следующие методики:

  • Тест на творческие способности Д. Гилфорда;

Разработанный Дж. П. Гилфордом в 1967 году, тест Альтернативного использования (Guilford's Alternative Uses Task, AUT) предлагает придумать как можно больше применений для простых объектов, например, кирпича, обуви или скрепки. Обычно тест ограничивают по времени. Этот тест измеряет дивергентное мышление - метод творческого мышления, направленный на поиск множества решений одной проблемы. Практика заданий из этого популярного теста поможет развить способность мыслить творчески.

Например, вот какие варианты использования можно придумать для кирпича:

ступенька; пресс-папье; водолазный груз; дверной упор; макет гроба на похоронах Барби; оружие; чтобы ударить сестру по голове.

  • Тест творческого мышления  П.Торренса;

Он состоит из 3 частей:

1. «Нарисуй картинку». Первый субтест предполагает работу испытуемого с простым овалом. Испытуемым предлагается стимульный материал в виде овала, вырезанного из цветной бумаги (цвет экспериментатор выбирает самостоятельно, размер — с куриное яйцо). Приложив фигуру к листу чистой бумаги, ребёнок должен нарисовать законченную картинку, включающую в себя исходный элемент, и дать ей название.

2. Второй субтест — набор фигур, которые дети должны завершить, превратив каждую в рисунок. «Закончи рисунок» является наиболее распространённым из приведённых субтестов и может использоваться в качестве сокращённого варианта диагностики креативности Торренса. Суть его довольно проста: тестируемому предлагается набор фигур, которые он должен завершить таким образом, чтобы из каждой получилась осмысленная картинка.

3. «Повторяющиеся линии». Тестируемым предлагается изображение 30 пар параллельных прямых. На основе каждой ребёнку нужно создать уникальный рисунок, который бы включал в себя исходные элементы (На основе каждой пары линий тестируемый должен придумать рисунок в рамках третьего субтеста). Процедура проведения диагностики творческого мышления.

  • Круги Вартега

 На бланке нарисовано 20 кругов. Задача состоит в том, чтобы нарисовать предметы и явления, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один круг для рисунка. Рисовать надо слева направо. На выполнение задания дается 5 минут. Результаты  работы  оцениваются по степени оригинальности рисунков.

       Для формирования и развития творческой одаренности ребенка необходимо:

  • создавать благоприятные условия для гармоничного сочетания интеллектуального развития ребенка с его физическим, социальным, эмоционально-волевым, нравственно-духовным, эстетическим развитием;
  • предоставлять ему возможность проявлять самостоятельность, реализовать потребность в исследованиях, экспериментировании;
  • по возможности не прерывать процесса его творческого поиска;
  • гармонизировать его взаимоотношения со сверстниками, помогать находить с ними точки соприкосновения;
  • не фиксировать внимание ребенка на его одаренности, не возвеличивать его за это, относиться к его одаренности как к природному явлению;
  • подчеркивать значение старательности, использования личных усилий для достижения успеха в деятельности;
  • обращать его внимание на собственные недостатки и недоработки, предотвращать зазнайство, учить соотносить стремление и возможности.

К сожалению, традиционная существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей у детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.

          Для развития творческой одаренности можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей детей:

  • введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных

на развитие творческих способностей;

  • на специальных занятиях по рисованию, музыке, лепке давать детям задания

творческого характера;

  • управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой, игровой с целью

развития в ней воображения детей;

  • использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.
  • работа с родителями;

Хочу подробнее остановиться на музыкальной одаренности.

Музыкальная одаренность –  высшее и крайне идеализированное проявление музыкальных способностей.

Биографы и исследователи часто отмечают, что музыкально одаренные дети обладают хорошими общими способностями: сравнительно рано они начинают читать, обладают хорошей памятью, сообразительностью. По внешней картине поведения эти дети живые, любознательные, открытые.

         При всей личностно-пснхологпческой индивидуальности музыкально одаренных детей, среди них можно заметить некоторые характерологические типы, встречающиеся чаще других. Музыкально одаренные мальчики чаще обладают некоторыми чертами, которые принято считать типично «девичьими»: тонкой чувствительностью, рефлексивностью, мечтательностью, наивностью, сильной эмоциональной зависимостью от матери (от отца, от педагога). Музыкально одаренные девочки, напротив, чаще обладают чертами «мальчишескими»: они независимы, упрямы, честолюбивы, более склонны к самоутверждению, могут разбрасываться

Определить уровень развития музыкальных способностей ребенка можно тремя способами:

  • беседа с ребенком;
  • определение общей музыкальности ребенка;
  • тестирование музыкальных способностей.

Беседа с ребенком -  самый простой и элементарный способ узнать о его способностях и склонности к музыке. Сделать это надо между делом, специально подготовив ситуацию так, чтобы разговор прошел естественно, и не был похож на допрос. Можно поговорить с ним в процессе игры или после прослушивания детской музыки.

Беседа с ребенком должна преследовать две цели:

1) Необходимо определить эмоциональность и артистизм ребенка – насколько глубоко он может переживать художественные образы и насколько ярко, эмоционально может их передать. Эти качества одинаково важны и для поэзии, и для музыки. Поэтому, если ребенок любит и легко запоминает стихи, читает их с выражением, старается передать настроение – он уже обладает неким артистизмом и эмоциональностью. Все это является показателем того, что у ребенка есть склонность к творчеству, он легко может заниматься музыкой и добиться успехов.

Итак, можно определить эмоциональность и артистизм ребенка, просто попросив его рассказать любимое стихотворение.

2) Определить интерес ребенка к музыке и творчеству помогут такие вопросы:

  • Что он знает о музыке, хотел бы он ею заниматься?
  • Что ему больше нравится – петь или играть на каком-нибудь инструменте?
  • Узнать у ребенка, какая музыка по характеру ему больше нравится (или конкретнее: из какого мультика или фильма)?
  • Какие мультики или фильмы он любит смотреть и почему?
  • Какие книги, про что ему больше нравится читать или слушать?
  • Есть ли у него любимые песни? Попросить его напеть одну из них.

Так можно определить склонность ребенка к музыке, а также узнать, что ему интересно в жизни, понять, надо ли ему заниматься музыкой более серьезно, идти в музыкальную школу или достаточно посещать музыкально-танцевальный кружок.

Для того чтобы определить интерес ребенка к музыке, важно не столько то, что он ответит (у большинства детей одинакового возраста ответы, как правило, очень похожи), сколько то, как он отвечает на ваши вопросы. Важна некая определенность ребенка в своих вкусах. Если ему все равно, и музыка не вызывает у него особого энтузиазма, вам следует задуматься, нужно ли музыкальное обучение самому ребенку (музыкальные занятия могут увлечь его, «раскрыть», но могут и отторгнуть – здесь все будет зависеть от самого ребенка и от умения преподавателя).

Если он может сказать более или менее точно, что ему нравится музыка веселая, активная, как в таком-то мультике; что он любит петь, танцевать. Есть все основания полагать, что ребенку понравится заниматься музыкой и он сможет достигнуть определенных успехов.

О наличии у ребенка склонности к музыке и развитых от рождения музыкальных способностях может свидетельствовать следующее:

  • повышенное внимание ребенка к любому звучащему фону;
  • явное проявление интереса к звучанию музыки;
  • яркое эмоциональное проявление радости во время звучания любимой музыки (некоторые дети начинают пританцовывать, даже не научившись ходить, сидя в кроватке);
  • ребенок любит слушать разную музыку, не только детские песни. 

 Для достижения успеха важен интерес, склонность ребенка к определенной сфере деятельности, которая позволяет развивать способности в этой сфере быстрее, нежели это могут сделать другие. В большинстве случаев, это и есть секрет таланта, одаренности одних людей и кажущейся бездарности и «отсутствия способностей» других. Склонность к определенной сфере деятельности обычно проявляется достаточно рано. Музыкальность ребенка можно обнаружить уже в возрасте одного года, если уже в этом возрасте он проявляет явный интерес к звучанию музыки.

Что же является показателями музыкальности и наличия способностей у детей в возрасте 4-7 лет.

1) Сохранение интереса к музыке, проявленного еще в раннем детстве:

  • Если ребенок прерывает свои дела и прислушивается к внезапно зазвучавшей музыке; Если он любит слушать различную музыку, не обязательно только детские песни, но и хорошую эстрадную музыку, классику, пытается подпевать или начинает танцевать под музыку – все это говорит о музыкальности ребенка.

2) Ребенок легко и надолго запоминает понравившиеся ему песни.

  • Более или менее «чисто» поет, любит «сочинять» – компилирует какие-то свои песни из известных ему слов и мелодий (при этом может выйти некое «попурри», или нечто совершенно невероятное).
  • Сочиняет (точнее импровизирует «на ходу») свои стихи и песни – в зависимости от того, насколько они получаются яркими и выразительными (конечно, только эмоционально, а не по смыслу) – можно судить об одаренности ребенка и наличии таланта.  Все это говорит о развитых от природы музыкальных и творческих способностях.

3) Ребенок любит выступать на публике, любит принимать активное участие в утренниках и праздниках; любит заниматься творчеством в любом виде – петь, танцевать, рисовать, лепить из пластилина. У него хорошее воображение, он любит выдумывать – все это является хорошим показателем наличия способностей к творчеству и музыке. 

Показателями эффективности работы с одаренными детьми являются:

  • Удовлетворенность детей своей деятельностью и      увеличение числа таких детей.
  • Повышение уровня индивидуальных достижений в образовательных областях, к которым у них есть способности.
  • Адаптация детей к социуму в настоящем времени и будущем.
  • Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Маленькое счастье старшего дошкольника".

Сегодня нам нередко приходится задаваться вопросом: почему дети старшем дошкольном возрасте не играют или играют плохо? Оказалось, что одной из причин является то, что воспитатели в детском саду...

Консультация для воспитателей "Нравственное воспитание старших дошкольников"

Важно для полноценного нравственного  развития ребенка любить его, понимать и разговаривать с ним....

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами художественной литературы»

Консультация для воспитателей ДОУ об  особенностях и методах, используемых в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, применение детской литературы в данном п...

Театральная деятельность как средство развития творческой одаренности старших дошкольников

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое выражение стихийно, потому что связа...