«Творческая одаренность старшего дошкольника: способы выявления и развития у детей через игровую деятельность»
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯКВАЛИФИКАЦИИ
Зачетная работа:
Проект на тему
«Творческая одаренность старшего дошкольника:
способы выявления и развития у детей через игровую деятельность»
Выполнила
Западнова И.Е
Содержание:
1. Актуальность проблемы
2. Цели и задачи
3. Способы выявления одаренных детей в игровой деятельности
4. Развития игровой деятельности у одаренных детей.
5. Этапы реализации проекта
Актуальность проблемы.
Эффективное развитие способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитой одаренностью быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелёгок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.
Использование игрового метода в процессе изучения дошкольниками математики ведёт к более интенсивному развитию компонентов логического мышления.
Существует противоречие между необходимостью структурного оформления логического мышления детей старшего дошкольного возраста и отсутствием научно обоснованных средств развития логического мышления. Одним из способов разрешения данного противоречия должно стать использование математических игр, как средства позволяющего развивать логическое мышления через воздействие на структурные компоненты, образующие его содержание.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных условий, содействующих повышению уровня познавательной активности воспитанников, которая способствует развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, осуществление индивидуального дифференцированного подхода к каждому ребенку, в соответствии с особенностями интеллектуального развития.
Построение образовательного процесса на математических занятиях на основе психолого-педагогических требований, которые обеспечивают воздействие на эмоциональную, когнитивную, мотивационную сферы ребёнка путём решения системы логических задач, позволяет развивать логическое мышление дошкольников как структуру взаимосвязанных компонентов.
Научная новизна - конкретизировано научное представление о структуре логического мышления (логическое мышление представляет собой структуру взаимосвязанных компонентов: умение определять состав и организацию элементов и частей целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений; умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени; умение действовать в соответствии с законами логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденции развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок; умение производить логические операции осознанно, аргументировано).
В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их. Особое значение имеют игры насыщенные логическим и математическим содержанием. С помощью этих игр решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. В процессе игры дети считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, составляют схемы и разнообразные модели, развивают представление о множестве, операции над множеством (сравнение, классификация, формируется представления о математических понятиях. Умение планировать свои действия, обдумывать их, поиск ответов на поставленные вопросы активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает ум, позволяет расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, в новой обстановке.
Практика работы должна показать, что, чем интересней игровые действия, которые используются на занятиях, тем не заметнее и эффективнее закрепляются полученные знания.
Цель: провести исследования среди детей дошкольного возраста по выявлению одаренных детей в игровой деятельности.
Объект – учебно-воспитательный процесс, организованный в ДОУ по работе с одаренными детьми.
Предмет – психологическая поддержка интеллектуально одаренных детей дошкольного возраста.
Гипотеза строится на предположении о том, что процесс развития одаренности детей дошкольного возраста будет эффективен, если будут выявлены особенности развития одаренности детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы развития одаренности детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ на современном этапе развития психолого-педагогической науки.
2. способы развития и вывления одаренности детей дошкольного возраста через понятия и категории: игровая деятельность.
3. Разработать и апробировать диагностику выявления одаренных детей.
4. Создать единый банк по выявлению и развитию одаренных воспитанников.
3. Способы выявления игровой деятельности у одаренных детей
Выявление особенностей основных компонентов детской одаренности проводится на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления ребенка в три этапа:
1 этап – групповое обследование детей с помощью стандартизированных методик на основе системы мониторинга примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса и отбор группы детей показавших результаты высокие и выше среднего.
2 этап – анализ результатов аналитических наблюдений воспитателей (воспитатели заполняют «Карту выявления одаренных детей») и анкетирования родителей ребенка (родители заполняют «Таблицу экс-опроса»). По оценке взрослых выделяются одаренные дети.
3 этап – организуется индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью, диагностических анкет, тестов. Уточняется желание и интерес ребенка к игровой деятельности.
Условно по результатам обследования мы выделяем три категории одаренных детей:
• дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях, являющиеся источниками новых и оригинальных идей;
• дети с признаками специальной умственной одаренности – в игровой деятельности;
• дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами. С выделенными детьми организуется кружковая работа, составляется план сопровождения одаренных детей.
При проведении практических исследований педагоги детского сада учитывают, что выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития, и его эффективное осуществление невозможно посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования. С целью выявления игровой деятельности в детском саду также используются формы работы, в которых проявляется детская одаренность:
- викторины;
- интеллектуальные игры (КВН, «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?»);
- Турниры по шашкам и спортивным играм;
Принципы:
• комплексный характер оценивания разных сторон деятельности ребенка, позволяющий использовать различные источники информации и охватить более широкий спектр его способностей;
• развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях;
• анализ поведения ребенка в игровой деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
• использование тренинговых упражнений, в рамках которых можно организовывать развивающее влияние, снимая типичные для данного ребенка психологические преграды;
• подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей игровой деятельности;
• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для проявления личности;
При выявлении одаренности у детей рекомендуется дифференцировать:
1) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;
2) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в игровой деятельности;
3) потенциальные возможности ребенка к развитию.
4. Способы развития игровой деятельности у одаренных детей.
Учитывая опыт работы с одаренными детьми старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что в их обучении и воспитании следует использовать самые разнообразные виды развивающих игр и упражнений, а именно: загадки, кроссворды, головоломки, ребусы, лабиринты, игры с логическими несообразностями, запланированными ошибками, которые не только оживляют интерес ребенка к деятельности, но и вызывают потребность контролировать свои действия и полученные результаты, анализировать и исправлять допущенные ошибки, выполнять предложенные задания.
Главенствующее место в повседневной деятельности следует отводить организации развивающих настольно-печатных игр, приводящихся, как правило, в утренние часы.
Интерес у одаренных детей вызывают игры:
- «Лото» (на правильное использование обобщающих слов, развитие сообразительности, быстроту реакции);
- «Парные картинки» (на наблюдательность, умение замечать сходство и различие в предметах, на активизирование словаря);
- «Что где растет?» (на классификацию, развитие активности и самостоятельности мышления, речи);
- «Собери картинку» (на развитие сообразительности, умение обобщать и сосредотачиваться).
Как разновидность этих игр возможно использовать собирание конструктора, «пазлов» из большого количества мелких деталей, составных элементов, развивающих наблюдательность, логическое мышление, умение сосредоточить внимание.
Как справедливо утверждает Д.В. Хорсанд, развитию мелкой моторики, координации движений, произвольного внимания и концентрации служат оригами. Благодаря складыванию и сгибанию бумаги по определенным линиям получаются разные игрушки (самые простые - коробочки, кораблики, самолетики, лягушки, цветочки, кошелечки и т.п.). Одаренные дети с большим удовольствием применяют в своей деятельности полученные навыки работы с бумагой, постоянно экспериментируют с ней, создавая все новые и новые поделки, которым всегда находят должное применение.
Проведение таких развивающих игр, включает следующие этапы: общее ознакомление с игрой, содержанием и правилами, упражнение в игре, усвоение ее, передача опыта другим детям. Для поддержания интереса одаренных детей к играм нужно обязательно вводить элементы соревнования (кто больше знает и умеет, чья команда победит и т,д.).
Достаточное внимание необходимо уделять словесным развивающим играм с предметами:
- играм-загадкам на выделение характерных признаков предметов, сравнение («Какой предмет загадали?», «Найди похожий предмет», «Да -нет», «Похоже - не похоже»);
- развитие умения обобщать, группировать предметы по определенным признакам («Что растет на огороде (в лесу, поле, на лугу)?», «Назови три (четыре) предмета», «Кому что нужно?»);
- развитие умения отличать реальные явления от вымышленных, делать правильные умозаключения («Кто больше заметит?», «Бывает — не бывает»);
- классификацию («Охотник», «Отвечай быстро» и др.);
- совершенствующим умения описывать предмет, находить его существенные признаки и узнавать по описанию («Подбери слово», «Магазин игрушек»).
В режиме дня одаренных детей и родители и педагоги могут найти время для решения развивающих упражнений или «вербальных задач» (А.И. Савенков). Например:
- Два жокея на скачках договорились, что выигравшим будет считаться тот из них, чья лошадь придет к финишу последней. Ни один из них не решился после старта тронуться с места, боясь проиграть. Что можно было бы посоветовать этим жокеям, чтобы они, соблюдая договоренность, могли начать скачки? (Ответ: поменяться лошадьми.)
- Перед вами пять русских борзых — победителей выставки. Определите клички и то, какое место заняла каждая из этих собак, если: Терзай слева от Летая, Блистай справа от Выручая, Выручай не рядом с Пылаем и Пылай не рядом с Блистаем.
(Ответ: 1. Пылай, 2. Летай, 3. Терзай, 4. Блистай, 5. Выручай).
Большую группу в работе с одаренными детьми составляют игры со схематическими изображениями, развивающие логическое мышление:
- «Созвездие». Цель - научить детей анализировать предмет и соотносить схематическое изображение с художественным.
В качестве схематических изображений используются созвездия, а художественных рисунки животных и мифологических героев. Задача ребенка - указать, что чему соответствует.
- «Прогноз погоды». Цель -научить детей анализировать рисунок, самостоятельно рассказывать о предмете или явлении по схематическим изображениям.
Используется игровая ситуация: ребенок выступает в качестве диктора телевидения, сообщающего прогноз погоды на текущий и последующий дни, а взрослый - метеоролога, показывающего диктору карточки со схематическими изображениями погоды.
- «Где сидит попугай?». Цель: научить детей читать по плану-схеме. Задача ребенка -пользуясь планом-схемой, найти, где спрятался попугай Кеша. Усложнение игры прямо пропорционально увеличению размера помещения, в котором спрятался попугай, а также количества объектов, расположенных в нем и отраженных в плане-схеме.
- «Начерти план - карту» и «Нарисуй схему». Цель — научить детей рисовать план - карту (схему) детской площадки (квартиры, комнаты детского сада и т.д.).
В первой игре ребенку показывают изображение площадки (комнаты), и он составляет план-карту, во второй детям предлагается собранная из деталей конструктора модель, и он изображает ее в виде трех схем — вид спереди, сбоку, сверху.
- «Зашифруй сказку». Цель: научить детей составлять простейшую графическую план-схему логически связного текста, анализировать прочитанное, концентрируя внимание на главных событиях повествования.
- «Испытание». Разрешите ребенку походить в родительской обуви (можно в маминых туфлях на высоком каблуке), но с условием, что надо сделать круг по комнате или пройти коридор от одного конца до другого, не упав.
- Соревнования со взрослым (другим ребенком) по балансированию с книгой на голове.
- «Волейбол с воздушным шаром» (правила могут придумывать взрослые или дети).
- «Полоса препятствий». Создайте в игровом уголке ДОУ или дома полосу препятствий и преодолевайте их: полоску на ковре можно превратить в тонкий мостик над рекой; диван с завал бурелома, через который нужно перелезть; стол -в гору, на которую нельзя забраться, но можно пройти через туннель, т.е. под столом и т.п.
- «Игра в камешки». Возьмите в руку пять камешков. Один подбросьте вверх, остальные быстро положите на стол и успейте поймать подброшенный камешек той же рукой.
Подбросьте вверх этот же камешек вновь и поймайте его, успев взять со стола два камешка. Подбросьте вверх находящиеся в руке три камешка и поймайте их, взяв предварительно со стола оставшиеся два. Держа в руке пять камней, один придерживайте большим пальцем, остальные подбросьте вверх и поймайте, предварительно положив пятый камешек на стол. Подбросьте вновь эти четыре камешка вверх и поймайте, предварительно взяв со стола еще один.
Все рассмотренные выше развивающие игры и упражнения направлены на формирование у одаренных детей старшего дошкольного возраста обобщенных представлений. Но в отличие от игр, приводящихся с обычными детьми, эти более сложны по структуре, состоят из двух игровых действий: имитации сюжетно-ролевых отношений и внесения элемента соревнования. Безусловно, такие игры будут очень интересны для всех детей, а систематическое их проведение обогатит самостоятельную деятельность старших дошкольников.
5. Этапы реализации проекта
АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ. Цель этапа: идентификация талантливых детей, изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников, изучение профессионального развития личности педагога. Виды деятельности: наблюдение, беседы, измерение выраженности креативности, анкета способностей ребенка (для родителей и педагогов).
Итог этапа:
1. Создание индивидуальных карт и маршрута сопровождения одаренного дошкольника;
2. Создание базы данных детей с признаками одарённости;
3. Аналитический отчет по результатам диагностических исследований.
Диагностический инструментарий. Используемые методики:
С детьми:
1. Тест Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант)
2. Методика В.С. Юркевич «Дерево желаний»
3. Методика «Два домика» (Т. Марцинковская).
С родителями:
1. Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн
2. Методика «Определение склонностей ребенка»
3 этап реализации проекта ИНФОРМАЦИОННЫЙ
Цель этапа: повышение психолого-педагогической компетенции участников педагогического процесса.
Виды деятельности: консультации с родителями по итогам исследований; родительские собрания.
Итог этапа:
Создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению детей с признаками одаренности.
4 этап реализации проекта
Развивающий
Цель этапа: гармоничное развитие талантливых детей.
Виды деятельности: Создание развивающей среды для талантливых детей. Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Итог этапа:
Мониторинг эффективности работы с детьми и построение перспективы дальнейшей работы. Участие в конкурсах, соревнованиях, фестивалях.
План работы над проектом (2021 год)
№ | Содержание деятельности | Сроки исполнения | исполнители |
1 | Разработка проекта, обеспечивающего педагогическую деятельность с одаренными детьми | 2021 | воспитатели |
2 | Пакет диагностических методик по выявлению детской одаренности | 2021 | воспитатели |
3 | Создание и пополнение базы данных одаренных детей (детей с признаками одаренности) по различным направлениям деятельности | ежегодно | Воспитатели, узкие специалисты |
4 | Подбор и изучение литературы по работе с одарёнными детьми | 2021 | Воспитатели, узкие специалисты |
5 | Создание индивидуальных карт и маршрута сопровождения одаренного дошкольника (на основе диагностики) | ежегодно | Воспитатели, узкие специалисты |
6 | Составление картотеки методических пособий и литературы по теме «Одарённость детей» | 2021 | Воспитатели, узкие специалисты |
- Система работы с воспитанниками
№ пп | Содержание деятельности | Сроки исполнения | исполнители |
Диагностика на выявление одаренности детей дошкольного возраста | 1 раз в год | Воспитатели, узкие специалисты | |
2 | Формирование групп детей по различным направлениям деятельности, видам одарённости (по результатам тестирования) | Ежегодно | воспитатели |
3 | Работа по индивидуальному маршруту сопровождения ребёнка с признаками одарённости | В течение года | Воспитатели, узкие специалисты |
4 | Индивидуальные развивающие занятия в игровой форме | Ежегодно | Воспитатели, узкие специалисты |
5 | Участие дошкольников в проектной и экспериментально-исследовательской деятельности | В течение года | Воспитатели, узкие специалисты |
6 | Участие в конкурсах, выставках внутри учреждения | Ежегодно | Воспитатели, узкие специалисты |
7 | Участие в выставках, конкурсах, мини-олимпиадах всероссийского и международного уровня | Ежегодно | Воспитатели, узкие специалисты |
8 | Участие в деятельности кружков по интересам | Ежегодно | Воспитатели, узкие специалисты |
3. Система работы с родителями
№ | Содержание деятельности | Сроки исполнения | исполнители |
1 | Тестирование родителей с использованием диагностических методик для выявления одарённости детей | 1 раз в год | Воспитатели, |
2 | Родительское собрание «Способности ребёнка и как их распознать» Представление проекта «Одарённый ребёнок» | Сентябрь 2021 | воспитатели |
3 | Анкетирование по выявлению статуса семьи, достижений детей в семье | Октябрь 2021 | воспитатели |
4 | Групповые консультации на тему: «Талантливые дети – заслуга родителей» | Ноябрь 2021 | воспитатели |
5 | − индивидуальные беседы и консультации по теме одарённость; − размещение в родительских уголках групп статей, − выпуск газеты «Гений с плёнок». (1-4 выпуск) | Весь период | воспитатели |
6 | - совместные праздники, интеллектуальные конкурсы, познавательные викторины, детско-родительские проекты; - открытые мероприятия в рамках Дней открытых дверей | Весь период | воспитатели |
7 | Семинар для родителей «Одарённые дети: раскрыть, поддержать, развивать» | Ноябрь 2021 | воспитатели |
8 | Анкетирование родителей по итогам реализации проекта | Май 2021 | воспитатели |
Список литературы:
- Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение Волгоград: Учитель, 2012.
- Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Программа «Одарённый ребенок».
- Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.
- Рабочая концепция одаренности / Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Отв. редактор Л. Е. Курнешова. М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2002.
- Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. Москва: Педаго-гическое общество России, 1999.
- Юркевич В. С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность М.: Просвещение, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ творческого опыта по теме «Развитие мелкой моторики через игровую деятельность детей с ЗПРР» Воспитателя Фёдоровой О.С.
ПРЕЗЕНТАЦИЯтворческого опыта по теме «Развитие мелкой моторики через игровую деятельность детей с ЗПРР» Воспитателя Фёдоровой О.С....
Консультация для воспитателей. "Творческая одаренность старшего дошкольника: способы выявления и развития"
Биографы и исследователи часто отмечают, что музыкально одаренные дети обладают хорошими общими способностями: сравнительно рано они начинают читать, обладают хорошей памятью, сообразительностью. По в...
Консультация «Развитие речи детей через игровую деятельность»
Чистая, грамматически правильно оформленная речь – важнейшее, значимое условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легч...
Консультация для родителей "Развитие речи детей через игровую деятельность"
Консультация для родителей...
Консультация для воспитателей на тему «Развитие речи детей через игровую деятельность»
Консультация для воспитателей на тему«Развитие речи детей через игровую деятельность»...
Проект "«Творческая одаренность старшего дошкольника: способы выявления и развития через игровую деятельность»
Защита повышение квалификации...