Теория воспитания и обучения.
статья (младшая группа)
Теория воспитания и обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_obucheniya_i_vospitaniya_publikatsiya.docx | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Теория воспитания и обучения.
Достижение цели и решение задач воспитания в процессе обучения (на уроках и во внеклассной и внешкольной работе) обеспечивается спецификой воспитывающего обучения: его целью и задачами, закономерностями и принципами, содержанием, логикой и структурой, используемыми методами, приемами, организационными формами обучения, а также характером отношений «учитель и ученик» в процессе обучения.
Практика убедительно доказывает, что недостаточное внимание к воспитательной функции обучения влечет за собой тяжелые последствия, сказываясь не только на отношении человека к учебе, но и на искаженном отношении к жизни, на формировании негативных качеств личности, влияя на жизненную позицию человека в целом.
Об этом предупреждал еще А.С. Макаренко: «Неудача в школе, плохие отметки понижают настроение и жизненный тонус воспитанника, хотя внешне это может иметь форму бравады, напускного равнодушия, замкнутости и зубоскальства. Неудачи в школе бывают обычно началом систематической лжи ребят в самых разнообразных формах. Такая поза воспитанника противопоставляет его здоровому детскому и юношескому коллективу, и поэтому она всегда в большей или меньшей степени опасна. У отличника может быть другая тенденция вне коллективной позиции: зазнайство, самовлюбленность, эгоизм, прикрываемые самой добродетельной миной и позой. У среднего ученика — однообразие и сероватый ток жизни, которые они трудно переносят и поэтому начинают искать оптимистическую перспективу в других областях».
Дидактика – отрасль педагогической науки, разрабатывающая теорию обучения и образования. Дидактика как наука – это педагогическая теория воспитывающего и развивающего обучения и образования.
В современной дидактике изучается и организация образовательного процесса в целом. Вместе с тем в мировом научном познании в условиях процесса дифференциации и интеграции наук обозначилась тенденция к созданию науки об образовании – эдукологии (термин – от англ.).
Современная дидактика, имея более чем трехсотлетнюю историю развития, продолжает разрабатывать наиболее общие теоретические проблемы организации процесса обучения и образования с целью нормативно-прикладного обеспечения современной практики образовательного процесса.
В настоящее время можно выделить три системы принципов, действующих в сфере образования:
1. Общие принципы, отражающие ведущие тенденции современного образования: гуманизации; гуманизации; демократизации; интеграции; интенсификации и др.
2. Общепедагогические принципы, определяющие организацию целостного педагогического процесса: природосообразности; культуросообразности; личностной направленности педагогического процесса; учета возрастных, индивидуальных, гендерных особенностей и др.
3. Система дидактических принципов, регламентирующих непосредственно процесс обучения.
Традиционная в классической дидактике система принципов обучения включает в себя:
- принцип преемственности, систематичности и последовательности;
- принцип наглядности;
- принцип сознательности и активности учащихся в обучении;
- принцип самостоятельности;
- принципы доступности и научности;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип прочности.
Принцип систематичности и последовательности, который предполагает, что соблюдение преподавателем в своей практической деятельности следующих правил и требований:
- Планировать систему занятий и каждое занятие; последовательность этапов и методов выстраивать в логике усвоения учащимися учебного материала.
- Вводить новые понятия и способы деятельности на основе актуализации ранее изученных знаний.
- Устанавливать в процессе обучения межпредметные связи.
- Моделировать жизненные ситуации и решать проблемные задачи.
- Выделять в учебном материале узловые пункты и на них сосредотачивать внимание учащихся, устанавливая логические связи между этими опорными.
- При изучении учебного материала обеспечивать развитие системного мышления учащихся на основе усвоения алгоритмов системного анализа разнообразных учебных и жизненных проблем.
Принцип наглядности обучения. В соответствии с данным принципом обучение должно опираться на использование разнообразных видов наглядности, таких, как: предметно-изобразительной (рисунки, фотографии) и объемной (макеты человека, муляжи внутренних органов); условно-изобразительной, символической (схемы, диаграммы, графики; словесной (образное описание); динамической(звукозаписи, видеозаписи, кинофильмы).
Принцип сознательности и активности. Согласно данному принципу в зависимости от характера мыслительной деятельности учащихся выделяют три уровня познавательной активности:
- Воспроизводящая активность - характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания и способы деятельности.
- Интерпретирующая активность – стремление к выявлению смысла изучаемого содержания, к проникновению в сущность явления, к овладению способами применения знаний в изменяющихся условиях.
- Творческий уровень – характеризуется стремлением учащихся не только проникнуть в сущность явления, но и найти для этого новый способ решения, применить знания в новой ситуации.
Принцип самостоятельности, в данном принципе Степень самостоятельности учащегося в обучении определяется по двум основным критериям: по характеру управления его учебной деятельности и по степени мыслительной самостоятельности и продуктивности.
Принцип доступности. Сущность принципа доступности заключается в необходимости соотносить цели и задачи, содержание, методы и формы обучения с познавательными возможностями и потребностями учащихся, определяемыми их возрастными и индивидуальными особенностями.
Принцип научности. Значение принципа научности связано с необходимостью усвоения обучающимися научно обоснованных знаний, использования методов обучения, адекватных методам научного познания, направленных на развитие теоретического мышления, формирование подлинно научного представления об окружающем мире, о сущности процессов, лежащих в основе современных технологий, формирование научного мировоззрения.
Принцип связи теории с практикой. Применение принципа связи теории с практикой в системе школьного образования связано, прежде всего, с решением учащимися задач осознанного усвоения знаний, формирования умений и навыков их применения в практической деятельности. Практика выступает в данном случае как исходный этап познания – опора на жизненный, практический опыт учащихся, и как результат, критерий эффективности учебной деятельности учащихся.
Принцип прочности. Любые знания становятся инструментом и средством практической деятельности при условии не только их осмысления, понимания, но и запоминания, сохранения в долгосрочной памяти, способности воспроизводить их и использовать для решения новых познавательных и практических задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Теория и методика обучения музыки детей дошкольного возраста»
«Теория и методика обучения музыки детей дошкольного возраста» Личность ребенка - объект и субъект воспитания и обучения. Сущность целостного педагогического проце...
Статья «Теория и методика обучения музыки детей дошкольного возраста»
«Теория и методика обучения музыки детей дошкольного возраста» Личность ребенка - объект и субъект воспитания и обучения. Сущность целостного педагогического проце...
«Современные теории воспитания, выстраивание системы воспитания в дошкольной организации»
Содержание:1.Воспитание как ведущая функция педагогики дошкольного возраста. 2. Формирование основ социального поведения детей старшего дошкольного возраста.3. Воспи...
Статья в сбонике "Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты, теории и практики 2019 год ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.Конфуций Ребенок познает мир в процессе любой св...
Современные подходы и концепции воспитания В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и
В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения поп...
"Основные этапы развития теории и практики обучения и воспитания детей с ОВЗ"
В работе отражены основные этапы развития теории и практики обучения и воспитания умственно отсталых детей, история развития специального образования в России как системы научных знаний, а также кратк...
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Аннотация: в статье рассматривается одна из современных проблем дошкольной педагогики - воспитание творческой личности.Ключевые слова: дошкольное детство, ребенок дошкольного детства, детское тв...