«Современные теории воспитания, выстраивание системы воспитания в дошкольной организации»
учебно-методический материал
Содержание:
1.Воспитание как ведущая функция педагогики дошкольного возраста.
2. Формирование основ социального поведения детей старшего дошкольного возраста.
3. Воспитание гуманных чувств и отношений в старшем дошкольном возрасте.
4. Понятие и структура воспитательной системы ДОО.
5.Актуальность гендерного воспитания.
6. Стереотипы гендерного воспитания.
7. Дифференциация подхода к воспитанию мальчиков и девочек.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа № 407
Пушкинского района города Санкт-Петербурга
( дошкольное отделение )
Воспитатели:
Наумова Надежда Александровна
Гладкая Татьяна Викторовна
«Современные теории воспитания, выстраивание системы воспитания в дошкольной организации»
Содержание:
1.Воспитание как ведущая функция педагогики дошкольного возраста.
2. Формирование основ социального поведения детей старшего дошкольного возраста.
3. Воспитание гуманных чувств и отношений в старшем дошкольном возрасте.
4. Понятие и структура воспитательной системы ДОО.
5.Актуальность гендерного воспитания.
6. Стереотипы гендерного воспитания.
7. Дифференциация подхода к воспитанию мальчиков и девочек.
Детство,несомненно, является сензитивным периодом закладывания воспитательных основ для развития нравственных качеств и действий ребенка.
Ребенок -неповторимая и яркая индивидуальность, который развивается, накапливая индивидуальный опыт, жизненные впечатления, транслирует взрослый мир со всеми его достоинствами и недостатками.
Воспитание -это процесс специально организованной деятельности педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях образовательного процесса. Результатом воспитания является развитая личность, которая находится в гармонии с природой, социумом, знающая и следующая ценностям мировой и национальной культуры, имеющая навыки творческой самореализации, нравственную саморегуляцию и адаптацию.
Самостоятельное понятие детства появилось только в начале XVIII в.до этого времени детство понималось как период незрелости (период зрелости – это взрослость).
Историческая трансформация понимания периода детства имеет свои этапы:
- первобытный инфантицид: ребенок это материал для изменения под руководством взрослого;
- гиперболизация правильно организованного воспитания в эпоху Просвещения;
- социальная динамика в развитии ребенка при переходе его из низшего в более высшее сословиев XIX в.;
- развитие индивидуальности ребенка во второй половине — конце XX в.
Особое значение в понимании сущности воспитания приобретают современные концепции детства.
Концепция Ш.А. Амонашвили. Ученый понимает детство как самобытный период, особую миссию ребенка для себя и для людей. «Ребенок со своей миссией – это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. … Я ее рассматриваю их как зернышко, в котором хранится суть миссии, и если помочь ему развиться, вырасти, создать условия доброжелательности, то ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям в чем-то какое то, хоть малюсенькое, облегчение, какую-нибудь радость, станет для кого-то соратником, помощником, надеждой. Но будут и такие, которые, скажем так «Чудо» для всего человечества и человечество долго будет благодарно им».
Концепция М.С. Каганавыявляет слои в периоде детства.
Один из них непосредственно субкультура детства: среда, окружение, культурные формы, создаваемые взрослыми для ребенка.
Второй -проявление детской субкультуры, собственной деятельности ребенка.
Поэтому детская субкультура в широком смысле –все, что создано человеческим обществом для детей и детьми. В узком – ценности и установки, способы деятельности, формы общения детей в группах сверстников в данной исторической и социальной ситуации.
Воспитательная среда, организованная педагогом или стихийная, имеет способы средовых воздействий на ребенка (рис. 1.).
Рисунок 1. Влияние среды на воспитательную систему.
Воспитание детей дошкольного возраста начинается с воспитателя. У него главная задача – создать атмосферу доброжелательности, завоевать доверие детей, атмосфера справедливости. Если воспитатель правильно себя ведет, то через два-три месяца дошкольники легко адаптируются к новым требованиям. По научным данным, развитие ребенка шести лет достигает уровня, который требуется для учебной деятельности. Организм ребенка развивается интенсивно, поэтому нужны соответствующие условия. Родителям стоит помнить, что у ребенка появляется целый ряд серьезных трудностей. В первую очередь устанавливается распорядок жизни. Например, вставать во время и в определенное время, выполнять разные задания дома, в ДОО, сидеть на НОД спокойно. Дети в этом возрасте начинают скрывать свои переживания, не показывают, что им плохо.
Есть дети, которые относятся к группе риска.
Гиперактивные дети страдают синдромом дефицита внимания. У них проявляется суетливость, чрезмерная активность, невозможность сосредоточить внимание. Учебные знания строятся по строгому графику. Больше внимания уделяется хорошим поступкам. Обеспечивается двигательная разрядка.
У леворуких детей сниженная способность зрительно-двигательной координации. Обычно ребенок плохо срисовывает изображения, не может держать строчку. Перестановка и пропуск букв при письме. Проявляется обидчивость, эмоциональная неустойчивость, сниженная работоспособность, тревожность.
Агрессивные дети, застенчивые, эмоционально расторможенные, ранимые и тревожные должны учитываться не только дома, но и педагогом в детском саду.
Особую роль в современном образовательном процессе играет системно организованная воспитательная деятельность. Разработанная нами воспитательная система является составляющей частью Образовательной программы.
«Воспитательная система – развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: исходной концепции (совокупность идей, для реализации которых она создается); деятельности, обеспечивающей реализацию концепции; субъектов деятельности, ее организующих и в ней участвующих; отношений, интегрирующих субъектов в некую общность; среды, освоенной субъектами; управления, обеспечивающего интеграцию всех компонентов системы в целостность» (Л.М.Денякина, О.В.Малахова «Проектирование образовательной программы образовательного учреждения»).
Успешность воспитания во многом зависит от его системного характера.
Воспитательная система выступает как целостный организм, который включает в себя такие черты как:
- контингент детей;
- контингент семей воспитанников;
- особенности педагогического коллектива, его психологический климат, творческий потенциал педагогов;
- творческое развивающее пространство, состоящее из трех взаимосвязанных пространств развития его субъектов: воспитателей, родителей, детей, включающее в себя «место творения», процесс творчества и внутреннюю личную мотивацию детей, педагогов и родителей к порождаемому результату совместной деятельности;
- систему управления.
Цель воспитательной системы – воспитание ребенка как личности, гражданина в процессе освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.
Задача воспитательной системы – включить все воспитательные воздействия в целостный образовательный процесс.
Система воспитания ребенка в ДОО может состоять из трёх структурных компонентов:
Первый компонент – «Я познаю мир», включает содержательную сторону воспитательной системы и состоит из разделов:
«Я и мое здоровье» - воспитание ценностного отношения к своему здоровью через формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие физических качеств и умений, формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, обеспечение комфортного и благоприятного психологического климата.
«Я и мои ценности» - воспитание любви и уважения к семье как основной ценности, усваиваемой ребёнком с первых лет жизни, имеющей непреходящее значение для человека в любом возрасте; приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); приобщение его к общечеловеческим ценностям и включение в систему социальных отношений; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
«Я и моя Родина» - воспитание патриотических чувств, осознанное принятие ребенком традиций и культуры родного народа, поселка, района, округа. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
«Как прекрасен этот Мир!» - воспитание эстетически развитой личности, через развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности, а также в использовании этих средств детьми при передаче собственного отношения к действительности, к окружающему миру; расширение границ творческого восприятия мира.
·
Второй компонент - «Играю, значит живу интересно», составляет деятельностную основу воспитательной системыи состоит из разделов:
«Игра как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника». Игровая деятельность пронизывает все разделы системы, что соответствует интересам ребенка и способствует сохранению специфики дошкольного детства.
«Проектная деятельность». Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. В современном динамичном мире принципиально важно, чтобы психическое развитие ребёнка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития.
Ведущее место среди методов, которые способны обеспечить воспитательный процесс с целью формирования познавательной активности принадлежит сегодня творческому проектированию в ДОО.
Проектно-исследовательская деятельность - это работа, связанная с решением воспитанниками творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных, получение выводов.
Третий компонент: «Вместе весело шагать», составляет форму организации всего воспитательного процесса. Реализуется через программу экспериментальной деятельности.
Рисунок 2. Модель воспитательной системы.
Воспитательная система включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей дошкольников и формированию ключевых компетентностей:
- Самостоятельная (экспериментальная) деятельность детей в условиях созданной взрослым развивающей среды.
- Совместная (поисковая) с детьми деятельность взрослого (педагог, родители);
- Обобщающие занятия, общение со сверстниками, дети – «информаторы» - взрослый – «слушатель».
Самостоятельная деятельность детей направлена на то, чтобы ребёнок приобрёл свой личный опыт, в совместной деятельности развил его, а на НОД – обобщил.
Рисунок 3. Структура воспитательной работы в ДОО.
Вопросы гендерного воспитания всегда учитываются при организации воспитания школьников. Особое внимание рекомендуется уделять специфическим особенностям развития каждого гендера.
Целью гендерного воспитания является - формирование у детей дошкольного возраста адекватной модели отношений между гендерами в их самобытности в идеальных образах мужчины и женщины (рис. 4.).
Рисунок 4. Актуальность гендерного воспитания.
Если не учитывать вопросы гендерного воспитания, возможно разрушение традиционных стереотипов поведения.
Женского - курение и сквернословие, лидирующие положения среди мужчин, отсутствие границы между "женскими" и "мужскими" профессиями.
Мужского - утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей»; все обязанности по воспитанию детей мужчины перекладывают на женщину.
Существуют признаки в играх детей, которые могут вызвать тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. В процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Детей разных гендеров рекомендуется воспитывать и обучать не одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Существуют отличия в воспитании и обучении детей разных гендеров.
Восприятие: острота слуха, кожная чувствительность, зрение.
Мальчики – острота слуха выше. Зрение дальнее: используют все представленное им пространство, бросают предметы в цель. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, осваивают вертикальную – лазают по лестницам, залезают в шкаф.
Девочки: более чувствительны к шуму, кожная чувствительность выше (больше раздражает телесный дискомфорт, более отзывчивы к прикосновению, поглаживаниям. Зрение ближнее: играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.
Мышление, вид мышления, мыслительные операции, речь.
Мальчики: обобщенное, абстрактное. Ориентированы на поисковую деятельность, выдвижение новых идей, нестандартное решение задач, требования к качеству, тщательности, аккуратности в мыслительной деятельности велики. Мыслительные операции: манипуляции с геометрическими формами, пространственное мышление(форма, величина, пространство, время).
Девочки: детальное, конкретное. Ориентированы на результат, типовые и шаблонные задания, которые требуют тщательности исполнения. Мыслительные операции: манипуляции с цифрами и формулами. Речь более правильная, сложная, беглая.
Память. Внимание, работоспособность.
Мальчики: на занятиях врабатываются долго, на воспитателя смотрят редко, в случае несоответствия педагогических воздействий индивидуальным особенностям психики, стараются уйти из-под контроля, проявляют негативизм, адаптироваться к несвойственному виду деятельности исключительно трудно. Быстрее утомляется левое полушарие (речевое мышление, логические операции).
Девочки: развитие памяти завершается раньше. На занятии быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, в случае несоответствия педагогического воздействий способны адаптироваться к ним. Быстрее утомляется правое полушарие (образное мышление, эмоциональное самочувствие).
Эмоции. Межличностное общение.
Мальчики: кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор, отсюда потребность быстро снять напряжение, переключиться на продуктивную деятельность. В ответ на долгие нотации взрослых отключают слуховое восприятие, не воспринимают информацию. В общении ориентированы на информацию, задают вопрос для получения конкретного ответа. Во время общения смотрят в сторону или перед собой.
Девочки: резко нарастает общая активность всех структур мозга, готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор. В ответ на долгие нотации взрослых реагируют слезами, гневом. Ориентированы на отношения между людьми, задают вопросы ради установления контактов. Во время общения смотрят в лицо взрослого, ждут одобрения.
В качестве решения задач гендерного развития, можно предложить задание родителям.
Если в семье девочка:
- Выбрать сказки и рассказы, которые бы вы хотели прочитать своей девочке.
- Назвать сказки и рассказы, которые выбрали для чтения.
- Объяснить, почему.
- Если в семье мальчик:
- Выбрать сказки и рассказы, которые бы вы хотели прочитать своему сыну.
- Назвать сказки и рассказы, которые выбрали для чтения
- Объяснить, почему.
Критерии сформированности гендерного воспитания у старших дошкольников:
- осознанные и реализуемые в проведении отношения между мальчиками и девочками;
- стремление детей к взаимопониманию между мальчиками и девочками;
- наличие качеств, характерных для мальчика (юноши, мужчины): смелость, мастерство в деле, рыцарство, трудолюбие, благородство, умение преодолевать трудности и другие;
- наличие качеств, характерных для девочки (девушки, женщины): доброта, женственность, отзывчивость, мягкость, терпимость, забота, любовь к детям;
- развитие и реализация в трудных ситуациях таких качеств как искренность, честность, доверие, взаимопомощь.
Список используемой литературы:
1. И.Б.Котова,Е.И.Шиянов «Социализация и воспитание» -1997г.,Г.Ростов-на-Дону;
2. В.А.Петровский «Психология воспитания» -1997г.,г.Москва;
3. Акинина, Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Т.М. Акинина, Г.В. Степанова, Н.П. Терентьева. - М.: Перспектива,
2015. - 248 c.
4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Коллектив авторов. - М.: Питер, 2015. - 569 c
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему «Создание условий для здорового образа жизни в системе образовательного процесса дошкольной организации через здоровьесбережение"
презентация к педсовету на тему " Создание условий для ЗОЖ в системе образовательного процесса ДОУ через здоровьесбережение"...
Модель развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики
Модель развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики...
Проектирование и организация современной образовательной среды развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Мы уверены, что сказка и игра позволяют ребенку понять и усвоить законы жизни наиболее доступным для него путем.Используя в своей работе рекомендации ФГОС ДО, мы разработали проект: «Играем в ск...
Современные методы и технологии экологического воспитания в дошкольной образовательной организации
quot;Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай." Л.Н.Толстой...
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
План. 1. Роль умственного воспитания в системе целостного развития дошкольников. 2. Задачи умственного воспитания дошкольников. 3. Содержание умственного воспитания детей дошкольного возраста. 4. Усло...