Статья в сбонике "Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты, теории и практики 2019 год ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
статья

Абалакина Евгения Александровна

Скажи мне — и я забуду,

покажи мне — и я запомню,

 дай мне сделать — и я пойму.

Конфуций

  Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность.
Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Е. А. Абалакина (г. Искитим)

Скажи мне — и я забуду,

покажи мне — и я запомню,

 дай мне сделать — и я пойму.

Конфуций

  Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность.
Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.

Одним из способов познания закономерностей и явлений кружающего мира является метод экспериментирования. Термин «экспериментирование» понимается как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
          Экспериментирование, как основной ведущий вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также, как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

 Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опытов и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности — задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Именно поэтому я решила разработать и реализовать педагогический  проект на тему: «Использование метода экспериментирования при ознакомлении детей с окружающим миром».

Как показала начальная диагностика, 48 % моих воспитанников     имеют низкий уровень, 43 % средний уровень и лишь 9 % детей имеют высокий уровень по развитию познавательного интереса.   Я решила реализовать проект  по экспериментированию  «Радуга открытий» с детьми среднего дошкольного возраста, в котором так же приняли участи родители, воспитатели, педагоги ДОУ.

Целью проекта стало развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного в процессе экспериментирования.

Для реализации этого проекта были поставлены такие задачи, как

сформировать представления детей о взаимосвязи живой и неживой природы, расширить представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук, воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде, повысить уровень педагогической компетентности родителей в формировании познавательного интереса у детей.

Реализацию проекта по развитию познавательного интереса детей через экспериментирование я проводила в определенной последовательности. С целью определения уровня развития познавательного интереса, в группе проводилась начальная диагностика, а также проводилось анкетирование родителей. Проанализировав анкеты, я пришла к выводу, что практически все родители желают получить педагогическую поддержку и помощь по данной теме и считают её полезной и актуальной.

По результатам  наблюдений мною установлено, что у детей отсутствуют знания о свойствах воздуха, глины, стекла и др., они лишь частично знают об их назначении. Дети не проявляют интереса к живой природе. Данные свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Для полноценной реализации данного проекта  в группе был оборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности, подгрупповых и  индивидуальных занятий.

Наблюдение является составной частью любого эксперимента т. к. с его помощью осуществляется восприятие хода работы и его результатов.  Тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи.  Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д., что определяет связь экспериментирования с формированием математических представлений. Именно  поэтому  я стараюсь вводить элементы экспериментирования в разные виды деятельности.

Я считаю, что основным методом ознакомления детей с природой остаются наблюдения. Они осуществляются на ежедневных и целевых прогулках, а также на экскурсиях. Мною было отмечено, что лучше всего их организовать тогда, когда сезонные изменения проявляются наиболее ярко.  

Кроме непосредственных наблюдений, игр и занятий, должное  внимание  в моей  работе с детьми я уделяю рассматриванию картин с изображением природы.  Подбираю картины такие, которые побуждали бы детей к рассказу, помогали закреплять и уточнять знания.  

 Для получения ответов на детские вопросы нами проводились разнообразные эксперименты  с целью  развития у детей представлений о химических свойствах веществ, знакомства детей с функционированием человеческого организма, а так же для знакомства с основными элементарными физическими свойствами и явлениями природы, велись опыты с растениями и дневники наблюдений.  

На базе нашего детского сада  функционирует кружок по экспериментированию «Радуга открытий», где я являюсь руководителем экспериментальной деятельности дошкольников.  Ребята с удовольствием посещают данный кружок. Также ведется дополнительная работа с детьми, которые проявляют особый интерес к исследовательской деятельности.

Всю экспериментальную деятельность с детьми я организовала по пяти взаимосвязанным направлениям:

  • Живая природа  
  • Неживая природа
  • Физические явления
  • Человек
  • Рукотворный мир

В нашей экспериментальной лаборатории имеются готовые макеты для удобства в работе. Эксперименты с использованием этих макетов вызывают особый интерес и повышают любознательность у детей.

Я считаю важным для себя донести до каждого ребенка, что окружающая нас природа – это источник всего прекрасного, что есть на этой земле. В ходе своей работы  я  знакомила детей с особенности природных процессов и роли человека в них, рассказывала о животном мире, мире растений и их уязвимости под натиском деятельности человека. Однако экологическое воспитание этим не должно ограничиваться. Я считаю, что и родители должны уделять достаточно времени и внимания на разговоры с детьми о том, как развивается жизнь на нашей планете, какие формы жизни существуют, к какой из них относится человек, рассказывали о взаимодействии и взаимозависимости форм жизни на Земле. Нужно не только знакомить ребенка с природой, но и рассказывать ему о проблемах, которые сегодня существуют и влияют на экологическое состояние планеты, объяснять, что человек – одна из основных причин возникших экологических проблем, и от него зависит, какой завтра будет наша планета и жизнь всего человечества. При этом крайне важно донести до ребенка, что даже от него многое может зависеть уже сейчас: выброшенная в урну этикетка от конфеты, отсортированный дома мусор, посадка растений во дворе дома и их полив – вполне посильный для крохи вклад в заботу об окружающей среде.

По результатам анкетирования родителей я сделала вывод, что их заинтересовала данная тема. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к вопросам познавательного развития ребенка через экспериментальную деятельность и пропаганде экологического воспитания.  

 Именно поэтому на подготовительном этапе проекта мною была разработана и проведена  серия консультаций для родителей: «Роль родителей в познании окружающего мира ребенком», «Организация экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментируйте дома!» .

Совместно с родителями был обновлен и обогащен новыми материалами наш экспериментальный уголок.  

По моему мнению, чтобы добиться эффективного результата в развитии ребенка  можно только в тесном сотрудничестве с семьей.

Одним из интересных методов работы с семьей я считаю метод семейных проектов, для которых я предлагала темы  или родители выбирали их самостоятельно. Определившись с темой, они самостоятельно разрабатывали  и реализовывали  семейные проекты по экспериментальной деятельности, с удовольствием представляли свой опыт широкой аудитории.

          Для повышения родительской компетентности   в данном вопросе, мною было решено создать клуб для родителей «Неизведанное   рядом».
Один раз в месяц проводились совместные заседания клуба, где каждому из родителей предоставлялась возможность задавать вопросы, делиться своим опытом, показывать мастер-классы.  

 По окончании  проекта была проведена итоговая диагностика. Проанализировав данные, я получила следующий результат: произошли значимые изменения в познавательном развитии моих воспитанников.  

В отличие от результатов диагностики, проведенной в начале проекта, количество детей с высоким уровнем знаний составило 30 %, со средним – 57 %, а с низким – 13 %. Значительно вырос процент детей, имеющих высокий уровень (на 21 %), средний уровень остался практически таким же (увеличился на 14 %), а вот процент детей, имеющих низкий уровень знаний, наоборот, значительно уменьшился (на 35 %).

Итак, сравнительный анализ показал, что подготовка и реализация данного проекта значительно повысили уровень познавательного развития дошкольников. В ходе проекта у дошкольников повысился интерес к экспериментальной деятельности. 

Дети имеют достаточные представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о химических свойствах веществ, знакомы с основными элементарными физическими свойствами и явлениями.  Проявляют уважительное отношение к природе.

Родителями было отмечено, что данная тема заинтересовала не только детей, но и их самих. Они с интересом и удовольствием принимали активное участие в заседаниях клуба, родительских собраниях, акциях, проектах и т.п. Также они отметили, что у детей значительно вырос интерес к играм-экспериментам.

На мой взгляд, ни один из участников проекта не остался равнодушным к данной теме, все проявили интерес, любознательность, активность и  внесли значительный вклад  в реализации данного проекта.

Так как развитие познавательного интереса детей – тема очень актуальная и со временем ее актуальность будет только расти, то я намерена продолжить работу в данном направлении, а именно подготовить и реализовать педагогические проекты по данной теме в разных возрастных группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по ознакомлению детей с окружающим миром с использованием музыкальных произведений и музыкально-дидактических игр

Методическая разработка по планированию учебных занятий, основной целью которых, является познакомить детей с окружающим миром, используя при этом музыкальные произведения и музыкально-дидактические и...

Использование пословиц, поговорок, чисто- и скороговорок при ознакомлении детей с окружающим миром.

Для развития произносительной стороны речи (закрепления и дифференциации определенных групп звуков, отработки отчет­ливой дикции, для развития голосового аппарата: умения гово­рить громко и тихо, быст...

Проект по ознакомлению детей с окружающим миром в практике работы воспитателя

2. Характеристика проекта.Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследоват...

Статья по ознакомлению детей с окружающим миром.

В статье дан обзор по уходу за комнатными цветами...

Консультация для воспитателей Тема: «Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей с окружающим миром»

Консультация для педагогов«Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром»Приходилось ли вам задумываться о том, что нынешнее поколение ...