Развитие интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность
статья (подготовительная группа)
Данная статья посвящена развитию интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность. В статье представлен опыт работы учреждения по данной проблемы, прописаны формы и методы работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_konkursa.docx | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 26 «Колосок», г. Мичуринск
Богданова Оксана Александровна, старший воспитатель
Полякова надежда Юрьевна, воспитатель
Одной из актуальных социально-педагогических задач является создание условий для формирования и развития в ребенке творческого потенциала, для перехода потенциальных способностей к интеллектуальному творчеству, для самоопределения, самореализации и самостоятельной деятельности личности.
Об актуальности данной проблемы говорит и тот факт, что в последнее время государство стало больше внимания уделять развитию личности. Задача педагога состоит в выявлении одарённых детей, поддержке их стремления к познанию, содействии наиболее полному раскрытию способностей.
Одаренный ребенок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренных детей, как правило, отмечает высокая познавательная потребность. Особенность познавательной потребности состоит и в том, что она не насыщаема, это обусловливает постоянное проявление широкой любознательности ко всему новому для ребёнка. Постепенно к 3-5 годам элементарная, первичная исследовательская активность преобразуется в более высокие ее формы и проявляется уже в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному. Выявлению и развитию одарённых детей служит любая исследовательская работа [3, с. 132.]. В ряде инновационных образовательных программ акцент делается на развитие отдельных познавательных способностей, однако при этом дети получают очень незначительное представление о мире и окружающей их действительности. Появилась проблема – систематизация и обобщение представлений детей об окружающем мире как необходимого компонента интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Необходимость решения данной проблемы обусловлена тем, что в настоящее время дети испытывают потребность в общении с природой и бесконфликтное общение друг с другом. Природа должна стать для детей знакомой, родной и понятной. Поэтому в группе была создана развивающая среда, благодаря которой дети имели возможность наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в природе, задавали вопросы и получали на них ответы.
Для решения этой проблемы, а также для поддержки и выявления детей, имеющих повышенный уровень интеллектуальных способностей разработана и внедряется программа «Юный исследователь» по формированию естественно – научных способностей, рассчитанная на детей 5-7 лет. Дополнительное образование дошкольного учреждения в рамках познавательно – исследовательской деятельности представлено разнообразными формами. Одной из таких форм является кружок «Юный исследователь», главной целью которого является формирование экологического мировоззрения, исследовательской и поисковой активности старших дошкольников. Данный кружок посещают воспитанники, обладающие повышенным уровнем базисных знаний по экологии, высокой мотивацией к освоению новых знаний, умений, навыков и стремлением к самореализации. Для полноценного развития естественно-научных способностей, повышению интеллектуального потенциала одаренного ребёнка в рамках работы кружка применяются следующие формы: исследовательская деятельность, проектная деятельность, полевой экологический практикум, экотеатр, самостоятельная исследовательская деятельность, экологические экскурсии и др. Созданная предметно-развивающая среда соответствует как общевозрастным, так и их специальным способностям, представлена рядом специфических особенностей: материалы для экспериментирования, большое разнообразие игр повышенной сложности, книг для чтения познавательного характера [1, с. 45].
Одним из направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения по работе с одаренными детьми является внедрение ИКТ в воспитательно – образовательный процесс. В рамках работы по данному направлению воспитанники совместно с педагогами создают собственные мультимедийные продукты, используя при этом интернет – ресурсы, компьютерные игры, проводят виртуальные экскурсии. Самостоятельная исследовательская деятельность формирует у детей умение работать с литературой, вести поиск необходимой информации, овладеть методикой проведения экологических наблюдений, приемами и навыками анализа и синтеза процесса и продукта исследований. Экологические экскурсии проводятся с целью привития детям практических навыков исследовательской работы. Экскурсии проводятся в разные периоды времени. В осенний период времени целью экскурсий является расширение компетенций дошкольников об осенних явлениях в природе, о последовательности изменений в неживой и живой природе и их взаимосвязях [2, с.7]. В зимний период уделяется внимание расширению компетенций дошкольников о зимних явлениях в природе, развитию умений сравнивать и обобщать на материале собственных наблюдений за зимними явлениями, совершенствованию навыков поисковой деятельности. В весенний и летний периоды делается акцент на расширение знаний о растениях, насекомых и животных, их развитии, на формирование познавательного интереса к лекарственным растениям и их роли в жизни человека, на развитие способностей предвидеть положительные учреждения разрабатывается методическое пособие по теме «Приобщение дошкольников среднего и старшего возраста к природе родного края через организацию сезонных прогулок». В основе пособия лежит концепция формирования экологической культуры дошкольника, способного проявлять гуманно – ценностное отношение к природе. Данное пособие позволит систематизировать организацию прогулок, повысить уровень знаний дошкольников по экологии, сформировать активную жизненную позицию и приобщить к природе родного края. Отдельно хотелось бы отметить такую форму работы как полевой экологический практикум.
Полевая экология – это обучение и воспитание детей в природной обстановке, познание и исследование природы через непосредственное общение. Природа выступает не только как объект познания и труда, но и как условие учебной, исследовательской деятельности, как дидактический материал, учебная лаборатория. В ходе данной работы детям прививаются практические навыки научно – исследовательской работы путём изучения, например, природных биоценозов, оценки степени антропогенного влияния на них и т.д., развиваются такие качества как сила воли, настойчивость, целеустремленность.
Проектная деятельность активно реализуется в рамках кружковой деятельности. Она помогает воспитанникам расширить общее и экологическое мировоззрение, позволяет раскрыть, развить и реализовать свой творческий потенциал. Как правило, проектная деятельность включает в себя исследовательскую, природоохранную, просветительскую и организационную деятельность.
Задача педагогов, конечно, состоит в выявлении и поддержке одаренных детей, но и не менее важной задачей является развитие у воспитанников личностных качеств, приобретение навыков исследования [4, с.26]. Приобретенные умения и навыки исследовательского поиска ещё в дошкольном возрасте, потребуются каждому человеку в самых разных сферах жизни. Тенденция развития современного общества такова, что творческий исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии.
Литература
1. Белоусова А.К. Развивающая образовательная среда для одарённых
детей. Учебно-методическое пособие. Ростов- на-Дону, 2009.
2. Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. Организация детей на
прогулке. Волгоград: Учитель, 2011.
3. Недобежкина М.И. Развитие одаренности через исследовательскую
деятельность// Актуальные задачи педагогики: материалы V Международной
научно – практической конференции. Чита, 2014.
4. Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: кн. для
учителей и родителей. М.: Просвещение, 1996.__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
Развитие позновательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность...
Проект "Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"
Цель данного проекта: создание системы работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности посредством детского экспериментрирования....
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность. Вестник научных конференций Наука и образование в XXI веке По материалам международной научно-практической конференции 29 января 2021 г. часть 3
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность...
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность.
Представляю вашему вниманию доклад и презентацию на тему Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность.Развитие интеллектуальных способностей дете...
Презентация "Развитие читательской грамотности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"
Презентация "Развитие читательской грамотности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность
Консультация для родителей...
Методическая рекомендация «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
Методическая рекомендация«Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»...